СМЕСЬ.

Два судна, прибывшие на сих днях в Готенбург, привезли любопытные известия о Восточной Азии и тамошней торговле.

«Известно, что между Английскою Факториею в Макао и Китайским Наместником в Кантоне господствовали несогласия. Ныне они совершенно прекращены благоразумными поступка Сира Джорджа Стаунтона. Притом Китайцы сделались ныне гораздо уступчивее, ибо имеют в Англичанах надобность для защищения берегов своих от тамошних морских разбойников, которых главное местопребывание находится на [249] Ладронских островах, и которые сделались так смелы, что однажды готовились даже напасть на Макао. Эти разбойники находятся в сообщении с бунтовщиками в южных Китайских областях, где господствуют беспрерывные мятежи, получают оттуда припасы, имеют там прибежища и гавани, и содержат сообщение между южными и северными провинциями, где также местами показывается дух мятежа. Китайская морская сила так слаба и неповоротлива, что не может противиться Ладронским морским разбойникам; только Английским военным кораблям удается иногда наказывать их дерзость. Между тем разбойники сии ежегодно более и более распространяют свою власть, увеличивают число своих военных кораблей, строят их лучше прежнего, и вообще так успевают в мореходстве, что вскоре могут сделаться повелителями тамошних морей. — Доныне Англичане одни торговали с Китаем, а с некоторого времени находят они опасных соперников в Северных Американцах, которые на своих хорошо построенных кораблях гораздо скорее совершают путь в Китай и обратно, и потому могут в Европе гораздо легче продавать Китайские товары. Американцы преимущественно привозят в Китай мехи с северо-западных берегов Америки и получают за то Китайские товары, не имея надобности платить за них, подобно, другим нациями, наличными деньгами. По восстановлении мира на суше и на море в Европе, прочие нации начинают также посещать Китай, а именно Голландцы, Шведы и Датчане».

«Еще должно упомянуть о совершенно новой торговой державе, вступившей в сношения с Китаем: она принадлежит к пятой части света — Австралии. Владелец острова Овайги, человек умный и предприимчивый, покорил своей власти все Сандвичевы острова, ввел на них обычаи и языки Англичан, и принял в службу свою великое число Английских и Американским матросов с особыми преимуществами. Он купил у [250] Американцев несколько кораблей; ему удалось построить новые суда по образцу их на Овайге, и он занимается ныне устроением небольшой морской силы. Посредством своих судов, производит он выгодную торговлю с Китаем, привозя пушные товары с Кадьяка в Макао, и выменивая на них Китайские. Посредством сей торговли, для которой подвластные ему острова имеют столь выгодное местоположение, и от частого посещения островов его Американскими и Английскими кораблями, в короткое время Сандвичевы острова достигли особенного благосостоянии, которое в некоторых местах доходит и до роскоши».

«В НангасакиЯпонии) Голландцы до последней войны, потребившей даже имя их, одним из Европейцев могли производить торговлю, и получали от того великою пользу. Ныне они стараются возобновить ее. Сие предприятие будет сопряжено с разными затруднениями, ибо по последним известиям, полученным в Макао о Японии, там происходят беспокойства. Светский Император Кубо с давнего времени весьма ограничил власть Духовного Даири. Между тем последний умел привлечь на свою сторону, посредством многих монахов и священнослужителей всякого рода, большую часть народа. Опасаются, что в сей земле, окованной обрядами, произойдет всеобщее возмущение. Нет сомнения, что перемена существующих установлений будет иметь важное влияние на всю нацию».

Текст воспроизведен по изданию: Смесь // Сын отечества, Часть 30. № 25. 1816

© текст - Греч Н. И. 1816
© сетевая версия - Thietmar. 2023
© OCR - Иванов А. 2023
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Сын отечества. 1816