Поездка в Юн-пин-фу на освящение храма.

Казалось бы что военные события на Дальнем востоке, частичные неудачи русских в этой борьбе, сильнейшая агитация японцев в Китае против русских, все это вместе взятое, должно было бы заглушить всякие благородные побеги в сердцах язычников-китайцев к единению с Православной Церковью, но дело Божье не в зависимости от рук человеческих, и мы видим, что сыны поднебесной Империи, под гром смертоносных орудии в Маньчжурии и в Печелийском заливе спокойно обсуждают вопросы веры и принимают христианство. Конечно в этом отношении, по количеству христиан занимают католики и протестанты, ибо они обладают для этого богатыми силами и средствами, но свыше уделяется частицы и нам немощным, едва начинающим оперяться после баксерского погрома.

Минувшим летом к Преосвященному ИННОКЕНТИЮ, Начальнику Пекинской Духовной Миссии являлись в Пэй-тай-хо несколько депутаций из окрестных городов с выборными от Китайцев, намеренных креститься. За недостатком средств и миссионеров многого для этих людей нельзя было сделать: после двух месячной катехизации и изучения с их стороны главнейших истин православных, некоторые из них были окрещены и в одном бойком китайском городе, Юн-пин-фу приобретена была земля для основания здесь отделения Миссии. Из экономических сбережений ее получилась незначительная сумма для очистки и ремонта китайских фанз, что бы возможно было в них лишь жить, не заботясь о всем том, чем обычно обставляют всякое вновь приобретенное жилище.

В этом пункте, насущной заботой явилось прежде всего устройство школы и церкви. С первым справились быстро, ибо китаец — такой ученик, которого можно обучать где угодно, но устройство церкви требовало и премию, и места и средств. Прибывши сюда миссийский художник Ф. М. Власов (ныне заведующий подворьем) быстро разрешил этот вопрос своим настойчивым и упорным трудом: он составил планы, чертежи, сметы, всеми одобренные, нарисовал иконы, наблюдал за работами и в 4 осенних месяца из китайского отдельного дома сделалась церковь вместимостью не менее 100 чел., вся чистая, светлая, уютная, с живописью на дверях и оригинальным иконостасом. [11]

И так для сеяния слова Божия стал устрояться вертоград, но нужно было дать ему известную определенность, форму... Это он и получил в дни пребывания здесь Епископа Иннокентия, когда была освящена церковь, окрещены первые ее насельники и вырешены многие вопросы для жизни этой маленькой Христовой общины.

Назначено было освятить православный храм в Юн-пин-фу 16 января.

Благодари случайным обстоятельствам, скажем мимоходом, в это время Преосвященный проживал со своею свитою в Пэй-тай-хо. Это дало мысль совершить поездку для ознакомления с местностью китайским способом — на арбах. Род передвижения примитивный, доставляющий много неудобств, но нужно признать, китайские проселочные дороги вообще настолько неудовлетворительны, что тяжелый переезд по ним только и возможен на арбах: никакая европейская телега не в состоянии пробраться.

Нанято 5 арб длинных и широких, где на вещах разложены дорожные одежды и постельные принадлежности, а сверх того должны помещаться пасажиры по 3-4 человека на каждой... День отъезда — 14 числа. Еще накануне прибыли нанятые арбы на миссийский двор в Пэй-тай-хо. Всюду в этот вечер засуетились, укладывая вещи, чтобы завтра ранним утром тронуться. Наши извощики немало помогают нам своим трудом и советом, все они делают умело не торопясь, без всякой претензии, они в очень благодушном настроении, так как представилась возможность наработать пред своим новым годом.

В 5 часов утра тронулись. Едут: Владыка, иеродьякон, иподьякон, псаломщик, китайский церковный хор 8 человек, повар и прислуга. Весь этот миссионерский поезд сопровождает наведывающий отделением миссии в Пэй-тай-хо монах Христофор. Это — незаменимый человек в пути по своей распорядительности, предупредительности и знанию местности. Ничто не ушло в дороге от его опытного глаза, и благодаря этому поездка совершена была без малейших приключений.

Перед рассветом — мороз. Медленное передвижение полулежачее положение в теплой одежде на качающейся арбе — лучшие условия ко сну, но вот двух аршинное в диаметре грузное колесо коснулось камня или выбоины и вы неминуемо должны за что-либо ухватиться, дабы сохраниться в прежнем положении. От непривычки и злишься, и строишь и устраиваешь вкруг себя получше, но ничто не помогает, почему, затем и примиряешься со всем происходящим. Восход солнца искусано настраивает путешествующих, [12] обрисовывая собою прекрасные живописная местности с их горами, деревнями, растительностью; всюду жизнь, всюду китайцы-земледельцы спешат по своим работам, побольше всего — движение в бойкое торговое местечко Ню-то-най, так как теперь базарный день. Переезжаем чрез железную дорогу, путь лежит чрез местечко. Оно ни чем не отличается по своей внутренней жизни от обыкновенного китайского городка, только все в меньшем виде. Та же уличная жизнь с ее сценами, тот же характер торговли — все по шаблону.

И здесь семя православья брошено: здесь живет добрый христианин китаец Гурий и вокруг него маленькая христианская община. Вот и здесь лицо, которое бы поддерживало рост благородного семени. Но людей нет, средств нет, а без них многого не сделаешь.

