БУТКОВСКИЙ Я.

САХАЛИН И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

На восточной окраине России, отделяя воды Татарского пролива и устья Амура от Тихого Океана, лежит Сахалин, остров малоизвестный, неисследованный; но тем не менее заслуживающий серьезного внимания, по тому значению, которое предстоит ему в будущности.

Остров этот считается принадлежностью России, и находится в ближайшем соседстве с Китаем и Япониею, которые, на глазах наших, проснувшись от векового сна, решились применить к пятисот миллионному населению успехи цивилизации Запада. На этот то уголок России мы и хотим обратить внимание читателей.

Северная оконечность Сахалина находится под 54° широты, одинаково с Вильною, Калугою и Рязанью. Узкою полосою опускаясь перпендикулярно на Юг, остров под 46° оканчивается разветвлением, образуя залив Анивы. Лаперузов пролив, 40 верстным пространством, отделяет его от японского острова Матсмай.

Заключая в себе до 1000 кв. миль, Сахалин по величине равняется королевству Баварии, и хотя находится под одною с нею широтою, но в климатическом условии далеко уступает ей. Северная, и даже средняя части Сахалина, имеют суровый климат и только третья, южная часть его, может быть отнесена в умеренному климату. Вдоль всего острова, по средине его, тянется горный хребет и заключающиеся в нем породы заставляют предполагать присутствие золота, хотя до сих пор оно еще не открыто. Но главнейшее богатство острова представляют неистощимые запасы каменного угля, пласты коего во [132] многих местностях встречаются на поверхности. Уголь этот, по достоинству своему и отсутствию в нем серы, далеко превосходит уголь японский, китайский и во всяком случае не уступает австралийскому.

До последнего времени в южной части острова жили только айны 1, - племя немногочисленное, состоявшее в материальной зависимости от японцев; а в северной его части, гиляки, племя более гордое и независимое. Кроме того остров посещался японцами, вывозившими оттуда на несколько тысяч рублей морской капусты, и с выгодою занимавшихся у берегов ловлею сельдей, из которых они вываривали на берегу, тысяч на 20 рублей жиру, истребляя на это до 15 000 сажен дров. Вываренные остатки представляли для них ценный материал, который они вывозили в Японию, в виде прессованных глыб, употребляя их на полях как удобрение. Количество этого удобрения представляло ценность в 250 000 рублей.

С 1853 года на острове появились русские; а с 1869 года на нем начала производиться разработка каменноугольных залежей трудом ссыльно-каторжных. Разработка эта до настоящего времени производится в незначительных размерах, и добываемый уголь служит для потребностей нашей восточной флотилии.

Более широкое развитие этих работ тормозят две причины: первая - это не вполне решенный вопрос о пенитенциарной системе, так как Министерство Внутренних Дел намеревается заменить тюремное заключение преступников поселением на Сахалине; вторая причина заключается в неуверенности сбыта каменного угля, в том случае, ежели бы вместо 600 рабочих, ныне имеющихся на острове, число их было доведено до нескольких тысяч.

Я не стану вдаваться в оценку достоинства пенитенциарной системы, вызвавшей эту разработку; опыт и время покажут каким образом обязательный труд каторжных, [133] допускаемый как необходимое зло, превратит эти места в цветущие колонии поселенцев, по примеру Австралии; я же, с своей стороны, постараюсь указать, на сколько меры эти удовлетворяют финансовым и политическим требованиям.

Занимаясь с 1859 по 1862 год отправлением казенных грузов к портам Восточного океана, я представлял в Морское Министерство свои предложения об устройстве постоянного сообщения Амура с Кронштадтом. При этом вместо субсидии, я просил о предоставлении мне на несколько лет перевозки казенных грузов в Восточную Сибирь, а для обратного груза судам, каменный уголь с Сахалина и лесной материал.

