ОПИСЬ РЕКИ ТУМЕНЬ-УЛА, ПОГРАНИЧНОЙ С КИТАЕМ

произведенная в 1861 году, подпоручиком Григорьевым.

Корпуса штурманов подпоручик Григорьев (Старший штурманский офицер на фр. «Светлана».), получив от начальника нашей эскадры в Китайском море, капитана 1 ранга Лихачева (ныне контр-адмирала) приказание произвести краткую опись реки Тумень-ула, был отправлен 16 мая 1861 года из Новгородской гавани к месту назначения, на клипере «Наездник».

Войдя на барказе в реку 17 мая, — доносит г. Григорьев, — я старался следовать вверх по ней, сколько глубина дозволит; но частые туманы и дожди принудили возвратиться, пройдя 15 миль. Топографическая съемка на расстоянии 7 миль от устья, по обоим берегам, была произведена пель-компасом, причем расстояния измерялись линем.

Бухта Сесуро снята компасом, с промером по главным линиям. Я ограничился таким кратким обзором, потому что значительная зыбь, затрудняя работу, могла отнять много времени, между тем как бухта, совершенно открытая для ветра и волнения от S, в морском отношении не представляет интереса.

В остальном пространстве реки съемку производил корпуса штурманов кондуктор Голдобин карманным компасом, измеряя [2] расстояние шагами и то только по левому берегу; промер же по фарватеру делал я на барказе. При каждой остановке измерялась ширина реки.

Река Тумень-ула впадает в море двумя протоками; на баре первого или восточного глубина только 1/2 фута, а второго 8 фут, почему я полагаю, что в нее могут входить суда, сидящие 6 фут и подниматься вверх на одну милю, где найдут хорошую якорную стоянку. Далее на 10 миль встречается глубина 5 фут, которая идет грядой поперек реки, с мелким песчаным грунтом. Подобного рода банки встречаются чем далее, тем чаще и мельче, и затрудняют плавание; вообще фарватер реки узок и извилист, и требует лоцмана или опытности для плавания по рекам. Течение от 1 до 2 узлов; но в местах узких оно несколько увеличивается.

В устье реки берега песчаны, низменны и болотисты, с лагунами пресной воды по обеим сторонам.

На правом берегу, в расстоянии 1 1/2 мили к N начинается цепь высоких и крутых гор; пики некоторых из них доходят до 600 ф. Часть этого хребта подходит к бухте Сесуро, оканчиваясь перешейком, соединяющим обрывистые возвышенности мыса того же имени. Левый берег постепенно возвышается и отдельные холмы доходят в верховье до такой же высоты, как и на правом берегу.

Почва земли глинистая, покрыта неглубоким слоем чернозема, а в некоторых местах наносным песком; также встречаются утесы, образование которых весьма сходно с виденными мною в Новгородской гавани. В двух местах нашли минерал серого цвета: мягкий и лоснящийся, похожий на каменной уголь; он лежит в глинистом грунте, слоем толщиною в 4 фута. В устье заметил черный песок с металлическим блеском (Образцы виденных иною минералов я представил г. начальнику эскадры.); жители собирают его в пирамидальные кучки и покрывают камышом. Лесу не встречал, но изредка попадался молодой дуб, липа, береза, яблоня и калина; последние два рода цвели. У самого берега трава растет по пояс человека.

