№ 43

1708 г. мая 4, — Расспросные речи устюжского торгового человека Михаила Денисова в следственной комиссии о поездке в Цинскую империю с нерчинским сыном боярским И. Сенотрусовым

/л. 1/ 1708 году майя в 4 день. В-Ыркуцку на розыскном дворе перед московским дворянином Федором Родионовичем Качановым 1 устюжанин торговый человек (что написан в нерчинской таможенной выписи «нерчинской казачей брат») Михайло Денисов допрашивая, а в допросе сказал:

В прошлом 706 году в марте или в апреле месяцах, и в которых числах, того не упомнит, приехал он, Михайло, из Якуцка в-Ыркуцк по якуцкой выписи, и из-Ыркуцка де города отпущен за Байкал-море в Нерчинской. И как де он в Нерчинской приехал, и из Нерчинска де отпущен по приказу стольника и воеводы Петра Мусина-Пушкина с нерчинским сыном боярским с-Ываном Сенотрусовым в Китайское государство в полуказачье место брата своего нерчинского конного казака Никифора Матусова. И из приказной избы была послана память в таможню таможенному голове Гаврилу Артемьеву за приписью и за скрепою подьячих о пропуске товаров в Китайское государство для дорожных нужд, прокормления в степи.

А было де с ним, Михайлом, и Иваном Сенотрусовым в том отпуску в Китаи человек 40, а больши или меньши, того сказать не упомнит. А были де с ним, Михайлом, в одном стану товарыщи ево устюжанин Иван Шубин, вологженин Григорей Новиков, устюжанин Василей Цывилин, да Нерчинского города Федор Федоров, /л. 1об./ и какова он чину, того не знает. А были они, Василей и Федор, в отпуску от Ивана Казана. Да с ним же де, Михайлом, были устюжанин Дмитрей Соловьев да Гаврилом называли, а чей сын и которого города, того не упомнит; лалетин Петр Рупосов да Абрам, а чей сын, не знает, а назывался Томской, а подлинно не знает. А с-Ываном де Сенотрусовым было в станупять человек, да нерчинской подьячей Симон Шемелин был в пяти человеках. Андрей Кустов был в восьми человеках. Нерчинской казак Григорей Пыхолов был в пяти человеках. Яренченин Иван Ларионов в четырех человеках. Устюжского уезду Никита Вохмин сам третей. А подлинно сколько было по артелям человек, сказать не упомнит. А ходил де он, Михайло, с-Ываном Сенотрусовым для караулу и береженья вместо служилого человека. А с какими делами Иван Сенотрусов от воеводы в Китаи лист отвозил, про то он, Михайло, не знает.

А что де у него, Михайла, было по отпуску мяхкой рухляди ис таможни, того сказать не упомятует, а ведомо де о том в таможнях в отпуску. А ис Китайского де государства вывез он, Михайло, полтораста поставов камок, 70 тюней китайки, 30 тюней самец пестрых. Да у него ж в вывозе бадьяну, чаю, а сколько пуд, того сказать не упомнит. Да з пуда перцу, 6 пуд сандалу, 3 пуда меди китайской в жосах, /л. 2/ да карольков синих по цене на 10 рублев, 100 чаш ценинных. И с тех де всех вывозных китайских товаров в Нерчинску в таможне платил он десятую пошлину тем же товаром, и с сандалу и с перцу и з жесь и с корольков по аценке деньгами. А больши де вышеписанного никаких товаров у него, Михайла, ис Китайского государства в вывозе не было. А у иных у кого какая мяхкая рухлядь из-Ыркуцка и из Нерчинска в отпуску в Китаи, також и ис Китаи какие товары в вывозе были, про то он, Михайло, не знает. А из Нерчинского де он, Михайло, отпущен мимо Иркуцк [101] и Якуцкой в руские городы. А тот де товар написан в нерчинских в двух выписях имянно.

И в прошлом де 707 году из нерчинской выписи отпустил он, Михайло, на продажу в Якуцкой с работником своим, с устюжанином с-Ываном Перевяскиным, 6 пуд сандалу, 3 пуда перцу, 100 чаш ценинных, 30 поставов намок пятиланных, 24 тюня китайки, 20 тюней самец пестрых, да на 10 рублев корольков синих, 3 пуда меди китайской в жосах. И велел ему, Ивану, тот товар испродав, ехать з деньгами в Русь для платежу долгов. И те де товары в Якуцком он, Иван, продал, и из Якуцка в Русь уехал ли, про то он, Михайло, не ведает.

Да в нынешнем 708 году до сего великого государя указу ис той же выписи он, Михайло, для пла/л. 2об./тежу ж долгов своих отпустил было к Русе с тюменцом с Михайлом Вороновым 30 поставов камок пятиланных. Да ис той же де выписи он, Михайло, запродал было в-Ыркуцку для платежу ж долгов своих ему ж, тюменцу Михайлу Воронову, да тобольскому казачью сыну Ивану Лапину 75 поставов камок пятиланных, да устюжаном торговым людем Прокопью Сыровацкому да Прокопью Шемякинскому 59 тюней китайки. И те де ево запроданные товары ныне в-Ыркуцку и ис таможни не отпущены. А которыя де люди те товары было заторговали, и из них Иван Лапин, Прокопей Шемякинской ныне в-Ыркуцку, а Прокопья де Сыровацкого ныне в-Ыркуцку нет. Да ис той же выписи достольного товару пол-пята пуда бадьяну, 3 пуда 24 фунта чаю для платежу долгов своих роспродал в Нерчинску — бадьян и чай ценою по 13 рублев пуд. И теми де деньгами, он, Михайло, розделовался в Нерчинску з заимодавцами, выкупил у них кабалу. И те де и иные кабалы у него в лицах.

Под допросом пишет: К сему допросу вместо Михайла Денисова по его велению Михайло Истопников руку приложил.

ЦГАДА, ф. Сибирский приказ, оп. 4, д. № 219, лл. 1-2 об. Подлинник.


Комментарии

1. Следственная комиссия Ф. Р. Качанова работала в течение мая — июня 1708 г. в Иркутске, Селенгинске, Удинском и Ильинском острогах. В ходе следствия было допрошено более 100 человек, ездивших с товарами в Цинскую империю. Подлинные материалы сыска хранятся в ЦГАДА (ф. Сибирский приказ, оп. 4, д. № 219, лл. 1-87).