Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

«Об учреждении в Китайской империи школ для распространения православия»

Письмо обер-прокурора Синода А. П. Толстого министру иностранных дел А. М. Горчакову. 1859 г.

Образовательная деятельность иностранной церкви в Цинской империи во второй половине XIX — первой половине XX вв. являлась важным содержанием внешней политики мировых держав в этом восточном регионе. Зарубежные миссионеры 1, действуя на основании подписанных между китайским двором и западными государствами договоров, повсеместно открывали начальные и средние школы, колледжи, а с конца XIX в. — первые христианские университеты 2. Там преподавались иностранные языки, религиозные дисциплины, слушателей обучали техническим и естественным наукам, им [184] прививали практические навыки и умения, разъясняли преимущества западной цивилизации, связывая ее достижения с принятием в свое время христианства.

Российская империя наравне с другими державами также получила право на осуществление широкой религиозно-образовательной деятельности в Китае. 12 июня 1858 г. граф Е. В. Путятин на весьма выгодных для России условиях подписал с китайской стороной Тяньцзиньский договор 3, в частности, признающий, что христианство «способствует водворению порядка и согласия между людьми», в связи с чем пекинские власти обязывались «не только не преследовать своих подданных за исполнение обязанностей христианской веры, но и покровительствовать им наравне с теми, которые следуют другим допущенным в государстве верованиям» 4. Вскоре после заключения соглашения Путятин направил в Санкт-Петербург великому князю Константину Николаевичу депешу, в которой с учетом новой политической ситуации предлагал «учредить одну или несколько школ для китайцев и маньчжур с целью обращать их в христианство и образовывать в науках и искусстве» 5. Идея графа была во многом оправдана, ведь русская церковь уже имела некоторый опыт по осуществлению в Пекине проповеднической и образовательной работы в связи с учреждением там еще в 1715 г. Российской духовной миссии, на базе которой с 1822 г. функционировала небольшая православная школа для мальчиков 6, в которой учились потомки албазинцев 7, составлявших паству нашего прихода.

Предложение Путятина, которому после серии удачных дипломатических акций в Китае и Японии 8 всячески благоволили при российском дворе 9, было воспринято позитивно. Началась работа по открытию учебного заведения. [185]

Публикуемый документ представляет собой ответное письмо Святейшего Синода в адрес министра иностранных дел и великого князя Константина Николаевича. Научная ценность данного материала заключается в том, что это, по сути, первое послание духовного ведомства, в котором сформулирована его позиция относительно укрепления христианской пропаганды в Китае и целесообразности учреждения при миссии в Пекине православного училища. Судя по всему, Синод предпочел занять в этом вопросе довольно умеренную позицию, предложил действовать поступательно, первоначально оценить то, насколько тщательно китайские власти будут исполнять условия Тяньцзиньского договора, снимавшего ограничения на христианскую проповедь в Китае, а в качестве меры по усилению позиций русской церкви призывал членов пекинской миссии поначалу развивать контакты с местной православной паствой, а в дальнейшем, работая «осторожно и благоразумно», вовлекать в христианство китайских подданных.

Вместе с тем, Синод, понимая высокую заинтересованность двора и графа Путятина, который, скорее всего, был знаком с практикой других иностранных религиозных структур по открытию учебных заведений в Китае, не отказался от идеи создания православного училища в Пекине в принципе, но и не подтвердил готовность предпринять в скором времени какие-либо конкретные действия.

Не исключено, что причина отказа духовного ведомства приступить к скорейшему возведению в Пекине училища заключалась в сложностях финансового характера 10. Косвенно этот тезис подтверждает то обстоятельство, что все же созданное в октябре 1859 г. при миссии в Пекине православное училище 11 сначала финансировалось за счет внутренних резервов самой миссии, а с августа 1861 г. по сентябрь 1865 г. — из личных пожертвований Александра II и императрицы Марии Александровны 12. Лишь с сентября [186] 1865 г., то есть через шесть лет после открытия учебного заведения, его денежное содержание вменилось в обязанности Синода, «других источников на существование этого училища не было и не предвидится» 13.

