№ 193

1758 г. октября 3. - Рапорт сибирского губернатора Ф. И. Соймонова в Коллегию иностранных дел о бесчинствах цинских войск на Алтае и мерах русских властей по защите его населения

/л. 662/ 2-го сего октября бригадир Фрауендорф присланным ко мне репортом объявил сентября 13 числа с Кузнецкой и Колыванской линей полковник Девиленев к нему бригадиру тремя репортами представлял.

Первым того же де сентября 1-го ч[исла] прибывшей в Бийскую крепость со степной стороны из-за реки Бии двоеданец калмык Бак Мамутов чрез толмача объявил:

Жительство де он имеет с протчими двоеданцами разстоянием от Бийской крепости на зарешной стороне езды [129] полдня на реке Катуне и того ж 1-го ч[исла] прислал к ним в улус зайсанг Намки (которой состоит от их улусов например верст з десять) одного калмыка с тем объявлением, что де состоящих выше ево Намки кочевья калмык двоеданцов же, толко сколко числом знать не может, мунгалы, разбили и взяли в полон к себе, а их де мунгал прибыло сот до четырех или до пяти, а последняя де часть болшая половина их мунгал еще позади следует.

Вторым из фарпоста де Устьнянинского капитан Таракановский рапортовал, что минувшаго августа 30 ч[исла] волости башлыка Акучая ясашной татарин Катанак /л. 662 об./ Бабырганов приехав в тот фарпост и ему, капитану, словесно обявил:

Послан де он от башлыка Акучая для известия, что того же августа 29 дня в вечеру прибежал к нему, Акучаю, из Верхней Куманды волости башлыка Кунегеша ясашной же татарин Самычан Таимышев с таким объявлением, что вверху по зарешной стороне реки Бии ж в Комляжские и Кузенские волости пришло мунгалское войско и тех Комляжской и Кузенской волостей ясашных татар побрали в полон, а сколько де того войска числом и куда оное следует за скоростию послать не можно, токмо де, как следовало то войско, пробита дорога в полколени, а до тех волостей от того Усть-иянинского фарпосту разстоянием обыкновенного на верховой лошади ездою два дни. И от того де башлыка Акучая послан один же человек в деревню Локтеву с ызвестием, а сам де он, Акучай, уехал в верхнею Куманду для разведывания в пяти человеках. Почему и он капитан Таракановской того ж числа для подлинного разведывания командировал полку новоучрежденного капрала Шатова з двенадцатью человеки драгунами до вышеписанного башлыка Акучая.

Третьим, сентября де 1-го ч[исла] показанной капитан Таракановской ево ж полковника Девиленева репортовал, что посыланной с командою вышеписанной капрал Шатов возвратился и репортом объявил в следовании де ево как вперед, так и обратно по здешней стороне реки Бии до Нижней Кумандинской волости где стоит башлык Акучай, до коего разстояния от того Устьнянинского фарпоста верст с сорок или болея, неприятельских сакм и перелаз он не видал.

А в прибытие де означенного капрала /л. 663/ к той волости в небытность башлыка Акучая ясаул Тютеки ему, Шатову объявил:

Вышеписанное де мунгальское войско прошло по за Бие реке по сю сторону Телеуцкого озера в Комляжскую волость.

А взяли де башлыка Сарбачи да ясаула Икыша Телецкой волости башлыка ж Куюкпаша, а для чего оных побрали и куда то войско следует, також другие тех волостей редовые [130] татара и их жены и дети взяты ль в полон, или куда разбегались, о том он, есаул, не знает.

На оное от бригадира Фрауендорфа к полковнику Девиленеву предложено и велено о всем вышеписанном чрез посылку верных и надежных людей и чрез двоеданцев обстоятельно справитца, сколько из которой волости оных двоеданцов мужеска и женска полу больших и малых теми мунгальцами в полон и откуда взято, и куда то войско пошло,, и чрез какие места и с каким намерением к российским границам или в свою землю следует, и как многолюдно и при каких старшинах, наидостовернейше б разведав, чрез нарочного ево бригадира репортовал.

А живущим за линиею в незакрытии двоеданцам приказал бы собратца со всем своим скотом, з женами и з детми приближиться в близость самых российских крепостей, дабы во время незапного неприятельского приближения можно было оных двоеданцов внутри линии пропустить и до такого их разорения не допущать, а состоящих по крепостям и фарпостам военным командам от нечаянного неприятельского нападения всекрепчайшую предосторожность, для чего по многократным подтвердительным предложениям /л. 663 об./ и частые днем и ночью з заряженными ружями разъезды иметь.

А в Кузнецкую и Томскую воевоцкие канцелярии предложено ж с таким подтверждением, чтоб для нечаянного против неприятеля отпору по малоимению воинских команд, состоящие в Кузнецком и Томском ведомстве выписные из крестьян и разночинное казаки к выступлению на линии состояли в ежечастной исправной готовности, и как скоро от полковника Девиленева в высылку требованы будут, то б всемерно из домов своих чрез дватцать четыре часа выступить мстли. Да и о таковой же предосторожности и Колывано-Воскресенского горного началства в канцелярию сообщено, о чем государственной Коллегии иностранных дел чрез сие во известие покорно и репортую, а о том же от меня и высокоправительствующему Сенату из государственной Военной: коллегии донесено.

Федор Соймонов.

Октября 3 дня 1758 года.

АВПР, ф. 113/1. Зюнгорские дела, 1758, № 4, л. 662-663 об. Подлинник.