№ 203

1722 г. мая 12. — Доношение Коммерц-коллегии Сенату о назначении агенту Л. Лангу жалованья и аренде для него двора в Пекине

Его императорского величества Высокоправительствующему Сенату ис Коммерц-коллегии доношение.

В прошлом 719 году майя в 8 день по его императорского величества указу и по определению Коммерц-коллегии велено посланному в Китаи при посланнике Льве Измайлове иноземцу Лоренцу Лангу быть в Китаях для российского купечества консулем, а как ему тамо поступать, дана ему ис Коммерц-коллегии инструкция. [333]

А в той инструкции во 2-м пункте написано, иметь ему, Лангу, над дверьми своего дому, написавши на доске, росийской герб с двемя якорями на ногах, а по обеим сторонам вилы Нептуновы, два знамя и протчия воинския трофеи, а имянно, пушки, во окруженных лавровых листах, такую ж подобную печать употребить.

И в прошлом 721 году писал из-Ыркуцка от гвардии капитан Лев Измайлов майя от 18 дня (См. док. № 186), что с китайцами договорились ево, Лоренца Ланга, при дворе богдыханова величества оставить агентом.

А в присланной оного Ланга ведомости написано:

Посольской двор в Пекине, в котором как анбаров, так погребов и иных способных мест не обретаетца, и купецким людем неспособен, а наипаче всякой свои товары в-ызбе, где он сам живет, держать принужден. /л. 378об./ И ежели впредь камисары всякие вещи, которые они так скоро продать не могут, принуждены будут после себя оставить, тогда они от многой гадины и пыли, которой в Китаях летом вельми много бывает, отчего весьма повреждены будут, требует, как ему в том себя содержать: буде ему новой двор строить, которой бы посредственный вид имел, по последней мере станет 8000 рублев; а ежели к купечеству способной нанять, то имеет платы быть на месяц от 6 до осьми рублев. А способных потребных мест в нем не сыщетца. Однакож не купить мочно доброй двор за 2 и 3-х тысяч рублев и дешевле, которой за малые деньги так устроен быть может, что не только в нем товары не повреждены быть могут, но и купецкие люди и иные служители, всякой по своему состоянию, жилища иметь будет. А между того нынешним летом принужден он двор нанять, чтоб приходящия караваны себе потребное место иметь могли.

Для содержания книг и юрнала, также и иных потребных абсерваций, принял он в купечестве искусного человека Давыда Граве; до прибытия каравана оставил он у себя от посольства толмача. Да к тому надобно ему для всяких дел руской подьячей. А жалованье де оным служителям не определено. И чтоб о определении ему, агенту, и оным служителям жалованья и на покупку или на наем двора указ учинить.

И о определении его императорского величества жалованья оному Лангу и будущим при нем для содержания книг Давиду Граву, также /л. 379/ толмачю и подьячему, и на наем двора, и ис каких доходов и какую ему, Лангу, у себя печать иметь, от Высокоправительствующаго Сената Комерц-коллегия требует указа. А о посылке к нему, Лангу, подьячего из Комерц-коллегии определено послать указ к сибирскому губернатору 1.

А Комерц-коллегии мнение, что ему, Лангу, двор надлежит потребной наймовать до указу, хотя и вышепоказаной от него платы. И определение ему и будущим при нем жалованья и о печати, какую ему иметь, оставляется в высокое разсуждение Высокоправительствующаго Сената.

1722 году мая 12 дня.

Иван Бутурлин.
Иван Павел Бакон.
Яков Гювит.
Алексей Новосильцов.
Князь Иван Щербатово.
Иван Аленин.
Иван Мякинин.
Diterich Wilier.
Андрей Канов.
Осип Соловьев.
[334]

Обер-секретарь

Александр Докудовский.

Семен Киреев.

Канцелярист Григорей Иванов.

На л. 379 об. отметка о подаче: 1722 года майя 16 дня подал Комерц-коллегии подьячей Николай Афанасьев.

ЦГАДА, ф. Сенат, оп. 16, кн. 907, лл. 378-379. Подлинник.


Комментарии

1. Указ Коммерц-коллегии сибирскому губернатору А. М. Черкасскому об определении к агенту Л. Лангу подьячего был послан между 25 апреля и 10 мая 1722 г. (ЛОА АН СССР, ф. Портфели Миллера, оп. 4, кн. 26, л. 264 об. Копия).