Пожар в Троицкосавске, Иркутской губернии, произошел 27 апреля в 5 часов по полудни; загорелся при доме мещанина Бабкина сарай с сеном. Несчастие это случилось в сильную бурю, и горящее сено, разнесенное ветром, разлило пожар, в течении одной четверти часа, на 20 домов, так что не только все усилия к потушению пожара остались тщетными, но в распространившемся сильном пламени сгорели и самые пожарные инструменты; жители в ужасе оставили город и укрылись в окружающие его горы, спасая уже не имущество, а только жизнь; в течение трех часов выгорела лучшая часть города: более ста частных домов, присутственные места: Троицкосавское [120] Пограничное Правление, Городовая Полиция, Кяхтинская Ратуша, Духовное Правление, и кроме того: Гауптвахта, Сборный Дом, Приходское Училище, Богадельня, казенный дом Пограничного Ведомства, гостиный двор с товарами, мучная лавка с важнею, амбар с общественным запасным хлебом, мост через речку Кяхту, шалаши и столики на мелочном рынке, погребок с фруктовыми напитками и питейный дом, у осьми обывательских домов сверх того сгорели дворы и все службы.

Пожар этот длился более 12 часов, и без сомнения распространил бы еще более свое гибельное действие, если бы ночью того же 27 числа не выпал, к счастию, снег, который увлажил землю и другие предметы, могшие загореться; огонь при всем том продолжал тлеть и вспыхивать до 2 мая. Маймайченские Китайцы, принимая участие в этом бедственном положении Троицкосавска, прислали 28 апреля более 30 лошадей с бочками и людьми, и люди эти целый день подвозили воду на место пожара, за что Кяхтинское купечество и отблагодарило их 20 половинками сукна; все усилия потушить огонь оказывались однакоже безуспешными до 29 апреля, а в этот день направление ветра переменилось от севера на запад, т. е. на уцелевшую часть города, и угрожало новою опасностию. Утраты, последовавшие от сего пожара, неизвестны еще с точностию, но по приблизительным соображениям Полиции определяются в 1,143,000 р. сер. Нельзя сказать также погиб ли кто из людей при этом случае, потому что жители, при отправлении донесения, оставались в горах и не смели еще возвратиться в город. [121]

Причиною столь опустошительного пожара, по донесению градской полиции, была неосторожность одиннадцатилетнего крестьянского мальчика Гаврилы Михайлова, жившего в доме Мещанина Бабкина вместе с своим отцом. Мальчик этот, как сам он сознался, нечаянно заронил огонь в сарае Бабкина, где он тайком от отца курил трубку.

Торгующие на Кяхте иногородные и Кяхтинские купцы, движимые чувствами сострадания к погоревшим, тотчас открыли у себя добровольную подписку, по которой пожертвовали до 27,000 р. асс. и сверх того положили купить на счет общественной суммы для раздачи нуждающимся 6,000 пудов хлеба; тамошние чиновники и служители также пожертвовали до 1,400 р. асс., и многие из благотворителей ежедневно снабжают беднейших жителей хлебом, платьем и деньгами. Губернское начальство, с своей стороны, приняло всевозможные меры к облегчению участи погоревших, распорядившись скорейшим подвозом хлеба в город, раздачею его безденежно наиболее нуждающимся, устроением для попечения о жителях и приведения в известность их потерь особого комитета, и открытием подписки для пожертвований в их пользу.

Текст воспроизведен по изданию: Пожары в городах Луцке и Троицкосавске // Журнал министерства внутренних дел, № 7. 1845

© текст - ??. 1845
© сетевая версия - Thietmar. 2020
© OCR - Иванов А. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖМВД. 1845