Осматривая местность с высот, мне встречавшихся на пути, я заметил, что левый берег реки необитаем, болотист, наполнен озерами; впрочем, дорожки и даже следы двухколесной телеги, обожженные пни и местами скошенная трава, дают повод предполагать, что некогда было тут пастбище; прибрежье же изрезано заливами, которые нередко углублялись далеко внутрь земли. [3]

Правый берег значительно населен корейцами; особенно в заливах, лежащих за бухтою Сесуро, видны, чрез низкий перешеек, большие селения. В расстоянии 16 миль от устья лежит город, на правом берегу реки, состоящий по крайней мере из 500 домов, крыши которых покрыты соломой, а некоторые черепицей; город окружен белой стеной. За ним, как видно, река становится узкою и усеянною песчаными островами; направление имеет NW 22°; деревень и вообще жилищ не видно. Недалеко от города с правой стороны в Тумень-ула впадает небольшая речка шириною 10 сажень, с перекинутым через нее мостиком и селением при впадении речки. Вероятно, эта речка су доходна и соединяется с одним из заливов приморского берега; из нее выходили 4 лодки, сидевшие в воде около 1 1/2 фута.

О степени развития судоходства судить нельзя, потому что кроме вышеупомянутых четырех лодок при устье, далее мы не заметили ни одной.

Жители занимаются хлебопашеством. При мне распахивали землю, а на некоторых полях виднелись всходы. Из домашних животных я видел здесь: быков, лошадей (двух пород — больших и других величиною с осла), также свиней и кур. Путевые сообщения находятся в грубом состоянии, невидно правильных дорог, одни лишь тропинки во многих местах пересекают горы; тяжести перевозят, навьючивая их на волов или лошадей.

На левом берегу встречались дикие козы и много лисиц. Из рыб мы видели в реке множество нерп, а особенно в глубоких местах. При устье много диких гусей и уток, разных пород куликов, даже случалось видеть лебедей.

Бухта Сесуро имеет вид полукружия, ширина открытой ее стороны 1 миля; она совершенно незащищена от S ветров и волнения. Я был в ней после продолжительных тихих погод и застал большую океанскую зыбь, при которой представляется не малое затруднение приставать с гребным судном. Полагаю, что бухта эта может служить якорным местом не иначе как в крайней необходимости. Глубина при входе 30 сажень и постепенно уменьшается. Грунт везде песок. На W оконечности ее лежит корейское селение, в котором около 100 домов; все дома из глины, с крышею и забором из тростника. Жители имеют лодки, которые стоят на якоре в бухте Гошкевича и приезжают сюда для промыслов.

К этому надо прибавить, что вход в реку Тумень-ула очень затруднителен для незнакомого с местностию, по причине чрезвычайно низменных берегов, которые сливаются на близком [4] расстоянии; между прочим, для входа могут служить следующие замечания: подходя к O оконечности бухты Сесуро, должно идти вдоль берега в NO; тогда легко можно отличить горы правого берега реки, особенно один из невысоких холмов очень заметен с моря (на приложенной наглядной карте он назван буквой А); имея этот холм на NNW и мысы бухты Сесуро несколько в растворе на WtS, будете находиться в 200 саженях от устья, на глубине 5 или 6 сажень; отсюда должно взять курс на этот холм. По мере приближения к нему, обозначится идущая от левого берега песчаная коса, длиною 300 сажень, шириною 50 саж.; она загораживает устье, оставляя проход в 75 саж. Войдя в проход и руководствуясь планом, должно продолжать плавание по линиям, указанным промером. Не малым облегчением для входа мог бы служить какой-либо отличительный предмет, поставленный на вышеупомянутой косе, или створные знаки на правом берегу устья.

По всему берегу идет волна, разбивающаяся о берег с оглушительным шумом и пеной; в самом проходе гребень этой волны несколько сглаживается. Прибой слышен за 15 миль.

Прилив и отлив неправильны; наибольшее возвышение воды, в продолжение нашего пребывания при устье, было 1/2 фута.

Метеорологические наблюдения, когда мы не были отвлечены другими занятиями, производились в 9 часов утра, в полдень и в 8 часов вечера; состояние атмосферы наблюдалось анероидом; температура воздуха и воды — термометром Реомюра. К несчастию, дурные погоды и туман, отнимая много времени, не дозволили сделать наблюдений для астрономического определения места.

