МИЛОВАНОВ

Из воспоминаний об охранной страже Китайской Восточной железной дороги.

Давно уже в Манчжурии окончились китайские беспорядки; уже около года прошло с тех пор, как перестали циркулировать слухи о появлении крупных шаек хунхузов вблизи строящейся дороги; около года прошло и с тех пор, как окончились экспедиции больших и маленьких отрядов, высылаемых для преследования их, и только, как молчаливые свидетели минувших невзгод и боевых дней, долго-долго еще после того стояли на Харбинской площади три орудия нештатного «конно-артиллерийского взвода охранной стражи», отбитые у китайцев при взятии Ханшинного завода близ Харбина 13-го июля 1900 года.

В этот день, 13-го июля отряд охранной стражи, стесненный в Харбине и окруженный со всех сторон неприятелем, решил (в составе трех рот и около четырех сотен) атаковать противника, занявшего Ханшинный завод и соседние деревни близ Харбина и имеющего в своем распоряжении скорострельные орудия, между тем как харбинцы, приготовившиеся к упорной обороне, не имели ни одного орудия. Но вот наконец было решено для «обороны» отлить пушки, и в технических мастерских Китайской Восточной железной дороги закипела работа: из собранной меди и медных вещей отливали четыре пушки. Проба их дала следующие результаты: одно орудие лопнуло, а три остальных могли стрелять картечью до 200 шагов. Вот эти-то «орудия» и поставили за окопами в ожидании противника направив их в сторону «Затона» (по ту сторону реки Сунгари) откуда неприятель готовился перейти в наступление, переправившись через реку на «джонках», и откуда он особенно усердно обстреливал артиллерийским огнем пристань Сунгари с её малочисленным, недостаточно вооруженным, но стойким гарнизоном. Утром, 13-го числа, предупредив предполагавшуюся атаку китайских отрядов на Харбин (пристань Сунгари), отряд охранников, под начальством полковника (ныне генерал-майор) А. А. Гернгроса, атаковал Ханшинный завод (в 3-х верст. от пристани Сунгари) занятый китайскими войсками, отбил у них крупповские скорострельные орудия с достаточным запасом боевых припасов, и сформировав из отбитых орудий «нештатный конноартиллерийский взвод охранной стражи», в тот же день из китайских же орудий (Орудия германского завода Круппа, калибр 57 мм. с унитар. патроном и замком Гочкиса) открыл огонь по затону, занятому китайцами. Нашлись среди охранников и бывшие артиллеристы, которые были назначены прислугой к орудиям вновь сформированного взвода.

Со следующего же дня, после похорон убитого шт.-капитана Чаленкова, харбинский отряд охранной стражи перешел в наступление и, преследуя неприятеля, очищал линию железной дороги от мятежников, а затем началось очищение восточного участка и беспрерывное преследование неприятеля с частыми стычками с ним, почти до самого Никольско-Уссурийского. [270]

Этот марш от Аже-Хэ, совершенный конными частями охраны, под командой ген. Гернгроса, сделал бы честь любому опытному кавалерийскому начальнику, особенно, если принять во внимание, что отряду приходилось все время следовать по местности почти непроходимой в это время года (ождливый осенний период), что дорогой, иногда на десятки верст, служила вязкая, еще не осевшая насыпь полотна железной дороги или едва проходимые тропинки в зарослях «тайги».

1.JPG (25863 Byte)

Лошади почти все время находились на подножном корму, а люди питались тем, у кого, что было в сумах, и, тем не менее, ежедневно делали от 35 до 50 верст без дневок. Только по окончании этого более чем трудного похода, возвратившись в Харбин в октябре месяце, охранники спокойно отдохнули несколько недель и вновь началась их серьезная и опасная служба в преследовании отдельных, мелких партий хунхузов. Мало говорилось о подвигах охранников, но щедро, и по заслугам полученные ими награды яснее печатных страниц говорят об их доблестях и храбрости.

На прилагаемой группе сняты первые Георгиевские кавалеры Харбинского отряда, бывшие на Георгиеском празднике в 1900 года в городе Харбине. Но этой маленькой группой не исчерпывается число Георгиевских кавалеров охранной стражи. В период 1900-1902 года на охранную стражу было пожаловано больше 500 георгиевских крестов и многие из охранников имеют по две, по три степени, и трое награждены четырьмя степенями названного знака отличия. В числе этих последних находится вахмистр Жалнин, бывший казак 15-го донского казачьего полка, принятый на службу в охранную стражу в 1899 году.

Все эти герои вошли в состав Заамурского округа отдельного корпуса пограничной стражи, служа молодым солдатам молодого округа живым примером безграничной храбрости и твердого исполнения долга при несении ими не легкой, хотя и менее опасной теперь, службы по охранению границ родного края на Дальнем Востоке.

Подпоручик Милованов.

Текст воспроизведен по изданию: Из воспоминаний об охранной страже Китайской Восточной железной дороги // Разведчик, № 648. 1903

© текст - Милованов ?.?. 1903
© сетевая версия - Тhietmar. 2016
© OCR - Кудряшова С. 2016
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Разведчик. 1903