Комментарии

198. Фердинанд Рихтгофен (1833-1905), исследователь Китая, президент Берлинского Географического общества, автор капитального труда «China» (Китай). По представлению Рихтгофена, ценившего исследования Пржевальского, он был награжден высшей наградой Берлинского Географического общества — золотой медалью Александра Гумбольдта.

199. «China», т. I.

200. См. гл. IX настоящей книги.

201. Стр. 178, 179, 201, 204, 210, 211, 292, 293, 296, 297 и 298 [в изд. 1885 г.].

202. Такой перевод названия горного хребта мне кажется мало обоснованным. Лицо по-монгольски «ну'р», но «Цаган-нуру» (а не «нир») переводится как «Белый хребет», что, видимо, соответствует действительности, ибо Пржевальский пишет, что Цаган-нир состоит из трех снеговых групп.

203. Новые названия даны мною тем хребтам, туземных имен которых узнать мы не могли, или таковых вовсе не имеется, как то нередко бывает для гор Центральной Азии, где местные жители обыкновенно отличают названиями лишь отдельные вершины, или перевалы, или, наконец, части одного и того же хребта.

204. «Известия Географического общества», т. XXI, стр. 240. Я предполагал, основываясь частью и на расспросах, что рассматриваемый хребет отделяется от Джин-ри, к которой также примыкает с востока и хребет Марко Поло. Однако в недавно опубликованном отчете (Proceed. of. R. G. S. Decemb., 1887) о путешествии из Индии по Восточному Туркестану и прилежащей части Тибета г. Кэри (Carey), дошедшего до рассматриваемых снеговых гор, выяснено, что подобных связей не существует.

Кэри совместно с Дальглейшем совершил путешествие по Тибету в 1885-1887 гг. Они вышли из Индии (начальный пункт — г. Лэг в Ладаке), пересекли Тибет и Куэнь-лунь и вышли в г. Керию в Восточном Туркестане. Дальнейшее путешествие они совершили по Хотан-дарье, Тариму, вышли к Лоб-нору и Алтын-тагу. Маршрут Кэри лежал в Тибете и Цайдаме, откуда, повернув на север, они прошли к г. Хами и дальше к Яркенду. Из этого города обычной дорогой путешественники попали обратно в Лэг. Пржевальский неоднократно ссылается на показания Кэри, который не один раз пересекал его маршрут или шел по нему.

205. «Известия Географического общества», т. XXII, стр. 200 и 480.

206. Об этом хребте будет рассказано в IX главе настоящей книги.

207. Орография этого сложного района Куэнь-луня еще до сих пор как следует не изучена. На современных картах названия, данные Пржевальским, получили всеобщее признание. В хребте Пржевальского вершина Улуг-мус-таг поднимается до высоты 7 723 м, что является высочайшей вершиной всей системы Куэнь-луня.

208. Горные породы восточной половины той же части Куэн-люня поименованы при описании этих гор в «Третьем путешествии», также в гл. III настоящей книги.

209. 12 под вьюки, 9 верховых и 4 запасных.

210. Такое название дано монголами потому, что на этой реке когда-то жил засак Сайту, временно прикочевавший сюда из Курлык-цайдама. Туркестанцы, как нам говорили впоследствии, называют эту реку Юсуп-аликае (охотничье место Юсупа).

211. У туркестанцев эта река, как нам сообщали, известна под именем Ат-ат-кан (застрелил лошадь).

212. Накипи льда, там, где р. Зайсан-сайту теряется в почве, были втрое, местами вчетверо шире.

213. Собственно с 18-го числа.

214. Здесь Пржевальский делает следующую большую сноску об орографии средней части Куэнь-луня:

«Только тогдашние расспросные сведения не сходятся с нынешними нашими исследованиями. Именно лобнорцы говорили мне, что «если итти к югу по старой дороге, которою прежде (до дунганского восстания) калмыки ходили в Тибет, то тотчас же за Алтын-тагом расстилается высокая равнина, шириной верст пятьдесят. За ней стоит опять поперечный хребет (верст 20 шириной), не имеющий особого названия, а за этим хребтом вновь является равнина, шириной верст до сорока. Эта равнина обильна ключевыми болотами и по южную ее сторону высится огромный вечноснеговой хребет Чамен-таг («От Кульджи за Тянь-шань и на Лоб-нор»). По этим данным, название Чамен-таг принадлежит хребтам Цайдамскому, Колумба и Московскому в совокупности. Так свидетельствует и Кэри. Между тем улан-гаджирские проводники, пришедшие с нами в Гас, прямо указывали на описываемый хребет, как на Чамен-таг, да и по нынешним расспросам на Лоб-норе дознано, что Чамен-тагом называется снеговой хребет, мимо которого нужно проходить с Лоб-нора в Гас, т. е. ближайший к Алтын-тагу. Вся эта бестолковщина еще раз подтверждает, как мало следует полагаться на расспроеные сведения. До окончательного выяснения, которой из этой части Куэн-луня принадлежит название Чамен-таг, я оставляю имена, данные мною описываемым хребтам на месте их открытия. В случае же, если Чамен-тагом туземцы называют горы, о которых говорили мне при первом посещении Лоб-нора и ныне указывал Кэри, тогда мои названия — Московский, Цайдамский и Колумба могут быть приняты как частные, ибо эти хребты отделены друг от друга и разнятся своим характером. Нынешний же мой Чамен-таг, т. е. тот хребет, который ограждает с севера Долину ветров, может быть тогда назван Безыменным, следовательно получит сполна то имя, которое дано мною лишь западному продолжению тех же гор (см. стр. 170 настоящей книги). Во всяком случае это не есть Алтын-таг, как показано у Кэри».

