№ 37

1907 г. августа 18 — 1910 г. сентября 10. — Соглашение в форме обмена нотами, заключенное между Россией и Великобританией о недопущении в Тибет в течение трехлетнего срока каких-либо научных экспедиций

I

/Л. 9/ Нота, врученная великобританским послом российскому министру иностранных дел. С.-Петербург, 18/31 августа 1907 г.

Господин министр,

ссылаясь на Соглашение относительно Тибета, подписанное сегодня *, имею честь сделать Вашему превосходительству нижеследующее заявление:

Британское правительство считает полезным, поскольку от него будет зависеть, не допускать, кроме как по предварительному соглашению с российским правительством, в течение трех лет со дня настоящаго сообщения, доступа в Тибет какой-либо научной экспедиции, под условием, однако, чтобы подобное же заверение было дано со стороны российскаго императорскаго правительства./Л. 9об./ Британское правительство предполагает, кроме того, обратиться к китайскому правительству с целью побудить последнее принять на себя подобное же обязательство на соответствующий срок; само собою разумеется, что таковой же шаг будет предпринят российским правительством.

По истечении трехлетняго срока, приведеннаго выше, британское правительство обсудит, по взаимному согласию с российским правительством, вопрос о желательности, если к тому представится надобность, принятия дальнейших мер в отношении научных экспедиций в Тибет.

Примите, господин министр, уверения в моем отличном почтении

А. Никольсон

АВПРИ. Ф. Трактаты. Оп. 3. 1907. Д. 363/340. Л. 9-9 об. Подлинник. Опубл.: Русско-китайские отношения. 1689-1916. С. 121-122.

* См. Прилож., док. № 36.

II

/Л. 11об./ Нота, врученная министром иностранных дел великобританскому послу. С.-Петербург, 18/31 августа 1907 года.

Господин посол,

В ответ на ноту Вашего превосходительства от сего числа имею честь, в свою очередь, заявить, что императорское российское [543] правительство считает полезным, поскольку от него будет зависеть, не допускать, кроме как по предварительному соглашению с британским правительством, в течение трех лет со дня настоящаго сообщения доступа в Тибет какой-либо научной экспедиции./Л. 12об./

Так же, как британское правительство, императорское правительство предполагает обратиться к китайскому правительству, с целью побудить последнее принять на себя подобное же обязательство на соответствующий срок.

Остается условленным, что по истечении трехлетняго срока оба правительства обсудят, по взаимному согласию, вопрос о желательности, если к тому представится надобность, принятия дальнейших мер в отношении научных экспедиций в Тибет.

Примите и проч. (подп.): Извольский

АВПРИ. Ф. Инветарная оп. "Справочник". 1907. Д. 13. Л. 11 об., 12 об. Копия. Опубл.: Русско-китайские отношения. 1689-1916. С. 122.

III

Нота, врученная великобританским поверенным в делах в С.-Петербурге О'Берном товарищу министра иностранных дел Нератову. С.-Петербург. 10 сентября 1910 г.

* ...Ваше превосходительство припомните, что 31 августа 1907 года... обменом нот между сэром А. Николсоном и... господином ** Извольским была сделана взаимная декларация от имени британского и российского правительств с указанием на желательность для каждого правительства, поскольку это по принадлежности находится в их власти, предупредить проникновение в Тибет каких-либо научных экспедиций, если в отдельном случае не было предварительного соглашения с другой стороной, участвовавшей в декларации. Это Соглашение, которое было заключено на трехлетний период, истекло прошлого 31 августа...

Вопрос о возобновлении декларации был тщательно рассмотрен правительством его величества после совещания с правительством Индии, но достигнутое соглашение сводится к тому, что во всех обстоятельствах предпочтительнее, чтобы оно [Соглашение 1907 года] либо совершенно потеряло силу, либо было заменено новым соглашением. Основание для этой точки зрения то, что предложенные результаты не были достигнуты. В первую очередь было найдено, что китайское правительство не расположено сделать формальной декларации подобного же характера и не может удовлетворительным образом определить рубежи Тибета; во вторую очередь, как то было, например, в отношении господина] Свен-Гедина 1, для отдельных экспедиций в течение последних трех лет оказывалось возможным проникнуть в Тибет, несмотря на существование Декларации. [544] Следствием является то, что вместо закрытия Тибета для всех научных миссий в соответствии с первоначальным намерением Декларации, британские и российские подданные, которые пожелали бы заняться научными исследованиями в Тибете, оказались в менее благоприятном положении по сравнению с лицами другой национальности.

Представляя эти соображения вашему превосходительству, я имею поручение от сера Э. Грея узнать, разделяется ли та же самая точка зрения императорским правительством.

В то же самое время я могу сообщить Вашему превосходительству, что правительство его величества не имеет в настоящее время намерения направлять в Тибет какие-либо научные экспедиции и что в случае, если какие-либо частные лица обратятся за разрешением перейти через индийскую границу в указанную страну, правительство его величества не применит во всяком случае, если вопрос возникнет, осведомить императорское правительство о позиции, которую оно намерено занять в данном вопросе... 2

Публ. по: Ключников Ю. В., Сабанин A. B. Международная политика новейшего времени в договорах... 4.1. С. 346-347.

Копия на английском яз. — АВПРИ. Миссия в Пекине. Оп. 761. 1911. Д. 404. Л. 3-3 об.

* Здесь и далее многоточие дано в публикации.

** Здесь и далее квадратные скобки даны в публикации.