Проект этот в то время остался без движения; но прошло десять лет, и обстоятельства только более и более обнаруживали практичность моих предложений. С тех пор открылся Суэцкий канал, сокративший для России на 7000 миль морской путь на Восток; торговля и движение паровых судов в Китайских морях, и вообще на Востоке, приобрели значительные размеры; Япония вступила на путь прогресса и устраивает броненосный флот; Пруссия дипломатическим путем ходатайствует об уступке ей острова Формозы, богатого каменным углем; и наконец, наше правительство обратило внимание на Сахалин, для устройства из него ссыльной колонии и разработки залежей каменного угля.

С пробуждением крайнего Востока, все европейские правительства и предприимчивые люди цивилизованных стран озаботились занять выгодные места. Россия не менее любой из держав должна отстаивать свое влияние на Востоке; но влияние это конечно должно выразиться не одним присутствием военного флота и укрепленными портами, задача наша заключается не в том чтобы быть страшными, а в том чтобы сделаться необходимыми; а этого можно достигнуть только нашим участием в торговом и промышленном движении народов. [134]

Судьба и политика наша дали в наши руки Сахалин с его каменным углем, этою альфою и омегою промышленности. Китайское правительство, владея огромными залежами угля в заливе Печели и на острове Формозе, упорно отказывается правильно разработывать их, и уголь доставляемый в виде балласта из Англии стоит в тех местах от 80 до 96 франков за тонн. Ежели мы обеспечим за собою доставку в эти порты нашего сахалинского угля, то сделаем разом огромный шаг: разовьем промышленную деятельность Восточной Сибири, укрепив прочно за собою эти колонии; дадим производительное значение рукам ссыльных, которые в настоящее время составляют заботу и тягость Министерства Внутренних Дел; составим крупную статью отпускной торговли, и завоюем почетное значение в мнении народов Азии, на ряду с предприимчивыми американцами, англичанами и немцами.

Не далеко то время, когда русская колония Росс, лежащая на восточном берегу Тихого океана, как ненужная и не приносящая пользы местность, уступлена была нами друзьям американцам. Местность эта оказалась богатейшим золотым рудником и менее чем в тридцать лет обратилась в Сан-Франциско, первый торговый город того берега Великого океана.

С тех пор границы наши отодвинулись на всю ширину Океана, и нашим передовым постом теперь служит Сахалин, остров, на право владения которым хотя документы наши еще не в порядке, но за то которым мы владеем de facto, и на который пока никто не может предъявить более сильных и убедительных прав.

Один взгляд на карту Сибири достаточен, чтобы убедить в безусловной необходимости для России, обладания этим островом, если только мы желаем удержать за собою западный берег уступленного Океана, участвовать в мировых событиях, совершающихся на крайнем Востоке, и прядать какой-либо смысл нашему владению Восточною [135] Сибирью. Остров Сахалин тот же остров Котлин, только в сибирском масштабе.

Укрепить его пушками и дорого и неудобно, гораздо прочнее укрепится он за нами, если он будет заселен русским элементом, нужды нет ежели первоначальный элемент его населения будет ссыльно-каторжный; на глазах наших Сидней, Мельбурн, превратились из мест ссылки в цветущие колонии; и этим обязаны они присутствию золота и каменного угля в их почве.

Ничто не доказывает, чтобы на Сахалине не было золота, но, по моему мнению, в этом случае уголь полезнее золота; добывание последнего, отвлекая рабочие руки, убивает местную производительность, уголь же ее развивает; торговля доставит золото повсюду, но где нет топлива там заменить его нечем; не золото притягивает уголь, но к углю скорее стремится золото.

Сахалин представляет неистощимый рудник каменного угля высокого достоинство: как Ньюкестль и Австралия снабжают Атлантический и Южный океаны, так Сахалину предназначено природою удовлетворять потребностям прибрежий Тихого океана. Ни японский уголь, по своей недоброкачественности, ни китайский, не могут соперничать с сахалинским углем и правительство наше попало на весьма практическую мысль, применив ссыльно-каторжный труд к разработке каменноугольных залежей Сахалина.

Нет сомнения, что ежели бы не русские занялись разработкою угля, то в виду огромной его потребности в водах Японии и Китая, это производство отбили бы у нас американцы, если не сами японцы. Тогда в нам можно было бы применить притчу о талантах; поэтому дело это не терпит отлагательств.

