Крейсер II ранга «Разбойник».

Извлечение из рапортов командира, капитана 2 ранга Григоровича.

25 июля 1895 года.

12 июля, находясь во Владивостоке, получил приказание с вверенным мне крейсером возвращаться в Кронштадт. Последующие до ухода дни употребил на приготовление крейсера к предстоящему плаванию.

22 июля, в 9 часов утра, по сигналу Начальника соединенных эскадр, снялся с бочки Владивостокского рейда для следования в Нагасаки. Высокоторжественный день тезоименитства Ее Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны праздновал в море по уставу. На переходе имел следующие погоды: 22 и 23-го легкий SO с туманом, 24-го SW-4 и крупная зыбь от того же румба.

25 июля, в 8 часов утра, подходя к Нагасаки, на горизонте усмотрел рангоут идущего на SW крейсера «Рында». В 10 часов утра прибыл в Нагасаки. Салют нации не произвел тотчас же, так как японский крейсер Matsushima стоял у острова Папенберга и как бы вне рейда, остальные же суда обыкновенно раньше не салютовали, а флаг старшего был поднят на вспомогательном крейсере Oomi. По обмене поздравлений, узнав, что на мой салют будет отвечено, салютовал по уставу и получил ответ с дежурного корабля — крейсера Takao. [12]

2 августа 1895 года.

В Нагасаки, где рассчитывал пробыть не более суток, простоял 48 часов, вследствие небывалой ранее вялой погрузки угля — как на баржи, так и на крейсер, что приписываю отчасти страшной жаре, стоявшей в эти дни, а также недостатку в рабочих, которых с трудом можно было нанять. Уголь получил только 26 июля утром и окончил погрузку к 5 часам пополудни. На другой день, в 7 часов утра, имея в готовности пары, снялся с якоря для следования в Гонг-Конг.

Вследствие дующего SW муссона, по указаниям лоции и по совету командиров небольших судов, плавающих в этих водах, предпочел сделать переход — придерживаясь китайского берега, где действие муссона слабее, а также усиливающееся в этот сезон противное течение (Куросиво) значительно меньше; поэтому, по выходе из Нагасаки, взял курс к Гусинскому архипелагу. Разница в указанном пути, сравнительно с прямым на Гонг-Конг — на 100 миль более, но этот излишек, от указанных выше более благоприятных обстоятельств, в действительности не увеличивает времени перехода для небольших судов.

28 июля имел свежий 8W, позволявший однако нести косые паруса, имея ход до 8 1/2 узл.

29 июля рано утром подошел в берегу и, определяясь по приметным пунктам, продолжал плавание вдоль его в расстоянии от 5 до 20 миль, имея ход от 8 до 10 узлов.

31 июля открыл маяк Turnabout и вошел в формозский пролив. Стоявшая все время хорошая ясная погода, 1 августа изменилась, почти целый день шел проливной дождь, но тем не менее в 10 часов 50 мин. вечера имел возможность войти в пролив Tathong и у острова Junk стать на якорь, не рискуя при указанных обстоятельствах входить на рейд. На другой день, в 7 часов утра, снялся с якоря и перешел на Гонг-Конгский рейд, где по указанию harbour-master’а стал на данную мне бочку. На рейде застал крейсер «Рында». [13]

С разрешения старшего на рейде, салютовал нации и брейд-вымпелу командора, получив немедленно ответы равным числом выстрелов. В тот же день, по предложению капитана I ранга Римского-Корсакова и вместе с ним сделал визиты губернатору и командующему войсками, а после полдня сделал визиты на рейде.

10 августа 1895 года.

В Гонг-Конге простоял четыре дня; такая долгая стоянка была вызвана необходимостью вычистить паровые котлы, после сделанных почти 2000 миль парового плавания и предстоящего такого же перехода до Батавии. Пользуясь такою стоянкою, разделил команду на три очереди и 2, 3 и 4 августа увольнял на берег.

