Китай.

Китайский протест. 30 Сентября (по нов. стилю) товарищ министра Иностранных дел г-н Tsao-Yon-Lin посетил г-на Хиоки, Японского посланника в Пекине, чтобы передать ему новый протест Китайского правительства против нарушения нейтралитета со стороны японских войск, действующих в Шань-дуни. Главные пункты протеста - нижеследующие:

1) Прежде всего, нельзя допустить, чтобы японские войска заняли Weihsien по соображениям стратегического характера.

2) Когда был определен район военных действий, Японцы, как было сообщено, прошли на запад от Weihsien. Японцы приняли эту статью.

3) Железная дорога Tsinan-Tsingtao - китайско-германское общество, чисто коммерческое, основанное на германские и китайские капиталы.

Эта дорога не может доставить Германцам никакого облегчения; перед войной Китайское Правительство наблюдало за перевозкой товаров, производящейся на этом пути. Когда война началась, она была разрушена на восток от Weihsien; ее мосты уничтожены; она бесполезна.

4) Рудники, которых добиваются Японцы, - китайско-немецкие. Только некоторые из них принадлежат вполне Германцам, но они расположены в нейтральном районе.

Г-н Tsao-Yon-Lin заявил г-ну Хиоки, что Китайское правительство не признало занятия Weihsien.

Японский посланник телеграфировал в Токио, испрашивая инструкций Японского правительства.

Японский ответ. Г-н Хиоки, Японский посланник в Пекине, получил от своего правительства инструкции относительно ответа на Китайский протест.

Главные пункты: Японские действия в Шаньдуни имеют целью полное уничтожение германской деятельности на Дальнем Востоке для обеспечения мира, которому германцы угрожают всюду, где они утверждаются.

Железная дорога в Шандуни не является чисто коммерческим предприятием. Согласно договору в Киаочау эта линия имеет политическое значение, почему Японцы имеют право взять ее во владение.

В ответ на Китайский протест, Японская нота гласит: [4]

1) Пользование дорогой со стороны Германцев показывает, насколько железная дорога была германской, и насколько китайско-германской.

2) Так как железная дорога не составляет нейтральной собственности, то никакого нарушения нейтралитета не заключается в том, что Япония взяла на себя управление и контроль. Вопросы об определении района военных действий и о значении железной дороги являются в глазах Японского правительства двумя вопросами, совершенно различными, которых нельзя смешивать.

3) Китайское правительство заявляет, что эта линия не может быть использована Германцами между Tsinan и Tsingtao. Но с точки зрения сражающихся армий, занятие Weihsien неизбежно, в виду опасности подвергнуться нападению с тыла во время аттаки Tsingtao, если бы пользование линией оставалось в руках врага.

4) Китайское правительство заявляет о своей готовности взять на себя охрану Weihsien и Tsinan; Японское правительство не считает это требование справедливым.

(Дана во 2-й день 10-го месяца 3-го года царствования Taisho.)

По слухам, представляется возможность соглашения между Японией и Китаем по вопросу о железных дорогах в Шаньдун. Эксплоатации должна оставаться в руках Китайцев, а Японцам принадлежать управление и контроль. Посланник Хиоки предлагал Китайскому правительству, назначить служащих на железную дорогу из персонала Южно-маньчжурской железной дороги вместо солдат, присутствие которых признается опасным. [Journal de Pekin]

4-ый Германский протест. Германский посланник в Пекине четвертый раз заявил китайскому правительству протест по поводу нарушения Китаем нейтралитета на территории, прилегающей к Цзяо-чжускому округу. В ответь германцам правительство Китая между прочим заметило: страна наша со стороны нейтралитета значительно отличается от других таких же государств; прежде всего крепость одной из воюющих держав (Германии) находится на китайской территории, чего ни в одном нейтральном государстве не встречается. Затем нападающие на крепость не могут атаковать таковую, без нарушения нейтралитета Китая. Аналогичное явление представляла русская крепость в Порт-Артуре во время русско-японской войны. Но Россия ведь не требовала с Китая возмещения убытков, причиненных переходом крепости [5] в японские руки. Германия угрожает, что по окончании воины Китай обязан будет возместить убытки Германии, понесенные во время осады Цзао-чжоу. На этом основании Китай слагает с себя всякую ответственность за происходящее в военной зоне на Шаньдуне. X. В.

Декрет Президента. (Об охране жизни иностранцев). Министр Внутренних Дел представил нам рапорт о том, что один японский инженер был захвачен и убит бандитами в Weiyekeou, в территории Jehol.

Согласно договорам местные власти несут ответственность за охрану всех иностранцев, которые путешествуют внутри Китая. Как же можно было допустить такое преступление? Глубоко опечаленные известием об этой смерти, мы предлагаем высшим местным властям, виновным в нерадивости, принять меры к тому, чтобы подобные инциденты не повторялись. Они должны напомнить армии и народу, что иностранные путешественники должны пользоваться полной охраной. Пусть власти тщательно избегают малейшей оплошности, так как в интересах страны поддерживать дружественные отношения с державами.

(Journal de Pekin.)

Текст воспроизведен по изданию: Китай // Китайский благовестник, № 17-18. 1914

© текст - ??. 1914
© сетевая версия - Thietmar. 2019
© OCR - Иванов А. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Китайский благовестник. 1914