Комментарии

1. Два отрывка из предваряющих основную часть двух листов рукописи переведены В.Г. Тизенгаузеном. Мы включили их в примечания, так как они представляют определенный научный интерес: "В то время (при Хулагу-хане - В. Т.) существовал такой обычай: некоторые эмиры, царевичи и воины Берке-хана устраивали летнее пребывание в Азербайджане, ильхан же зиму проводил в Чагату, а лето в Аладаге. Из Сарая Берке до Махмудабада Арранского и Гуштасфи ездили на арбах. Между ильханом и Берке-ханом проявилась вражда из-за Кули, Татара и Кулгана; Берке-хан послал им угрозу и отправил на войну [с Хулагу] Нокая, родственника Татара, с 30000 человек. Когда он [Нокай] расположился у Ширвана, то с этой стороны отправились Ширемун-нойан, Абатай-нойан и Самагар с 3 туманами [войска], и они жестоко сразились у Шемахи в зу-л-хиджжа 660 г. (17.Х-14.XI 1262 г.). Они утопили в реке Султанчука, Нокай бежал, и ильхан пошел войной на Берке в мухарраме 661 г. (15.XI-14.XII 1262 г.)...

Между Берке и Хулагу-ханом произошло жестокое сражение, они [войска Берке] обратились в бегство, а те погнались за ними и до следующего дня убивали. Абака прошел вслед за ними до становищ их и расположился там. Берке вернулся, Абака направился в эту сторону; река Терек уже растаяла, лед под ним сломился и множество войска утонуло. Абака благополучно спасся, [а] Хулагу прибыл в Табриз..." (Сборник материалов... с. 99).

2. Чаган На'ур - монгольское название соленого (белого) озера (совр. Туала), расположенного близ Фарахана, к северу от Султанабада (Арак). Вокруг него располагались прекрасные охот ничьи угодья. Озеро занимало площадь 4 кв. фарсаха (фарсах - 6-7 км.). Местное население добывало здесь соль. См.: Закарийа ал-Казвини. Асар ал-билад. Бейрут, 1960 г., с. 431.

3. Битикчи - восточнотюркское слово, означающее "писец", от глагола "битимек" - писать, Корень этого слова происходит из китайского "пит" - кисточка для писания. (Подробно см.: В. В. Бартольд. Соч. т. 5, М., 1968, с. 508). Битикчи занимался составлением и заверением документов (в основном баратов и ярлыков), относящихся к дивану, и контролировал их выдачу.

4. Эмир Чобан - один из видных представителей монгольского племени сулдуз. Свою деятельность эмир Чобан начал при Аргун-хане, участвовал в военных набегах Газан-хана, был назначен главным везиром при Мухаммаде Ходабанда и, наконец, во время правления Абу Са'ида сделался фактическим правителем государства Хулагуидов. Его сторонников называли чобанидами.

5. Чормагун - один из видных монгольских полководцев, командующий монгольскими войсками Западной Азии.

6. Инджу - земельные владения, находящиеся в собственности хана и членов его семьи. Земли инджу подразделялись на 2 части - инджу и инджу-йи хасс. Первую составляли земли, являющиеся собственностью как монарха, так и членов его семьи; вторую - земли, находящиеся в личном владении только монарха. Термином инджу обозначались также лица, группы людей, которые зависели лично от государя или членов его фамилии а также воинские части, находящиеся, под его непосредственным началом. (Подробно см.: А. А. Али-заде. УК. раб., с. 154-169).

7. Аргун-ага - царевич из рода Чагатая.

8. Ала ад-Дин Абу Мансур Ата Малик ибн Мухаммад ал-Джувейни (1225-1283) - представитель династии потомственных министров финансов (сахиб-диванов). Со времени завоевания монголами Багдада (1258) занимал должность наместника ильхана в Ираке. Был оклеветан своим соперником и недругом везиром Ильхана Аргуна - Маджд ал-Мулком ал-Йазди, который конфисковал все его имущество.

9. Нокай - золотоордынский полководец, праправнук Чингиз-хана.

10. Сражение это произошло 19 июля 1266 г.

11. Сарай - столица Золотой Орды. Основана Бату-ханом. Развалины находятся на берегу реки Ахтубы (низовье Волги), близ Селитряного городка.

12. В рук. Терек, ТШУ, с. 135.

13. Далан На’ур (монг. "Семьдесят озер") - озеро, существовавшее к северу от Кури в зоне Агджакабула -Кюрдамира-Зардоба.

14. Барак (1266-1271) - сын Йесунто'е, внук Мо'етюкена, правнук Чагатая, праправнук Чингиз-хана - седьмой хан Чагатаева Улуса (Средняя Азия).

Сражение у Герата произошло 22 июля 1270 г. и закончилось победой Абака-хана.

15. Год ха, син, ха может быть легко установлен, если обратиться к абджаду. Числовое значение букв таково: ха - 600, син-60, ха - 8. Суммируя эти данные, получим 600+60+8=668, т.е. 668 г.х. (22. VII 1270г.).

16. Иклим - произошло от греческого иклима (климат). Арабы делили обитаемую часть земли на семь поясов (иклимов).

