КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ.

Калган, 17 Августа 1904 г.

Наша маленькая русская колония в Калгане, после боксерского восстания, хотя и увеличилась на один дом (отделение Русско-Китайского Банка), но численность колонистов, в особенности в данное время, дошла до минимума, а именно: торг. д. Коковин и Басов имеет всего 1 доверен. и 1 служащего с женою, в торг. д. Батуев и Ко только 1 доверенный — компанион и 1 служащий, торг. д. Н. Н. Шулынгин хотя и не закрыт, но у него никого здесь нет, в Русско-Китайском Банке только 1 доверенный, и лишь управляющий здесь Русскою почтовою конторою с семьею из 7 человек, всего же мущин, женщин и детей (русских) в колонии 13 человек. Число это едвали увеличится, ибо главное дело здешних русских торговых домов — транспортировка чаев — пока никакой не подает надежды на то, чтобы здесь вновь стали проходить чаи хотя бы в половинном количестве того, что было до 1900 года.

Русская колония здесь до 1900 г. состояла в общем из 30-35 человек, и в ту пору здесь была небольшая православная церковь, которая, как и все дома русских, разрушена в мятежный 1900 г. А так как церковь эта еще не возобновлена, то является вопрос о том, не время ли теперь возобновить? Не считая себя компетентным в таком важном вопросе, я хотел бы только несколько выяснить причины и за и против возобновления храма в Калгане. Начну с того, что собственно и исключительно важно для такой незначительной кучки русских колонистов, при крайне сомнительном положения, будут ли еще здесь они в этом числе и в будущем, тогда едвали потребно возобновление храма, тем более, что церковные требы здесь от времени до времени исполняются членами Духовной Миссии в Пекине (в последний раз здесь был для совершения Богослужений и церковных треб Иеромонах Николай в Марте 1903 г.), и на будущее время при возможности, Духовная Миссия, вероятно, не оставит командированием сюда священнослужителей для нашей нужды. Это с одной стороны взгляд, с другой же, в вопросе возобновления здесь храма, в видах проповедывания Слова Божия и просвещения язычников, получается совершенно иное его освещение, имеющее связь и с русскими колонистами; в этом случае вопрос этот, мне кажется, вполне заслуживает должного внимания и разрешения его в более благоприятном и положительном смысле, что, конечно, будет иметь значение для проповеди Слова Божия язычникам, а истинным христианам русской колонии в Калгане лишь только останется радоваться этому!

Здешняя Американская Миссия (протестант.) в беспорядки 1900 г. также была разрушена до основания, но в данную пору в ней обстраиваются гг. миссионеры довольно обширными помещениями, помимо этого они выстроили школу для китайских детей и небольшой приемный покой с аптечкой (отдельно от [19] Миссии), в котором уже лечат больных китайцев, а в школе учат детей китайцев. Если бы здесь было признано необходимым возобновление Русского Храма для целой проповеди и просвещения язычников и для пользы православных русских, тогда вместе с этим неразрывно должен быть связан вопрос об основании и открытии здесь школы для обучения китайцев русскому языку, при чем с уверенностью можно сказать, что если не скоро найдутся последователи проповеди и веры Христовой, то учиться русской граммоте вероятно будет много желающих. Частным образом мне известны слухи о том, что наше Министерство Народного Просвещения ныне имеет в виду рассмотрение вопроса по постановке школьного дела в государствах восточных народов и в Китае, то открытие здесь школы как бы пойдет лишь на встречу этому вопросу и тем поможет к скорейшему его разрешению.

В заключение, конечно, всякий спросит о средствах как на возобновление здесь Храма, так и на открытие школы; вопрос этот всецело будет принадлежать разрешению Высших Властей и нашей Императорской Духовной Миссии в Пекине.

В. Бурдуковский.

__________________________

Юн-пин-фу, 23 Августа.

