ЯКОБИ И. В.

НАЧЕРТАНИЕ

К ДВОЙСТВЕННОМУ УМНОЖЕНИЮ ПОЛЬЗ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

О ПРЕДПРИЯТИЯХ К СТОРОНЕ ПЕРСИИ, БУХАРИИ И ХИВЕ.

Окончив первую часть и показав в ней расположение действий, славу и пользу империи приносящих, приступаю ко второй, тем же духом усердия наполнен будучи. Среди сих предметов находясь, долгом считаю предварить о причинах обоих предприятий. Ежели грубости Китайцев, изуверство Хивинцев, грабежи и убытки прочих племен, по берегам Каспийского моря обитающих, не достойны обратить на себя, по великости Российского Престола иное, как презрение, то расширение пределов, утверждение черты их, новые отрасли торговли, ее постоянное и прибыточное обращение, умножение Числа подданных с Совершенным покорением и обузданием шатких, открытие сокровищ в недрах земных, суть предметы, заслуживающие внимание.

Впрочем, умствования мои дочерпались на познаниях частей вверенного мне прошедшего начальства; если они недостаточны, или излишни; если не согласуют видам всеобщей и целой государственной и политической системы, в том надеюсь получить извинение заменою незнания оной, усердия моего. [86]

ГЛАВА ПЕРВАЯ.

О ПОБУДИТЕЛЬНЫХ ПРИЧИНАХ К ПРЕДПРИЯТИЮ.

§ 1. Какие причины к предприятию?

Оставляя право возвращения областей, уступленных за помощь, Персидским Шахам оказанную, во время бунтовщика, низвергшего тех, Мирвейса, обиды, грабительства, истребление торговли и невнимание на справедливые некоторых владельцев требования побуждают, при возможном случае, к должному возмездию, тем паче, что ныне оные суть все похитители власти, ими удерживаемой, а не законные обладатели.

§ 2. Исчисление обид Ханов: Рящинского.

Рящинской Хан разными притеснениями торгующих там купцов Российских не только довел до бедственного разорения, но и самую торговлю, к постыдному преобидению Российского Двора, испровсргнул. По требованиям Российских купцов ни малейшего не делал удовлетворения, и переписку о том обращал в бесполезной труд всегда.

Дербентского.

Дербентской, не за долго до вступления в начальствование мое Астраханскою губерниею и того края корпусом, Российских купцов богато нагруженное судно выброшено было во время волнования на берега его владения, не только воспользовался самым разбитым судном, всеми товарами, но и людей, как о том после известно сделалось, оставшихся при бедствии сем живыми, числом до 70 человек, бесчеловечно умертвил. Потеря великого имущества, разорение целых семейств осиротевших, понуждали настоятельнейшую вести с ним переписку; но он, жертвуя ненасытимой корысти своей, ни малейшего не оказал удовлетворения, и поступок бесчеловечный должно было до времени предать воле Божией. [87]

Бакинского, Дагестанского и Табосаранского.

Хан Бакинской, Дагестанской владелец, пребывающий в Тарках посредине расстояния между Дербентом и Кизляром, Табосаранский Кадий, не упускали ни малейшего случая опровергать торговлю, вредить торгующим Российским купцам всяким образом и грабить проезжающих сухим путем Россиян. Сие все доказывается переписками Астраханских Губернаторов.

Хивинцев.

Хивинцев один бесчеловечный поступок с Бековичем и его командою, под видом дружбы и преклонности, и изменническая мучительная оных смерть достойна отмщения. Но с того времени и по ныне не престающие тюленьим и рыбным промышленникам, вреды, убытки, а наконец похищение самых людей, подданных России, продажа их в Бухарию на вечное порабощение, возобновляют побуждения, рано, или поздно, воздать сим разбойникам, презирающим самые права человечества.

§ 3. О средствах возобновления торговли.

Прибыточная и почти упадшая торговля с Персиею, иначе восстановиться не может, как наказанием оных грабителей, занятием самых мест их на берегах морских. Сие подействует к безопасному проезду сухим путем отправляющим торги, и восстановит спокойствие, нарушаемое привычками к грабежу, что обстоятельнее представится в следующей главе.