Письмо демонстрирует также уровень внимания, которое уделялось укреплению гуманитарного присутствия России в Цинской империи. Вопросы учреждения православного училища согласовывались на уровне руководства внешнеполитического и духовного ведомств России при непосредственном участии и под контролем великого князя К. Н. Романова.

Документ хранится в АВПРИ. Публикуется по современным правилам правописания, с сохранением стилистических особенностей оригинала. Сокращения раскрыты в квадратных скобках.

Публикацию подготовил кандидат исторических наук П. А. ЛАПИН.


Отношение обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода А. П. Толстого 14 министру иностранных дел А. М. Горчакову 15 о развитии православного образования в Цинской империи

26 февраля 1859 г.

Господину министру иностранных дел.

Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Николаевич 16, в исполнение высочайшей резолюции, последовавшей на рапорт ему генерал-адъютанта графа Путятина 17, препроводил ко мне копию с оного и поручил сообщить соображения духовного ведомства по предмету этого рапорта Его Императорскому Высочеству и Вашему сиятельству.

Вслед за тем Ваше сиятельство при отношении от 24 декабря 1858 года № 515 изволили препроводить ко мне извлечение из записки графа Путятина о будущих сношениях России с Китаем, в которой, между прочим, говорится о необходимости учредить в Китайской империи школы для распространения христианства 18.

Упоминаемые рапорт графа Путятина и извлечения из его записки предложены были Святейшему Синоду, который, рассмотрев оные, нашел нужным, по счастливому изменению обстоятельств, дополнить прежнюю инструкцию нашей Духовной миссии [в Пекине] следующими соображениями: «Распространение христианства в Китае было всегда предметом особой заботливости нашего правительства. С этой целью еще в 1715 году учреждена в Пекине Духовная миссия. К прискорбию Святой Церкви, действия этой Миссии по силе политических обстоятельств в течение слишком ста сорока лет должны были ограничиваться одним токмо поддержанием православия между потомками бывших защитников Албазина, составляющих ныне небольшую ее паству, хотя и есть в виду примеры тайного обращения к православной церкви природных китайцев. В настоящее же время, когда по милости Божьей вследствие трактата 1858 года 19 Духовной [187] миссии нашей открывается в Китае обширное поприще для проповеди слова Божьего, Святейший Синод находит, что деятельность Миссии может и должна быть направлена к распространению православной веры среди самого китайского народа. Но при этом Миссия обязана, особенно в первое время, в действиях своих руководствоваться полной осторожностью и благоразумием. Пользуясь с ревностью всеми открывающимися случаями для приобретения новых чад церкви покуда только в месте своего служения, она должна совершать это без шума и со всевозможным смирением (имея в памяти одну токмо слову Божью), дабы, если Господь благословит труды ее, не привлечь на оные подозрительного и неблагосклонного внимания местного правительства и тем не поставить преграды будущим своим, более обширным, действиям на этом важном для святой церкви поприще. Святейший Синод находит также, что проповеди Миссии с успехом и пользой могут способствовать православные албазинцы, так как между ними есть немало истинных и усердных православных христиан», — чем и должна Миссия воспользоваться.

Таким образом, на первый раз Святейший Синод полагает благословить Миссию на эти только действия. Каких же успехов достигнут труды Миссии в ныне определяемом ей образе духовной деятельности, какой может открыться круг деятельности ее в будущем и к каким мерам и распоряжениям должно будет приступить тогда, в какой мере и искренно ли будет исполнен со стороны правительства китайского договор в отношении терпимости нашей веры в Китае, — все это покажет время, и потому рассуждение о сем Святейший Синод отлагает до того времени, когда все сии вопросы положительно и ясно определятся собранными на месте сведениями, сообщения которых Святейший Синод будет ожидать от Министерства иностранных дел.