Губернатор Гонг-Конга и командующий войсками ответили мне на сделанные мною визиты, прислав свои карточки с адъютантами. Командующий войсками приезжал лично в наше консульство, чтобы от консула узнать, когда я мог бы принять приглашение к нему на обед и оставил мне очень любезное письмо с просьбою назначить день, но я должен был и письменно и лично отклонить приглашение, так как день ухода был уже мною назначен.

На батареях Гонг-Конга заметны работы, но самая оживленная работа идет в городе по увеличению набережной. Старая облицованная гранитом набережная выдвигается на рейд на 40 сажен и уже часть ее от O в W, на протяжении около 150 сажен, почти готова. Работа эта делается следующим образом: сначала укладывается новая стенка и как только она доходит до уровня низкой воды, в ней оставляют небольшой пролет, в который днем и ночью входят джонки и высыпают в огражденное пространство (между двумя набережными и смычками для водосточных труб) привозимый на них баласт. Когда часть набережной готова, поднимают стенку до настоящей высоты, оставив пролет для прохода джонок с той же целью, чтобы [14] засыпать и при высокой воде. Облицовка вся гранитная. Глубина у стенки будет 42 фута, так что самые большие пароходы будут в состоянии швартовиться.

Вторая горячая работа — это застройка пика (горы) частными и казенными зданиями. Теперь, благодаря устройству на пик железной дороги, все — кто только могут, на жаркие месяцы перебираются на западную сторону пика, где от постоянного SW бриза (муссона).воздух совершенно иной, чем даже в лучших возвышенных — виллах на северном склоне горы. Устройство железной дороги на пив, стоившее громадных денег (так как все полотно цементировано и местами на очень толстый слой), давно окупилось и дает громадные барыши. Стоимость билета в конец для I класса 25 центов. Подъем от города до пика 7 минут Во время стоянки «Рынды» и «Разбойника» нашим командам доставляло большое удовольствие подниматься и спускаться по невиданной ими раньше железной дороге.

3 августа был принят уголь. В этот же день крейсер «Рында» ушел в Сингапур. 5-го к вечеру окончил чистку котлов, наполнил их водою и приготовился к походу.

6-го, в 6 час. 30 мин. утра, имея в готовности пары, отдал перлинь с бочки и вышел южным проходом в море для следования в Сайгон. Пройдя траверз маяка Gap rock, проложил курс на остров Kulao Rai. который открыл 8-го в 9 часов утра, а в 11 час. 30 мин., пройдя его траверз, лег на SO 14°-вдоль Анамского берега.

9 августа, в 2 часа 40 мин. прошел траверз маяка Padaran и лег на SW 55°. Стоявшая за эти дни прекрасная тихая погода, с указанного переменного курса сразу показала физиономию муссона: от SW пошла крупная зыбь при свежеющем ветре. К вечеру ветер засвежел настолько, что пришлось, для уменьшения перебоя винта, убавить число оборотов и ход — до 6 узлов. После полуночи ветер отошел в W, поставил косые паруса, ход увеличился до 8 узлов. К утру 10 августа — SW-3. В 7 1/2 часов утра открыл маяк St. James, пройдя траверз которого в 11 часов утра, лег в устье реки Don-nai, по которой прошел [15] до второго речного огня, где принял лоцмана и под его проводкою пошел в Сайгон, где в 51/, час. пополудни принял предложенный мне бридель мертвого якоря. Отсалютовав нации и брейд-вымпелу начальника морской части в Кохинхине, получил немедленно ответ.

20 августа.

