ПРИЛОЖЕНИЯ.

I. МАРШРУТ НА ПЕРВОЙ ПРЕДМЕТ КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЫ ПО ДВУМ ДОРОГАМ.

К сборному месту 1-го и 2-го корпусов близ расположенные полки по прикосновенным к Москве губерниям должны итти через Москву, от которой на генеральной Российской карте с разделением на наместничества, означаются дороги желтой краской: на Володимер, Муром, Нижний Новгород, сею губерниею на Кузмодемьянск, Чебоксары, Свияжск, Казань, Пермской губернии на Кунгур, Екатеринбург, Тобольской губернии на Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Томск, Ачинск, Колыванской губернии на Красноярск, Иркутской на Нижнеудинск, Иркутск и, перейдя Байкал, следовать на Верхнеудинск, где разделяется дорога тою же краскою на 2 части: 1-я на Кяхту чрез Селенгинск, а 2-я на Читу и Нерчинск.

На тот же предмет из Украинских губерний расположенные полки идут всякой по своей способности до Тамбова, оттуда на Пензу и Симбирск, Уфимской губернии на Бугульму, Стерлитамак, на селения Бугулчан, Красную Мечеть, Богословской Завод, на города: Верхнеуральск и Челябу, Тобольской губернии на Ишим, слободу Абацкую и Каинск. При сем месте обе колонны соединяются и идут чрез Томск и далее но одной уже дороге, как выше показано.

По сему же предмету, к составлению третьего корпуса на Колыванскую линию полки расположенные по ближайшим губерниям к Москве, также и из Украинских губерний идут теми же самыми дорогами. Первые, т. е., от Москвы до Екатеринбурга, а вторые от Тамбова и Козлова до Челябы. От Екатеринбурга назначена дорога на карте под красною краскою, Тобольской губернии на города Курган и Ишим, Колыванской линии на Омскую крепость и продолжают поход по сей линии до Семипалатной или Устькаменогорской. От Челябы под тою же краскою означается другой колонны дорога на Звериноголовскую последнюю крепость Уфимской губернии, от оной на Петропавловскую, Омскую и далее Колыванскою линиею до Семипалатной или Устькаменогорской крепости. [99]

Маршрут на второй предмет по двум же дорогам, назначается дорога от Тамбова и Козлова голубою краскою, ведущая к Астрахани на Тамбов, Хоперск, Саратовской губернии на Царицын, Кавказской на Черной Яр, Енотаевск и Астрахань. До Тамбова же и Козлова из мест расположения полков всякой может итти, как сократительнее и способнее быть может.

Для второй колонны дорога означена под тою же краскою. Украинской губернии от Харьковской на Таганрог и Черкаск, Моздоцкой линии на крепость Московскую, Донскую, Ставрополь и так далее до Екатеринограда, Моздока и Кизляра.

Из Царицына под тою же краскою означена дорога чрез степь до Кизляра.

II. ПРИМЕЧАНИЯ, СДЕЛАННЫЕ К ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ОПИСАНИЮ НА МЕСТА ВСЕЙ ПОГРАНИЧНОЙ ЛИНИИ, НАЧИНАЯ С ИРКУТСКОГО НАМЕСТНИЧЕСТВА ДО КАВКАЗСКОЙ ГУБЕРНИИ.

1) По Иркутской губернии, кроме крепостей, между всяких поставленных двух пограничных знаков занимается вся граница форпостами, сделанными в некоторых местах небольшими укреплениями, обнесенными палисадником и обведенными рвами, большею частию на открытых местах.

2) От Тункинского острогу чрез Кяхту на Аргунь, Цурухайт до Горбицы, впадающей в Шилку, расстоянием 2000 верст, вся стража составлена из регулярных и нерегулярных войск, а крепости заняты гарнизонами.

3) Колыванской линии от Устькаменогорской до Бийска и Кузнецка крепости и редуты заняты регулярным и нерегулярным войском, а расположены против кочевьев бывшего Зенгорского народа и части Китайцев.

4) Вся сия стража, равно и от показанного выше сего Иркутской губернии от Тункинского острога до города Кузнецка, закрывает Иркутскую губернию от бывшего Зенгорского народа с 5-х сторон.

5) Кавказской губернии вверх по Уралу от Гурьева до Илецкого Городка занимается линия Уральскими Казаками, для удержания шалостей и переездов Меньшой Киргиз-Кайсацкой Орды, закрывает все селения Уральских Казаков и обеспечивает луговую сторону реки Волги. [100]

6) От Илецкого городка до самого Верхнеуральска, вверх же по Уралу, Уфимская линия против Меньшой Орды Киргиз-Кайсацкой, от оного по той же линии до последней крепости Звериноголовной, и от сей Колыванскою линиею до Устькаменогорской, простираются кочевья Средней Орды Киргизцев. Обе сии линии заняты регулярными и нерегулярными войсками для тех же причин, как и расположения Уральских Казаков к закрытию Уфимской, Пермской, Тобольской и Колыванской губернии. Мунгалы и Киргиз-Кайсаки имеют вооружение луки и стрелы, а последние весьма мало огнестрельного ружья.

7) От Гурьева до Астрахани, и от оной до Кизляра не занимается никакой стражей, а обеспечено Каспийским морем, так как Персияне ни судов, ни плавания не имеют.

8) Кизляр имеет регулярный гарнизон, от которого до Моздока стража расположена из нерегулярных войск против Персии, Дагестана, Кумык, Аксайцов, Тавлинцев, Гребечуковцев, Горячевцев, Чеченцев и Малой Кабарды. Против Екатеринограда и Павловской Большая Кабарда, Осетинцы и Ингушевцы, а Георгиевская и далее по линии до Московской против живущих в горах и за Кубанью народов владения Ислама Мусина. В горах и у подошвы оных владения Средней и Большой Абазы. Последняя простирается к самому Черному и Азовскому морям. Между гор и Кубани Белогородских и Буджацких Татар орда, Бесленеевцы и Темиргойцы. Все сии народы вооружены огнестрельным оружием луками и стрелами. Из них достойно отдать справедливость в проворстве и храбрости, а особливо в искустве партизанов, Большой Кабарде.

Из всех же оных не больше может собраться и показаться в поле воинами до 20,000 человек; а что принадлежит до Орд Белогородских и Буджацких, то они только могут составлять одну толпу народа.

Текст воспроизведен по изданию: Хрисанфа, митрополита Новопатрасского, о странах Средней Азии, посещенных им  1790 годах // Чтения в императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете, Книга 1. 1861

© текст - Григорьев В. В. 1861
© сетевая версия - Thietmar. 2022
© OCR - Иванов А. 2022
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЧОИДР. 1861