ГЛАВА ВТОРАЯ.

О ТОРГОВЛЕ.

§ 4. О Дербенте и Баку.

Дербент и Баку хотя не имеют собственно лестных видов торговли, но если заняты будут войском, то откроются свободные [88] проезды сухим путем. Нынешнее безначальное состояние народов, обитающих по сим местам, вдавшихся в своевольство и необузданность, заградило почти все дорога к Ряще и прочим областям, а тем пресекло сообщение и разрушило торговлю. Но коль скоро займутся войсками, то, с одной стороны, страх наказания в глазах предстоящей беды, а с другой действие ласки с щедротами Высочайшего благоволения, в снабдении их нужд и доставлении средств спокойной жизни, обдержут их в лучшем пребывать и исправлять правы.

§ 5. В Дербенте и Баку открыться могут богатые руды.

Сказанные места содействовать будут к восстановлению торговли хотя непосредственно, но непосредственную принесут, когда прибытие войск подаст полную свободу уделать прииски в противолежащих оным Кавказских горах золота, серебра и камней, как о сем самые Персидские жители, равно бывшие там, примечания свои делают по внешним знакам о содержащихся в недрах земли сокровищах. Кажется, две причины удерживали разработывать рудники в горах оных.

Но по двум причинам не приискиваются.

Первая: недовольное сведение горного искуства. Вторая: размышление, чтоб открытием богатств сокровенных не обратить на себя нападения, противу которого были бы слабы они защищаться.

§ 6. Город Ряща всегда был местом великого торга, смутными обстоятельствами умаленного.

Касательно Рящи: в нем торговля всегда обогащала Российских купцов, доколе не воспоследовали возмущения Персидские, навлекшие с собою безначалие и необузданность.

Какие товары откуда привозились.

В сей город из областей Шемахии и Гиляни привозилось великое число шелку, и не менее каждогодно от 5 до 6 т. тай. Из [89] Испагана шелковые материи, как то: изарбаты, кутни, махоязы, фаты, тонкая пряденая Испаганская бумага и всякие бумажные ткани.

Примеч. Тай содержит от 7 до 9 пуд шелку; за пуд платится от 70 до 90 рублей, следовательно, до 4 миллионов годового в торгу оборота.

§ 7. Куда Рящинской торг будет обращаться?

При занятии Рящи не токмо восстановится паки торговля в первобытное состояние, но и весьма умножится, по причине, что дороги к Баку, Дербенту и от сего внутрь России обделаются безопаснее. И так, что получать в него будут из Шемахии, Гиляни и Испагана, то уже без потери и надежнее, как иногда и во время существования Шахов случалось, отпускаемо будет сухим путем.

§ 8. О Астрабате и его торговле.

Не можно отрещи, чтоб занятие Астрабата не много большую открыло торговлю той, о кой я уже сказал. Положение его подаст удобность производить оную не токмо с южновосточными Персидскими областями и Кандагаром, но и с самою Индиею; однако, для сего большого, не должно оставлять пользоваться и меньшим; поелику взаимность между сих поддерживать может обращение торговли, как занятие Дербента и Баку, отправление ее.

§ 9. О Магишлаке.

Занятие Магишлака послужит расширением предмета одного по торговле с Бухариею. Но когда Астрабат будет находиться в руках, тогда удобнее произвести действие свое на сие место, как не столь нужное к предварительному им овладению, о чем в передних означится подробно обстоятельствах.

К произведению в действо по сим предметам намерений, приступаю я описать проход войск и заготовление магазейнов. [90]

ГЛАВА ТРЕТЬЯ.

О ВОЙСКАХ ПРОХОДЯЩИХ И ЗАГОТОВЛЕНИИ ДЛЯ НИХ МАГАЗЕЙНОВ.

§ 10. О числе войска.

