№ 17

1902 г. марта 5. — Официальное сообщение российского правительства по поводу заключения англо-японского договора от 17 января 1902 г.

/Л. 111/ Договор, заключенный в минувшем январе между Англиею и Япониею 1, возбудил повсюду самые противоречивые толкования и разнообразные догадки, особливо ввиду того, что этим актом две [505] из одиннадцати держав, еще недавно подписавших Пекинский протокол * при завершении их совокупных действий в Китае, как будто отделялись от других и становились в особые отношения к Поднебесной империи, где общими усилиями водворен исконный порядок вещей и ныне восстановлена законная центральная власть.

Императорское правительство, оценив дружественные сообщения, сделанные России по этому поводу как японским, так и великобританским правительствами, отнеслось совершенно спокойно к заключению означенного договора. Начала, руководившие русскою политикою с самого возникновения смуты в Китае, оставались и остаются неизменными: Россия требует независимости и неприкосновенности соседнего дружественного Китая, а равно и Кореи; Россия желает сохранения нынешнего положения вещей /Л. 111об./ и полного умиротворения на Крайнем Востоке. Постройкою Великого сибирского пути с ветвью, направленною к незамерзающему порту, через Маньчжурию, Россия содействует распространению всемирной торговли и промышленности в этих областях. В ее ли интересах всему этому ныне создавать препятствия?

Изъявленное Англиею и Япониею намерение способствовать достижению тех же самых целей, неукоснительно преследуемых Россиею, могло лишь вызвать искреннее ее сочувствие, вопреки толкам некоторых политических сфер и органов иностранной печати, стремившихся представить в совершенно ином свете невозмутимое отношение императорского правительства к дипломатическому акту, в его глазах нисколько не изменившему положения вещей на политическом горизонте.

Ныне, ввиду непрекращющейся агитации по поводу англояпонского договора, союзные дружественные правительства России и Франции сочли необходимым в нижеследующей тождественной декларации вполне определенно заявить державам, представители коих вместе с русским и французским уполномоченными подписали /Л. 112/ Пекинский протокол 25-го августа (7-го сентября) 1901 года, о взгляде их на означенный Договор.

(следует текст Декларации) **

АВПРИ. Ф. Китайский стол. Оп. 491. 1901-1902. Д. 37. Л. 111-112. Проект. Опубл.: Сборник договоров и дипломатических документов по делам Дальнего Востока. 1895- 1905. С. 531-532; Русско-китайские отношения. 1689-1916. С. 114-115.

* См. док. № 86.

** Так в документе. 


Комментарии

1. Агрессивный военно-политический договор 1902 г., являвшийся дипломатической подготовкой к войне Японии против России, — первый из союзных договоров, заключенных между Англией и Японией. Подписан в Лондоне сроком на 5 лет (второй союзный договор заключен 12 августа 1905 г. сроком на 10 лет, третий — 13 августа 1911 г. на тот же срок). Договор предусматривал нейтралитет одного из союзников в случае войны другого с какой-либо державой и военную помощь своему союзнику, если к его противнику присоединится одно или более государств. Договор гарантировал также "специальные интересы" Англии в Китае, а Японии — в Корее и Китае и право союзников на вмешательство, если их "специальным интересам" будет угрожать опасность из-за "беспорядков" в этих странах или внешняя угроза (см.: Гальперин А. Л. Англояпонский союз. 1902-1921. М., 1947).

Русская дипломатия приняла решение продемонстрировать прочность своих союзных отношений с Францией. В результате последовала русско-французская декларация от 3/16 марта 1902 г., а 5 марта того же года — официальное сообщение русского правительства (см. Прилож., док. № 16).