№ 140

1726 г. апреля 22. — Письмо С. Л. Владиславича-Рагузинского цинскому министру Маци с просьбой предоставить русскому посольству в Пекине дворы на новом месте

/л. 23об./ Великих азиацких стран императора, монарха самовластнейшего, настоящего китайского и богдойского хана первому верховному министру, вельможному и превосходительнейшему господину алагоде 1 любезное поздравление (Напротив на полях: N. B.).

Из публичного письма, которое пишу генерально превосходительнейшим господам министром его богдыханова величества (См. док. № 139), между которым [и] во первых ваше превосходительство, неусумнительно можете увидеть мое желание о приеме на границу и о протчем трактовании моего намерения в Пекин к его богдыханову величеству для [302] исполнения данной мне комисии за пресечение произшедших ссор, по установлении мирного договора и протчего и для постановления благополучной корриспонденции и вечныя дружбы между обоих империй. Против оного моего письма прошу у вашего превосходительства склонного и скорого ответа.

Сим же моим партикулярным письмом прошу ваше превосходительство по своему великодушию и склонности ко всем тем, которые желают счастливого и мирного владения его богдыханову величеству, показать ко мне особливую приязнь, не оставив следующаго моего прошения. Известился я от прежнего посланника господина Измайлова, также и от господина агента Ланга, что двор, в Пекине обретающийся, где прежде сего принимали росийских посланников и камисаров, имеетца в худом состоянии и в последней ветхости, в котором без превеликия нужды жить не мочно. А понеже я по милости всевышняго бога и указом ея императорского величества, моей всемилостивейшей государыни и самодержицы отменен от всех прежде бывших посланников, в Пекине как характером полномочного министра, так и протчими прерогативами, как изволите сами увидеть, богу извольшу, по моем прибытии и из моего обхождения, того ради с наивящшею прилежностию желаю, дабы ваше превосходительство, излуча благополучное время, изволили донести его богдыханову величеству, что я на вышеписанном дворе, где прежние посланники и камисары жили, жить не желаю как за теснотою двора, так за ветхостию и протчим, на котором в моей старости могу впасть в болезнь и остановить такое благополучное намерение публичной негоциации, что к пользе обоих государств надлежит. И дабы его богдыханово величество чрез вашего превосходительства благосклонное ходатайство милостиво /л. 24/ повелел определить мне и свите в Пекине два двора на другом угодном и веселом месте, в которых бы я мог убраться и пребывать в моей бытности в Пекине без нужды. А постоялые за оные дворы ежели от его богдыханова величества пожаловано не будет (как обыкновенно бывает при всех европейских дворах), и в таком случае я постоялое посредственною мерою заплачю от себе, сколько жить буду, до моего отъезда ис Пекина.

Я надеюся, что ваше превосходительство в сем моем прошении изволите ко мне особливую свою склонность и дружелюбие показать и, приискав такие дворы, посланному моему показать. И за такую вашу особливую ко мне склонность и его богдыханова величества монаршескую отменную милость потшуся вашему превосходительству во всяком случае отслужить.

По сих пребываю вашего превосходительства всякого добра желательный и до услуг готовейший граф Сава Владиславич.

Из-Ыркуцка, апреля 22, 1726 году.

По листам и под текстом скрепа: Секретарь Иван Глазунов.

АВПР, ф. Сношения России с Китаем, 1726 г., д. № 4, л. 23 об. – 24. Копия.

(Приложена к реляции С. Л. Владиславича от 6 мая 1726 г. (док. № 146))

Запись в журнале. — Там же, д. № 18, л. 53-54.


Комментарии

1. Алагода — это Маци, маньчжур из рода Фуца. Принадлежал к желтому с каймой знамени. Служил в Гунбу, с 1684 г. — в Нэйгэ в должности юаньвайлана, с 1685 г. отвечал за финансы в административном аппарате провинции Шаньси, а с 1688 г. — провинции Хубэй. Один из самых опытных экспертов по «русскому вопросу». В 1688 г. был включен в состав делегации для переговоров в Селенгинске с русскими по пограничным вопросам, но в 1689 г. ему удалось уклониться от поездки.

В 1690 г. назначен цзоду юйши, потом дуюйши в Дучаюане империи Цин. В этом же году назначен шаншу Бинбу. Участвовал в военной кампании против халхаских правителей и Галдана. В 1694 г. назначен шаншу Хубу, затем шаншу Лифаньюаня. Имел княжеский титул «бо». Умер в 1739 г., посмертно пожалован титулом гуна (Ли Юаньду. Гочао сянь яжэн шилюэ (Биографии крупных государственных деятелей и ученых Цинского периода). Т. 1. Тайбэй, 1967, с. 226-231; Мясников В. С. Империя Цин и Русское государство в XVII веке. М., 1980, с. 212, 214-228; РКО в XVII в. Т. 2, с. 783; Hammel A. W. Eminent Chinese of the Ch’ing period (1644-1912). Vol. I. Wash, 1943, c. 560-561; см. также коммент. 1 к док. № 22).