Вместе с сим Святейший Синод, имея в виду расширение круга действий нашей Миссии умножением числа миссионеров, сделал распоряжение о приготовлении к проповедованию православной веры в Китае способных молодых людей, которых будет вызывать из разных епархий для обучения здесь китайскому языку.

Обращаясь за сим к предложениям об учреждении в Китайской империи школ для распространения православия, Святейший Синод готов со своей стороны содействовать в том Миссии всеми зависящими от него средствами и для окончательных распоряжений своих по сему предмету будет ожидать от Министерства иностранных дел уведомления о том, в какой мере потребно участие Святейшего Синода к осуществлению этого предположения, которого пользу и необходимость вполне он сознает.

О таковом заключении Святейшего Синода, по поручению его, имею честь уведомить Ваше сиятельство, покорнейше прося Вас, милостивый государь, о последующем почтить меня отзывом.

Обер-прокурор Святейшего Синода

А. Толстой 14

АВПРИ. Ф. 161 (Санкт-Петербургский Главный архив). I-9. Оп. 8. Д. 18. Л. 12-13 об. Подлинник.


Комментарии

1. В 1870 г. по линии католической церкви в Китае вели миссионерскую деятельность 250 священников, через 15 лет их было уже 488, в 1900 г. — 886, а в 1905 г. — 3 445 человек. См.: The Cambridge History of China. Ed. by John K. Fairbank. Vol. 10 (Late Ch’ing, 1800-1911). Part I. Cambridge: Cambridge University Press, 1978. P. 554-555. Протестантских проповедников было гораздо меньше: в 1900 г. их насчитывалось не более 300 человек. См.: Ibid. Р. 558.

2. В 40-х — 60-х гг. XIX в. в прибрежных районах Цинской империи иностранными священнослужителями было учреждено порядка 50 начальных школ (около 1 тыс. учащихся). См.: Хуан Цзиньган, Вэй Фуань. Вань цин цзяохуэй сюэсяо таньси (Анализ религиозных школ в поздние годы династии Цин) // Хулуньбэйэр сюэюань сюэьбао. 2007. № 3 (Т. 15). С. 101. Наиболее активное развитие религиозного образования в Китае началось после 60-х гг. XIX в.: с 1860 по 1875 г. там появилось около 800 школ, которые посещали более 20 тыс. учащихся, при этом лишь в 1860 г. по линии протестантской церкви было открыто 90 начальных учебных заведений, а католической — 63. См.: Гао Шилян. Чжунго цзяохуэй сюэсяо ши (История миссионерских школ в Китае). Чанша: Хунань цзяоюй чубаньшэ, 1994. С. 57-58. В 1906 г. количество слушателей начальных и средних школ составило порядка 57 тыс. человек, в 1920-х гг. их было уже более 245 тыс., а в 1935 г. достигло 479 тыс. человек. См.: Чжао Жукунь. Цзиньдай чжунго цзяохуэй сюэсяо пинцзя вэньти дэ цзай жэньши (Новое понимание вопросов оценок религиозных школ в Китае в Новое время) // Дунфан луньтань. 2006. № 5. С. 88. В 1922 г. по всему Китаю функционировало около 7,3 тыс. религиозных образовательных учреждений, в том числе 291 детский сад, 5,6 тыс. начальных школ, 291 средняя школа, несколько сот групп обучения при церковных приходах. См.: Чжунго цзидуцзяо цзяоюй шие. Фулу (Дело христианского образования. Приложения) // Дигочжуи цинь хуа цзяоюй ши цзыляо — цзяохуэй цзяоюй (Материалы по истории экспансии империализмом китайского образования) / Под ред. Ли Чуцая. Пекин: Цзяоюй кэсюэ чубаньшэ, 1987. С. 15. В 1882 г. на базе американской религиозной школы в г. Дэнчжоу был учрежден первый в Китае христианский университет — Дэнчжоуский университет. В 1918 г. по всему государству работало уже 13 религиозных вузов. См.: Ань Янь, Ду Эньлун. Цзяохуэй сюэсяо цзай чжунго цзиньдай цзяоюй чжун дэ цзоюн (Роль религиозных школ в образовании в Китае в Новое время) // Хэбэй шифань дасюэ сюэбао (цзяоюй кэсюэ бань). 2009. № 9 (Т. 11). С. 25; Гу Инхуэй. Цзяосюэ сюэсяо юй чжунго цзиньдай цзяоюй (Религиозные школы и образование в Китае в Новое время) // Сучжоу дасюэ сюэбао (чжэсюэ шэхуэй кэсюэ бань). 1994. № 2. С. 107.