В Сайгоне простоял два дня. 11 августа, т. е. на другой день прихода, в 8 1/2 часов утра сделал визиты: губернатору Кохинхины, командующему войсками, мэру города и начальнику морской части, а по возвращении с берега отдал визиты камандирам судов, которые сделали их мне первыми. Генерал-губернатора не было в Сайгоне, он находился в Тонкине. Визиты мне были отданы на следующий день. При съезде губернатора, командующего войсками и начальника морской части, салютовал по уставу, а также по принятому здесь обычаю — всем по 11 выстрелов. За время стоянки мы пользовались особым вниманием местной администрации и общества.

В Сайгоне — за семилетний период, что я там не был, особых перемен не заметил, за исключением постройки нескольких новых зданий, в особенности грандиозно новое здание почты. Зато недалеко от мыса St. James застраивается совершенно новое местечко; многие уже переезжают туда на летние месяцы из душного города.

Торговля города процветает, судя по количеству приходящих пароходов всех наций. Приятно было видеть, что на рынке имеются и наши товары — батумский керосин и смазочные материалы; во время стоянки крейсера выгружался пароход с керосином (в жестянках).

11 августа на крейсер грузили уголь, погрузка которого благодаря жаре шла очень медленно и была окончена только в 9 часам вечера.

12 августа вымыли белье и койки. В этот же день пополнил некоторые запасы и взял живую провизию на предстоящий парусный переход, так как по имеемым сведениям она в Батавии гораздо дороже. [16]

13 августа, в 6 1/2 часов утра, отдав бридель, под проводкою лоцмана ушел вниз по реке для следования в Батавию, с заходом на несколько часов в Сингапур, если в этом представится какая-нибудь надобность. В 11 1/2 часов прошел траверз мыса St. James и лег на SW 4°, проложив курс на O-ую сторону острова Condore, который открыл того же числа в 10 1/2 часов вечера, а пройдя его траверз, лег на остров Aor, который открыл 16 августа в 61/, часов утра; определившись по нем, лег вдоль Миланского полуострова к маяку Horsbourg. В Сингапур прибыл в 2 часа пополудни. Войдя на рейд, салютовал нации, и получил немедленно ответ с батареи.

По выходе из Сайгона вплоть до Сингапура имел довольно свежий муссон, при сравнительно спокойном море. Течение за весь переход было значительное и относило крейсер на ONO более, чем на 24 мили в сутки, а в последнюю ночь оно изменилось и подавало крейсер в W. В Сингапур зашел главным образом для того, чтобы дать отдохнуть кочегарам, в виду замеченного у них утомления, а также чтобы пополнить запас угля, который здесь дешевле чем в Батавии. Не становясь на якорь на рейде Сингапура, принял лоцмана и под его проводкою вошел в New Harbour, для входа куда имел разрешение, зачем своевременно обращался в консулу. В New Harbour ошвартовился у пристани Borneo Wnarf C° и приступил в погрузке угля. В 57, часов пополудни отдал швартовы, перешел на рейд и стал на якорь. Постановка на якорь совпала с заходом солнца, поэтому визитов никому не делал.

В Сингапуре, в New Harbour стояли два миноносца под германским флагом, под №№ 558 и 559 (водоизмещением не более 50 тонн), пришедшие накануне из Европы и ушедшие 16-го в Янтсекианг. Миноносцы эти предназначены для китайской флотилии в Нанкине. Они вышли из Эльбинга 8 июля. Крейсер «Рында» ушел 15 августа, в 5 часов утра — в Батавию.

17 августа, в 67, часов утра, снялся с якоря для следования по назначению. Для указания приметных мест во [17] время плавания плеерами взял лоцмана-малайца. К вечеру того же числа прошел пролив Rhio и лег на SO 46°, проложив курс на остров East Domino, пройдя который лег на Банкский пролив.

