ВОЕННЫЕ СРЕДСТВА КИТАЙЦЕВ, ОРУЖИЯ ИХ И ПРОЧ.

Приступая к описанию военных средств Китайцев, мы считаем не лишним познакомить сперва наших читателей с причиною войны, которая возгорелась в прошедшем году между Англией и Китаем и занимает теперь все европейские газеты и журналы, не только как политический факт, но и как факт вторжения Европейцев в государство, не терпевшее никаких посещений, и потому столь долго скрывавшееся от нашей любознательности.

В провинции Китая, Куан-Гунг, ближе всего подходящей к восточному Индейскому полуострову, вблизи приморского города Кантона, найдете вы, на маленьком островке, город Макао, единственную европейскую колонию на китайской [188] земле. Ее основали Португальцы в 1537 году. Преодолевая силой и твердостью воли, услуг и дипломатии, недоверчивость «Небесной империи», Португальцам удалось исходатайствовать позволение останавливаться на островке для торговых сношений с Китаем. Чрез несколько времени они сделали навесы и амбары для товаров; потом прибавили несколько каменных домишков; среди домишков явились вскоре домы; они начали становиться в ряды, выровнялись в улицы и преобразовались в город. Китайское правительство пришло в ужас и негодование, увидя башии и цитадели, возвышающиеся на высотах Макао. Но Португальцы были тогда в силе; они были полезны Китайцам против пиратов; они делали им различные услуги, они обещали платить им значительную дань, как будто за наем земли, и успели удержаться в городе. В этот же город переселилось и несколько богатых английских купцов. Торговля опиумом составляла главный источник богатства для Макао. Ее вели Англичане тайно, потому что она была запрещена китайским императором, но вели без опасения, потому что китайские военные и гражданские власти смотрели сквозь пальцы на ввоз запрещенного плода, столь сильно любимого ими. Хотя император подтверждал свои запрещения, но они не останавливали Англичан: их манил ежегодный доход около 75 миллионов рублей... [189] Так шли дела до 1839 года. Вдруг, в марте месяце, является из Пекина посланный императором ревизор, приводит город в осадное положение, запирает лавки, садит под арест английских купцов, и требует немедленной выдачи всего находящегося у них опиума. Нечего делать: должно было согласиться, и все запасы опиума, на сумму 80 миллионов, были брошены в воду и преданы гниению. Ссоры и драки, происшедшие по сему случаю между английскими матросами и Китайцами, повлекли за собою разные неприязненные сношения между правительствами Китая и Англии; 16 января 1840 г. Англичане объявили войну и послали свой флот к берегам Китая, и в июле того же года начались неприятельские действия. Теперь перейдем к китайским средствам войны.

Прежде — а это прежде, как известно нашим читателям, измеряется у Китайцев тысячами лет — прежде военная обязанность была в Китае общею подушною повинностью; каждый обязан был служить от 23 до 57 лет возраста; потом был установлен рекрутский набор, солдаты должны были служить пожизненно, и содержались на иждивении правительства; потом учреждено было отдельное военное состояние в 8 военных округах; теперь наконец содержится опять бессменное войско, состоящее из двух военных состояний. [190]

Первое, манжурское, род гвардии, составилось из Манжуров, Монголов и Китайцев, некогда помогавших Манжурам при покорении Китая; оно разделено на 8 корпусов, называющихся по цвету восьми знамен, из которых 4 желтое, белое, красное, синее, а другие 4 опять того же цвета с каймами. Каждое знамя разделяется на три дивизии, дивизия на полки (всего 96), полки на роты (всего 2208), а во всякой роте около 150 человек мужеского пола, от 16 до 60 года. Следственно всего в 8 знаменах 330,000 человек, из коих однакож 262,000 состоят в действительной службе. Почти половина этого войска составляет стражу Пекина и расположена у застав, на гауптвахтах, и по будкам. В том числе и три знамени дворцовой гвардии. Из них отборный корпус, Жуйцзя-ин, состоит весь из офицеров, вельмож, первостатейных чиновников и их детей, и имеет обязанность содержать дежурство внутри внешнего дворца, принимать доклады для представления императору, осматривать чиновников при входе и выходе и пр.

