Возмущение эмигрантов. В газете Overland Register описано страшное происшествие, случившееся на Французском трехмачтовом судне Альберт, шкипер Пэн (Pain). Судно это отправилось 24 августа н. ст. из Китая в Каллао, с 180 Китайцами, выписанными Перуанским правительством для обработки пустошей, которыми Перу еще изобилует. С первых дней плавания, шкипер Пэн, сильно озабоченный большою смертностию, бывшею на другом эмигрантном судне Монтегю, в следствие нечистоты Китайцев, ввел на своем судне строгие правила опрятности, которые пассажиры его сочли невозможным исполнить. Каждое утро возникали споры, ежедневно возраставшие, между вахтенными начальниками и Китайцами, на счет требуемой от них чистоты и опрятности.

Сентября 7-го, находясь в широте 30° N и долготе 178° O, шкипер в 6 часов утра вышел на верх, с тростью в руках, намереваясь заставить непокорных повиноваться. Но едва поднял он руку на одного из Китайцев, как все они, с страшным криком, бросились на него, и в момент убили его, двух вахтенных начальников, суперкарга и повара, бросив тела их за борт. Американский пассажир, г. Элиот, был ими не тронут; третий же вахтенный начальник и матросы успели спастись на марсы и салинги, куда бунтовщики не посмели их преследовать. К счастию, в след затем, показался на горизонте шквал, и когда ветер скрепчал, перепуганные Китайцы стали просить моряков сойти вниз, обещая им пощаду, если согласятся отвести их обратно в Китай. Вахтенный начальник взял курс на Гонг-Конг. Во все это время Китайцы внимательно следили за каждым движением Французов, разделив между собою полюбовно груз, состоявший из шелковых материй. Придя на вид Гонг-Конга, они принудили команду лечь в дрейф и [175] 130 из них пересели на мимо проходившие джонки. Остальные 50 Китайцев, вероятно менее смелые и менее виновные, прибыли на Альберте в Гонг-Конг, где английская полиция немедленно их задержала; между тем как извещенные мандарины тотчас приняли меры для отыскания остальных.

Газеты наполнены описаниями происшествий этого рода, и со всем тем эмигрантные суда не берут надлежащих мер осторожности. Ни одному такому судну никогда не следовало бы отплывать из Китая без сильной и надежной стражи. Говорят, что мера эта не дешевая. Согласны — но если уж не употреблять ее из экономии, то, по крайней мере, должно обращаться с пассажирами так, чтобы им никогда не могла придти на ум даже мысль о мести.

По случаю этого ужасного происшествия французское морское министерство издало, 10 декабря 1850 г., следующий циркуляр всем начальникам портов, для объявления его шкиперам и хозяевам кораблей, отправляющихся в Китайское море, или уже там находящихся:

«Циркуляром от 29 октября 1849 года, один из моих предместников предписал Вам объявить шкиперам и судохозяевам, что так как Китайское море наполнено пиратами, нападающими на купеческие суда, то чтобы сии последние приняли против этого необходимые предосторожности».

«Недавно китайскими выходцами, при отвозе их в Перу, была истреблена часть экипажа на Французском судне Альберт, на котором не было никаких средств к защите. В следствие этого я предписываю Вам подтвердить шкиперам и судохозяевам о предосторожностях указанных в упомянутом циркуляре».

«Корвет Каприсиэз отплыл, уже 6 месяцов тому назад, в Китайское море; туда же отправится в непродолжительном времени паровой корвет Кассини, и я уже приказал [176] приступить к вооружению третьего судна. В таком составе станция наша будет в состоянии успешно покровительствовать в тех морях выгодам нашего торгового мореплавания».

Подписал Ромен-Дефоссе.

N. B. Адмирал этот управлял министерством только четыре месяца, и с нового года назначен начальником станции в Левант. Вместо его определен был г. Дюко, но, по переменившимся распоряжениям, управление морским министерством Франции, вверено теперь контр-адмиралу Вальяну. Он принялся за экономию, и во-первых отменил отправление парового фрегата Декарт, для отвоза предместника своего из Бреста в Смирну, куда он должен будет отправиться на вольном пароходе. Чрез это правительство выиграет материально 50,000 франков. Правителем канцелярии нового министра оставлен историограф флота г. Шассерио, а адъютантами: лейтенант Эксельман, бывший адъютантом у адмирала Дюко, и мичман Дюперре, сын известного адмирала, у которого г. Вальян долго служил под командою.

Текст воспроизведен по изданию: Возмущение эмигрантов // Морской сборник, № 2. 1851

© текст - ??. 1851
© сетевая версия - Тhietmar. 2020
©
OCR - Иванов А. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Морской сборник. 1851