Действия между Гирином и Мукденом в феврале, марте и апреле 1901 г.

Успешными действиями наших войск в Манчжурии находившиеся в этом крае китайские войска были совершенно рассеяны, и остатки их вынуждены бежать в менее доступные районы, в пределы Монголии и в горы Чан-Бошаня, в юго-восточной части Гиринской провинции. Численность китайских отрядов в Монголии определялась в 10,000 — 11,000 при нескольких орудиях, причем они были расположены в двух группах — одна, фудутуна Шеу, около 3,000 чел., к северу от Кобаньдзы, другая, фудутуна Цзин-чжана, расположена была к северо-западу от Мукдена, близ Кулэ. Третье скопище, под предводительством Лиутайцзы и Сашеявана, численностью от 10,000 до 20,000 чел. китайских солдат и милиции вольных общин района Верхней Сунгари, в январе спустилось к гг. Хай-лунчену и Тун-хуа-сяпу.

С наступлением весны предполагалось организовать экспедицию для рассеяния и этих скопищ. Между тем в конце января шайки китайцев появились между Цзин-чжоу-фу и Шанхай-гуаном и вызвали сначала высылку нескольких небольших отрядов: капитана Абазы, подполковники Беляцкого, генерального штаба подполковника Запольского и капитанов Ельшина и Бедряги, для преследования шаек, а также некоторое усиление войск в этом районе передвижением их из Мукдена и с Кван-туна.

Около 1-го февраля в районе у Кобальдзы сосредоточились 4-й Восточно-Сибирский стрелковый полк, конные охотничьи команды с частями артиллерии и казаков, под общим начальством генерал-майора Флейшера, на которого было возложено успокоение южной части Мукденской провинции.

5-го февраля генерал Флейшер выслал отряд из 5 рот 4-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, конной охотничьей команды, 1 1/2 сотен казаков и 6 орудий на И-чжоу, близ которого, по полученным сведениям, расположилось на укрепленной позиции скопище вышеназванного фудутуна Шеу, всего 2,500 человек китайских войск, с 6 орудиями. Авангард отряда Рутковского, под начальством есаула Глена, имел дело с китайцами в тот же день, взял укреплённую деревню, а на следующие сутки отряд занял, после артиллерийской перестрелки, и город И-чжоу. Шеу, отступивший на 40 верст к северу, преследуемый нами, прислан уверения в своих миролюбивых намерениях, а 19-го февраля, прибыв в город Синь-минь-тинь, сдался военнопленным.

Между тем 18-го февраля начато было наступление [440] несколькими колоннами, под общим начальством генерал-лейтенанта Церпицкого, против скопищ Цзин-чжана, находившихся у Кулэ в Монголии, первая колонна выступила из Кайюань-сяна через Факумынь, вторая — из Мукдена на Ян-ши-лун-мынь, третья — из Синь-минь-тина (от которого до Кулэ около 100 вёрст в северо-западном направлении); для охраны сообщений назначен особый отряд, который должен был занять Ян-ши-лунь-минь. Всего в экспедиции должны были принять участие 10 рот, 3 конных охотничьих команды, 2 эскадрона драгун, 4 1/2 сотни, гвардейская скорострельная батарея и 6 конных орудий.

После нескольких стычек передовых частей, 22-го февраля, в 4 часа 40 мни. утра, отряд генерала Церпицкого подошел к городу Кулэ, пройдя ночью по сыпучим пескам, крутыми подъемами в спусками, переправляясь несколько раз в брод через реку в 30 саж. шириной. Китайские войска, застигнутый врасплох, укрепились в большой кумирне, откуда были выбиты огнём драгун, казаков, охотников и гвардейской батареи. Всего убито 200 чел. китайцев, захвачено 8 пулемётов, много ружей, патронов и провианта. У нас, благодаря ночи, потерь не было.

1.JPG (86505 Byte)

23-го и 24-го февраля генерал Церпицкий преследовал частью своих сил арьергард Цзин-чжана по песчаной, безводной местности, и убедившись, что скопище Цзин-чжана рассеялось, а сам Цзин-чжан бежал в пески с ничтожной партией, приостановил преследование и 25-го марта дал отряду дневку. 26-го генерал Церпицкий выступил обратно на Мукден, куда и вернулся 2-го марта.

Во время экспедиции был сильный мороз, но больных и отсталых не было. Монгольское население относилось к китайским войскам враждебно.

Наконец, в половин минувшего марта месяца, но взаимному соглашению генерала Гродекова и вице-адмирала Алексеева, предпринята совместно войсками из северной и южной Манчжурии экспедиция против скопищ китайских войск и хунхузов, всего от 10,000 до 20,000 челов., под начальством Лиутайцзы и Сышеявана. Наступление решено было произвести 7 колоннами: 4 колонны, под общим начальством генерала Каульбарса, наступая с вечера, должны были выйти 23-го марта на линию Хайлун-чен — Чаоян-жен — Ван-ли-хэ, где к ним присоединялся отряд из войск южно-манчжурского района, двигающийсяот Кайюаньсянь на Хайлунчен; две другие колонны направлялись из Мукдена (генерала Церпицкого) и Ляояна (подполковника Запольского) на Синь-цзинь-тинь и Тун-хуа-сян, дабы преградить противнику путь на юг. Общее начальство над двумя последними колоннами вверено было генералу Церпицкому. Всего в 7 колоннах было 14 рот 11 сотен, 34 орудия.

