К восшествию на престол нового императора.

Накануне дня восшествия на престол все чиновники приносили жертвы и молились в храмах конфуцианских, высшие чины во дворце, другие в установленных местах в городе. В день восшествия, 19-го Ноября, молодой Император в траурном одеянии, в сопровождении шестнадцати приближенных особ, во главе с князем Регентом, в пышно декорированных паланкинах принесены были к павильону покойной Императрицы, где поклонились гробу, потом проследовали ко гробу покойного Императора для такого же поклонения. После чего Государь, переодевшись в парадный костюм «радостный», в сопровождении тех же лиц и в тех же носилках отправился к главной тронной зале «Тай-хэ-дянь», которая представляет отдельное здание на высоком (в [16] полторы сажени) пьедестале со ступенями во все четыре стороны. На дворах пред этим зданием, с юга прилегающих к нему, ожидали князья и высшие сановники государства со своими провожатыми и масса чиновников всех министерств. Они стояли рядами по обе стороны средней мраморной дорожки, которая ведет к главному входу тронной залы с южной стороны. На каменном помосте двора возвышаются медные пластинки с обозначением рангов чинов, имеющих доступ ко Дворцу. На ступенях размещались телохранители царские и военные чипы по степеням их старшинства. Тут же чиновники Дворцового ведомства держали в руках царские регалии: жезл, большой желтый зонтик, мети, копья, бердыши и проч.

По прибытии Государя со свитою все чины во главе с князьями Цином, Ли и Гуном оставались на дворах. Когда трехлетний Император был усажен на троне лицом к югу, то Князь Регент, находясь на возвышении тропа и стоя на одном колене, очень почтительно поддерживал Государя во все время чтения манифеста. Высочайший манифест о новом воцарении и высочайших милостях в первый раз читал один из сенаторов, стоявший на крыльце над входом в залу, где подвешена была особого рода урна, искусно сделанная из золоченой бумаги в виде баснословной птицы феникса с открытым ртом. Феникс есть эмблема Императрицы, а дракон-эмблема Императора. По прочтении манифеста свиток его положен в эту урну и спустился, через открытый рот феникса, в руки, стоявшего внизу, чиновника министерства Церемоний. Это означало, что высочайший манифест объявляется от имени Императрицы. Манифест выслушан всеми коленопреклоненно, а по окончании чтения, все присутствующие поспешили переменить траурную одежду на парадную и стать на свои места. А что Государь? Он тоскливо озирался по сторонам, неутешно плакал и все повторял: «Мама, мама... Где мама?»

Рассказывают семейную драму: Супруга Князя Регента не хотела отдать своего сына Пу-И для возведения на престол, зная, что по обычаям страны она уже не увидится с ним более. Да и что станется с ребенком во дворце, в руках чужих людей, евнухов? Как мать, она для него уже не существует, а он ей не сын, и когда придет в возраст, то ни кто ему не откроет тайны под страхом смерти. Несчастная мать в день восшествия на престол своего сына, была в слезах отчаяния, муж ее долго уговаривал ее еще раньше, но безуспешно, а теперь вынужден был силою вырвать ребенка из рук матери и везти его во творец. [17]

По особому сигналу, данному чиновником Дворцового ведомства, троекратным ударом по воздуху бичем, все присутствующие под команду приклонили колена и сделали девять земных поклонов по направлению трона. После чего тем же сигналом было возвещено о конце церемонии. Государя усадили в теплый паланкин и отнесли в его Южный дворец, а чиновники, уже свободно расхаживающие по дворам, просили повторить чтение манифеста на маньчжурском и китайском языках.

Да и как было не наслаждаться им: кроме дарования месячного жалованья всем служащим, в нем заключался длинный перечень высочайших милостей к чиновникам и народу. 1, прощены все долги чиновников Казне, 2, военным людям прощены долги по займам на пропитание их семейств в военное время, 3, земледельцам, рачительно возделывающим свои поля и усовершенствующим хлебопашество, повелевается выдавать премии, 4, родственникам императора в пятой и седьмой степени определялись значительные подарки, 5, старикам за 70 лет освобождение от несения службы с платою полного оклада жалованья, 6, старикам за 80 лет кроме того дается чин 9-го класса, 7, старикам за 90 лет жалуется чин 8-го класса, 8, старикам за 100 лет жалуется чин 6-го класса, 9, старикам, достигшим 120 летнего возраста должны быть от казны выстроены дома и выдаваема пожизненная рента в достаточном количестве, 10, сиротам без приютным должно дать место жить и пищу от казны, 11, о калеках и увечных, не имеющих родства, чиновники должны иметь заботу, снабжая их от казны всем необходимым, 12, об осужденных за преступления мы сказали уже выше. Когда все присутствующие достаточно уразумели содержание манифеста, свиток его, торжественно положен был на особый открытый паланкин, на другом таком же паланкине была поставлена курильница с ладоном, которая предшествовала первому паланкину с манифестом и оба они были отнесены в министерство Церемоний, на обязанности коего лежит распубликование манифеста народу.

Вдовствующая Императрица, супруга покойного Императора годов правления Гуан-Сюй, в этот день также делала поклонения праху почивших и затем принимала поздравления в особой тронной зале.

Церемониал восшествия на престол предполагалось совершить в первом месяце после нового года, но забота Князя Регента об умиротворении страны была причиною того, что торжество это отпраздновано гораздо раньше, что находит одобрение и во мнении народа.

Текст воспроизведен по изданию: К восшествию на престол нового императора // Китайский благовестник, № 34. 1908

© текст - ??. 1908
© сетевая версия - Thietmar. 2017
© OCR - Иванов А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Китайский благовестник. 1908