Жизнь Дальнего Востока

Нанкинские события и их последствия.

Солдатами Чжан-Сюня убит в Нанкине еще один японец помимо трех, о которых мы уже сообщали. Проживающая в городе японская колония так терроризирована зверствами недисциплинированной китайский армии, что многие японцы предпочитают бросить все дела и выезжают в Шанхай, присутствие здесь японского дессанта, усиленной недавней высадкой моряков с канонерок, не действует успокаивающе на запуганное японское население.

Токийское правительство, возмущенное нанкинскими зверствами, заявило протест в Пекине и уполномочило своего представителя здесь требовать удовлетворения полностью по пунктам, обозначенным в протесте, и ни на какие уступки не идти. Население Японии идет дальше того, оно настаивает на немедленной посылке войск в Нанкин, для обуздания дикарей. По поводу этой меры г. Инукай, лидер националистов говорит: «правительство наше не может выполнить волю народа по той простой причине, что всякая экспедиция в Китай со стороны Японии больших военных сил требует предварительного согласия на то Англии и Франции, с которыми мы связаны договорами. Поэтому, прежде, чем посылать крупные воинские части, как того хотят соотечественники, нам необходимо заручиться согласием двух названных держав, а такового правительство наше пока не имеет».

Шанхайская туземная пресса чуть ли не всецело присоединяется к иностранной прессе, возмущенной событиями в Нанкине. «Шеньчжоу Жибао», например, главным виновником нанкинских зверств считает генерала Чжан-Сюня и настаивает на немедленном разжаловании генерала. «Шэнь-бао», другая газета, говорит: «Китай поставил себя в чрезвычайно тяжелое положение нанкинским инциндетом, за который придется [30] жестоко поплатиться. Японское население по справедливости негодует на убийства, которые позволили себе озверевшие солдаты команды генерала Чжан-Сюня.

По донесениям Чжан-Сюня, порядок в Нанкине восстановлен, грабежи и насилия солдат прекращены. Иностранцы не верят этим донесениям, так как знаменитый генерал скомпрометировал себя, когда уверял, что по взятии Нанкина жители могут быть спокойны за свою жизнь и имущество. Тот же генерал, чтобы иностранцы меньше могли видеть восстановленный им в городе «порядок», сделал распоряжение о прекращении пассажирского движении на участке Чэнь-цзян — Нанкин, сославшись в этом случае на не неисправности пути.

Президент Юань-Ши-кай, ознакомившись с нанкинским делом, нашел, что главными виновниками, допустившими грабежи и убийства в Нанкине, являются генерал Фын-Го-чжан, адмирал Лю-Гуань-сюн и некий Лай-Чень-чжунь, гражданский чиновник и потому отрешил их от службы, с преданием военному суд. Чжан-Сюнь в числе обвиненных не фигурирует, так как он успел по телеграфу заявить президенту о своей отставке.

В иностранных финансовых кругах, заинтересованных в Китае, нанкинские события вызвали пессимистическое настроение. В кругах этих высказывается опасение, как бы добрая часть выданного китайцам найма не ушла на нужды чисто военного характера. Будет чудом, заявляет иностранная пресса, если Китаю удастся спастись от неминуемого финансового и политического кризиса.

Мукденьский губернатор Чжан-Си-лян на одном из последних совещаний, устроенных им с участием начальников воинских частей и более крупных гражданских чиновников, заявил свое опасение, как бы нанкинские события не повели к сериозным международным осложнениям. На этом совещании Чжан просил присутствующих офицеров все зависящие от них меры, чтобы солдаты Мукденьского гарнизона не позволяли себе никаких бесчинств и вели себя вежливо корректно ни отношению к проживающим иностранцам.

Последние телеграммы из Шанхая сообщают, что ожидается обстрел города Ханькоу с соседних фортов, которые революционеры пытаются захватить в свои руки. Если, паче чаяния таковой обстрел произойдет, положение Китая еще более ухудшится.

Х. В.

Текст воспроизведен по изданию: Жизнь Дальнего Востока. Нанкинские события и их последствия // Китайский благовестник, № 10. 1913

© текст - Х. В. 1913
© сетевая версия - Thietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Китайский благовестник. 1913