Из жизни Миссии.

Праздник Успения Божией Матери.

Праздник Успения Божией Матери справляется в Миссии всегда с особой торжественностью; в 1828 г. был выстроен в северном подворье, храм во имя Успения Божией Матери, вместо прежнего, существовавшего с начала 18-го века. С 1861 г. Духовная Миссия совсем основалась на Северном Подворье, которое и называлось Успенским монастырем; в Южном подворье поместилась Дипломатическая Миссия. Поэтому день Успения, как престольный праздник, имел особое значение для Миссии. Подворье было разрушено в 1900 г.; при восстановлении Миссии был возобновлен уже на новом месте Успенский храм и устроен монастырь, названный Успенским.

Братия монастырей миссийских мужского и женского, учащиеся и другие обитатели подворья готовятся к тому празднику внешне и внутренне. В последние дни перед праздником все говели; 13-го Августа о. Смарагд исповедывал учащихся и других китайцев. После всенощной в этот день были прочтены вечерние молитвы. На следующий день за литургией все исповедавшиеся приобщалась Св. Тайн. Днем исповедывалась братия мужского и женского монастырей. О. Смарагд совершил таинство св. крещения над китайцами, пожелавшими принять христианство.

В 4 часа дня в Успенской церкви была отслужена о. Сергием малая вечерня, после которой о. Арх. Симом в сослужении с о. Иг. Христофором, свящ. о. Павлом отслужил молебен Божией Матери; певчие пели по-славянски. Затем о. Арх. Симоном совершено было пострижение в рясофор послушницы-китаянки Елены Фу; ей уже 24 года; она китаянка; родители ее живут в Пекине; она крещена в 1902 г.; училась в доме родителей 3 года, потом в протестантской школе 3 года; в 1909 г. она поступила в монастырь и состояла учительницей в женской школе; теперь она решилась всю жизнь посвятить служению Богу и принять монашество.

Праздничная всенощная началась в 6 час. вечера. Храм был убран по праздничному. После торжественной встречи Преосвященного Начальника Миссии с крестом, о. Арх. Симон начал всенощную: на литию и благословение хлебов выходили Владыка со всеми священнослужителями. После великой ектении на утрени свящ. о. Сергий сказал поучение; рассказав о самом событии, воспоминаемом св. Церковью, о. Сергий указал на значение праздника. На величание Владыка и все Священнослужители в золотом облачении вышли на средину храма, где перед иконой Успения Божией Матери происходило величание и чтение св. [29] Евангелия; сперва Владыка прочитал Евангелие по-славянски, затем о. Сергий — по-китайски. Во время пения канона о. Арх. Симон совершал помазание елеем. Народу было много; все были в праздничных одеждах, по большой части белых и голубых. Были и русские, в том числе секретарь Посольства И. И. Десницкий и несколько казаков. У нас это действие совершается с большой торжественностью и порядком, никакой толкотни и давки; все подходят один за другим; каждый сделает два поклона благоговейно, чинно, не торопясь, приложится к св. иконе, перекрестятся еще раз, подойдет к иерею, помазывающему елеем, затем примет хлеб из рук другого иерея и станет опять на свое прежнее место: и все по порядку: монашествующие, послушники, взрослые китайцы, рабочие ученики, учащиеся, ученицы, женщины. Китайцы вообще любят порядок и серьезно относятся к обрядности. После всенощной было прочитано правило для приобщающихся на следующий день.

15-го Августа в 6 1/2 час. утра о. Наместником был совершен водосвятный молебен. В 7 час. утра — встреча Владыки; с Владыкой служили о. Арх. Симон, о. Иг. Христофор, свящ. о. Павел и о. Сергий. За малым входом Преосвященным Владыкой был возведен в сан Архимандрита член Миссии Игумен Христофор. На ектениях произносились прошения из молебствия во время нашествия супостатов, а после сугубой ектении Владыка прочел молитву л даровании победа над врагами. Певчие меди под управлением регента г. Соболева с особой торжественностью и усердием, частью по-славянски, частью по-китайски. Миссийский хор певчих, — по большей части учеников, — поет стройно и мелодично: даже трудные песнопения выходят гладко и выразительно. Вместо за причастного стиха Иван Жун сказал поучение, в котором объяснял изображение Успения Божией Матери на иконе.

Кончилась литургия. Владыка и все священнослужители переоблачились в красное облачение для крестного хода, совершаемого вокруг стен Миссии. Все участники хода — с крестами, хоругвями и иконами уже выстроились в порядке. Зазвонили в колокола. Ход двинулся из Церкви через святые ворота на юг; выйдя из огради, он обошел вокруг стен (расстояние всего пути — более двух верст). Впереди несли кресты, потом хоругви, иконы Спасителя, Божией Матери и Св. Николая; затем певчие, всю дорогу певшие песнопения: тропарь и кондак Успения Божией Матери по-русски и по-китайски, и ирмосы Богородичных канонов «Отверзу уста моя» и «Воду прошед». затем диакона, свящ. о. Павел, окроплявший путь и богомольцев святой водой, о. Архимандриты и Владыка под желтым балдахином, который несли четыре китайца.

Было жарко; солнце прямо пекло. Китайцы, привыкшие ходить без шляп, шли всю дорогу с открытыми головами; для европейцев летние солнечные лучи опасны. На всех четырех сторонах совершались моления. Большая толпа христиан сопровождала крестный ход. Местные жители-язычники выходили из своих домов, чтобы посмотреть на ход.

Последняя ектения была произнесена уже перед западными вратами в притворе. Молебен закончился многолетием, произнесенным о. протод. Василием. Весь день до четырех часов дня продолжался колокольный звон. В этот день народ допускается в миссийский сад; почему в саду часов до 4 гуляли китайцы-некрещенные, преимущественно китаянки в праздничных нарядах с детьми.

Текст воспроизведен по изданию: Из жизни миссии // Китайский благовестник, № 17-18. 1914

© текст - ??. 1914
© сетевая версия - Thietmar. 2019
© OCR - Иванов А. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Китайский благовестник. 1914