Представив в виде моем занятие приморских 4-х мест, Дербента, Баку, Рящи и Астрабата, считаю довольным на сей конец от 8 до 10 полков комплектных, когда только действия свои кончить на оных местах. Но если внутрь Персии продолжать подвиги, то нужно будет прибавить к тем, откуда начало свое восприимут. Впрочем, великое число войска требует и великого приуготовления к пропитанию; и так малое будет приготовлять большему, отвратит неудобства, подаст способы и откроет впредь дорогу выгоднейшую.

§ 11. О проходе войск.

Полки из внутренних губерний должны будут проходить 2-мя дорогами; но какие же места, о сем обстоятельнейший у сего прилагается маршрут.

§ 12. О магазейнах.

На случай прохода войск магазейны временные запасти предоставить Провиянтскому Департаменту по сношению с Генерал-Губернаторами тех мест, чрез кои полки проходить будут.

§ 13. Запасные и главные магазейны в Царицыне и Астрахани. Царицынской снабдевает Кизлярский.

Запасные или главные магазейны должны быть в Царицыне и Астрахани. Из первого снабдевать следует Кизлярской. [91]

Хотя же не ожидаю я от стороны Персии какого либо на места сии нападения, но осторожность не бывает лишнею никогда; для сего нужно войсками усилить линию от Кизляра до Моздока.

§ 14. Магазейны по дороге от Царицына до Кизляра на 500 верст.

А если нужно войскам следовать из Царицына к Кизляру, то чрез всякие 200 верст завести на дороге небольшие два магазейна, в расстоянии 500 верст от Царицына до Кизляря степью.

§ 15. Астраханский магазейн.

Главный запасный в Астрахани магазейн должен иметь великое количество провианта. Из него довольствоваться будут войска на месте и отправляться к пропитанию их на судах в заграничные места.

§ 16. Откуда наполнять должно магазейны?

Для Царицынского и Астраханского магазейнов покупку и заготовление чинить в губерниях г Вятской, Казанской, Симбирской частию по удобности в Пензенской и Саратовской, откуда и доставлять Волгой вниз на судах. [92]

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ.

О ЗАГОТОВЛЕНИИ ВОЕННЫХ И ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ.

§ 17.

Число военных судов готовить должно по намерениям предприятия. Но кажется многого непотребно, поелику у Персиян никаких; нет, а нужно будет иметь несколько только фрегатов. При построении же наблюдать должно, чтоб немного брали в ходу глубины, но причине, что от самой Астрахани Волгою на 100, и морем на 60 верст от урочища, называемого Четыре Багра, глубина воды не более, как от 8 до 9 футов.

§ 18. Где строить?

Как уже таковые суда и прежде строиваны были в Казани и Адмиральтейскою Конторою, то и ныне предоставить оные там же построить, вооружить и спустить Волгою вниз к Астрахани.

§ 19. Канонерские лодки строить в Казани и на Вятке.

Число канонерских лодок нужно будет заготовить гораздо велико; а чтоб не затруднить одно место в Казани постройкою такого количества, то можно строить и на Вятке, оттуда вниз Вяткой, а потом Камой, спустить до устья ее, в Лаптев, куда не более, как в 10-ть дней поспеть могут. В Лаптеве заготовить нужно будет все, принадлежащее к оснастке, снабдению и вооружению их, после чего и могут дойти к Астрахани вниз не более, как в 16 дней.

§ 20. Оные заготовлять можно и на Буге.

Для заготовления оных канонерских лодок есть и другой способ, чтоб строить на Буге, в Николаеве, откуда, спустя к [93] Очакову, обвести подле берегов Крыма Черным морем, и проведя сквозь Босфорский пролив в Азовское море, а от сего в устье Дона, по реке сей вверх до урочища, называемого Карповка, где уже сухим путем перевезены быть могут к селению бывшего Волжского войска, Дубовке, спущены на Волгу, по коей вниз до Астрахани останется только 370 верст. Возможность сего доказывается всегдашнею перевозкою судов довольно не малых живущими в тамошнем месте людьми с Волги на Дон.

