ХРИСТИАНСТВО И КИТАЙ.

(Сообщение Американского миссионера.)

Мы предусмотрительно относимся к опасностям, которые ожидают Китай, — опасностям, которые могут вызвать продолжительную задержку в утверждении представительного правительства и послужить действительно поводом для гражданской войны. Но эти возможные опасности побудили нас обратить особое внимание как на сильные движения, ведущие к укреплению деспотизма, так и на гарантии окончательной победы представительной формы правления. Мы ставили перед собою прежде всего вопрос, может ли нация находившаяся в течение многих поколений под управлением дурных правителей, принести плоды мира и справедливости.

Мы ясно видим недостатки человеческой природы. Нам прискорбно сознаться, что Христос еще не царствует в сердцах многих христиан, живущих на Западе, и сознаем, что грехи похоти и корыстолюбия все еще слишком распространены там. Поэтому мы предвидели упорное сопротивление Христу со стороны Китайцев, тем более ожесточенное, что Бог даровал нам при настоящих условиях большой успех в работе.

Можем ли мы ожидать, что Божественное Провидение дарует стойкость республиканским учреждениям на то время, пока внутреннее процветание нации будет поддерживаться само собою языческой жизнью? Мы боимся, что конфуцианство со всеми его добродетелями и, именно благодаря его добродетелям, со всеми его требованиями к народу выполнять праотеческие обряды и с его допущением внебрачного сожительства сделается, наконец, твердыней [16] Китайцев против Христа, как Ветхий Завет послужил для Евреев твердыней против христианства. Кроме того, до тех пор, пока международное положение христианских держав все еще будет наполовину языческим, мы не можем надеяться на скорое и полное принятие Христа Китайским народом.

Несмотря однако на препятствия и трудности, задерживающие доступ Христа к Китайским сердцам, мы должны признать, что есть признаки надежды. J. М. De Groot, самый авторитетный знаток Китайской религии, так охарактеризовал эту нацию: «Что будет с моим телом и душою после смерти, вот самый большой вопрос, который занимает умы всего Китайского народа». Разве для такого народа нет надежды на Царство Божие?

Я спросил у генерала Хуан-Син, какой причине приписывают революционные предводители постепенное падение города за городом, провинции за провинцией под республиканское знамя, наносящее страшный удар Маньчжурской династии. Он ответил: «христианству более, чем какой либо другой причине; а затем тому, что Китайцы любят мир». Затем он прибавил: «Влияние христианства более значительно, чем вы, миссионеры, думаете. Его идеалы распространяются в Китае в народной массе. Вместе с идеалами религиозной свободы оно приносит знакомство с западной политической свободой, и вместе с тем распространяет учение о всеобщей любви и мире. Эти идеалы служат к осуждению Китайцев: поэтому хотя они и произвели революцию, но вспышки ее оканчиваются по большей части мирным образом».

Разговаривая с одним банкиром в г. Фучжоу, который был обескуражен неспособностью правительства занять денег, я сказал ему, что наша республика в первые времена своего существования была также не в состоянии занять денег, но ей помогал народ; так напр., первый казначей Соединенных Штатов дал свои собственные деньги для уплаты жалованья солдатам, а затем был заключен в тюрьму за долг. Он подумал немного и сказал: «Но ваш народ был, должно быть, христианским до учреждения республики, а то бы богатый человек не совершил такого самопожертвования для своей страны». Затем он задумчиво добавил: «Возможно, что и мы должны принять христианство».

В конце своей речи, произнесенной перед тысячью студентами, собранными из правительственных школ г. Фучжоу, знаменитый професор, получивший специальное образование в Японии, 8 лет тому назад получивший чин генерала, не христианин, сказал студентам: «Если мы поддержим истинную республику, замедление в признании ее не разрушит ее. Если у нас по будет таковой, то и масса признаний не сделает ее. Американский народ остался верен своим идеалам в тяжелое время революции и в первые года республики. Мы также должны остаться верными нашей республике». Затем, повернувшись ко мне, он сказал многозначительно: «Ваш народ — христиане: не находились ли и они прежде в подобной борьбе?» Я ответил: «Да, отчасти». Повернувшись к студентам, он сказал задумчиво: «Вот урок для нас».