По этому поводу можно заметить, что на современных картах на меридиане 89° с севера на юг замечена следующая последовательность горных хребтов: хребет Алтынтаг, долина р. Ильбе-чимен, хребет Юсуп-алтын-таг (показанный еще на карте М. В. Певцова в трудах Тибетской экспедиции, 1895) с высотой 6 161 м. Этот хребет Пржевальский назвал Чамен-тагом. Далее протянулась широкая межгорная долина Тогры-сай нли Юсуп-алык, у Пржевальского это долина Зайсан-сайту. Далее протянулись хребты Пиазлык (т. е. луковые, с тюркского), которые названы нашим путешественником хребтом Цайдамским, а на западе хребтом Московским (местное название Ачик-кол). Южнее тянутся горы Наргун-алык. Горы Пиазлык и Наргун-алык и составляют хребет Чамен-таг, т. е. Колумба. Южнее Наргун-алыка в обширной межгорной депрессии лежит большое широтно-вытянутое оз. Аяг-кум, у Пржевальского — Незамерзающее. Его абсолютная высота 3 867 м. Добавим к этому, что хороших карт этого района нет и в настоящее время и «белые пятна» Среднего Куэнь-луня еще ждут исследователей. Так, на некоторых картах (например, у Певцова) хребет Чамен-таг показан как лежащий на север от озера и урочища Гас, на карте Азии (в масштабе 25 км в см) южнее этих пунктов.

Множественность названий и их различная приуроченность объясняются тем, что Пржевальский пользовался данными цайдамских монголов, Певцов и другие — показаниями тюркского населения Кашгарии.

215. С северного склона хребта Чамен-таг (Пржевальского) или Юсуп-алыка берут начало речки Чархалык, Тула-кудук (редко имеющая воду) и Ильбе-чимек (Джахан); все они глубокими ущельями прорывают Алтын-таг.

216. В направлении этого рукава стоит еще изолированная горка.

217. В дополнение о том же хребте см. в предыдущей главе, стр. 146 и 147.

218. От хребта Московского (Ачик-кол) хребет Тогуз-дабан отделен верховьями р. Черчен и горами Музлук-таг.

219. С западной части Московского хребта собирают воды речки верховьев Черчена.

220. В отчете Кэри оно названо Чон-кум-куль [на современных картах Аяг-кум].

221. На восточной части того же озера Кэри определяет его ширину в 18 английских миль (27 наших верст).

Размеры озера Незамерзающего 16x60 км. С южной стороны в озеро текут несколько рек, из которых крупнейшая Петелик-дарья под названием Кум-куль-дарьи впадает в восточную оконечность озера. Полное описание озера дано В. И. Роборовским, через пять лет вновь посетившим его.

222. Нами привезен образчик этой воды. Химический анализ ее сделан профессором Дерптского университета К. Г. Шмидтом и помещен в Ball. Acad. Sc. St. Retersboarg... XXXI, стр. 279-283 и в Mel. phys. et chim., т. XII, стр. 570-576.

223. Кэри встретил здесь даже большую реку, вытекающую, как мне кажется с Джин-ри [Кум-куль-дарья].

224. По исследованию Кэри.

225. Пржевальскому так и не пришлось посетить хребет своего имени. Он действительно оказался высочайшим хребтом Куэнь-луня, несущим снег и ледники. Хребет этот протянулся с запада на восток более чем на 500 км. На западе он соединяется с Русским хребтом, а на востоке с хребтом Бокалык (Марко Поло). Высочайшие вершины хребта Улуг-мус-таг (Великая ледяная гора) — 7 723 м, редкие перевалы череа него лежат на высоте 500 м. Местное название хребта Арка-таг (т. е. задние горы),

В 1899-1890 гг. в Куэнь-луне работала Тибетская экспедиция под руководством М. В. Певцова. Это была пятая центральноазиатская экспедиция Пржевальского, который, как известно, умер на пороге Центральной Азии в 1888 г.