Представленный план составлен в масштабе 500 сажень (6 футовой меры) в дюйме, с промером, и карта виденного пространства на 6 миль, в масштабе 2 1/2 мили в дюйме (План этого масштаба и карта реки литографир. Гидрогр. департаментом.).

При сем прилагается веденный мною журнал экспедиции, продолжавшейся 14 дней.

Журнал, введенный в продолжение экспедиции с 16 по 30 мая 1861 года.

16 мая в 5 часов пополуночи клипер «Наездник» снялся с якоря и отправился из Новгородской гавани к устью р. Тумень-ула.

Состав экспедиции: корпуса штурманов подпоручик Григорьев, юнкер Сиденснер, корпуса штурманов кондуктор Голдобин, 1 унтер-офицер и 16 нижних чинов. [5]

В 9 часов утра. Ветр тихий от OSO, густой туман; высота барометра 29,73, термометр +10°. По приближении к устью, в полдень температура повысилась до +12°; цвет воды постепенно изменялся в желтоватый.

В полдень увидели в тумане, в весьма близком расстоянии, скалу мыса Сесуро; убедившись по образованию берега в верности счислимого пути, я был отправлен к берегу с 12 весельным барказом, четверкой и небольшим челноком, на случай, если малая глубина не дозволит нашим шлюпкам переходить реку.

В 2 1/2 часа мы вошли в бухту и продолжали плавание вдоль берега в расстоянии около 50 сажень; везде был сильный прибой, и когда туман стал сгущаться, я решился выброситься со шлюпками на песчаный берег. Операцию эту совершили удачно, вытащили гребные суда на берег и расположились ночевать.

17 мая, 9 часов утра: ветер очень тихий от SW. Высота барометра 29,70 по термометру +11° 2.

Утром узнали, что находились в 500 саженях от устья; сильный прибой и большое волнение побудили меня оставить большую часть провизии на берегу, поручив охранять ее четверке; сам же я, с барказом, отправился для осмотра устья.

В продолжение моего отсутствия толпа корейцев пришла из деревни, лежащей в бухте Сесуро; из них отделились 15 человек, подошли к нам и требовали, чтоб люди удалились с этого места; шлюпку же хотели столкнуть в море. Юнкер Сиденснер, которому было поручено наблюдать за оставленными предметами, предложил корейцам (за плату) перенести четверку в реку, на что они и согласились охотно, но, увидя приближение барказа, сейчас же разбежались. Мы начали очертание морского берега.

18 мая. Ветер от S. В 9 часов высота барометра 29,70, термометр +16°.

В полдень нашел туман; высота барометра 29,70, термометр +14°.

В 7 и 8 часу был слышен гром. В 8 часов ветр S; густой туман; высота барометра 29,70, по термометру +12°, температура воды +13°,6.

Работа производилась по правому берегу до полудня, но нашедший туман препятствовал ее продолжать. Воду употребляем из реки, она чиста и приятного вкуса, цвет несколько желтоват и походит на невскую воду. На берег устья море выбрасывает много лесу, пемзы и проч. [6]

19 мая. Бывший с утра туман к 8 часах рассейся. В 9 часов высота барометра 29,70, термометр +10° 4, температура воды +12° 8. В полдень ветр NNW, умеренный; высота барометра 29,68, по термометру +16° 8.

В 8 часов утра пошли вверх по реке с промером и топографической съемкой по правому берегу, а с полдня по левому.

Из лежащих по реке деревень стала собираться толпа корейцев, которая нас провожала в продолжение пути, но без оружия. Костюм их обыкновенно состоял из камзола, такого, как носят китайцы, из грубой бумажной материи; обувь из чулок и кожаных башмаков. О шляпах, много раз описанных, можно сказать, что формы их очень разнообразны; из них некоторые с полями, у которгих тульп цилиндрические или полушаром, а наконец совсем без полей; впрочем, шляпы, кажется, присвоены более почетному сословию общества, а большинство не имело их. Вскоре с гор стало собираться народу более и более и наконец приехал верхом на малорослой лошади чиновник с пикой, несомой оруженосцем; костюм его был следующий: голубой шелковый кафтан до колен, на рукавах розовые отвороты из той же материи, а на шляпе пучок синих перьев.

