Поездка его преосвященства, преосвященнейшего Иннокентия из Шанхая в Сань-ян-чжэнь.

(дневник)

(Продолжение См. вып. 11-12.)

Давным давно эти люди в своих понятиях и чувствах на столько созрели, что, ни кем не принуждаемые, сами удалили из своих домов идолов и оставили языческие обряды и обычаи; простецы, хотя и держатся языческой старины, но в душе своей они далеко изверились в своих богах и ждут обновления. Вот поистине овцы без пастыря и спелая жатва на ниве.

23 Апреля. В Субботу нас осаждали китайцы и мы боялись как бы не было нарушено богослужение. После всенощного приехали из города четверо китайских полицейских с визитной карточкой от губернатора и объявлением, которое было разослано по той местности, чтобы с должным почтением относились все к русским приезжим миссионерам, желающим устроить православную церковь в Сань-ян-чжене, и не допускали резких выходок, крепко памятуя, что будут за сие подвергнуты строгим взысканиям. На другой день в воскресенье, наш почетный караул в праздничном наряде выстроился против дверей нашего церковного собрания. Все время богослужения они поддерживали порядок, не позволяя ни кому из посторонних входить в самое здание. Но мере увеличения толпы полиция уступала свое место и затем постепенно смешалась в массе обывателей, заглядывая вместе с ними в окна и двери нашего дома. Мы по прежнему провели весь день в толпе многочисленной публики. Днем осматривали те места, которые предлагались нам для устройства церкви-школы и для изыскания средства поддержания нового учреждения. Обычная мера земли — сто шагов в квадрате, стоит здесь сто лан серебра. Ежегодно в пользу правительства надо давать не превышая 20-ти копеек, а в аренде получается в год около десяти рублей. Не было сделано до времени окончательного решения о покупке осмотренной земли, в виду малого количества православных жителей. Некоторые из желающих креститься, повидимому, ознакомились с содержанием православного катихизиса и священной истории для подготовки ко крещению им обещано прислать миссионера. [17]

В 10 часов вечера того же дня мы разместились на двух китайских лодках и в тихую звездную ночь отправились по каналу до пароходной пристани. После всего, пережитого в эти дни хотелось возблагодарить Бога за все и мы торжественно громогласным пением пасхальных стихир и ирмосов огласили окрестность. Как-то не верилось, что мы — далеко от родины, от всего цивилизованного мира.

Наши стражники против нашей воли напросились плыть с нами до парохода. Им строго было приказано неотлучно состоять при нас во все время пребывания нашего в Хаймыне. Безоружные, боязливые они скорее требовали нашего покровительства, нежели были способны нас защитить. Сознавая это, они тотчас по отходе лодок от пристани, спустились в люки и уснули крепким сном.

Нам долго не спалось. Много передумалось и перечувствовалось нами в эту ночь среди неведомой для нас страны. Хотя католики и давно трудятся над распространением здесь христианства, имеют немало и последователей, тем не менее остается громадная масса жаждущих духовного просвещения и богатого одарения свыше. По виду здесь китайцы напоминают наших деревенских жителей, так что по временам забываешь Китайца ли видишь пред собой или русского? В этих двух национальностях, по тому ли, что большинство их земледельцы или по другим причинам, есть так много сходных (по духу) черт. Не тем ли объясняется сильное стремление китайцев к православию и доброе отношение к русской Миссии?

В 6 часом утра мы добрались до пристани, где пересели на пароходную лодку, которая доставила нас на пароход Син-ин. Он подвалил к пристани чрез полчаса по прибытии нашем. Погода благоприятствовала нам и мы на два часа раньше росписания прибыли в Шанхай.

(Продолжение следует.)

Текст воспроизведен по изданию: Поездка его преосвященства, преосвященнейшего Иннокентия из Шанхая в Сань-ян-чжэнь. (Дневник) // Известия братства православной церкви в Китае, № 13-14. 1905

© текст - С. С. 1905
© сетевая версия - Thietmar. 2017
© OCR - Иванов А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Известия братства православной церкви в Китае. 1905