Краткий очерк дороги из Хайлара в Цицикар.

Составил Генерального Штаба Подполковник, Стрельбицкий.

Пройденная дорога от Хайлара до Цицикара представляет правительственной почтовый тракт для сообщения между Хулембуром и Халхой с одной стороны и Хей-Лунь-Цзянской провинция с другой и носит названия Гямунь-Цзам. Названия станций и расстояния между ними следующие:

1. Хайлар 11. Барим 31

верст.

2. Хак 3 2/5

верст

12. Шабар 27 1/5

»

3. Дуармете 18

»

13. Аян 18 1/5

»

4. Хара-Хошу 29

»

14. Саравтан. »

»

5. Якши 20 1/5

»

15. Хора-Тохой (из Аяна пройдено напрямик) 41

»

6. Мендухей 14

»

7. Хорго 21 1/5

»

16. Хухур. 25

»

8. Иректе 26

»

17. Ганджнн. 20

»

9. Бахту 20

»

18. Шидже. 23

»

10. Илан-обо или Гурбун-обо 24

»

19. Цицикар. 25 2/5

»

Общая длина. 418 1/2

верст. *)

(Показанная общая длина пути несколько больше арифметической суммы отдельных перегонов, так как при измерении дороги одометром показания меньшие 100 саж. (1/5 версты) отбрасывались. При вычислении же всего числа оборотов между Хайдаром и Цицикаром эти остатки составляли около 4 верст.)

Местность между Хайларом и Цицикаром занята сплошь разветвлениями Большого Хингана, тянущегося с севера на юг, так что путь на первой половине, до ст. Иректе, представляет общий подъем, а от Бахту до Цицикара спуск. Между двумя названными станциями лежит перевал чрез становую цепь Хингана. [194]

Описание дороги. 1. От Хайлара до cm. Хак (30 2/5 в.). За городом переправа через р. Ибен-Гол, вода даже в сухое время около 1 1/2-2 арш. глубиной, но не шире 100-120 шагов, берега низменны и песчаны, местами заросли камыша. За рекой находится короткий, но довольно крутой подъем на песчаные, поросшие сосной, нагорные берега Ибен-Гола; далее, до самой станции, путь идет по возвышенному и слегка волнистому плато, переходящему затем в предгория Хингана.

2. От cm. Хак до cm. Джармете (18 верст). Сейчас же за станцией начинаются первые предгория. Обходя болотистые берега р. Хайлара, путь образует подъем на небольшую гряду высот, подъем длинный, утомительный, так называемый тянигус, но совершенно отлогий. Спуск гораздо короче. Затем до станции дорога идет по широкой долине р. Хайлара, между двумя параллельными цепями довольно высоких холмов. Дорога ровная, удобная, местами песчаные участки, поросшие соснами. Ближайшее к берегу реки пространство (севернее дороги) болотисто.

3. От cm. Джармете до cm. Хара-Хашу (29 в.). Первые 5-6 верст по той же долине, далее дорога изгибается на юго-восток и входит в более узкую боковую долину в холмах, которая в конце перехода приводит к перевалу чрез небольшую седловину; подъем совершенно незаметен, спуск немного круче. Сейчас же за спуском ст. Хара-Хашу. Весь переход для движения безусловно хорош.

4. От Хара-Хошу до ст. Якши (20 1/5 вер.). Дорога тянется весь переход по двум узким долинам, переходя из одной в другую по небольшому перевалу. Дно долин сырое, почему дорога и теснится к подошвам высот и кроме 2-3 пунктов, где приходится пересекать долину поперек — совершенно суха. Станция Якши лежит уже в широкой, открытой долине реки Уныр-Гола, притока Хайлара, бегущей на северо-запад с главного массива Хингана.

5. От ст. Якши до ст. Мендухей (14 верст). Все время по долине Уныр-Гола в расстоянии 2-4 верст южнее реки. Непосредственные берега почти везде болотисты, поросли [195] густыми зарослями леса и кустарника, поэтому дорога несколько раз делает обходы поднимаясь на небольшие высоты, спускающиеся справа. Хотя спуски и подъемы не особенно круты, но для колесного обоза переход выйдет утомительным.

6. От ст. Мендухей до cm. Хорго (21 верста). Дорога тянется все по той же долине, но через несколько верст высоты справа почти подходят к болотам реки и оканчиваются каменными россыпями, образуя здесь дефиле местами не шире 100-150 шагов. Еще далее, река подбивается под самые высоты и дефиле суживается еще более, так что дорога переходит на противоположный (правый) берег Уныр-Гола. Самая переправа не глубока, дно хрящеватое, но берега реки почти на версту болотисты и здесь придется навалить хворосту. За переправой путь продолжается по той же долине и перевалив через небольшой, но довольно крутой перевал, спускается к ст. Хорго.

7. От ст. Хорго до ст. Иректе (26 верст). Путь круто изгибается на восток и подымается по постепенно суживающейся долине небольшого притока р. Уныр-Гол. Весь переход дорога совершенно ровная, но пересекая боковые пади обыкновенно с небольшими болотистыми ручьями, приходится довольно далеко огибать разъезженные места.