Вскоре корейцы стали требовать, чтобы мы удалились с их берега, показывая знаками, что если они допустят нас далее, то им отрубят головы. В 12 часов я решился взять людей, которые шли с бичевой, и перевезти их на противоположную сторону для обеда; когда четверка посадила их и стала отваливать, то из толпы начали бросать в нас грязью; я велел выстрелить из ружья на воздух; после выстрела толпа разбежалась и уже более никаких недружелюбных действий не выказывала.

На другом берегу на вершине горы фут в 600, построен отдельный дом, вероятно с целию осматривать окрестности.

20 мая, в 9 часов штиль, ясно; высота барометра 29,68, термометр +15° 2.

Полдень: ветр свежий NNW, высота барометра 29,68, термометр +16°.

8 часов: ветр умеренный NNW, высота барометра 29,70, по термометру +14 1/2°.

Находился в 10 милях от устья; опись производилась по левому берегу; но в 1/2 10 часа вдруг засвежевший ветр заставил остановиться; при этом песок, поднявшийся с берегов, нес такую пыль, что трудно было смотреть; мы прекратили работы и встали на дрек.

С рассветом корейцы собирались, как накануне, на правом [7] берегу; между ними легко можно было отличить двух чиновников, одетых в оранжевых шелковых кафтанах, и один из них имел шляпу с большим оранжевым пером. При них были четыре оруженосца с пиками; у двоих были синие флаги с белой звездой в средине. Лошади чиновников были покрыты тигровой шкурой и на одной даже была серебряная сбруя.

Когда мы остановились, то на нашу сторону переехали на долбленом челноке, длиною фут 10-с прямой кормой, три человека и отдали письмо, написанное китайскими буквами, прося написать что-то в ответ, чего мы по незнанию языка понять не могли, но написали: «мы русские и идем осматривать реку».

21 мая, 9 часов: ветр умеренный от SSO; ясно, высота баметра 29,80, термометр +17° 6; температура воды +12° 8.

Полдень: ветр и погода те же, высота барометра 29,80, термометра +15° 2; температура воды +14° 6.

8 часов: ветр и погода в том же состоянии, высота барометра 29,70 температура +12°.

Находимся в 11 милях от устья. Съемка производилась по левому берегу, шлюпки шли под парусами и делали промер.

Сегодня, как и прежде, толпы корейцев стали провожать нас по правому берегу; но это делалось с следующей церемонией: чиновник, в описанной уже одежде, ехал на лошади верхом; лошадь вели за повода; синие значки несли впереди. На возвышенном мысе, где по глубине необходимо было шлюпкам проходить очень близко, они встречали нас музыкой из двух кларнетов, звуки которых были очень похожи на пастушескую свирель. Между этим собранием легко было отличить женщину, одетую очень опрятно в белый костюм; над ней постоянно несли зонтик.

22 мая, 9 часов: ветр тихий от SSO, дождь; высота барометра 29,73, термометра +12° 8.

Полдень: ветр SSO, высота барометра 29,73, по термометру +11° 2.

Окончив работы поздно вечером, мы стали на якорь в 15 милях от устья на средине реки, с намерением, если глубина не будет препятствовать, удовлетвориться обзором и идти далее сколько время и обстоятельства дозволят. После обеда, когда несколько прочистилось, мы перешли вниз по реке, только на более удобное место для привала. Мимо нас прошли 4 корейские лодки, длиною фут 30 и довольно широкие; они вышли из речки, впадающей в р. Тумень-ула с правой стороны, и направились к городу; на каждой было по 10 человек, одетых, как и прежде видели, но сверху было накинуто род плаща из звериной шкуры [8] шерстью вверх, или сделанной из камыша наподобие японских, часто встречавшихся в Нагасаки; у одного из них на шляпе было перо.

