№ 91

1902 г. сентября 9. — Соглашение об условиях возвращения русскими военными властями железнодорожной линии Шаньхайгуань-Инкоу-Синъминътин главноуправляющим китайскими северными железными дорогами

/Л. 1/ Условия возвращения российскими военными властями линии Шанхай-гуань-Инкоу-Синь-минь-тин главноуправляющим китайскими северными железными дорогами.

Ввиду наступления 26-го сего сентября, согласно Договору, подписанному 26-го марта сего года *, срока возвращения означенной дороги китайской администрации, следующия условия были установлены по соглашению российско-императорскаго [298] чрезвычайнаго посланника и полномочнаго министра в Китае, действительнаго статскаго советника Лессара с великаго Дайцинскаго государства князем первой степени Цин, главноуправляющим Министерством иностранных дел, и Ван Вэнь-шао, /Л. 1об./ членом Государственнаго совета, канцлером залы Вэнь-юань, товарищем главноуправляющего Министерством иностранных дел 1.

I

Для сдачи и приемки железной дороги будут назначены российским и китайским правительствами уполномоченные, которые могут иметь достаточное, по усмотрению каждой стороны, число помощников. Эти уполномоченные выработают между собою порядок и подробности передачи 2.

II

Китайская администрация не в праве отказаться от приема по действительной стоимости сооружений и заготовок, сделанных русскою администрациею для нужд дороги и охраны. /Л. 2/

III

На все то время пока, согласно Заключительному протоколу 25 августа (7 сентября) 1901 года **, в Пекине будут находиться отряды для охраны миссий и в провинции Чжили отряды, поддерживающие сообщение Пекина с морем — на линии Шаньхай-гуань — Инкоу ***, русским войскам, назначенным для замены этих отрядов и для перевозки запасных чинов и новобранцев, будут предоставлены права и привиллегии, коими пользуются и будут пользоваться войска держав на линии от Пекина до Шань-хай-гуаня. Пристань на станции Инкоу будет преимущественно перед другими перевозками открыта для судов, перевозящих русския войска и их грузы, по предварительному сообщению.

IV

Русския войска для своих /Л. 2об./ передвижений и перевозки своих грузов будут пользоваться на линии Шанхай-гуань — Инкоу теми же тарифами, какие будут в то же время существовать на линии от Пекина до Шанхай-гуаня.

V

Железнодорожныя помещения, занятыя русскими почтово-телеграфными учреждениями на станции Шанхай-гуань, будут возвращены китайской администрации одновременно с возвращением на станции Тяньцзинь и Шанхай-гуань зданий, принадлежащих китайской железнодорожной администрации и ныне занятых английскими военными властями для своих надобностей.

VI

На все то время, как указано в статье III, по линии от Инкоу до Шанхай-гуаня и Пекина, относительно подвески провода к столбам /Л. 3/ железнодорожнаго телеграфа, русское правительство будет пользоваться теми же правами и привиллегиями, которыя [299] представлены державам на линии от Пекина до Шанхай-гуаня, согласно статье 8-й Англо-китайскаго железнодорожнаго соглашения 16 (29) апреля сего года.

VII

Для перевозки почт от Пекина до Инкоу российскому правительству будут предоставлены те же преимущества, коими пользуются державы на участке от Пекина до Шанхай-гуаня. Но, если при развитии обмена корреспонденции потребуется целый отдельный вагон, то администрация обязуется предоставлять в распоряжение русскаго почтоваго ведомства между Пекином и Китайскою Восточною железною дорогою в обоих направлениях по одному вагону в день, столько раз в неделю, сколько потребуется, за плату по тарифу, не выше существующаго для военных перевозок. /Л. 3об./

Постановив вышеприведенныя статьи, представители обеих сторон подписали и скрепили своими печатями по два экземпляра настоящих условий на русском и китайском языках. Из двух текстов, оказавшихся по сличении согласными, руководствующим при толковании условий будет служить русский текст.

Заключено в Пекине, сентября 9-го дня, тысяча девятьсот втораго года. 3

П. Лессар

(подписи по-китайски) Цин.
Ван Вэньшао.

Ниже подписей: оттиски личной сургучной печати П. Лессара и красной прямоугольной печати на маньчжурском и китайском яз.

АВПРИ. Ф. Трактаты. Оп. 3.1902. Д. 918/161. Л. 1-3 об. Подлинник. Опубл.: Сборник договоров и дипломатических документов по делам Дальнего Востока. 1895-1905. С. 633-636; Русско-китайские отношения. 1689-1916. С. 95-97.

Подлинник на китайском яз.Там же. Л. 4 об.-7 об.****

* См. док. № 89.

** См. док. № 86.

*** Так в документе.

**** Скреплен теми же подписями и печатями, что и подлинник на русском яз. Русский и китайский тексты Соглашения сшиты вместе шнурком, скрепленным на л. 7 об. двумя красными сургучными печатями: Печать российско-императорской миссии в Пекине и красной прямоугольной печатью на маньчжурском и китайском яз.


Комментарии

1. 18 августа 1902 г. император Николай II издал указ о предстоящей передаче железной дороги Шаньхайгуань-Инкоу китайским властям. В нем говорилось:

"1) Ныне же приступить к передаче китайцам железной дороги Шанхайгуань-Инкоу последовательно, по участкам, начиная от Шанхайгуаня, с поручением охраны передаваемых участков дороги китайским отрядам;

2) предоставить временно командующему войсками Квантунской области право определить сроки и порядок передачи железной дороги Шанхайгуань-Инкоу, но при непременном условии закончить эту передачу и очистить от войск район западнее [реки] Ляохэ к 26 сентября" (АВПРИ. Ф. Китайский стол. Оп. 491. 1902- 1903. Д. 1628. Л. 376. Подлинник. Из письма военного министра Куропаткина министру иностранных дел В. Н. Ламздорфу от 19 августа 1902 г.).

Указ императора был выполнен в указанный срок. 13 сентября 1902 г. российский посланник в Пекине Лессар телеграфировал Ламздорфу:

"Сдана китайцам станция Шанхайгуань и линия до Великой стены. На станции наш флаг спущен одновременно с английским" (Там же. Л. 401). А 26 сентября 1902 г. временно командующий войсками Квантунской области генерал-лейтенант Волков телеграфировал начальнику Главного штаба: "Двадцать четвертаго подписан в Шанхайгуане договор о сдаче дороги генералом Базилевским и Юань-ши-каем. Сегодня местность западнее [реки] Ляохэ окончательно очищена от наших войск и все станции Северной железной дороги переданы китайцам" (Там же. Л. 411).

2. Условия передачи железной дороги были выработаны исполняющим должность начальника Квантунской области генерал-лейтенантом Волковым и заведующим инженерной частью области генерал-майором Базилевским (АВПРИ. Ф. Китайский стол. Оп. 491. 1902. Д. 119. Л. 204).

3. 13 сентября 1902 г. Лессар телеграфировал военному министру и управляющему Министерством финансов:

"Князь Цин меня уведомил, что условия, подписанныя 9 сентября о передаче железной дороги Шанхайгуань-Инкоу утверждены богдоханом 11 сентября" (Там же. Л. 400).