3. ЭКЗАМЕНЫ В КИТАЕ.

Надобно сознаться, что во всех государствах Христианской Европы, науки и литература хотя и составляют украшение и славу народов, не имеют однако прямого влияния на силу и действия Правительств. У Китайцев же общественное поприще решительно преграждено всякому, кто не литератор в известной степени. Чиновником здесь можно быть только тогда, когда приобретешь первую степень, а каждый шаг в чиноначалии ознаменован новою литературною степенью более возвышенною, на которую надобно держать новый экзамен. Ни один Китаец не может занимать высших государственных должностей, если не был испытуем назначенными от Правительства, экзаменаторами, которые сами выбраны исключительно из литераторов. По этой причине, все министры, все великие и сильные талантами и саном люди в Китае держали литературный экзамен. Обыкновенно они происходят из простого звания, и достигают высшей степени долголетним трудом и учением.

Строгие экзамены, определенные сводом особых законов, установлены в Китае с тою [289] целию, чтобы иметь верные сведения об истинно даровитых людях, и потом замещать ими правительственные должности. Экзамены сии, для всех открытые, кроме слуг, ликторов, актеров и жрецов, служат оценкою тех, которые могут возвыситься до почестей, и тех, которые должны остаться в своем темном звании, жить и умереть в неизвестности.

Экзамены на высшие литературные степени происходят в Пекине, через каждые три года; кроме их бывают и другие, по особому соизволению Императора. Отличнейшие ученики стекаются изо всех областей государства, но попасть на главный экзамен не легко: нужно употребить много чрезвычайных стараний, чтоб быть представленным пред грозный трибунал, хотя бы по предварительным частным экзаменам кандидат и был признан достойным явиться на окончательный. Частные экзамены бывают в главном городе каждой провинции.

Охотников держать экзамен очень много: это начало всех законных честолюбий, это столбовая дорога, ведущая к богатству и почестям.

Два экзаминатора избираются в Пекине, под непосредственным ведением Императора, из почетнейших сановников. К двум главным экзаминаторам прикомандировывают еще десять из областных чиновников; сии последние находятся под председательством [290] губернатора-наместника. Кроме того есть еще разные низшего разряда чиновники, исправляющие в сих случаях должности инспекторов, смотрителей, и т. п.

Число всех сих лиц, вместе с кандидатами и их родственниками, доходит до десяти тысяч. Они собираются в Кунг-Иене, огромном здании, исключительно для того определенном. Это здание заключает в себе множество каморок, так чтобы каждый кандидат не имел сообщения с прочими соискателями. Каждая каморка обозначена нумером. Здесь запирают кандидата; мебель ограничивается столом, стулом... и гением, если таковый окажется.

Кандидаты, их родные и знакомые, собравшиеся в Кантоне, проживают здесь по нескольку недель, и увеличивают в это время движение и деятельность города. Кандидаты вообще молодые люди с достоинствами, достигшие до настоящего звания усилиями ума: их называют сев-тсэ (нечто в роде баккалавра), но они разделяются на многие классы; к одному классу, наименее уважаемому, принадлежат богатые молодые люди, выдержавшие первые экзамены при помощи денег.

Кандидаты собираются в осьмую луну (осьмой месяц); но никто не может явиться на экзамен, если не был предварительно внесен в списки литературного канцлера своей провинции; в этих списках обозначаются лета, [291] приметы, место жительства, звание каждого кандидата, а копия с примет отсылается еще в канцелярию губернатора-наместника.

Экзамены продолжаются несколько дней, в течение которых кандидат выдерживает различные испытания. Первое испытание происходит в девятый день луны, второе в двенадцатый, третье в пятнадцатый. В первый день им предлагают три темы, выбранные из четырех книг, и они должны объяснить их содержание и смысл. В этот же день им дают четвертую тему, на которую они должны написать небольшую поэму в стихах.

На второй день дают по теме из пяти классиков, а на третий кандидаты обязаны решить пять вопросов из отечественной истории или политической экономии. Темы должны быть поучительные, и иметь значение ясное и глубокое. Вопросы уже разрешенные не предлагаются. Темы на стихи должны быть сериозные и важные. В темах из политической экономии, главные вопросы должны касаться предметов действительно полезных, точных, очевидных, верных.

Бумага, на которой кандидаты пишут темы и ответы, приготовляется на сей предмет нарочно, и она должна быть рассмотрена в канцелярии казначея или главного сборщика провинции. Бумага эта должна быть крепкая и толстая, и [292] цена ее определяется от казны. На другой писать не позволено. Строки, написанные кандидатами, должны быть прямые, и все буквы правильные и красивые. В конце каждого листа, содержащего стихотворения или ответы на вопросы, кандидат обязан объявить, сколько слов он зачеркнул или переменил на этом листе, и ежели число таких слов превышает сто, ученик объявляется тси-чу: это значит, что его имя будет выставлено над дверями залы, как имя виновного в нарушении правила экзаменов, и он удаляется от экзамена на этот год. Вообще бывает до ста кандидатов, прогоняемых с Кантонских экзаменов за нарушение каких либо правил.

Во все продолжение экзаменов, студентам, запрещено гулять и буянить; между экзаминаторами и родственниками кандидатов не могут существовать в это время ни дружеские отношения, ни переписка, ни приглашения на обеды. Входя в первую дверь Кунг-Иена, кандидат вписывает свое имя в особый список, и ежели в последствии заметят, что имя написано ложно, то чиновника, заведующего сим списком, немедленно требуют в суд к допросу. Если же будет открыто, что кандидат представил вместо своих, чужие сочинения, и т. п., то его тотчас же берут под арест с соумышленником, предают суду, и жестоко наказывают. [293]

Мало этого: при входе в Куиг-Иен, кандидата обыскивают, и если найдут у него заранее приготовленные темы, или какую нибудь миниатюрную копию с классиков, на него надевают деревянную колодку или ошейник, лишают звания сев-тсэ (баккалавра), и навсегда объявляют недостойным к соисканию литературных почестей: даже отец и опекун подвергаются наказанию.

Из нескольких тысяч кандидатов, собравшихся в Кантоне на экзамен, только семьдесят один могут быть удостоены степени кей-джина. Имена удостоенных объявляются в прокламации в десятый день девятой луны, через двадцать пять дней после экзамена; в этот промежуток времени экзаминаторы занимаются росписанием удостоенных кандидатов. Когда прокламация скреплена надлежащими подписями, ее выставляют в канцелярии губернатора, а в назначенный час раздаются три пушечные выстрела: в ту же минуту губернатор выходит из своего дома, держа прокламацию в руке; приближается к собравшимся кандидатам, читает имена удостоенных литературной степени кей-тжина, то есть произведенного, или повышенного, приветствует каждого из них при трех новых выстрелах, и затем удаляется опять при громе трех выстрелов. [294]

В честь удостоенных бывает большой банкет, под председательством главного экзаминатора и губернатора; счастливцев осыпают похвалами, а их имена, темы и разные ответы посылаются Императору.

В Кантоне происходят еще другие экзамены, два раза в три года; эти экзамены имеют целию приготовить студентов к главным испытаниям, бывающим через три года.

Надобно заметить, что на все экзамены имеют право являться люди всякого возраста. Уважение, любовь Китайцев к литературным почестям так велики, что нередко почтенный восьмидесятилетний кандидат, поддерживаемый сыном и внуком, приносит на экзамен свою долговременную опытность и юношеские познания.

Текст воспроизведен по изданию: Экзамены в Китае // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 60. № 239. 1846

© текст - ??. 1846
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
©
OCR - Иванов А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖЧВВУЗ. 1846