Особенно важно то обстоятельство, что, давши сильное развитие нашему каменноугольному производству, мы придадим движение промышленности и паровому судоходству в соседних побережьях, где до сих пор торговля и фабричная деятельность парализируются высокою ценою каменного угля, который приходится доставлять из Англии. [136] He смотря однако же на громадные затруднения доставки угля из Ньюкестля, торговля находит выгодным пользоваться им, устраивая склады в Суэце, Бомбее, Сингапуре, Гон-Конге, Шанхае, Иокогаме и других местностях лежащим по пути. На сколько же развилась бы промышленность если бы душа ее, в виде угля, доставлялась из соседнего Сахалина.

Не представляется ли вопрос политически важным при мысли, что жизнь этой промышленности будет в наших руках? и не смягчится ли тон враждебного кабинета при соображении, что, остановив отпуск этого ископаемого, русское правительство, не прибегая в бомбам и крейсерам, успеет парализировать торговлю и разорить фабрики? Не хлопок ли содействовал мирному решению споров Америки с Англиею?

Возвращаясь затем к высказанной мною мысли: что к углю стремится золото, я убежден, что разработка угля вызовет вскоре устройство заводов и фабрик. Если эта надежда не осуществится в больших размерах в близком будущем, то уже и те выгоды заслуживают внимания, которые мы извлечем из отпуска нашего произведения за границу, и от уменьшения непроизводительных расходов на содержание ссыльно-каторжных, труд которых будет окупать одежду их и продовольствие.

В настоящее время работы на Сахалине уже производятся, но еще не организован правильный сбыт добываемого угля, и работам не дано полного развития, на какое можно бы рассчитывать при массе рабочих сил, находящихся в распоряжении Министерства Внутренних Дел. Увеличение работ на Сахалине зависит, как от изменения пенитенциарной системы, так и от усиленного сбыта угля. О правильной организации этого сбыта я и намерен высказать теперь некоторые соображения.

Уголь, употребляемый в небольшом количестве на железных дорогах Востока, а также на бесчисленных рейсовых и грузовых пароходах, извлекается из копей [137] Австралии, Англии 2 и частью Америки, и доставляется на судах в виде балласта. Сверх того, во многих пунктах торгового пути устроены станции, с большими складами угля и кокса. Не смотря на то, что суда, отправляясь за грузами на Восток, берут за провоз лишь 1/5 часть обычного фрахта, этот уголь, стоющий в Ньюкестле 15 шилл. за тонн, продается в Адене по 46 шилл. или 57 франк. и в Шанхае по 58 шилл. или 72 франка; иногда же и эти цены выростают до 90 франк. в Шанхае 3, и до 120 в Осаке.

Эти крупные цифры не останавливают однако развития пароходства, и ежегодно открываются новые рейсовые линии из Америки и Европы в Китайские порты и Иокогаму, обещающую сделаться одним из важнейших портов, не только Японии, но и всего Востока, и приобрести мировое значение. Пароходы Общества Messageries Maritimes еженедельно ходят в Китай и делают в течении года в его водах до 350 000 миль 4. Два крупных английских общества, голландское и до пяти американских, поддерживают постоянные сообщения с Востоком. Кроме того, вдоль берегов есть каботажные срочные пароходы, и наконец бесчисленное множество частных пароходов, перевозя пассажиров и товары, истребляют массы угля 5.

В виду этой громадной потребности на уголь, следовало бы устроить склад его близ Владивостока, в Золотом [138] Роге. Морское Министерство нашло бы удобным не посылать свои суда в опасный Татарский пролив за углем, и наш флот запасами склада был бы обеспечен от всяких случайностей 6. Для контрагента же выгодно была бы войдти с Министерством в соглашение, о поставке ему угля.