Президент Юань-ши-кай при личном свидании с миссионером в 1912 г. сказал: «Я не христианин, а последователь Конфуция. Однако должен сказать, что нравоучение христианское распространено среди студенчества Китая».

Молодые люди Китая стоят с одной стороны перед западной наукой и христианством, с другой — перед прошлой историей своего народа. Три пути открыты для них, как три пути были открыты для молодых Японцев [17] двадцать лет тому назад: христианство и истинное знание; материализм в погоне за ложным знанием; возвращение к праотеческой вере. К нашему сожалению, большинство молодых Японцев пошли по пути научного материализма. Но так как Китайцы не склонны следовать за Японцами, они могут пойти по христианским стопам.

Сообщения C. H. Robertson, Scherwood, Eddy и I. Mott указывают на возможность молодых Китайцев обратиться на христианский путь. В лице этих западных деятелей христианства соединились наука и вера. Во время их пребывания в Китае 59.000 человек посетили их научные лекции, более 78.000 — их евангельскую проповедь, и 7.057 подписали осведомительные карты. Такие результаты превзошли все ожидания миссионеров. D-r I. Mott сказал, что он посетил сорок государств, и ему никогда не приходилось говорить на митингах, столь многолюдных и столь значительных по их характеру. Через это движение среди образованной молодежи вся нация всколыхнется в течение следующей четверти века.

В 1913 г. было принято кабинетом и послано Китайским правительством губернаторам, префектам и представителям христианских церквей в Китае нижеследующее воззвание. Инициатива исходила от правительства. Конечно, это было проведено миссионерами и китайскими христианскими силами нации. В первый раз в истории мира исходило такое воззвание от нехристианской нации: «Нужно молиться за национальное собрание, собравшееся в настоящее время для учреждения правительства, за Президента, которого надо избрать, за республиканское государственное устройство; надо молиться, чтобы правительство было признано державами, чтобы воцарился мир в нашей стране, чтобы энергичные и добродетельные люди были выбраны в палату, чтобы правительство было утверждено на крепком фундаменте. По получении этой телеграммы вас просят сообщить во все церкви в вашей провинции, что день 27 Апреля установлен днем молитвы за нацию. Пусть все примут в сем участие». Гражданские чиновники и офицеры должны были быть на богослужении.

T. Eliot, президент самого уважаемого в Америке колледжа, после своего посещения Китая, сказал, что, путешествуя по Китаю, он был весьма удивлен, видя, как подготовлен народ к республике, но не видел людей, способных создать новую национальную жизнь.

Китай сделается новым только через новых китайцев. При всяком уважении других религий и даже, при убеждении, что Конфуцианство есть Божественное приготовление к христианству, как Ветхий Завет был Божественным обетованием Христа, мы не знаем, кроме христианства, иной религии, которая могла бы даровать прощение прошлых грехов и изменять сердце человека, которая создала бы нового Китайца.

Иисус Христос есть не только главная, но и единственная надежда Китайской республики. Барон Bunsen сказал: «Индивидуум был рожден со Христом, и перерожден при Реформации». Новые Китайцы будут вдохновлены новыми идеями и проявят новое творчество. Китайцы осуществят свое представительство в центральном управлении только через китайских пуритан, которых воспитает христианство. — Китай осуществит политическую свободу только тогда, когда Китайцы сохранять дух свободным от греха и способности ходить по законам плоти, а это совершается лишь силой вечной жизни, принесенной Христом. [18]

Экономическое состояние Китая будет покоиться на крепком фундаменте, когда Китай построит свое политическое, экономическое и нравственное здание на Камне веков. Китайцы получат истинное просвещение лишь тогда, когда нация сядет у ног Великого Учителя. Мы убеждены, что Китай в будущем оживится, когда Бог будет обитать среди этого народа, который Он любит; Он ниспослал Своего Единородного Сына ради Китайцев таки же, как и ради нас, чтобы мы все могли иметь вечную жизнь.

Текст воспроизведен по изданию: Христианство и Китай. (Сообщение американского миссионера) // Китайский благовестник, № 11-12. 1914

© текст - ??. 1914
© сетевая версия - Thietmar. 2019
© OCR - Иванов А. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Китайский благовестник. 1914