№ 17

1861 г. июня 16. — Протокол к Пекинскому дополнительному договору о размене картами разграничения и Описаниями граничной линии от р. Уссури до моря 1

/Л. 2/ Июня 16 дня 1861 г. полномочные коммиссары Российского государства: военный губернатор Приморской области, свиты его императорскаго величества контр-адмирал и разных орденов кавалер Петр Козакевич и обер-квартирмейстер войск Восточной Сибири, Генеральнаго штаба полковник и кавалер Константин Будагоский и Дайцинскаго государства: главный директор хлебных магазинов по фамилии Чен-ци и главнокомандующий Гиринскою областью по фамилии Цзин, собрались на устье Беленхе (по-русски Тур) для подписания и размена карт и подробных описаний граничной линии, составленных согласно 1-й и 3-й статьям Пекинскаго дополнительнаго /Л. 2об./ договора *.

После окончательной поверки всех экземпляров карт и Описаний, они были найдены совершенно согласны между собою. Затем коммисары Российскаго и Дайцинскаго государств подписали и приложили печати к двум картам граничной линии на русском и манчжурском языках, которыя составляют приложение к Пекинскому договору и равным образом к четырем картам и Описаниям границы от Усури до моря; из них два на русском и два на китайском языках.

Потом первый коммисар Российскаго государства передал в руки /Л. 3/ перваго коммисара Дайцинскаго государства подробную карту границы в одном экземпляре на русском и манчжурском языках, а первый коммисар Дайцинскаго государства, приняв карту, передал в свою очередь российскому коммисару такую же карту на тех же языках. Таким же образом обменены и другия четыре карты с Описаниями границ от Усури до моря.

По окончании размена полномочные коммисары подписали настоящий Протокол в двух экземплярах и приложили к оному печати. Протокол этот будет составлять дополнительную статью к Пекинскому договору и вместе со следующими к оной /Л. 3об./ [81] приложениями, а именно: подробною картою и Описанием границы, должен быть наблюдаем на вечныя времена ненарушимо, как бы включенный слово в слово в самый договор 2.

Военный губернатор Приморской области, свиты его императорскаго величества контр-адмирал Петр Казакевич.

Обер-квартирмейстер войск Восточной Сибири, Генеральнаго штаба полковник Константин Будагоский.

Ниже текста: оттиск черной печати — Печать императорских российских коммисаров.

АВПРИ. Ф. Трактаты. On. 3.1861. Д. 882. Л. 2-3 об. Подлинник. Опубл.: Сборник договоров России с Китаем. 1689-1881. С. 188-189; Русско-китайские отношения. 1689-1916. С. 41- 42.

Подлинник на китайском яз. — Там же. Л. 4-6 об. **. Опубл.: Сборник договоров России с Китаем. 1689-1881. С. 190-191.

* См. док. № 15

** На л. 6 об. Подпись цинских уполномоченных на маньчжурском яз. Здесь же красная прямоугольная печать с идентичным текстом на китайском и маньчжурском яз. Русский и китайский подлинники сшиты вместе черным шнуром, скрепленным сургучной печатью.


Комментарии

1. Протокол о размене картами и Описаниями границы подписан в районе впадения р. Беленхэ (Тур) в оз. Ханка, поэтому он иногда сокращенно называется Ханкайский протокол.

2. Вскоре после подписания документ был обнародован в России. 20 декабря 1861 г. "Правительствующий Сенат слушали, во-первых, предложение министра юстиции, следующаго содержания: по высочайшему Его императорскаго величества повелению, товарищ министра иностранных дел препроводил в Министерство юстиции засвидетельствованную копию Протокола размена карт разграничения в Уссурийском крае, составленнаго на основании третьей статьи Пенкинскаго договора и подписаннаго полномочными комиссарами Российскаго и Китайскаго государств на устье реки Бэлэн-хэ (Тур) 16 июня сего года. Означенную копию Протокола вследствие отношению к нему, министру юстиции, обер-форшнейдера Муханова, он, министр юстиции, предлагает Правительствующему Сенату для повсеместнаго обнародования; и, во-вторых, копию с Протокола размена карт разграничения в Уссурийском крае, составленного на основании третьей статьи Пекинскаго договора и подписаннаго полномочными комиссарами Российскаго и Китайскаго государств на устье реки Бэлэн-хэ (Тур) 16 июня сего года. Приказали: О таковом Высочайшем его императорскаго величества повелении, с препровождением копии с Протокола размена карт разграничения в Уссурийском крае, составленнаго на основании третьей статьи Пекинскаго договора и подписаннаго полномочными комиссарами Российскаго и Китайскаго государств на устье реки Бэлэн-хэ (Тур) 16 июня сего года, для повсеместнаго обнародования и должнаго, в чем до кого касаться будет, исполнения, дать знать (кому следует) указами" [Далее идет текст Протокола о размене картами разграничения в Уссурийском крае] (2ПСЗРИ. Т. 36. Отд. 2-е. 1861. № 37769. С. 630-631).