8. От ст. Иректе до ст. Бахту (20 вер.). Через 3-4 версты долина быстро расширяется и превращается в котловину, окруженную веерообразно сходящимися отрогами гор, образующими верховый бассейн реки. Здесь множество небольших ключей, делающих почву болотистой, поэтому поперег долины устроена гать из нераспиленных бревен. Прыгая по этой настилке, колеса сильно расшатываются: необходимо будет прикрыть гать хворостом. Пройдя таким образом версты 2, дорога начинает подыматься на главный перевал, образующий водораздел между бассейнами Хайлара и Ноны. Подъем не выше 500 футов и совершенно отлог; дорога тянется по густому лиственничному лесу, местами попадаются сырые участки или обнажающиеся камни. На вершине перевала обширная площадка, где построена [196] кумирня Джеддын, дающая названия и самому перевалу. Кругом густой лес лиственницы.

Спуск с площадки приводит в глубокое дикое ущелье густо поросшее лесом; повалившиеся гигантские стволы деревьев и камни часто загораживают дорогу; небольшая бревенчатая гать проложена чрез болотистый ручей. В общем, этот спуск занимает 2 версты и на этом протяжении дорога опускается на 650 футов. Далее ущелье расширяется и обращается в открытую долину, в которой версты через 3 расположена ст. Бахту. В общем перевал совершенно доступен конскому движению, хотя конечно желательно сделать небольшие разработки.

9. От ст. Бахту до ст. Илан (24 версты). Путь изгибается почти на юг и тянется все время по той же долине, где понемногу из мелких ручьев образуется река Яла. По сторонам — горы гораздо выше и грациознее, чем на монгольском скате Хингана; заросли лиственницы и березы заменяются по преимуществу дубками. Дорога совершенно почти ровная, но попадаются болотистые участки.

10. От ст. Илан-Обо до ст. Барим (31 верста). Путь все по той же, то суживающейся, то расширяющейся долине р. Ялы. По средине перехода, обходя круто обрывающиеся по реке каменистые высоты, дорога подымается на небольшой перевал, причем два раза переходит в брод Ялу — переправа в этом месте через две одинакие протоки шириной около 35 шагов каждая, но глубина не более 1 1/2 аршин; дно плотное гравелистое. Быстрота течения 120 шагов в минуту.

Не доходя верст 7 до берега, дорога еще раз взбирается довольно высоко на боковые скаты; подъем каменист.

11. От ст. Барим до ст. Шабар (27 1/2 верст). От станции Барим р. Яла, а с нею и долина продолжается в прежнем юго-восточном направлении, дорога же изгибается прямо на восток и подымается на гряду гор, сопровождавшую Ялу на левом ее берегу. Этот второй крупный перевал ниже Джедынского, но первая версты 1/4-1/2 несколько круче и труднее, долее же дорого удобно разделена большими изгибами. В [197] общем и этот перевал, называемый Бармин-Дабан, нисколько не задержит колесных обозов.

После спуска дорога снова изгибается на юго-восток и входит в большую долину, параллельную Яле и по которой протекает р. Хын-Гол; близ берега устроена станция Шабар.

12. От cm. Шабар до cm. Аян (18 1/5 верст). Сейчас же за станцией река Хинь-Гол входит в узкое скалистое ущелье, по которому тянется и дорога; дефиле это длиной около 4 верст, густо поросло низкорослым лесом дубняка, путь каменист. Далее долина сразу расширяется, грунт становится мягким и даже местами болотистым. Горы по обе стороны значительно понижаются.

13. От cm. Аян до cm. Сарактан дорога не была пройдена, так как мы направились по несколько более трудной кратчайшей дороге прямо на ст. Хора-Тохой.

14. От ст. Аян до ст. Хора-Тохой (41 верста). Первые 10 верст по весьма болотистому грунту, по дороге — переправа чрез р. Хынь-Гол, всего десяток шагов, но довольно трудна так как берега вязки. По сторонам горы значительно понижаются и получают характер невысоких землистых увалов. Через 20 верст река круто поворачивает на юго-запад, а дорога в третий раз подымается на небольшой перевал, не выше сотни футов и совершенно отлогий; подъем и спуск удобны. Перевал этот называется Сарактан-Дабан. За перевалом дорога входит снова в крутую долину реки Ионь-Гол и по ней следует еще 20 верст, придерживаясь северной стороны долины. На этом протяжении дорога совершенно ровная, в сухое время плотная, кроме небольших участков, где путь переходит чрез притоки реки, бегущие с севера; горы совершенно исчезают и сменяются длинными грядами пологих холмов, образующих на стороне реки невысокие, но довольно крутые подмытые обрывы. Лес по горам уступает место редким зарослям дубняка, а не доходя до станции и эта растительность исчезает, местность становится совершенно безлесной до самого Цицикара. [198]

15. От cm. Хара-Тохой до cm. Хухура (25 верст). Дорога все по той же долине, холмы по сторонам превращаются в совершенно мелкие складки. Дорога совершенно ровная, кроме тех участков, где изгибы реки близко подходят по полотну, там, обходя сопровождающие реку болота, дорога образует подъемы на окружающие холмы. Не доходя 3 верст до станции, приходится переезжать небольшой приток Ион-Гола, текущий с севера; берега его образуют заливные луга, на которых вода стоит около 1/2 аршина высотой. На этом переходе дорога пересекается старинным валом, называемым Урко-Херим.