Второе военное состояние, китайское, называется войсками зеленого знамени, делится на полевых (конницу) и гарнизонных (пехоту) и составляет всего 680,000. Оно расположено по губерниям и разделено на мелкие отряды, состоящие под непосредственным начальством [191] губернаторов. Внутренним управлением войска занимаются канцелярии, находящиеся при каждой дивизии. Жалованье выдает войскам палата финансов ежемесячно; рядовому осьми знамен от 1 1/2 до 4 ланов (лан равен 8 рублям), рядовому зеленого знамени от 1 до 2 лан, смотря по роду войска: конному выдается более чем артиллеристу, артиллерист получает более пехотинца. Сверх того идет паек рисом: осьмизнаменному 127 пудов, а зеленознаменному 21 пуд в год. Высшие начальники получают огромные жалованья деньгами и рисом. Всего выдается войскам ежегодно до 180 миллионов рублей и до 36 миллионов пудов рису.

Солдаты китайские одеваются на собственное иждивение, и потому нет никакого единства в обмундировке; но вообще она состоит из двойного кафтана или юпки, длинной до икр, куртки и шараваров.

Оружием и аммуницией снабжает казна. Оружие это состоит в следующем:

1) Латы, шелковые или китайчатые, стеганые на вате и унизанные металлическими пуговицами или железной чешуей.

2. Шлем разных родов: шелковый, в роде капишона, конический из ивовых прутьев и бамбука, железный конический с пучком лошадиных волос на маковке, и, наконец, самый парадный, имеющий форму тигровой головы. [192] Верхняя часть оного, надеваемая на голову, сделана из желтой меди, нижняя, покрывающая шею, и часть плеч, из материи желтого цвета. По этому шлему называются носящие оный воинами тигра, тиграми.

3. Щит, чрезвычайно крепкий и твердый, из индейского тростника и ивовых прутьев, сплетенных спиралью вокруг центра.

4. Лук, из ильма и бамбука, выклеенный для большей упругости внутри рогом, а снаружи жилами. Для натягивания шелковой тетивы необходима сила от 2 до 2 1/2, пудов; стрелы, длиною в 3 фута, делаются из березы.

5. Ружье железное; цвет прикладов различается по 4 вышеозначенным народам. Оно заряжается золотниками пороха и пулей, весом в золотник; порох на полке зажигается фитилем.

6. Пушки медные, самого малого калибра. Хотя Китайцы изобрели порох, но пушки у них не давно изобретены. Известно, что в 1621 году они просили город Макао, по случаю войны с Татарами, прислать им хотя три пушки и артиллеристов при оных. В 1636 году, когда Манжуры угрожали Китаю, тогда пекинские иезуиты, и в особенности Фердинанд Верблиест, вылили их в первый раз несколько сот, и научили Китайцев этому искусству, за что и были судимы в Риме. В войске зеленого знамени на [193] всякую 1000 человек полагается по 10 пушек; в восьмизнаменном войске употребляются вместо пушек фальконеты (род ружья, только гораздо длиннее, так что без подпоры нельзя из него стрелять). Вообще артиллерия в жалком положении; дурно литые и худо сохраняемые пушки часто разрываются, и китайские артиллеристы сами боятся их.

7. Пищаль, особенного рода, изобретенная в 1726 году; длиною она в три фута 8 дюймов, а стрельба производится помощью коробочки, содержащей в себе заряд. При всякой пищали 4 коробочки и 5 артиллеристов; по сделании выстрела коробочка тотчас вынимается и вкладывается новая; а покуда стреляют из нее, прежняя заряжается, и таким образом производится беспрерывный огонь. Лафет деревянный; сзади тигровой головы находится винт и колесо, помощью коих дается пищали всякое желаемое направление.

8. Кроме того есть еще у Китайцев копья (железко длиною в 1 фут, а древко в 10 футов), дурные длинные сабли, и много оружия, не имеющего общего употребления, как-то: бердыши, топоры и железные палки.