Начав наступление из Гирина и И-тун-чжоу 16-го марта, 19-го числа 4 северные колонны, под общим начальством генерала барона Каульбарса (правая генерала Фока, средние — полковников Сервианова и Познанского, а левая — полковника Столицы), дошли до линии Хайшиту — Могэошань. При переправе через реку Хай-фа-цзян генерал Фок имел небольшое дело с китайцами, кроме того по пути рассеял несколько шаек. Полковник Сервианов имел более серьезное дело у деревин Шизуиза, где сильный китайский отряд с артиллерией преградить ему путь устроив в узком дефиле завалы из деревьев. Обход, 4-й сотни Амурского полка, порубившей подходившее подкрепление, и фронтальная атака конных охотников 14-го Восточно-Сибирского стрелкового полка с 2 орудиями обратили китайцев в бегство. Остатки китайского отрядаистреблены 20-го марта амурцами и конными стрелками у Могэошаня, где китайцы думали укрепиться; при этом захвачено 2 запряжённых орудия разъездом поручни Орлова. Полковник Познанский также имел дело у завода близь Инчиндзы.

22-го марта наши колонны находились: генерала Фока у р. Хай-фа-цзяна, в 12-ти верстах ниже Чаоянжена; полковников Сервианова и Познанского — в Чаоянжене и полковника Столицы — к северо-востоку. В то же время благополучно прибыл в Хайлунчен и поступил в распоряжение генерала Каульбарса отряд есаула Мадритова, всего 2 роты, конная охотничья команда, 1 эскадрон, 1/4 сотни казаков и 2 орудия, высланный из Кайюаньсяня 16-го марта.

Сышеяван, начальствовавший шайками, действовавший против северных колонн, потеря в 800 чел., кроме разбежавшихся, и орудия, бежал на Тунь-хуа-сянь и объявлен гиринским дзянь-дзюнем мятежником против богдыхана.

На втором переходе, к югу от Чаоянжена, 24-го марта северо-манчжурские колонны нагнали его арьергард, [441] а 25-го марта вступили в связь с войсками генерала Церпицкого.

Отряд под личным начальством генерал-лейтенанта Церпицкого, в составе 3 конных охотничьих команд, 1 эскадрона, 2 сотен, взвода конных сапёр, 1 взвода гвардейской батареи, 4 китайских орудий и 2 пулемётов, выступил из Мукдена 15-го марта и имел дело с китайцами 20-го марта, на перевале близ деревни Гань-шань-линь.

Передовой конный отряд ротмистра Кауфмана, встреченный огнём, обстрелял позицию китайцев, а затем пошёл в атаку. Китайцы также перешли в наступление, но после двухчасового боя были отброшены при содействии подошедших с генералом Церпицким 2 охотничьих команд.

В тот же день, 20-го марта, прибыл в Хуай-жен-сян отряд подполковника Запольского (2 роты, охотничья команда, 1 1/3 сотни, 3 орудия и 2 пулемета), высланный из Ляояна, 23-го марта подполковник Запольский достиг г. Тун-хуа-сян, но уже не застал там генерала Церпицкого, выступившего далее на Хайлунчен.

Для прикрытия сообщений колонны генерала Церпицкого был назначен особый отряд полковника Грязнова (из 1 рот, взвода казаков и взвода гвардейской батареи), а для воспрепятствования прорыва китайцев к западу, на железную дорогу, — отряд генерала Кондратовича (высланный из Кайюань-сяна).

15-го марта полковник Грязнов выступил из Мукдена на Син-цзин-тин. Для установления связи с отрядом генерала Церпицкого выслана была из Син-цзин-тина первая рота 15-го Восточно-Сибирского стрелкового полка и взвод казаков, которые, по прибытии в Синбинпу, были встречены огнём противника. Получив сведения, что за Синбинпу стоят китайцы, в 4 часа дня рога быстро двинулась вперёд, но была встречена сильным огнём; китайцев оказалось около 3,000 чел., почему рота заняла позицию, на которой и оборонялась до вечера, отбив атаку китайцев. С наступлением темноты рота присоединилась к главным силам отряда полковника Грязнова.

Для содействия Грязнову тогда же были высланы дна отряда, присоединившиеся к нему около 31-го марта — 1-го апреля, после чего он, сосредоточив на позиции у Юн-лина (Инлань) близ Синбинпу 5 рот, 5 взводов казаков и 8 орудий, со 2-го по 7-е апреля имел ряд дел с превосходными силами противника, определявшимися в 10,000 чел. с 5 орудиями. 7-го апреля, вследствие приближения конного отряда подполковника Запольского, китайцы обратились в поспешное отступление.

