Поездка его преосвященства, преосвященнейшего Иннокентия из Шанхая в Лу-лин близь Киукиана.

(путевой дневник)

(Окончание).

Дачи разбросаны по склонам гор, в беспорядке, весьма скучены почти лишены всякой растительности, видно, что здесь строились небогатые люди и не от избытка средств; крайняя нужда загнала сюда бедных тружеников, первых пионеров и просветителей Китая. Нужно быть лишенным чувства сострадания к людям, чтобы ставить в упрек миссионерам то, что они имеют для летнего отдыха дачные приюты. Круглый год вращаясь среди неопрятных скученных китайских жилищ, все время с раннего утра и до позднего вечера занятые нелегким умственным трудом, испытывая всевозможные не приятности и лишения, естественно человеческий организм невыносит и требует восполнения сил и отдыха. Пред переутомленным миссионером предстоит грозная дилема или бросить излюбленное дело и навсегда записаться в инвалиды или же на последние остатки от строгой экономии завести для себя здоровый приют, для отдыха на время летних каникул, когда почти весь Китай, кроме чернорабочих, отдается безусловному покою. Прибавьте к этому миссионеров обремененных большими семьями с анемичными детьми от непривычного для европейского организма климата и вы поймете, что для миссионеров так же необходимы дачи, как для наших жилищ нужна вентиляция, и вот бедный миссионер кое-как сберегает несколько лет 200 или 300 долларов и на них устраивает для себя дачу.

Года 3 или 4 тому назад усадьба или один лот земли стоил на Кулине 200 долларов, а теперь цены возвысились и в виду того, что само китайское правительство уступает дачному управлению эту землю, за 200 долларов а потому они берут с частных лиц по 350 долларов за один лот земли, включая сюда устройство дорог, содержание администрации и другие расходы по управлению Кулиным. [10] Управление состоит из выборных представителей разных протестантских миссий и один из представителей управления, главнозаведующий, постоянно живет на Кулине.

Нужно проехать Кулин и перевалить через небольшой горный хребет, чтоб попасть на русскую дачу. Наша дача занимает место самое лучшее из дачных мест и известно под именем «ЛУЛИН». Оно представляет из себя небольшую горную котловину, окруженную со всех сторон горными хребтами, покрытыми богатой растительностью, отовсюду журчат и быстро текут вниз горные ручьи с холодной ключевой водой; повсюду цветут азалии, сирени и горные лилии, местами попадаются китайские сосны и встречаются ягодные растения и виноградные лозы, очевидно, когда то это место было хорошо обделано и было внимательно обслуживаемым богатым садом, но в настоящее время с каждым годом деревья хищнически вырываются местными жителями, а виноградные лозы и фруктовые деревья заглушаются дикою растительностью. До перехода во владение миссии эта местность принадлежала одному из буддийских монастырей, от которого теперь остались одни только жалкие развалины.

На северной стороне в полгоре стоит небольшой в 4 комнатки дом с верандой, сложенный из дикого камня и на половину уже пришедший в ветхость, с 2-мя крошечными наддверными постройками для кухни и сторожки; стены всех зданий сложены без всякого цемента и нужно ожидать, что в скоромь времени все это придет в негодность. Около дома заметны следы небольшого сада и огорода, в восточной стороне имеется маленький прудик и деревянная купальня, это и есть наша миссийская дача. Южная часть почти вся продана под дачи русским чаеторговцам, проживающим в ХАНЬКОУ. Трое из них обстроились, но всех лучше обстроена у А. П. М. дача, при которой разбит сад и обсажен деревьями, только что закончен большой двухэтажный дом Я. II. П. У русских купцов и у миссионеров, кроме нашей дачи, дома сложены из серого дикого гранита, который тут же добывается на вершинах гор, и дома от этого выглядывают весьма красивыми и нужно полагать, что такая постройка долговечна, если только камни сложены на прочном цементе, в чем кажется приходится усумнится.

Добрались мы до своей дачи в половине 10-го вечера, но не остановились у себя в доме, а у гостеприимного А. II. М., который любезно предложил лам свою дачу, зная нашу убогую и требующую неотложного ремонта дачу. На другой день по нашем приезде, в субботу, лил такой дождь, что нельзя было и подумать об осмотре местности и пришлось просидеть дома, но зато в воскресенье 1-го Мая, был чудный день и мы все время провели в осмотре границ наших владений.

2 мая 1905 г.

С. С

Текст воспроизведен по изданию: Поездка Его Преосвященства, Преосвященнейшего Иннокентия из Шанхая в Лу-лин близь Киукиана. (путевой дневник) // Известия братства православной церкви в Китае, № 19-20. 1905

© текст - С. С. 1905
© сетевая версия - Thietmar. 2017
© OCR - Иванов А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Известия братства православной церкви в Китае. 1905