18 августа, в 9 часов утра, вошел в пролив. Погода пасмурная, при ветре SO 2-3. После полдня шквалы с дождем, а в 5 часов пополудни пошел проливной дождь, скрывший из вида берега, почему в 6 часов стал на якорь на глубине 14 сажен. Дождь продолжался всю ночь; с 6 часов утра 19-го стали обрисовываться берега, в 7 часов снялся с якоря и продолжал плавание. В 11 1/2 часов вышел из Банкского пролива и лег на SO 19°. Того же числа, в 11 1/2 часов вечера, открылся маяк N. Watcher, пройдя траверз которого, лег на SO 34°; курс проложил в 5 милях по O-ую сторону острова S. Watcher; последний открылся с рассветом 20 августа. Определяясь по островам, продолжал плавание в гавань Батавии, которую увидел в 7 часов утра. На рейде стоял крейсер «Рында», который в полдень ушел в Аден. В 9 часов 45 мин., став на якорь на рейде, салютовал нации и флагу голландского вице-адмирала, поднятому на блокшиве Gedeh. По получении ответа на салюты и по опросе карантинной шлюпки, вошел в гавань, где стал на якорь, подав с кормы перлиня на бочку.

29 сентября.

По прибытии в Аден 21 сентября, сделал визиты на рейде и губернатору города. Визиты были мне отданы в тот же день. Того же числа грузил уголь. Вместо оставленного здесь доктора L. Monnier, который далее идти не мог, взял на переход до Порт-Сайда случайно находившегося проездом из Занзибара в Лиссабон — пассажиром на немецком пароходе, португальца, доктора G. Oliveira d’Arriaga. Так как пароход, на котором я 10 сентября отправил из Мало депешу Управляющему Морским министерством, еще в Аден не приходил и боясь, что депеша не была отравлена и из попутных портов африканского берега, [18] в которые он должен был заходить, повторил ее в Главный Морской штаб. Окончив расчеты с берегом в 6 часов вечера, вышел из Адена для следования в Суэц.

22 числа, пройдя Баб-ель-мандебский пролив, получил противный ветер, который по мере увеличения широты свежел и разводил крупную волну. 24-го волна была настолько велика, что для уменьшения перебоя винта пришлось уменьшить ход и число оборотов. Течение за все плавание Красным морем подавало крейсер к W на 12 миль в сутки.

27 сентября, в 6 час. 15 мин. утра, при ветре NNW 5-8, вошел в Суэцкий залив. Того же числа под вечер обогнал французскую лодку Papin, шедшую из Мадагаскара в Европу.

28 сентября, в 3 часа пополуночи, стал на якорь на рейде Суэца, а в 8 час. 30 мин. утра вошел в канал. В канале встретил английский военный транспорт Malabar, шедший на юг. Так как по правилам канала, без электрического прожектора, нанятого от кампании, идти ночью не разрешается и суда, невзявшие такового, должны швартовиться и поддерживать пары, то предпочел на ночь остаться на якоре в порте Измаилия, где отдал якорь в 3 1/2 часа пополудни.

В 5 часов утра 29 сентября, имея в готовности пары, снялся с якоря и продолжал плавание каналом. В Саид прибыл в 1 час 30 мин. и стал на якорь в бассейне Cherif. В порту застал крейсер «Рында». Проходя каналом, обратил внимание, что его песчаные берега, при всевозможных системах закрепления, не выдерживают и осыпаются, и только одна система, стоющая хотя очень дорого, выдерживает свое назначение — это цементированная каменная кладка под очень малым уклоном. По собранным сведениям, ее длина по размеру профиля доходит до 4 метров.

Взятого мною из Адена доктора — португальца, 29 же числа, согласно телеграммы Начальника Главного Морского штаба, списал на берег. [19]

Здесь предполагаю простоять до 3 октября и согласно приказания — идти в Пирей.

Здоровье офицеров и команды вполне хорошо.

Текст воспроизведен по изданию: Крейсер II ранга «Разбойник». Извлечение из рапортов командира, капитана 2 ранга Григоровича // Морской сборник, № 11. 1895

© текст - ??. 1895
© сетевая версия - Тhietmar. 2019
©
OCR - Иванов А. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Морской сборник. 1895