Скопище, атаковавшее Грязнова, составляло большую часть сил Лиутайцы, уклонившегося под давлением наступавших и вошедших 25-го марта в связь наших 7 колонн к юго-западу, в то время как Сышеяван отступал на северо-запад. Отступление это было весьма поспешно, партии в 200-300 человек, отделяясь, бросали оружие и искали спасения в лесах и ущельях.

Соединившись 27-го марта, наши отряды заняли город Шан-чен-цзы, где было устроено китайцами полевое укрепление, брошенное ими после нескольких выстрелов. Начальник города вышел нам навстречу. В городе захвачено 2 единорога, много фальконетов, ружей, пистолетов, сабель, пороха. Орудия и оружие уничтожены, за исключением части, разрешенной генералом Церпицким для выдачи городской полицейской страже.

После отдыха, отряд генерала Церпицкого двинулся на юго-запад к Синбинпу, попутно преследуя шайки, оставшийся в районе после ухода Лиутайцы и Сышеявана. Во время этого движения левая колонна (полковника Постовского) 5-го апреля рассеяла китайское скопище в 2,000 чел., захватив 3 орудия, а 7-го апреля атаковала конными частями китайцев, находившихся у Юнлина, против отряда Грязнова, на соединение с коим выслан был подполковник Запольский. Правая колонна (полковника Мрозовского) также имела два успешных столкновения с противником. 8-го апреля весь отряд генерала Церпицкого сосредоточился в Сен-цзин-тине, где и остановился на отдых.

Что касается северо-манчжурских колонн, то но занятии Шан-чен-цзы, генерал Фок с пехотой был направлен за Сышсяваном и оттеснил его из южной в северо-западную часть заповедных лесов императорской охоты, после чего генерал Фок повернул обратно к Хайшиту. По пути одна из его колонн (подполковника Гусева) 7 апреля рассеяла китайский отряд и захватила 2 орудия. Сам генерал барон Каульбарс двинулся к селению Шуанхеза, наперерез Сышсявану, с конным отрядом. На рассвете 5-го апреля барон Каульбарс в 35 верстах от Шуаехезы (у сел. Таката), атаковал и обратил в бегство арьергард Сышеявана. Следуя за ним, в 70 вер. от Шуанхеза, в болотистых лесах за перевалом Ибумен, наши дозоры были встречены с 400 шагов беглым огнём китайцев. Генерал барон Каульбарс, находившийся в голове отряда, выехал немедленно на рекогносцировку, причем был смертельно ранен адъютант его, подпоручик 17-го Восточно-Сибирского стрелкового полка Орлов, подъехавший на 200 шагов к противнику. Подпоручик Орлов тут же скончался.

Развернувшись и подняв четыре орудия на гору, в 600 шагах от китайцев, отряд наш открыл огонь, а затем, последовательно атаковав в пешем и конном строю китайцев, отступавших с позиции на позицию, окончательно сбил их с третьей позиции, несмотря на темноту.

Другая северо-манчжурская колонна, полковника Столицы, пройдя из Вань-лихе по весьма трудным пешеходным тропинкам и дважды разбив противника, прибыла к Дун-цзя-цзян, откуда 1-го апреля направлена наперерез Сышеявану на северную опушку лесов и уничтожила шайку в 200 чел. у Кантоинга.

Всего северо-манчжурские отряды имели более 20 стычек.

Потери наши за все время действий против Шву, Цзин-чжана и скопищ Лиутайцы и Сышеявана следующие: скончались от ран, 2 офицера (капитан Абаза и подпоручик Орлов), убито 24 нижних чина и 1 умер от ран, ранено и контужено 7 офицеров и 61 нижний чин.

Трофеи наши — 1 крупповское орудие, 8 пулемётов, много чугунных пушек, единорогов, фальконетов и ручного оружия с патронами, большею частью нами уничтоженных.

Взяты в плен фудутун Шеу и помощник Сышеявана — Чин.

В результате — из трёх скопищ, угрожавших спокойствию Манчжурии в начале настоящего года, два совершенно рассеяны и уничтожены, а третье, испытав многие неудачи, преследуется нашими отрядами.

20-го апреля получена следующая телеграмма помощника командующего войсками Квантунской области генерала Волкова, от 7-го апреля 1901 г.:

«Полковник Грязнов разбил под Синбинпу отряд китайцев около 4,000 чел.; китайцы бежали на северо-запад; у нас убито двое нижних чинов, ранено семь нижних чинов. Отряд подполковника Соколова, вышедший из Мукдена 31-го марта, присоединился к Грязнову 3-го апреля. Генерал Кондратович доносит, что 30-го марта настиг передовыми частями своего отряда скопище китайцев восточнее Ченди, рассеял его и взял в плен около 100 человек; у нас контужен один казак».

(«Русский Инвалид», № 89).

Текст воспроизведен по изданию: Действия между Гирином и Мукденом в феврале, марте и апреле 1901 г. // Разведчик, № 551. 1901

© текст - Иванов И. Е. 1901
© сетевая версия - Тhietmar. 2015
© OCR - Кудряшова С. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Разведчик. 1901