Из жизни Китая.

Проблемма воспитания в Китае.

Tang Uen tchi, Президент Наньянского института, произнес в собрании речь о проблемме воспитания в Китае. Он сказал: «Американский Консул, Dr. Wilder, оказал мне честь приглашением прочесть лекцию. Я избрал предметом лекций вопрос о воспитании в Китае. Прежде всего и хотел бы рассмотреть вопрос о китайской нравственности — будет ли она основываться на религии или на философии. Если фундаментом ее будет религия, то выход будет наилучший. Если же нет, чем она будет заменена? будет ли это философия или дисциплина? Сила религии заключается в учении о будущих наказаниях и наградах, которое заставляет народ поступать хорошо. Но учение, заключающее в себе идеи угрозы и поощрения, не является хорошим принципом. Философия учить народ быть хорошим ради своего усовершенствования; кроме этого, она не имеет высшей цели. Если же идея усовершенствование своей души и своего тела будет искать религиозного вдохновения, будет тем лучше; поэтому, если религия будет положена в основу нравственности, необходимо содействие философии и наоборот.

Так как высшая нравственность не может быть без религии, то спрашивается, какую же религию мы примем за образец? Изучая учение Конфуция, я нашел, что Конфуций говорил о двух принципах. Сначала надо делать добро, сознавая пользу его, а затем из любви к нему самому. Конфуций сказал: «утешайте престарелых, защищайте малых, любите не только тех, которые дороги и близки вам». Тому же учит и христианство. Поэтому, я думаю, мы должны взять за образец Конфуцианство. Мэн-цзы, один из великих последователей Конфуция, исследовал совесть человека. Если человек, испытывая свою совесть время от времени и обновляя ее день за днем, сохранит ее чистой, он внушит к себе уважение и удивление людей. Я всегда думаю, что совесть — одна из самых чувствительных и удивительных способностей человека. В самом деле, совесть служит основанием для управления всеми делами. Совесть — главный принцип конфуцианства. [11]

II.

Кроме религии и философии, нужны в школах хорошие примеры и наставления. Учителя должны подавать хороший пример ученикам и побуждать их к добрым подвигам древних людей. Нравственная мысль должна всегда быть проводима и курсах как исторических, так и литературных. Хотя хорошие примеры и нравственное воспитание не может сравниваться с религией и философией, однако, они необходимы в школах для завершения нравственной стороны образования.

Затем возникает вопрос о физическом воспитании в школе. В настоящее время метод физического воспитания к школе нуждается в усовершенствован. В общественных школах введены только легкие упражнения; некоторые из них, впрочем, имеют и более трудные, как-то: военную гимнастику, бега и скачки. В средних и колледжах военная гимнастика необходима. Физические упражнения требуются от всех студентов как слабых, так и сильных; и этому нужны разные методы, чтобы можно было упражнения применять, смотря по их способностям и силам. Но дыхательные упражнения обычно находятся в пренебрежении. Для студентов нет физических экзаменов. Молодых студентов часто заставляют исполнять работу старших. Нет места для купанья, поэтому студенты обыкновенно боятся делать гимнастику. Нужно больше классов для разных возрастов учеников, чтобы возбудить их интерес к упражнениям. При реформировании настоящей системы должны быть введены физические упражнения. Для слабых в начале должны быть даваемы простые упражнения. Ручные же не должны быть назначаемы до тех пор, пока мускулы и нервы не достаточно окрепнут. Должно быть обращено большое внимание на ванны и питание. Если мальчики будут воспитаны согласно вышеуказанной системе, они привыкнут к такой методе воспитания и по окончании школы будут придерживаться усвоенных привычек. Наконец последует проблема духовного воспитания. В настоящее время программа школы обычно переполнена многими ненужными курсами. Школьные часы обыкновенно заняты сдаванием уроков, на приготовления же почти совершенно не остается времени. Когда человек кушает слишком много, желудок не может переваривать. Этот же принцип может быть применен и к школе. Если учитель задает мальчику очень большие уроки он этим портит всю его жизнь, а это хуже, чем телесное расстройство пищеварения.

III.

Во-вторых, старые методы учения должны быть изменены. Учителя обычно употребляют те же учебники, кои они сами изучали. В настоящее же время наука и искусства прогрессируют с каждым днем. Следовательно учебники, употребляемые два, три года тому назад, не подходят для настоящего времени.

В третьих, национальный язык нужно ввести в употребление во все школы. Разнообразие наречий в разных городах Китая — одно из великих препятствий к всеобщему образованию. Чтобы избежать этого, национальный язык должен быть обязательным во всех народных школах и в учебниках, как подспорье для местного наречия. Результат этого обнаружится лишь в течении многих десятков лет, но это один из способов уравнять местные наречия. [12]

В четвертых, учитель должен научить ученика как заниматься. Есть школы, в которых заставляют мальчиков учиться, а не показывают методов изучения. Результатом часто служить то, что мальчики, окончившие школу не знают, как применить к жизни науку. Наставники должны научить мальчиков логике — как думать и как выводить заключения. Учите их, как пользоваться наставлениями и указаниями книг, как припоминать и применять их. Благодаря такому методу память у учащихся увеличится. Это одна из главных вещей, какую наставники должны всегда помнить.

Я иногда думаю, что человек подобен земному шару. Сердце человека есть точка, где температура самая высокая; его можно сравнить с осью земли На спине человека самая холодная температура, подобно полярному поясу земного шара. В древности китайцы составили слово «думать» из соединения двух слов «мозг» и «сердце» вместе, потому что мозг, наполненный теплый кровью, может думать. Человек подобен земному шару; поэтому, что небеса оставили недоделанным, человек оканчивает это. Каждый должен усовершенствовать свое тело, а для этого сначала должно обловить с me сердце. Как мы можем обновить наше сердце? Нужно хранить нашу совесть чистой: это значит — делать добро и избегать зла. Я сам всегда придерживаюсь этого принципа.

Первая христианская газета в Китае.

Миссионер Вольтемут, член берлинского миссионерского общества, сообщает об основании первой христианской ежедневной газеты в Китае. В первый раз она появилась 8 сентября 1913 г. в гор. Кантоне под названием «Chun-hunjili-pao», что значить по-русски: «Ежедневная газета, воодушевляющая Народную душу». К сотрудничеству приглашены уже более 30 китайцев и два иностранца. Из китайских сотрудников некоторые пользуются громкою известностью, как, например, бывший министр юстиции Ван-Чун-Гуй и начальник переводного бюро «Commercial-Press Ltd» Куан-фу-Чуо. В провинциях образовалось очень влиятельное христианское общество для обеспечения литературного и, в особенности, финансового положения названной газеты. Пока капитал на ее существование равняется 50.000 долларов. Но ей предсказывается блестящая будущность.

Н. М.

О китайской письменности.

«Seoul Presse» по поводу китайской письменности замечает, что в Китае давно предприняты работы по упрощению письменных знаков. Между прочим выработана система нового алфавита, состоящего из 42 знаков, из коих гласных считается 23 и согласных 19. Добрая часть гласных позаимствована из иностранных алфавитов: 4 — с греческого, 4 — с русского и 5 с латинского, остальные — частью китайские, частью вновь изобретенные начертания применительно к простейшим иероглифам. Насколько новая система привьется, покажет будущее, пока же она является плодом академических экспериментов. Произведенные попытки распространения нового алфавита далеки от успеха.

Текст воспроизведен по изданию: Из жизни Китая // Китайский благовестник, № 7-8. 1915

© текст - ??. 1915
© сетевая версия - Thietmar. 2019
© OCR - Иванов А. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Китайский благовестник. 1915