3. Отметим, что Россия стала первым западным государством, которому удалось заключить с пекинскими чиновниками этот международный акт. Вскоре после подписания российско-китайского договора, Китай заключил такие же Тяньцзиньские соглашения с США (18 июня), Англией (26 июня) и Францией (27 июня).

4. Чжунъэ бяньцзе тяоюэ цзи. Эвэнь бань (Сборник китайско-российских пограничных договоров. Редакция на русском языке). Пекин: Шанъу иньшу гуань, 1973. С. 33.

5. ГА РФ. Ф. 730 (Фонды личного происхождения. Игнатьев Николай Павлович, 1832-1908). Oп. 1. Д. 354 (Записки Путятина «Некоторые соображения относительно будущих сношений России с Китаем» и переписка Путятина с Н. Н. Муравьевым и великим князем Константином Николаевичем по вопросам торговли на Амуре»), 1 июля 1857 — 11 ноября 1858 г. Л. 6.

6. В инструкции настоятелю Десятой духовной миссии Петру (Каменскому), разработанной в 1818 г. в МИД еще до отправки миссионеров этой группы в Пекине, указывалось на необходимость «содержать при миссии нескольких мальчиков албазинского рода и обучать их на всем российском иждивении. Иеромонахи и дьяконы должны обучать их русской грамоте и закону божьему, а вы (настоятель миссии. — П. Л.) будете стараться об образовании их нравственном». См.: РНБ СПб. Отдел рукописей. Ф. 1457 (Митрополит Виктор (Святин)). Oп. 1. Д. 31 (МИД. Азиатский департамент. Инструкция начальнику миссии архимандриту Петру [Каменскому]). 21 июля 1818 г. Л. 10.

7. Албазинцами в отечественной историографии называют русских защитников пограничной с Китаем крепости Албазин, которые в результате столкновений 1685-1689 гг. с китайско-маньчжурской конницей были взяты в плен и переправлены на поселение в Пекин, а сама крепость разрушена.

8. Сразу после подписания Тяньцзиньского договора Е. В. Путятин отправился в Японию, где 19 августа 1858 г. в Эдо подписал с японскими властями весьма выгодный для России Договор о торговле и дружбе.

9. В начале сентября 1858 г. в знак благодарности Е. В. Путятин был произведен в адмиралы.

10. Синод исправно финансировал деятельность Духовной миссии и упомянутой выше школы для мальчиков, которая на тот момент пока ничем выдающимся себя не зарекомендовала.