23 мая, 9 часов: штиль, густой туман, падающий крупными каплями; по временам дождь; высота барометра 29,80, по термометру +9° 6.

Полдень: состояние погоды то же; высота барометра 29,80, по термометру +11° 2. Работ не производилось.

24 мая, 9 часов: штиль, туман и по временам дождь; высота барометра 29,76, по термометру +9° 6.

Полдень: погода прежняя; высота барометра 29,70, по термометру +10° 4.

8 часов: состояние погоды то же; высота барометра 29,73, по термометру + 10°.

Работ не производилось.

25 мая. Штиль, малооблачно, с просиянием солнца; высота барометра 29,73, по термометру + 9° 6.

Полдень: погода та же, высота барометра 29,70, по термометру +13° 6.

Проведя 10 дней в реке, начали спускаться к устью, для подробного исследования как его, так и прибрежья; в то же время продолжали топографическую съемку левого берега. Вечером, с заката солнца, остановились для ночлега в 6 милях от устья.

26 мая, полдень: ветр тихий OSO, высота барометра 29,72, по термометру +10°,4. Утром было ясно, но вскоре сделался туман.

Продолжали топографическую съемку левого берега и промер в устье.

27 мая, 9 часов: штиль, малооблачно; высота барометра 29,70, по термометру +16°.

Полдень: ветр тихий SO; туман продолжался с 11 до 2 часов. Высота барометра 29,70, по термометру +15°.

8 часов: ветр тот же и туман; высота барометра 29,70, по термометру +14° 4. В море видны киты, бросающие фонтаны футов на 10.

В устье. Сегодня выезжали в море, чрез бар, для промера. Погода была тихая, и умеренная зыбь от OSO; также производили топографическую съемку от устья к N.

28 мая, 9 часов: штиль и густой туман; высота барометра 29,64, по термометру +12° 8.

Полдень: погода прежняя, высота барометра 29,64, по термометру + 16°. [9]

Туман дозволял видеть человека на расстоянии 100 сажень; съемку производили от устья к S, до мыса Сесуро.

Вечером ездили в деревню желая купить быка, так как один из наших матрос рассказывал, что встретил человека, знающего несколько слов по-русски, который предлагал продать быка; но с приближением шлюпки в деревне жители разбежались, без всякого с нашей стороны повода.

29 мая, 9 часов: штиль, облачно и дождь; высота барометра 29,44, по термометру +12° 8.

Полдень, бухта Сесуро: штиль, малооблачно; высота барометра 29,57, по термометру +16°.

В 8 часов отправились в бухту Сесуро. При проходе чрез бар, встретили очень большое и крутое волнение, доходящее по крайней мере до 15 фут; четверка перешла благополучно, а в барказ нередко вкатывался гребень волны. Миновав бар, зыбь успокоилась и дозволила отлить из барказа воду, которой набралось до 50 ведр.

В бухте, по причине сильного прибоя, необходимость заставила пристать к селению, где собралось человек 100 корейцев и окружили нас, однакож неприязненных действий не выказывали. Между ними был чиновник с двумя охранителями, имеющими палки — в роде лопастей наших весел, — этим оружием они разгоняли народ и даже били.

В 2 часа, увидя корвет «Калевала» с горы, мы подняли на ней русский флаг и стреляли из ружей; после чего вышли на наших шлюпках из бухты и пристали к корвету. В 7 часов вечера прибыли на нем в бухту Посьета.

Текст воспроизведен по изданию: Опись реки Тумень-Ула, пограничной с Китаем, произведенная в 1861 году, подпоручиком Григорьевым // Морской сборник, № 9. 1862

© текст - Григорьев ?. ?. 1862
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
©
OCR - Иванов А. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Морской сборник. 1862