§ 21. О транспортных судах.

Сверх кононерских лодок нужно также заготовить на Вятке транспортных морских судов не малое число, для перевозу на них как людей, так и провиянта с народом и припасов. Суда оные должны быть сделаны с наблюдением того же правила, чтоб не много брали глубины в ходу для причин, означенных в § 17. На всех судах, как военных, так и транспортных, и лодках, при спуске их в Астрахань, можно нагружать провиянт для магазейнов, а потому весьма нужно строение судов в разных делать местах, дабы закупаемой там хлеб мог с выгодою для казны доставлен быть на них, без заплаты за провоз.

ГЛАВА ПЯТАЯ.

О ВОДЯНОМ И СУХОПУТНОМ ХОДАХ, СОСТОЯНИИ ПРИМОРСКИХ ГОРОДОВ И ГАВАНЯХ ПРИ НИХ.

§ 22. Какие места занять должно?

В «Начертании» моем предполагал я два вида: восстановление торговли и наказание разбойнических поступков владельцев. А для сего все намерение клонится на овладение Дербента, Рящи в одну сторону, в другую Магишлака и Астрабата. Причины того и Другого вида исполнены мною. [94]

§ 23. Морской ход предпочтительнее.

Ко всем оным местам предлежат два пути, морской и береговой. И хотя в прошедшие отправления войск оба были употребительны, и я описал приуготовления для обоих, однако удобнее, скорее, безотяготительнее и безнужнее для людей морем, чем сухим путем.

§ 24. Трудность прохода к Дербенту и Баку.

Из прежних походов войск уже известно, коликим затруднениям подвержен переход от Кизляра к Дербенту. Но от сего к Баку еще несравненно более трудностей встретится в рассуждении местоположения гористого и скудости корма; от Баку же до Рящи почесть можно непреодолимый путь по горам, окружающим берега Каспийского моря, составляющим Стремнины ужасные по крутизнам их, на каковых весьма узкие тропинки воспрепятствуют проходить орудиям, обозу и прочим тягостям. И так я твердо держусь сего мнения, чтобы все предприятия произвести морем, а если и сухим путем, то не далее Баку и Дербента.

§ 25. О Магишлаке.

К Магишлаку хотя не встретится таковых непреодолимостей, но расстояние от Гурьева на 700 верст затруднит переход войск, вместо чего по берегам моря от Четырех Бугров расстояния к нему только верст на 200, облегчит гораздо затруднение и споснешит прибытию войск к занятию его.

§ 26. О Астрабате и его гавани.

До Астрабата от Астрахани расстояния морем не более 900 верст. Климат его из всех Персидских мест наилучший. Гавань его расположением может почесться в числе самых выгоднейших и спокойных; в последних, сделанных оной планах, [95] означены протязающаяся о берега мель и подводные камни; но оные весьма далеко отстоят от фарватера. Все удобства сего места великое привлечение делают обратить на него главное внимание, а гавань его навсегда может остаться главным местом для военных, купеческих и транспортных судов.

§ 27. О гавани в Баку, за неимением в Ряще, и соединении его с первыми небольшими укреплениями.

Город Ряща лишен таковой выгоды. Берега его не имеют никакой гавани. Все приходящие к нему суда должны оставаться на рейде и подвергаться от сильных штурмов несчастию. Из сего места судам в глубокую осень неудобно уже возвращаться к Астрахани по причине замерзания Волги и всего в море продолжения пресной воды. К отвращению же неудобства и вредных случаев нахожу нужным устроить запасную гавань между островов при самой Баку, где на довольно великой глубине суда не токмо зимовать могут в безопасности, но, в случае повреждения погодою, заходить в оную и исправлять починкою. Утвердившись в Ряще, нужно будет связать сообщение с Баку небольшими укреплениями. и тогда облегчится приступ на всякое внутрь Персии движение, как на привоз провианта и снарядов прямо к избранному месту из Астрахани морем.

§ 28. Сравнение путей.

