ИЗВЕСТИЕ ИЗ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ.

27 Сентября, в 4 часа по полудни, проехал чрез Нерчинск генерал-адъютант, вице-Адмирал Путятин со свитою на обратном пути в Петербург, возвращаясь из трех-годичного кругосветного плавания и посольства в Японию. Он прибыл в наши края из Татарского пролива, следуя по реке Амуру на пароход «Надежда».

Еще за-несколько дней до его проезда чрез Нерчинск, мы были предуведомлены о том из Усть-Стрелочного караула 1, и с нетерпением ожидали дорогих гостей возвращающихся из далека. По новизне своей не мог не занять нас и путь, по которому они прибудут к нам, но много более того занимала нас собственная личность вице-адмирала; присутствие его на морях, около восточных берегов Сибири, мы знали не из одних только газет, и всегда каждая весть о нем, сильно интересовала нас, и это было не одно только простое любопытство, а что-то более, где проглядывает и наша надежда на много полезного в будущем.

Молодые, очень образованные офицеры свиты вице-адмирала, не смотря на кратковременное пребывание их здесь, были так внимательны, что передали нам довольно любопытных рассказов о далеких странах, ими посещенных, и еще подробнее познакомили нас с ужасами несчастного крушения их фрегата «Диана» у берегов Симода.

По собственному сознанию наших моряков, последствия этого несчастия и до сих пор преследуют их; спасая только то, что составляло предмет особой важности, и оставив на втором план свою собственность, они лишились и теплой одежды и большой части необходимого белья; с погружением фрегата, все это опустилось на дно Японского моря. [292]

Когда вице-адмиралу было угодно передать нам, что в числе его свиты находятся два молодые юнкера 2, сыновья наших знаменитых моряков Лазарева и Корнилова, то имена эти точно как что-то магическое пронеслись по комнатам его квартиры, и в след за тем послышались желания многих из граждан города познакомиться с личностию этих двух молодых путешественников, и разумеется желание это было в тот-час же удовлетворено; долговременным взглядом на них, исполненным высокого уважения, выразили мы нашу безмолвную, но глубокую сердечную благодарность к памяти заслуг их знаменитых отцов — имена которых будут так ярко блистать на страницах истории Черноморского Флота, и когда, как не теперь, в годину испытаний и мученической обороны Севастополя, имена Лазарева и Корнилова должны быть дороги сердцу каждого Русского!

Приятно было слышать из уст наших храбрых моряков о том чудесном спасении, которое Богу угодно было ниспослать им у берегов Лянского порта: неустрашимость редкая, беспримерная находчивость Генерал-Адъютанта Путятина, избавила его и весь экипаж с ним от тех важных неприятностей, которые могли последовать от превосходства сил Англо-Французской эскадры непрошенно посетившей берега восточной Сибири, если бы в этот самый важный момент нечаянной встречи, не была так явно обманута бдительность пресловутых моряков Британии, но... слава Богу, теперь наши моряки, так счастливо избегнувшие двукратных преследований Англичан на водах Тихого моря, находятся уже в своих пределах и скоро будут на берегах Невы, и снова увидят Кронштатский рейд, в который им несуждено было воротиться морем; весело и с гордостью взглянут они на те грозные твердыни, которые воздвиглись там в их отсутствие, и теперь готовы достойно противустать врагам нашего отечества.

ЮРЕНСКИЙ.

Октября 11 дня 1855 года.
Нерчинск.


Комментарии

1. Мичман Литке, сын известного нашего адмирала, проехавший курьером в Петербург, на 25 сентября, так же сообщил нам о пребывании в наших краях Генерал-адъютанта Путятина.

2. Гардемарины.

Текст воспроизведен по изданию: Известия из восточной Сибири // Москвитянин, № 23-24. 1855

© текст - Юренский ?. ?. 1855
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Андреев-Попович И. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Москвитянин. 1855