ФАРФОРОВАЯ БАШНЯ В НАНКИНЕ. Господин Гейнрих Хомский, молодой человек, участвовавший в войне Англичан против Китайцев, пишет к известному французскому синологу, господину Станиславу Жюлиену:

— Вы требуете от меня подробностей насчет знаменитой фарфоровой башни в Нанкине, которую я имел случай видеть в сентябре 1842 году, во время переговоров о трактате, заключенном между Англиею и Небесной Империей. Вот, что у меня сохранилось в памяти и в некоторых путевых заметках моих.

Фарфоровая башня находится в Кян-Нин-фу, южном предместье города Нанкина. Эта древняя столица, этот китайский Рим, лежит, как вам известно, на южном берегу большой китайской реки Ян-цы-Кян, которую этом месте предпочтительно называют Та-Нян (Большою Рекою). Канал, сообщающийся с рекою и обходящий стены города, в трех четвертях их окружности, отделяет город от южного предместья, с которым он имеют сообщение только через один каменный мост, ведущий к одним из ворот столицы.

В предместье заключается около сотни одноэтажных домов и, я полагаю, около 10,000 жителей; оно довольно грязно и дурно вымощено. Фарфоровая башня не есть отдельное здание; она примыкает к храму и монастырю и [43] как бы составляет часть его, почти как колокольня у христианской церкви. Самый храм, называемый храмом Признательности, походит, в несколько меньших размерах, на храм Хуан, в Кантоне, хорошо знакомый Европейцам и описание которого вы, вероятно, не раз читали. И нанкинский храм состоит, подобно кантонскому, из нескольких зданий, параллельно стоящих одно за другим и связанных боковыми стенами. В больших сенях находятся четыре гигантские идола из крашенной и золоченной глины.

Из сеней выход на четыреугольный дворик, украшенный несколькими деревьями и оканчивающийся лестницей из белого мрамору. Ступени эти находятся сбоку, середина же закрыта большою наклонную плитою, также из белого мрамору и украшенною скульптурными орнаментами, похожими на арабески. На лестнице находится площадка, ведущая к настоящему храму. Наружность этого храма нисколько не отличается от других китайских зданий того же роду. Четыре стены из серого кирпичу, покрыты двухэтажной кровлей; края кровли загнуты вверх, округлены по углам и украшены головами драконов и других фантастических животных на лакированной черепицы. Внутренность походит на большой сарай, без крыши, вымощенный плитой; в середине его находится огромный алтарь, на котором стоят множество золоченных идолов, обоих полов, из дерева, глины или бронзы; к стропилам крыши привешены фонари. За храмом находятся другой двор, выше первого; к нему всходят по нескольким ступеням. Второй двор обширен, хорошо вымощен, окружен зданиями, где живут бонзы или священники, и на этом то дворе находится знаменитая фарфоровая башни или пагода, в недальнем расстояния от задней части храма, с которою она сообщается корридором, крытым черепицей.

Башня осьмиугольная, вышиною в двести тридцать один метрический фут над поверхностью земли; она разделяется на девять этажей, считая в том числе и основание. База имеет в окружности около сорока [44] девяти метров и так как башня вверху суживается, то к середине она имеет только тридцать девять метров, а в самом верху тридцать один. Каждый этаж снаружи окружен галереей, с навесом, покрытым лакированной черепицей. Навесы эти пригнуты вверх на каждом углу осьмиугольника и края их образуют фестоны вдоль боковых стен башни; на каждом углу крыши и навесов висят железные колокольчики без язычка; в девяти этажах всего семьдесят два колокольчика. Вершина башни прикрыта куполом, почти конической формы, над которым возвышается железный спираль, вьющийся около шеста или ствола из того же металла. На конце шеста прикреплен медный, золоченый шар или, лучше сказать, груша, которой тонкий конец оканчивает это фантастическое здание. От нижней, широкой части груши идут вниз осемь железных цепей, между которыми развешаны еще колокольчики. Концы этих осьми цепей прикреплены к углам верхней кровли.

Башня эта выстроена из различных материалов. Масса здания сооружена из серого кирпича. Крыши и некоторые внешние украшения, как-то карнизы, фальшивые окна, арабески, покрыты лакированной, зеленой, желтой, красноватой и бурой черепицей. Остальная часть стен башни, над базой, одета белыми, снаружи эмалированными фарфоровыми плитками. Фарфор этих кирпичей, обломки которых я привез с собою, состоит из чрезвычайно мелкой массы. Эмаль на них очень гладка и блестяща.

Внутренность башни пуста. Посередине основания, к которому ведут двенадцать ступенек, находится в одной стороне осьмиугольника дверь, а внутри жертвенник, украшенный статуями бога Фо, богини Куан-инь и других божеств. Лестница с широкими, удобные! ступенями ведет к верхним этажам, где в каждом находится круглый жертвенник с золочеными божествами, поставленными в нишах. В продолговатые окна входит свет и через них же можно выйти на галереи, окружающие каждый этаж, как осьмигранные [45] кольца. С вершины башни представляется Европейцу один из великолепнейших, любопытнейших и самых необыкновенных видов. Весь Нанкин лежит перед глазами зрителя, с татарским городом, опоясывающими его стенами, вышиною около сорока футов на осемь льё протяжения; с множеством домов, между которыми вьются узенькие улицы, как дорожки обширного лабиринту. Каналы прямыми углами перерезывают эти кучи серого кирпичу. Бамбуковые беседки окружают храмы, с округленными крышами; шесты, выкрашенные красной краской и увешанные лентами разных цветов, высятся перед домами мандаринов; круглые и осьмиугольные пагоды как бы выходят из зелени платанов, лавровых, каштановых, тутовых, оливковых дерев и сосен.

На восток, зеленая поляна, усеянная селениями, киосками и пагодами, оканчивается несколькими рядами гор, как бы нагроможденных одни на другие. У подножия ближних гор, находятся могилы династии Мин. На юг — та же поляна, орошаемая множеством каналов, с нагруженными джонками, и засеянная рисом, шелковичником, хлопчатником и ткацкой крапивой. На запад — предместье с низенькими домами, промышленым населением, садами, бамбуковыми беседками, тутовыми плантациями и далее к северо-западу, канал, опоясывающий город, с каменными и деревянными мостами и с джонками. Взор с изумлением обнимает это огромное целое, отличающееся прелестью природы и странностью зданий образованности, столь несогласной с нашей.

Когда я посещал нанкинскую башню, китайские разнощики у самого основания здания продавало за несколько сапеков, (сапек равен полусантиму), грубо награвированные изображения фарфоровой пагоды, с объяснительным текстом.

Общий вид башни не лишен ни величия, ни грации; но удивительнее всего огромная масса фарфоровых кирпичей, употребленных на постройку ее. Я уверен, что каолина и петундзе, истраченного на изготовление [46] фарфорового кирпичу, достаточно было бы, чтобы сделать водный столовый и чайный прибор каждому из шестидесяти двух миллионов жителей вице-королевства Кан-наня, и его столицы Нанкина.

Текст воспроизведен по изданию: Фарфоровая башня в Нанкине // Библиотека для чтения, Том 68. 1845

© текст - ??. 1845
© сетевая версия - Thietmar. 2021
© OCR - Иванов А. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Библиотека для чтения. 1845