Гурий все-таки достойно себя держит среди языческой массы и все время наведывается в Пэй-тай-хо, помогая во многом этому миссионерскому стану своим обширным знакомством с окрестностями. Около 12 часов дня показались зубчатые стены вокруг города Фу-нянь-сена. Все предвкушают сладость маленькой здесь остановки для завтрака и отдыха. После въезда в город целые толпы любопытных китайцев следуют за повозками, удивленные появлением здесь европейцев. Нашли чистенький постоялый китайский двор, где отдохнули и позавтракали. В 2 часа снова тронулись, но неохотно это делалось, так как слабость человеческая склоняла к более продолжительному отдыху, да и оставалось еще больше ехать нежели проехали. Путь от Фуняньсена в Юн-пин-фу особенно прекрасен по своим живописным местам и расположению во многих местах китайской кавалерии и пехоты. Особенное приятное впечатление осталось после вечерней зори, игранной китайцами на свой лад.

Наши извощики — действительно ходоки по своей специальности. Масса всевозможных дорог вдоль и поперег, обилие канав и горных речек, темная ночь — ничто это не служит для них препятствием для правильного и спокойного передвижения, зажжены при арбах бумажные фонари, ибо это служит, по китайскому обычаю, сигналом передвижения благонамеренных людей.

В 11 часов ночи подъехали к Юнпинфу; ворота закрыты. Возницы по своему стали у них делать сигнальные клики, и городская администрация, вопреки своим традициям, впустила в свои недра русских миссионеров. И здесь, таким образом невольно сказалось обоняние христианства над язычеством, и как-то само [13] по себе оправдывается пророчество царя Давида: «Возмите врата князи ваша»...

На миссийском дворе нас встретили с неописуемым восторгом все причастные здесь лица со священником, приехавшим из Пекина на торжество освящения, о. Сергием Чан, наведывающим этом подворьем Феодором Власовым и диаконом-катихизатором Михаилом Тан. Не смотря на позднее время первым делом нашим, было осмотреть церковь. Вошли сюда все во главе с Преосвященным и пропели тропарь «Память праведного с похвалами», так как храм основан в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Владыка и все присутствовавшие выразили свое полнейшее удовольствие, но устройству храма, внутреннему его благолепию и уютности. Осмотрели и другие здания, которых здесь очень много, все найдено отменно хорошо и опрятно, а в особенности наилучшее впечатление произвела отремонтированная школа, над устройством которой Власов немало потрудился: свету в изобилии, разрисована им на стене большая икона «благословение детей».

Разместились по комнатам; расположилась часть приехавших спать на китайском кане (лежанка во всю длину комнаты из кирпича, отапливаемая снаружи). Спится хороши после перетряски на китайской арбе.

Следующий день 15 числа был отдан приготовлениям к освящению храма; много потрудились для того, но все было налажено.

Тогда же были просвещены св. крещением 5 китайцев, среди которых выделяется как своими убеждениями так и общественным положением Петр. Он китайский чиновник все время жил в квартире на участке, купленном для миссии. Ознакомившись поближе с поселившимися здесь православными и присмотревшись к ним, он пришел к убеждению окончить свои счеты с языческим кумиром. Он отказался от своего видного поста, и предпочел занять должность учителя в здешней миссийской школе за вознаграждение, лишь бы ему было достаточно прожить. Петр — редкий по китайскому семейному положению субъект — до сего времени не женат, и, говорят, выражает надежду принять монашество. Укрепил бы его Господь в его стремлении.

Все в городе знали о нашем приезде, и толпы язычников высматривали в ворота на все происходящее. Торжественное архиерейское богослужение, громовой голос иеродиакона, прекрасное пение хора китайцев — обрядовая сторона православной церкви, которая умиляет все закоренелые сердца. Все это вместе взятое произвело [14] сильное впечатление на Китайцев, в особенности на новообращенных, и будут долго они вспоминать про эти торжественные и святые дни в их маленькой христовой общине. Язычники на освящение храма небыли впущены, ибо не приличествовало им быть, когда испрашивалась благодать дому Божию. Крестный ход в конце чина освящения был сопровождаем пальбой из хлопушек и ракет, как всегда делается китайцами при всех торжествах.

После освящения храма приехавшие миссионеры весь остаток дня посвятили обозрению города, не вынесши отсюда никакого особого впечатления; 17 числа в 3 часа ночи весь миссионерский поезд тронулся в обратный путь, сопровождаемый далеко за городские ворота с фонарями в руках членами нового Христова стада. Проезд обратно совершен по тому же маршруту: разнообразили путешествие ночные дозоры китайских патрулей, весьма часто останавливавших нас своим освидетельствованием личностей, да и японские солдаты, уже втесавшиеся по исправлению телеграфа железной дороги Пекин-Инкоу.

Ал. Гертович.

Текст воспроизведен по изданию: Поездка в Юн-пин-фу на освящение храма // Известия братства православной церкви в Китае, № 2-3. 1905

© текст - Гертович А. 1905
© сетевая версия - Thietmar. 2017
© OCR - Иванов А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Известия братства православной церкви в Китае. 1905