Благодарение Богу! Наше новое стадо должно увеличиться; вчера приходили китайцы (три человека) с просьбою принять трех мальчиков в школу, а сами заявили о своем намерении принять православную веру; сегодня явился китайский аптекарь и торговец, проживающие в Юнпинфу, и подали заявление о желании принять православие; я им посоветывал познакомиться сначала с нашим вероучением и богослужением, и если у них не охладеет рвение к православию, можно будет приступить ко крещению. Они остались довольны, попросили книг (им даны: Закон Божий, Молитвенник и Символ Веры) и обещали посещать службы церковные и беседы. Мне очень приятно, если аптекарь не оставит своего благого намерения, так как он может быть очень полезным для нас: у него можно иметь лекарства и при помощи его лечить китайцев, которые иногда обращаются ко мне, но, к сожалению, за отсутствием медикаментов, приходится им отказывать. Китайский чиновник, который живет у нас, вчера прислал карточку и хотел посетить нас, но в виду того, что у нас сейчас идет постройка, и все находится в беспорядке, я послал с Симеоном к нему свою визитную карточку, где уведомил его, что в данное время мы не можем принять «такого высокого гостя», а когда устроим школу и церковь, то попросим на освящение и разделить с нами чашку чаю. Чиновник остался очень довольным и обещал присутствовать на нашем будущем торжестве.

Ко мне весьма часто обращаются китайцы — дать им лекарства против курения опиума, но в этом деле я несведущ. Феодор Власов говорит, что диакон Сергий Чан знает средство против этого зла. Я хотел обратиться к о. Сергию, [20] но ни я, ни Власов — не знаем, где он сейчас находится, а между тем необходимо помочь китайцам. Школу оканчиваем.

Столяр занят работой иконостаса. Все у нас должно, при помощи Божией, пойти хорошо; в пении — беда: один Павлушка — певчий, учил других ребят петь хотя «Господи помилуй», ничего не выходит: в комнате поют, а в церкви боятся.

Иеромонах Палладий.

__________________________

Юн-пин-фу, 30 Августа.

Для нашей школы необходимо иметь побольше книг по Закону Божию и арифметике на русском и китайских языках.

В воскресенье 29 Августа были у нас 7 приехавших из деревень китайцев, выразивших свое желание креститься, при чем некоторые из них богатые; все они — издалека. Мы их пригласили к себе, когда будет готова церковь, они с радостию согласились и обещали исполнять все, о чем им говорил диакон Михаил Тан. Симеон Лю здесь имеет большой вес, так как приезжие сначала все обращаются к нему, он имеет массу знакомых.

Я иконостас начал писать; уже готовы лики св. Апостолов; завтра начну писать икону «Тайной Вечери», так как доска и все необходимое для этого готовы. Церковь будет в общем довольно красивая, и работы здесь подвигаются быстро, хотя дела очень много, и рабочие часто делают стачки. Симеон нашел новых 29 человек, и все наладилось.

Ф. Власов.

__________________________

(Письмо солдата к брату в монастыре)

Дорогой наш брат!

Шлем тебе привет все наши односельчане из дер. Коемарской (Пензенской губ.), призванные теперь на защиту отечества; нас всех 25 человек, и находимся в 284 пехотн. Чембарском полку.

Помни о нас в своих молитвах; с верою в Бога мы идем умереть за Царя и отечество по закону Господню, или же прогнать врага и с радостию вернуться на родину в наши семьи, к нашим детям; если они и останутся без нас, мы не страшимся, так как Бог «сира и вдову приимет».

Пиши к нам почаще и не забывай нас. Мы все здоровы.

Твой брат Федор Ломов.

Текст воспроизведен по изданию: Корреспонденции // Известия братства православной церкви в Китае, № 12-13. 1904

© текст - ??. 1904
© сетевая версия - Thietmar. 2017
© OCR - Иванов А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Известия братства православной церкви в Китае. 1904