16-19. От cm. Хухур до cm. Гаджин 20 верст. От Гаджин до Шидже 23 версты и от Шидже до Цицикара 25 2/5 версты. За станцией Хухур кончаются последние высоты-предгория Хингана, дорога пересекает р. Хынь-Гол, изгибается в юго-востоку и почти по прямой линии тянется до Цицикара среди открытой, совершенно безлесной, а местами несколько волнистой равнине. Местность становится все более и более населенной; сначала появляются даурские и китайские заимки, а затем и небольшие поселки. Большая часть равнины обработана. Воды, кроме колодезной, на этих переходах нет до самой реки Ноны; заимки тоже разбросаны довольно широко, так что значительный отряд на переходах до Шидже пришлось бы на ночлег разводить довольно далеко. Другим затруднением этого участка является крайний недостаток дров; туземцы как топливо употребляют здесь солому. Зато здесь можно собрать хотя небольшие продовольственные средства, а именно — свиней, просо и немного пшеницы.

Время жатвы — половина сентября. Что касается р. Нони, то она протекает перед Цицикаром в двух крупных протоках, шагов по 200 каждый, и в брод никогда непроходима, хроме того параллельно реке несколько мелких проток летом и осенью сухих, в половодье же разливающихся и затопляющих все окрестности Цицикара. Через Нону устроен правильный казенный перевоз на баркасах.

Общее заключение. Сводя все изложенное, получим следующую общую картину свойства дороги. [199]

1-я часть, подъем на главную цепь Хингана 150 верст; 8 станций. Население на всем протяжении совершенно отсутствует, если не считать таковым несколько человек, живущих по наряду в станционных юртах. Таким образом нет и продовольственных запасов. Отличной проточной воды везде очень много, фураж на всем протяжении также в изобилии. Топливо в неограниченном количестве, начиная со станции Хара-Хошу, а до тех пор собрать его можно по реке и в горах, с половины их высоты. Для движения дорога и теперь вполне доступна войскам с полевой артиллерией и с колесными обозами, но, конечно, желательно будет произвести впоследствии небольшие разделки: в сырых местах навалить хворост, переправы в брод заменить, по крайней мере для пехоты, легкими мостиками и т. д. Материал для всех этих работ — лес, хворост, камни — под рукой, но по отсутствию населения все работы придется произвести войсками.

2-я часть, спуск к Манчжурии, 268 верст, 11 станций. Страна сначала также безлюдна, а от станции Хухур начинают появляться заимки, и населенность становится все более значительной по мере приближения в Цицикару. Воды, фуража и топлива такое же изобилие, как и на первом участке, но только до выхода из предгорий, то есть до станции Хухур, отсюда же до Цицикара местность безлесна, вода лишь в колодцах, а топливо — солома. Из продовольствия можно получить кое-что на последних населенных переходах. В отношении удобства движения путь проходит здесь также как и на первом участке, но здесь гораздо чаще случаются болотистые пространства.

* * *

Таким образом всю дорогу из Хайлара в Цицикар, длиною в 418 верст, следует признать вполне пригодной для движения войск в сухое время, в периоды же дождей следование по ней будет сопряжено с гораздо большими затруднениями.

Вода, топливо и фураж — в достаточном количестве, но продовольственных запасов почти никаких. Главное затруднение для движения это — частые болотистые места, но впрочем [200] по строению почвы, состоящей на глубине от 1/2 до 1 аршина из камня или дресвы, болота эти не топки и колеса, прорезая верхний мокрый покров, никогда не углубляются далеко в землю. Другое бедствие в Хингане составляет громадное количество оводов, мошек, комаров и других жалящих насекомых. В виду этих двух неблагоприятных данных путь считается наиболее удобным осенью, а особенно — зимой, когда значительно сокращается и общая длина дороги, направляющейся тогда напрямик по рекам. Весной же и летом дорога эта, да как говорят — весь путь в Хингане, становится несравненно труднее.

Климат в горах, принадлежащих еще области китайского юго-восточного муссона, сравнительно теплый и очень влажный, особенно манчжурского ската. Весной и летом весьма часты дожди и особенно густые туманы, совершенно окутывающие все горы. Снег лежит с декабря-ноября по март месяц.

Текст воспроизведен по изданию: Путешествие по центральной Азии Литльделя // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Выпуск LXIV. СПб. 1896

© текст - Стрельбицкий ?. ?. 1896
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
© OCR - Иванов А. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© СМА. 1896