№ 365

1806 г. мая 14. — Рапорт директора Кяхтинской таможни П. Д. Ванифантьева министру коммерции Н. П. Румянцеву со сведениями об указе императора Юн Яня о строгом соблюдении мира и порядка во время контактов с русскими на границе

/л. 57/ По секрету

Его сиятельству господину действительному тайному советнику, сенатору, министру коммерции и разных орденов кавалеру графу Николаю Петровичу репорт.

С прошедшей почтою от 7 ч[исла] текущаго майя доносил я вашему сиятельству о приезде в Маймадчину новаго заргучея на смену преждебывшему, которой на другой день по прибытии своего преемника из Маймадчины выехал. Но при сем случае китайцы оказали отменную признательность к бывшему своему начальнику, каковой ни одному, сколько их прежде ни было, не оказывали: они при разставании сняли с ног его сапоги и, возвратясь от провожания, поставили их в приуготовленном нарочно месте на воротах средней Маймадчины улице /л. 57об./ что по их обыкновению составляет великой памятник и почесть. О чем новый заргучей не оставит по порядку донести Трибуналу. О качествах новаго заргучея ничего обстоятельнаго донесть я не могу. Только из переговоров китайцев с нашими слышал я, что он величайшею от вана удостоен доверенностию и примечательно расположен вести себя и в самых малостях пунктуально по силе трактата. Прежде сего чиновники китайские, посещая здешния границы, отдавали словесныя приказания караульным постам о соблюдении предписаннаго им единожды порядка, а ныне ван в проезд свой дал письменныя по имянному государя своего указу повеления, чтоб всемерно удалялись от раздоров с нашими, и естьли бы с сей стороны какой подан был повод к размолвке, то бы не ответствуя /л. 58/ равным прекословием, тотчас давали знать донесением своему начальству.

О чем я не упоминал ничего в репортах моих его сиятельству графу Юрию Александровичу, дабы не нанесть какого беспокойства.

В ожидании ответнаго из Правительствующего Сената в Трибунал листа [562] живут нарочные в Маймадчине, и, уповательно, не выедут, пока не дождутся онаго.

Подвоз китайских товаров, следовавшей к июню, действительно остановлен, остается ожидать нам того к осени, но чтоб в равном прежним годам был он количестве, сего уповать сомнительно.

Сверх сего откровенно смею донесть вашему сиятельству, что меня весьма страшит неосторожное поведение новых пограничных начальников, дабы не произошло от них какого разрыва. Я щастлив в доверии /л. 58об./ ко мне китайцев, и, пока могу, утишаю колеблемость их мнений. Они весьма внимательны и недоверчивы, и, когда сил моих не достанет к отвращению могущей произойти какой-нибудь неприятности, не сочтите, ваше сиятельство, мне в вину: пятьнадцатой год поддерживаю я равновесие, но неосторожность других однем часом поколебать оное может.

Что время и обстоятельства открывать будут, вашему сиятельству доносить не оставлю.

Директор Ванифантьев.

Майя 14 дня 1806 года. В Кяхте.

На л. 57 над текстом: 30 июня 806-го.

РГАДА, ф. Государственный архив, разряд XV, 1806 г., д. №  30 доп., л. 57-58 об. Подлинник.