И так сколько видится непреодолимостей, затруднений в проходе сухим путем, столько встретиться может удобностей поправить морское плавание способами, от меня назначенными.

§ 29. О причинах неуспешного по Каспийскому морю плавания.

Впрочем, несчастия, случавшиеся во время плавания по сему морю, происходят, по большей части, от неискуства и несведения [96] правителей судов, столько лет производящееся по сей жидкой полости судохождение должно бы научить знать все опасные места, подвергающие разбитию суда. Сие конечно бы дошло к концу своему, если б продолжалось доселе учреждение, сделанное Государем Петром I-м, чтоб все суда купецкие, отправляющиеся в море, имели морских офицеров, кои по возвращении обязаны журналы плавания своего представлять Астраханской Адмиралтейской Конторе. Сия должна была рассматривать оные, по коим как ошибки нерадивых могли бы обнаруживаться, так и нерадение подвергалось взысканию. Следовательно, от сего заведения усовершенствовалось бы подробнейшее познание всего моря и содержащихся к нем опасных мест, как то: мелей, подводных камней и проч. Не имею я нужды проникать в сокровенные от меня причины, побудившие бывшего в Астрахани Губернатором, Генерал-Поручика Бекетова, входить с докладом отменить сие учреждение. А с того времени и по ныне суда управляются лоцманами, не имеющими никакого знания в мореплавании, кроме одного, сделанного ими замечания мест, каковое и бывает причиною потери судов и товаров с разорением вверяющих невеждам имущество свое.

ГЛАВА ШЕСТАЯ.

О ЗАВЕДЕНИИ ВОДОХОДНОГО УЧИЛИЩА В АСТРАХАНИ.

§ 30. О заведении водоходного училища в Астрахани.

К сокращению всех таковых злоключений весьма желательно, чтобы предположение о заведении водоходного училища в Астрахани, из коего одного по всему Каспийскому морю отправляется судохождение, скорее было установлено, дабы из тамошних купеческих и мещанских детей завести своих лоцманов, не употребляя к тому морских офицеров. [97]

§ 31. Способ к сему.

На содержание оного училища, заведение библиотеки и нужных инструментов, и на жалованье учителям, следовать правилам городового положения 152 статьи; поелику же заведение училища сего сколько для пользы государственной соблюдением пропадающих людей и с потерею товаров (уменьшение бывает таможенного сбору), а более и для собственной, торговлю отправляющих, послужить может, то если бы чего из городовых не доставало, уповать можно на щедроту Монархини о пособии к содержанию оной школы.

§ 32. Число учеников и образ управления ими.

Число учеников весьма довольно положить комплектных от 40 до 50 человек, принимая сообразно Сантпетербургского водоходного училища правилам. Можно также дозволить обучаться на своем иждивении и сверх оного числа, кто пожелает. Прошедших нужные к тому науки отправлять по одному и по два для практического познания в несколько путешествий при офицерах на судах выше упомянутых, и не прежде вверять им управление судов, пока они не получат от офицеров, под командою которых плавание продолжат будут, так и от определенного над классами Директора, свидетельства о искустве теорическом и практическом, и надежности в благоповедении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сим образом совершатся намерения всегдашнее благо, пользу, славу и прибыток приносящие. Желание, чтобы видеть Отечество, наслаждающееся всеми оными, при неусыпном назидании блаженства несравненной матери Отечества, побудило меня к «Начертанию» двух видов, которые окончив, передаю рассмотрению имеющим в производстве по оным право и власть, не имев другой цели, кроме любви моей к Отечеству, ревности, верности и усердия к Монархине, благоволившей иногда вверять в начальство мое пределы, упомянутые в сем произведении моем.

Текст воспроизведен по изданию: Начертание к двойственному умножению польз с расширением пределов от стороны Китая. Труды бывшего в Сибири генерал-губернатором Якобия // Чтения в императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете, Книга 4. 1858

© текст - Григорьев В. В. 1858
© сетевая версия - Thietmar. 2022
© OCR - Иванов А. 2022
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЧОИДР. 1858