№ 36

1907 г. августа 18. — Конвенция, заключенная между Россией и Великобританией о Персии, Афганистане и Тибете * и Приложение к ней

Соглашение, касающееся Тибета.

Правительства России и Великобритании, признавая сюзеренные права Китая над Тибетом и принимая во внимание, что [540] вследствие своего географического положения Великобритания имеет специальный интерес в том, чтобы видеть существующий порядок внешних сношений Тибета сохраненным полностью, условились о нижеследующем соглашении:

Статья I

Обе высокие договаривающиеся стороны обязуются уважать территориальную целость Тибета и воздерживаться от всякого вмешательства в его внутреннее управление.

Статья II

Сообразуясь с признанным принципом сюзеренитета Китая над Тибетом, Россия и Великобритания обязуются сноситься с Тибетом только через посредство китайского правительства 1. Это обязательство не исключает, однако, непосредственных сношений английских коммерческих агентов с тибетскими властями, предусмотренных ст. 5 Конвенции от 7 сентября 1904 года между Великобританией и Тибетом и подтвержденных Конвенцией 27 апреля 1906 года между Великобританией и Китаем; оно не изменяет также обязательств, принятых на себя Великобританией и Китаем в силу статьи I сказанной Конвенции 1906 года.

Считается конечно условленным, что буддисты, как русские, так и британские подданные, могут входить в непосредственные сношения, на почве исключительно религиозной, с далай-ламой и другими представителями буддизма в Тибете; правительства России и Великобритании обязуются, насколько он них будет зависеть, не допускать, чтобы эти сношения могли нарушить постановления настоящего Соглашения.

Статья III

Российское и великобританское правительства обязуются, каждое за себя, не посылать представителей в Лхассу.

Статья IV

Обе высокие стороны обязуются не домогаться или приобретать, ни за свой собственный счет, ни в пользу своих подданных, никаких концессий железнодорожных, дорожных, телеграфных и горных, ни других прав в Тибете.

Статья V

Оба правительства согласны в том, что никакая часть доходов Тибета, ни в натуре, ни деньгами, не может быть заложена или представлена, как России и Великобритании, так и их подданным.

Приложение к Соглашению между Россией и Великобританией, касающееся Тибета.

Великобритания вновь подтверждает декларацию, подписанную его превосходительством вице-королем и генерал-губернатором Индии и приложенную к ратификации Конвенции 7 сентября [541] 1904 года, — постановляющую, что занятие долины Чумби британскими силами прекратится по уплате трех ежегодных взносов вознаграждения в 2 500 000 рупий, под условием, чтобы рынки, упомянутые во II статье сказанной Конвенции, были действительно открыты в течение уже трех лет и чтобы тибетские власти за этот период строго сообразовались во всех отношениях с постановлениями означенной Конвенции 1904 года. Считается конечно условленным, что если занятие долины Чумби британскими силами не прекратится по какой бы то ни было причине ко времени, предусмотренному вышеприведенной декларацией, правительства российское и британское войдут в дружеский обмен взглядов по сему предмету.

Настоящая Конвенция будет ратификована, и ратификации ее будут обменены в С.-Петербурге, как только это будет возможно 2.

В удостоверение чего соответственные уполномоченные подписали настоящую Конвенцию и приложили к ней свои печати.

Учинено в С.-Петербурге, в двойном экземпляре, 18/31 августа 1907 года 3.

Подписали:

М. П. 

М. П. 

Извольский

Никольсон

Публ. по: Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. С. 391-393. Опубл. также: Русско-китайские отношения. 1689-1916. С. 120-121.

Подлинник на французском яз. — АВПРИ. Ф. Трактаты. Оп. 3.1907. Д. 363/340. Л. 8-8 об. **

Копия на английском яз. — АВПРИ. Ф. Миссия в Пекине. Оп. 761.1907. Д. 450. Л. 35 об.-37.

Перевод с английского на тибетский язык. — Там же. Л. 62-63 об. *** Подлинник.

* Публикуется часть Конвенции, касающаяся Тибета.

** Конвенция и Приложение к ней оформлены как один документ. Ниже текста: подписи А. П. Извольского и Никольсона; ниже подписей: оттиски личных сургучных печатей Извольского и Никольсона.

*** Ниже текста: Верность перевода английского соглашения, касающагося Тибета и Приложения к нему удостоверяю.

Член комитета по изучению Вост. и Ср. Азии Ф. Щербатской. (выделенный текст в документе подчеркнут пунктирной линией).

Первый Департамент Министерства иностранных дел подписал и приложением казенной печати удостоверяет подлинность настоящей подписи профессора Ф. Щербатскаго. — С.-Петербург, 3 декабря 1908 года.

Вице-директор Перваго департамента Плансон.

Слева ниже текста стоят печати: Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии и Первый департамент Министерства иностранных дел. 


Комментарии

1. 14 сентября 1907 г. российский посланник в Пекине Покотилов представил в Министерство иностранных дел следующее сообщение относительно подписания данного англо-русского соглашения о Тибете:

"Джордан и я передали сегодня министрам Вай-ву-бу часть англо-русскаго соглашения, касающегося Тибета. На представленное мною разъяснение об обеспечении соглашением интересов Китая и полном признании сюзеренных прав последняго над Тибетом, китайские министры просили меня выразить императорскому правительству за это свою благодарность. Вместе с тем Джордан и я просили китайцев сообщить нам взгляд китайскаго правительства на предложения Англии и наше касательно присоединения Китая к соглашению о недопущении в Тибет ученых экспедиций.

Китайцы заявили, что они обсудят это дело и дадут ответ. В случае благоприятнаго характера этого ответа мы обратимся к китайскому правительству об официальном предложении по сему предмету". (АВПР. Ф. Миссия в Пекине. Оп. 761. 1907. Д. 450. Л. 51-51 об.).

2. Николай II ратифицировал соглашение 7 сентября 1907 г. в Рилякс-фиорде (Риилахти, бухта на п-ве Ханко в 4 км от г. Ханко (Ганге), Финляндия). Обмен ратификационными грамотами произведен в С.-Петербурге А. П. Извольским и Артуром Никольсоном (Похлебкин В. В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. Вып. II. Кн. I. М., 1995. С. 758).

3. В 1914 г. британское правительство поставило перед российским правительством вопрос о пересмотре русско-английского соглашения от 18 августа 1907 г., стремясь снять с себя ограничения, которые сковывали ее действия в Тибете. 9 марта 1914 г. министр иностранных дел С. Д. Сазонов в телеграмме на имя российского посланника в Пекине В. Н. Крупенского писал, что он готов "войти в рассмотрение этого вопроса, но, конечно, за преимущества, которые получила бы Англия, представляю себе выставить со стороны России, пожелания, подлежащие удовлетворению" (Мясников B. C. Русско-китайский банк... С. 265).