Некоторые сведения о китайской религии.

Мы лучше поймем, как сильно нуждается Китай в евангельской проповеди, если несколько ознакомимся с теми лжерелигиями, которых они держатся. Народонаселение Китая [23] исповедует три религии. Неудивительно, что между многочисленными миллионами народа, населяющими Китай, находятся последователи более, чем одной религии; но странным при этом представляется то, что одно и тоже лицо держится двух или даже всех трех этих религий. Не доказывает ли это, что во всех их вероисповеданиях нет ничего, дающего им мир и внутреннее удовлетворение? Если путешественник знает, что избранный им путь верен, то его ни чем не убедить оставить этот путь, но если он блуждает в темноте, и не знает какой самый лучший путь, то он испытывает одну дорогу за другой, а языческие жрецы и поклонники все находятся во мраке и сомнении. Император Китайский есть глава государственной религия, называемой конфуцианизмом, в ней нет отдельного сословия жрецов, но сам Император и придворные чиновники заведывают обрядностью ее. Конфуций был учитель, живший более, чем за две тысячи лет тому назад. Он соединил вместе множество мудрых законов и мудрых учений, изложенных им самим и его учениками; в девяти больших книгах каждый ученый в Китае, даже до настоящего времени обязан заниматься изучением этих книга. Он учил, народ обязанностям его к Императору, к родственникам, господам, соседям и составил множество превосходных правил для ежедневной жизни. Но касательно первой заповеди он не мог научить их, потому что сам не знал истинного Бога и наших обязанностей к нему. В этих книгах ничего не говорится о грехе и прощении, о Боге и небе. Он не имел никакого понятия о жизни загробной, и никогда не говорил с своими учениками о мире невидимом.

Почитайте богов, говорил он, но держитесь вдали от них, он веровал, что сердце человека от природы добро и что мы можем приобрести для себя небо нашим поведением здесь на земле. Будьте верны вашему Императору, почтительны к родителям, исполняйте все ваши обязанности и вы вкусите радость небесную. Но для сердца знающего, что оно согрешило, и жаждущего мира, Конфуций не дает никаких утешений. Если вы грешите, то нет места для вашей молитвы, учил он. Таким образом его учение подобно в некотором роде верстовому столбу, указывающему путешественнику путь столь трудный, что он не может следовать (почему?), без того, чтобы но поскользнуться и не упасть. Конфуций не предписывал своим последователям боготворить изображения, и никогда не считал себя [24] выше обыкновенных наставников, но в честь его в каждом китайском городе выстроены храмы, и народ воскуряет фимиам и приносит молитвы перед табличками, на которых написано его имя.

Впрочем многоярусные пагоды и многочисленные храмы, возвышающееся над домами китайцев, преимущественно принадлежат Буддистам, которые исповедуют вторую из трех религий Китая. В каждом из этих храмов стоит изображение бога Будды и для служения ему содержится тысяча жрецов. Эти жрецы живут вообще в монастырских общежитиях, они веруют, что самый надежный путь для приобретения небесной жизни состоит в многократном ежедневном повторении имени их бога, и считают число этих повторений по четкам, или записывают на бумажке, которую потом сжигают; самое священное упражнение их состоит в тихом неподвижном сидении, в состоянии совершенной отчужденности от земного, как они обыкновенно называют это состояние. Некоторые из них полагают, что величайшее блаженство для души есть будущее ее уничтожение или погашение, а другие надеются на переход из сей юдоли в так называемый «западный рай»; но их мнению, случится не тот час после смерти. Душа человека сначала должна перейти во многие различные формы людей, животных или насекомых, прежде, чем она навсегда может успокоиться. Для сего они не позволяют убивать ни одного животного для употребления в пищу, из опасения, что в нем, может быть, находится душа какого либо почившего их друга. Впрочем это верование не внушает им чувств милосердия к беднякам и несчастным, живущим пока на земле. Если кто из них находится в болезни или горе, они думают только; о, он заслуживает этого; он должно полагать был очень зол, когда жил в другой форме. Буддистского жреца легко узнать по его бритой голове и длинной желтой одежде. Впрочем многие жрецы носят на себе голубую одежду, и тем показывают, что принадлежат к тауистской религии. Они веруют в существование бесчисленных богов или духов, земных, воздушных, духов грома, погоды, здоровья и т. д. Некоторые из числа их — очень искусные фокусники и шарлатаны, и обманывают народ, выдавая себя за магиков и волхвов.

Китайцы очень суеверны относительно колдовства, духов добрых и злых влияний; они не посмеют строить дом или разводить сад, или копать могилу, не посоветовавшись с жрецом, [25] и с гадателем по песку о доброй или худой примете места. Они веруют в добрых и злых духов, но, в сущности, не имеют благоговения к ним, только опасаясь вреда наносимого ими; и весьма часто молятся злым духам, чтобы они менее гневались, если им чем либо не угодят.

Китайцы также боготворят своих предков, они думают, что у каждого человека три души, которые расстаются друг с другом при смерти; одна из них переходит в духовный мир; другая идет в могилу, третья входит в табличку, на которой написано имя лица, эти таблички вывешаны в каждом доме; перед ними курятся различные ароматичные вещества, и приносятся молитвы с самых первых лет детства, дети и внуки учатся преклоняться пред ними. Их хранят как самое священное сокровище, и таким образом они переходят из рода в род.

Обычай сожигать бумажные деньги и одежду на могиле родственников соблюдается не только во время похорон, но и в некоторые особенные дни, назначенные для посещения гробниц и приношений, и помимо всего этого, 15 апреля — годовой день памяти усопших кроме бумаги и одежд для своих родственников, посетители приносят с собою на могилы еще запасную бумагу за те души, у которых быть может, не осталось на земле ни одного живого друга для поминовения их, потому что думают, что эти несчастные души будут мучить и беспокоить других усопших, если не переслать им через огонь платья, деньги и проч. Говорят, что в Китае ежегодно тратится сто пятьдесят миллионов долларов на приношения за эти «неимущие» души; миссионеры считают этот обычай большим препятствием для евангельской проповеди в Китае. Конечно, лица, незнавшие истинного Бога, не могут веровать в пользу и пригодность означенной языческой практики; но, по понятиям китайцев, всякий, прекративший свои приношения за умерших, такой же злодей как и убийца; и родители нередко запрещают своим детям принимать христианскую религию единственно из опасения, что они сами будут страдать от голода и холода в мире духов, вследствие прекращения приношений со стороны их детей, сделавшихся христианами.

С. И. Н.

Мисс. 1876 г. № 25.

Текст воспроизведен по изданию: Некоторые сведения о китайской религии // Китайский благовестник, № 8. 1913

© текст - С. И. Н. 1876
© сетевая версия - Thietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Китайский благовестник. 1913