9. Знамена играют большую роль у Китайцев. Полотнища их делаются цельные из атласу, древко бамбуковое двухсаженное. Цвет знамен соответствует названию корпусов. По [194] краям вышито пламя золотистого цвета. На поле у осьмизнаменных дракон, а у зеленознаменных, имеющих клинообразное полотнище, изображение змея, летящего в золотых облаках. Маленьких знамен находится 5 во всяком отряде 25 человек, а для 25 человек опять особенное главное знамя; у всякой роты опять свое, у полка опять свое, еще большее... Вообразите себе теперь это удивительное множество знамен и сколько людей заняты ими.

10. У Китайцев нет словесной команды; все движения, все действия производятся по сигналам. Например: сигнал в литавры значит — вперед, бой в тазы — назад, поднятие синего флага значит — снаряжение за дровами, поднятие черного флага — за водою. По этому несколько инструментов играют важную роль у Китайцев. Кин-Ло, большой турецкий барабан: в него стучат по ночам для оклика часовых; маленькой барабан; две трубы в октаву одна к другой; Цзынь — металлические бубны из меди; Хайло, большие раковины для трубления; литавры, называемые Гу (какой звукоподражательный язык!) И еще один странный инструмент, который выделан из звучного дерева, в форме рыбы, пустой внутри, длиною с полсажени. Он становится перед палаткою всякого значительного начальника; кто желает донести ему что нибудь, тот ударяет в инструмент и получает [195] немедленно аудиенцию. Так говорит по крайней мере закон; Бог знает исполняется ли это.

Пули и порох выдаются перед походом и учением. Ученья положены в известные 6 дней каждого месяца, за исключением летних, посвященных отдохновению. Гвардия обучается чаще. Каждый солдат обязан владеть только оружием, свойственным его назначению, но стрелять из лука должны уметь все без исключения. Ружейники обучаются всего 15 раз в год, и то только по 200 ружьев каждый раз. Артиллерия упражняется только пять дней в году, и в эти пять дней делается из каждого орудия по три выстрела в день.

Осенью происходят всякий раз смотр войскам и маневры. Мы опишем их, чтобы вместе с тем дать понятие о тактик Китайцев. Рядовые в латах и шлемах становятся в 6 линий, офицеры располагаются каждый против своего отряда и места, рядами, по чипам. Маневры открываются трублением в раковины и тремя пушечными выстрелами. Потом делаются 9 залпов, и все войско подвигается после каждого на 7 саженей вперед; потом начинается беглый огонь из ружей и пушек, а там конница, при общем трублении в раковины и сильном гике, пускается вперед клином, и маневры окончены. Так делается на маневрах, так делается и в сражениях. Китайцы не любят [196] шутить. Вот, прочтите в доказательство, извлечение из наказа для военнодействующей армии. «Изменение или объявление тайных приказаний, убиение или ранение безвинного безоружного, присвоение себе чужого действия, грабеж или насилие в походе, ложная болезнь, недосмотр или сон в карауле — наказываются отсечением головы. Ропот, неосторожность с огнем, сожжение запасного сена (просяной соломы), не точное разведывание, пьянство, дурная маршировка, потеря казенной вещи, грубость — штрафуются известным числом ударов плетью (осьмизнаменному) или палкой (зеленознаменному), с прибавлением, иногда, продевания стрел в уши и в нос».

Храбры ли Китайцы? «Говорят, что Китайцы большие трусы», пишет Абел-Ремюза, «и этот приговор выводят из обычаев их жизни. Приговор несправедливый, покуда не будет доказано, что храбрость и благородство чувств необходимо соединены с прямизною позвоночного столба спины. История Китая не менее богата чертами геройства и неустрашимости, как и история Греции и Рима. Китайская дисциплина и стратегия не только нравились нашим миссионерам, но и строгим последователям прусской тактики». «Китайцы трусы», говорит Малтебрен. «Их артиллерия негодна, их корабли уродливые машины, которых большая [197] половина тонет и пропадает, потому что, повалившись на бок, они не могут более двигаться; их якоря деревянные...» Кто прав? кажется Малтебрен... А вот что говорит 17-й пункт китайского военного артикула. «Кто в темную ночь, от испуга, или даже без причины, закричит и, опрометью побежав, приведет прочих в смятение, тому отсечь голову».

Текст воспроизведен по изданию: Военные средства китайцев // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 35. № 138. 1842

© текст - ??. 1842
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
©
OCR - Иванов А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖЧВВУЗ. 1842