11. В связи с тем, что при миссии уже существовала школа для мальчиков, было принято решение открыть учебное заведение для девочек с тем, «чтобы и между женщинами приготовить хороших христиан и надежных помощников в деле распространения христианства». Кроме этого, «нельзя отрицать пользы от образования девиц и для семейного быта», ведь «воспитанная в духе христианского благочестия девица всегда будет хорошая супруга и заботливая мать». Девочкам толковалась Священная история, Ветхий и Новый заветы, катехизис, они заучивали молитвы. Ученицам также преподавался китайский литературный язык и китайское письмо. Это были занятия на первую половинную дня, во второй — их обучали рукоделию. Вечером наиболее одаренным слушательницам преподавался русский язык. В начале января 1862 г. в училище обучались всего 18 девочек, самой младшей из них было восемь лет, старшей — 17 лет. См.: Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). Ф. 143 («Китайский стол»), Оп. 491. Д. 153 (О женском училище для албазинских детей при Духовной миссии нашей в Пекине и о суммах на содержании оного). 1861-1865. Л. 18, 19 об, 20 об.-21, 43. С середины 80-х и до начала 90-х гг. XIX в. количество воспитанниц возросло до 30 человек. См.: И. Н. А. Настоящее положение и современная деятельность Православной духовной миссии в Китае // Православный собеседник. Казань. 1884. Август. С. 375. В качестве наставниц для учениц приглашались принявшие православие более старшие прихожанки русского церковного прихода. Последние данные о работе училища относятся к 1911 г., известно, что тогда в учебном заведении числились 19 человек. См.: Отчет о состоянии Пекинской духовной миссии за 1911 год // Китайский благовестник. Пекин. 1912. Вып. 1. С. 5.

12. С марта 1861 г. по январь 1862 г. царствующие особы выделили училищу 2 тыс. рублей серебром. Этих средств хватило до октября 1864 г., когда МИД направил новое прошение в адрес двора, и от имени императрицы было пожертвовано еще 500 рублей, на которые учебное заведение существовало до осени 1865 г. См.: АВПРИ. Ф. 143 (Китайский стол). Оп. 491. Д. 153 (О женском училище для албазинских детей при Духовной миссии нашей в Пекине и о суммах на содержании оного), 1861-1865. Л. 43 об.

13. Объем дотаций составил 2 тыс. рублей серебром в год. См.: Там же. Л. 43 об. В начале 1880-х гг. размер финансирования продолжал оставаться прежним, лишь с тем отличием, что причитающиеся средства начислялась не серебром, а золотом. См.: И. Н. А. Настоящее положение и современная деятельность Православной духовной миссии в Китае. С. 374.

14. Толстой Алексей Петрович (1801-1873) — граф, генерал-адъютант, государственный деятель, в должности обер-прокурора Синода состоял в 1856-1862 гг., в 1862-1873 гг. член Государственного совета.

15. Горчаков Александр Михайлович (1798-1883) — светлейший князь (с 1871), дипломат, канцлер (с 1867). С 1817 г. на дипломатической службе, в 1856-1882 гг. министр иностранных дел.

16. Романов Константин Николаевич (1827-1892) — великий князь, сын российского императора Николая I, младший брат императора Александра II, в указанный период управлял флотом и морским ведомством на правах министра.

17. Путятин Евфимий Васильевич (1803-1883) — дипломат, государственный деятель, адмирал. В 1861-1862 гг. занимал должность министра просвещения России.

18. Данная «Записка» хранится в Государственном архиве Российской Федерации. См.: ГА РФ. Ф. 730 (Фонды личного происхождения. Игнатьев Николай Павлович, 1832-1908). Oп. 1. Д. 354 (Записки Путятина «Некоторые соображения относительно будущих сношений России с Китаем» и переписка Путятина с Н. Н. Муравьевым и великим князем Константином Николаевичем по вопросам торговли на Амуре). 1 июля 1857 — 11 ноября 1858. Л. 1-12.

19. Имеется в виду упомянутый выше российско-китайский Тяньцзиньский договор, статья 8 которого регулировала вопросы осуществления православной пропаганды в Цинской империи.

Текст воспроизведен по изданию: «Об учреждении в Китайской империи школ для распространения православия». Письмо обер-прокурора Синода А. П. Толстого министру иностранных дел А. М. Горчакову. 1859 г. // Исторический архив, № 3. 2017 © текст - Лапин П. А. 2017
© сетевая версия - Strori. 2022
© OCR - Strori. 2022
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Исторический архив. 2017