Участник экспедиции В. И. Роборовский сделал специальную экскурсию к хребту Пржевальского для выяснения его положения. По его данным, хребет Пржевальского покрыт снегом и не имеет общего названия. Самая высокая вершина называется Тюмен-лик-таг, виденная Пржевальским с берегов озера Незамерзающего и названная Шапкой Мономаха. На северных склонах хребта добывают золото. Хребет богат зверем, поэтому сюда собирается много охотников и бьют яков, куланов, горных баранов. антилоп оронго, в капканы ловят барсов, волков, лисиц, рысей, сурков (Труды Тибетской экспедиции 1889-1890 гг. под начальством М. В. Певцова, ч. 3, СПб., 1896. стр. 50-52).

226. Этим путем как раз и воспользовался В. И. Роборовский, когда сделал свою третью экскурсию в горах Куэнь-луня к оз. Незамерзающему.

227. Это если итти по южному берегу Куку-нора, при следовании же по северной стороне названного озера путь удлиняется верст на 40.

228. От хырмы Дзун-засак до р. Номохун-гол 57 верст, отсюда до р. Найджин-гол 146 верст, от Найджин-гола до р. Уту-мурени 177 верст.

229. Между ключами Дзуха и Хоргоин.

230. Болотисто-солончаковая местность тянется по описываемому пути еще на 95 верст к северо-западу от р. Уту-мурень.

231. Перевал этот делается для того, чтобы избежать трудных подъемов и спусков через боковые отроги Токуз-дабана, упирающиеся в левый берег Черчен-дарьи. Таких отрогов, как говорят, девять, ради чего и сам хребет получил название Токуз-дабан, т. е. «девять перевалов».

232. По сведениям, полученным нами в нынешнее путешествие на Лоб-норе, дунгане-торговцы ездили сюда из Са-чжеу до последнего магометанского восстания. По их словам, путь был весьма трудный — бескормица и нет хорошей воды. Лобнорцы также знали, что из Черчена через Гас можно проехать в Китай. Дорогу эту они назвали Кумюр-салды-иол и говорили нам по преданию, что здесь лет более сотни тому назад (вероятно, в половине прошлого века, при завоевании китайцами Восточного Туркестана), прошли отряды китайских войск для военных действий против Хотана и других южных оазисов Таримского бассейна.

233. Обеднение Центральной Азии водой нужно рассматривать как результат деятельности человека. Человек разбирает воду в верховьях рек, обрекая низовье на безводие. Такой процесс начался уже давно и продолжается и сейчас в связи с ростом пашен и развернутым земледелием. Кроме того, войны и разрушение городов и оросительных систем приводят к исчезновению населения, перекочевки его с одних мест в другие, где сохранилась вода.

234. Вероятно, перевалом Амбань-ачкан, которым проходил Кэри.

235. По другим сведениям, торгоутов было меньше — около 30 человек.

236. В настоящее время аргали далай-ламы не выделяется в особый вид, как это предложил Пржевальский, а объединяется видом Ovis ammon, имеющим большой ареал.

237. Рога 5-6-летнего самца имеют по наружному изгибу 23½ дюйма при 13½ дюймов в окружности основания, у очень старой самки рога по наружному изгибу 18½ дюймов, в окружности основания 7½ дюймов.

238. См. «Монголия и страна тангутов», т. I, стр. 321-323 [262-263].

239. «От Кульджи за Тянь-шань и на Лоб-нор», стр. 36 [59-60].

240. Алтын — «золото» по-монгольски [и по-тюркски], таг — «хребет» по-тюркски.

241. Наибольшая из таких долин, нам известная — это Бектар, она лежит в 15-20 верстах к северо-востоку от ключевого истока р. Курган-булак.

242. «От Кульджи за Тянь-шань и на Лоб-нор», стр. 37 и 38 [62]. Там поименованы эти виды. Следует только исправить: вместо Ovis polli — Ovis dalai-lamae, вместо Podoces tarimensis — Podoces hendersoni. Вообще дополнительно об Алтын-таге см. указанную брошюру, стр. 34-38 [59-63].

243. Первый ключ по нашему пути встретился в 15 верстах от пройденного перевала, следовательно, в 72 верстах от ключей близ Гашун-нора. На всем этом пространстве воды нет вовсе.

244. До ключа Галечан-булак.

245. «Курган» по-тюркски, «хырма» по-монгольски.

Это очень любопытное замечание. Действительно словом «курган» на тюркских языках обозначаются укрепления, в монгольском этот термин заменяется словом «хырма». Но последняя форма встречается как будто только у Пржевальского. Правильно «хэрым» или «хэрэм», что действительно по-монгольски значит крепостная стена, городская стена (но не стена дома или юрты-хана). Таким образом термин этот имеет значение для обозначения оборонительных сооружений.