№ 85

1901 г. июля 5. — Договор, заключенный между Обществом КВЖД и гиринским цзянцзюнем в дополнение и изменение Договора от 19 мая 1899 г. об учреждении в Харбине китайского Главного отделения иностранных и железнодорожных дел

/Л. 66/ В дополнение и изменение договора, заключеннаго 19 мая 1899 г. * гириньским дзян-дзюнем Ен об учреждении в Харбине Главнаго отделения иностранных и железнодорожных дел, в настоящее время, то есть 1901 года июля 5-го дня, а по китайскому летосчислению 27 года царствования императора Гуан-Сю[й] шестой луны 3-го числа, по поручению главнаго инженера Китайской Восточной железной дороги уполномоченный г[осподин] Даниэль заключил с гиринским дзян-дзюнем нижеследующий договор.

1. В Харбине Гириньской провинции учреждается Главное отделения иностранных и железнодорожных дел. С этой целью назначается особый штат китайских чиновников, из коих одни имеют постоянное местопребывание в Харбине, другие же распределяются по линии по одному чиновнику при каждом начальнике участка, причем эти последние чиновники находятся в непосредственном подчинении и распоряжении Харбинскаго отделения.

2. Названное Отделение учреждается для окончательнаго решения всех дел, возникающих в Гириньской провинции, если /Л. 66об./ эти дела прямо или косвенно затрагивают интересы Общества Китайской Восточной железной дороги, а также прямо или косвенно затрагивают интересы китайских подданных, не только работающих на железной дороге, как разнаго рода служащие, мастеровые, рабочие, подрядчики и поставщики, но в равной мере дела и всех [274] прочих китайских подданных, как торговцы, ремесленники, прислуга и другие китайцы, временно или постоянно проживающие на железнодорожной полосе отчуждения, хотя бы род занятий их не имел прямого отношения к железной дороге.

Харбинское отделение, имея своих чиновников по линии при начальниках участков, поручает этим чиновникам разрешать на месте, с ведома и по соглашению с начальником участка, дела, не нарушающия в сильной степени китайские законы и железнодорожныя установления, разсмотрение же и решение более крупных дел, как дела об убийстве, открытом коллективном неповиновении властям русским или китайским, любодеянии, воровство свыше 300 гиринских дяо, лихоимстве и тому подобное, хотя бы дела эти произошли на самом удаленном от Харбина участке железной дороги, передаются для разсмотрения и окончательнаго решения в Харбинское отделение. В случаях сомнительных /Л. 67/ китайский чиновник, кратко изложив дело, совместно с начальником участка запрашивает Харбинское отделение, будет ли дело решено на месте, или его вместе с обвиняемыми следует представить в Харбин. При надобности такия сообщения делаются по телеграфу через начальника участка. По телеграфу же немедленно сообщается и о всех делах, превышающих компетенцию местнаго чиновника на участке. Весь второй пункт относится в равной мере как к китайцам, так и маньчжурам, и монголам, проживающим в Гиринской провинции.

3. О всяком деле, подходящем под одно из вышеприведенных во 2-м пункте определений и ранее начатом в каком-либо учреждении или каким-либо отдельным чиновником, должно быть немедленно поставлено в известность помянутое Харбинское главное отделение, которое в свою очередь должно уведомить главнаго инженера, дабы определить, следует ли дело для продолжения и постановления решения передать в названное отделение, или же предоставить разсмотрение и решение его ближайшему чиновнику Отделения по месту возникновения дела на линии.

4. Впредь все отдельные чиновники и учреждения должны передавать в Харбинское главное отделение на разрешение все вновь /Л. 67об./ поступающия к ним жалобы и претензии, до поименованных в пункте 2-м дел относящияся.

5. Все жалобы и претензии, а также все поименованныя во 2-м пункте дела вообще, члены Харбинскаго главнаго отделения разсматривают и разследуют совместно с главным инженером Китайской Восточной железной дороги или его уполномоченным. Также все постановления по всем делам производятся по взаимному соглашению с главным инженером или его уполномоченным.

6. Поименованные во 2-м пункте китайские подданные подвергаются наказанию только по постановлению Главнаго харбинскаго отделения, законно состоявшемуся, причем Отделение постановляет, привести ли в исполнение приговор в Харбине или на месте [275] возникновения дела. В случаях приговора преступников к ссылке в места не столь отдаленныя (не далее 3000 ли) Харбинское отделение может предложить исполнение таких приговоров ближайшим местным китайским властям. Для предварительнаго заключения арестантов-китайцев и отбывания наказания по приговорам Харбинскаго отделения, при этом учреждении должен быть устроен арестный дом.

7. Все преступления, за совершение которых /Л. 68/ виновные приговариваются к смертной казни или ссылке в места отдаленные (более 3000 ли), а равно и во всех случаях, когда мнение членов Харбинскаго отделения не согласно с мнением главнаго инженера, подлежат окончательному решению гиринскаго дзянь-дзюня, который основывается на донесениях членов Отделения и на сообщениях главнаго инженера. Все же остальныя дела, независимо от степени их важности, окончательно решаются и приводятся в исполнение распоряжением председателя и вице-председателя Отделения по взаимному соглашению с главным инженером или его уполномоченными. Председатель и вице-председатель Отделения должны о своих постановлениях доложить, с одной стороны, прошением гиринскому дзянь-дзюню для сведения, а с другой стороны — послать сообщение в Гиринское главное отделение для внешних сношений, для хранения в архиве.

8. Все члены Харбинскаго главнаго отделения и солдаты назначаются гиринским дзянь-дзюнем; председатель и вице-председатель Отделения также назначаются и перемещаются дзянь-дзюнем, но по предварительному совещанию с главным инженером, дабы на столь ответственный пост избрать лиц, известных дзянь-дзюню и главному /Л. 68об./ инженеру за людей достойных, просвещенных и ознакомившихся с железнодорожными делами и установлениями. Избранныя таким образом по взаимному соглашению лица утверждаются в должности дзянь-дзюнем.

9. Для производства всех расходов по содержанию председателя, вице-председателя, всех чиновников и солдат означеннаго Главнаго отделения, главный инженер представляет в распоряжение председателя Отделения ежегодно 60 тысяч лан по гиринскому рыночному весу. Сумма эта вносится главным инженером частями, за каждыя три месяца вперед, в распоряжение председателя Отделения.

10. Независимо от сего сумма, необходимая на постройку зданий Отделения и домов для служащих (низших), а также на обзаведение и обстановку зданий Отделения, определяется по соглашению между председателем Отделения и главным инженером. Председатель Отделения получает ее от главнаго инженера частями по мере надобности.

11. Настоящий договор, написанный по-китайски и по-русски в двух экземплярах, после подписания его гиринским дзян-дзюнем Чан и уполномоченным главнаго инженера господином Даниэль, должен быть /Л. 69/ представлен для подписей главнаго инженера Китайской Восточной железной дороги Юговича и заместителя его [276] инженера Игнациуса. Один экземпляр этого договора должен храниться у гиринского дзян-дзюня, а другой — у главнаго инженера.

Русский текст с китайским верен.

Драгоман Ли Хун-гуй.

Е. Даниэль.

С. Игнациус.

А. Югович.

Чан.

АВПРИ. Ф. Китайский стол. Оп. 491. Д. 3147. 1911-1916. Л. 66-69. Заверенная копия. Опубл.: Соглашения между Россией и Китаем по вопросам железнодорожным... С. 23-26; Русско-китайские отношения. 1689-1916. С. 82-84.

Текст на китайском языке. — Там же. Л. 70-71. Копия.

* См. док. № 76.