Эти склады привлекали бы и иностранные паровые суда в Владивосток, что дало бы ему вид торгового пункта, независимо от его военного значения, и он оправдывал бы данное ему многообещающее название обладателя Востока. Затем следует устроить агентуру в Шанхае и других портах; войдти в соглашения с обществами: Messageries Maritimes, China and Japan Steam Shipping Company, Peninsular and Oriental, Pacific Mail Steam Ship Company и прочими, заключив с ними условия, на сдачу им потребного количества угля из той русской местности, где можно будет устроить склады, или же доставлять уголь в их склады, на судах которые можно зафрахтовывать.

Первые два года, пока еще разработка угля на Сахалине не организована в крупных размерах 7, надо стараться ознакомить иностранных потребителей с нашим углем и озаботиться приобретением барж и буксиров. В течении этого времени торговые отношения были бы завязаны, и иностранные шкипера привыкли бы обращаться к нашим складам; а когда колесо торгового механизма будет пущено в ход, предприимчивости представится полный простор.

Для расширения круга деятельности могут составиться товарищества, или акционерные общества, для устройства [139] складов угля на торговых пунктах, до тех мест, где он встретит английскую конкуренцию. Непосредственно должны быть устроены заводы, для выделки кирпича из угольной пыли и аггломератов 8. На Сахалине в Уссуррийском крае и Приморской области, могут устроиться паровые лесопильные заводы, так как цена леса невероятно высока в Шанхае 9, куда Америка доставляет строевой лес через весь Тихий океан, тогда как мы отстоим от рынков с нашими лесными богатствами на три, семь и десять дней плавания. Наконец, могут устроиться железо- и чугунно-плавильные заводы у залива Анивы, богатого железною рудою.

Заканчиваем эту статью пожеланием, чтобы русское общество сочувственно отнеслось к изложенным нами соображениям. Более подробные сведения о Сахалине, практическое применение соображений, о торговле углем, и заселение Сахалина, могут составить предмет особой статьи.

Я. Бутковский.


Комментарии

1. Около 3000 душ.

2. В Тяндзине есть небольшой газовый завод, и для добывания газа служит исключительно уголь, провозимый из Англии. Впрочем, в последнее время в Японии, на острове Такосиме, чрезвычайно усилилось добывание угля. Его в настоящее время добывается в год 73000 тонн; или 4680000 пудов, то есть в день 12 000 пудов. По его дурному качеству он продается в Шанхае по 15-16 рублей за тонну.

3. В 1872 году уголь кардиф не стоял ниже 96 франк. в Шанхае.

4. Расход парохода в 500 сил, при существующих ценах на уголь, составляет около 5 рублей на жалю.

5. Один торговый дом в Шанхае, поставляет для двух английских пароходных обществ, до 4 000 000 пудов угля ежегодно. - В 1869 году тринадцать китайских портов, посетили 17 000 судов вместимостью 7 500 000 тонн; привоз 600 000 000 франков, вывоз 450 000 000 франков пошлины собрано 75 000 000 франков.

6. В настоящее время, в заливе де-Кастри устраивались склады угля для 100 000 пуд и 300 000 пуд.; но достаточно одному японскому броненосцу загородить нам вход в Татарский пролив, чтобы наш флот, помещающийся в Владивостоке, был лишен возможности снабдить себя углем.

7. Чтобы дать понятие, до каких размеров может быть доведена каменно угольная промышленность, можно указать на Англию, которая в 1871 году, добыла из своих копей 117 352 028 тонн и Пруссию, которая из 446 рудников, при 131 675 рабочих, добыла 519 340 877 тонн. (Горн. Журн. 1873 г. февр.).

8. Выделка кирпича обходится не дороже 2 р. 50 коп. и 3 р. за тонну. В этом виде уголь охотнее покупается.

9. Цена бревна толщиною 5-6 1/2 вершков и длиною от 8 до 8 1/2 аршин соснового 6-7 рублей, дубового 9-10 рублей, березового по выбору 10-13 руб.

Текст воспроизведен по изданию: Сахалин и его значение // Морской сборник, № 4. 1874

© текст - Бутковский Я. 1874
© сетевая версия - Тhietmar. 2023
©
OCR - Иванов А. 2023
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Морской сборник. 1874