17. Абу Джа'фар (и Абу Абдаллах) Насир ад-Дин Мухаммад ибн Мухаммад ибн ал-Хасан ат-Туси (1201 - 25. VI 1274 гг.) - выдающийся ученый и организатор наук в Азербайджане в период правления ильханов Хулагу и Абака-хана (Подробно см.: 3. М. Буниятов. Насир ад-Дин Мухаммад ат-Туси и развитие науки в Азербайджане в XIII веке. "Изв. АН Азерб. ССР, серия ист., филос. и права", 1982, N 1, с. 3-8; его же: Насир ад-Дин ат-Туси: новые биографические данные. "Изв. АН Азерб. ССР, серия ист., филос. и права", 1982, № 2, с. 70-75; Ф. Г. Максудов, Г. Д. Мамедбейли. Мухаммад Насирэддин Туси. Баку, 1981).

18. Hyp ад-Дин Расади. По крайне скупым сведениям, приведенным у Даулатшаха, можно отметить лишь то, что Hyp ад-Дин Расади был современником Насир ад-Дина Туей (См.: Даулатшах Самарканда, Тазкират аш-шу'ара, Лондон, 1901, с. 166). Нисба поэта свидетельствует, что он жил в Мараге при обсерватории (расад)

19. Са'д ад-Дин Натанзи. О его жизни и деятельности не удалось что-либо установить. Кайс Рази приводит несколько бейтов Натанзи, однако не указывает его имени. Так что неясно идет ли речь о Са'д ад-Дине, или о каком-нибудь другом Натанзи. (Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Кайс ар-Рази. Ал-му'джим фи ма'айири аш'ари-л'аджам. (Тегеран, 1909, с. 345, 382, 432, 433). Поэт был современником Насир ад-Дина Туси.

20. Шамс ад-Дин Мухаммад Джувейни - великий везир ильханов (сахиб-диван), брат историка Ала ад-Дина Ата Малика Джувейни. Был обвинен в отравлении ильхана Абака-хана и казнен 6 октября 1284 года в Ахаре.

21. Радкан - городок, расположенный в северо-восточной части Ирана, между Мешхедом и Хабушаном.

22. Речь идет о мамлюкском султане из династии Бахри ал-Малике аз-Захире Абу-л-Фатхе Рукн ад-Дине Байбарсе ас-Салихе ал-Бундукдари (1260-1277).

23. Туман состоял из 10 тыс. воинов.

24. Му'ин ад-Дин Сулейман ибн Мухаззаб ад-Дин Али в начале своей деятельности был мухафизом монголов в Токате и Эрзинджане. В 1256 г. Байду возвысил его до ранга сахиб-парвана (держатель печати). После 1265 г. стал фактическим владыкой восточной Анатолии. Был казнен 2 сентября 1277 г. по настоянию родственников монголов, убитых в сражении с мамлюками.

25. Сражение между мамлюкскими и монгольскими войсками произошло в марте 1277 г. у реки Джейхан, близ Албистана. Достигнув Кайсарии, султан Байбарс в апреле 1277 г. покинул Анатолию и возвратился в Египет.

26. По приказу Абака-хана монголы истребили в Анатолии 200 тысяч мусульман (христиан они не трогали).

27. Довольно обширные сведения о союргале приведены И. П. Петрушевским. Он пишет: "Монгольский термин союргал первоначально обозначал всякое пожалование, данное государем подданному. Союргал был продолжением и развитием более раннего института ленного землевладения - икта. Подобно икта, союргал был держанием наследственным, причем владетель союргала обязан был нести военную или гражданскую службу падишаху. (И. П. Петрушевский. Государства Азербайджана в XV веке. "Изв. АзФАН СССР", 1944, № 7, с. 81-82).

28. Султан Байбарс Бундукдар умер 1 июля 1277 г. До султана ал-Малика ал-Мансура Сайф ад-Дина Кала'уна ал-Алфи ас-Салиха ан-Наджми ал-Ала'и (1279-1290) престол Египта занимали ал-Малик ас-Са'ид Насир ад-Дин Мухаммад Берке-хан (1277-1279) и ал-Малик ал-Адил Бадр ад-Дин Суламыш (1279).

29. Токат - город в Центральной Анатолии. Расположен на половине пути между Сивасом и Амасией.

30. Аладаг - горное пастбище к востоку от оз. Ван,

31. Йаргучи - судебный следователь.

32. Сражение между вторгшимися в Сирию войсками монголов под командованием Менгю-Темура и мамлюкскими войсками под командованием султана Кала'уна произошло близ Хомса 14 раджаба 680 г.х. (29 октября 1281 г.). Монголы потерпели сокрушительное поражение, потеряв огромное число войска убитыми, ранеными и пленными. Был убит царевич Самагар и ранен Менгю-Темур. В войске Менгю-Темура было 50 тыс. монголов и 30 тыс. воинов-грузин, сельджукидов Рума, армян и франков. (См.: ал-Макризи. Ас-Сулук, т. 1, ч. 3, Каир, 1933, с. 291-299).

33. Абака-хан, как и его брат Менгю-Темур, умерший в первой декаде мухаррама 681 г.х. (вторая декада апреля 1282 г.), был похоронен в крепости Тала (мыс Маркутдаг острова Шахи в северной части оз. Урмия); там же был похоронен их отец - Хулагу-хан. (См.: ал-Йунини. Зайл мир'ат аз-заман. т, 4, Хайдарабад, 1961, с. 100-101).

34. Под этим лицом имеется в виду царевич Джушкеб – сын Джумкура, внук Хулагу.

35. Тоде-Монгке (1280-1287) - шестой золотоордынский хан.

36. Шейх Кутб ад-Дин Махмуд ибн Мас'уд ибн Муслих аш-Ширази был казием Сиваса. Посольство ильхана прибыло в Сирию в ша'бане 681 г.х. (ноябрь 1282 г.) и возвратилось назад в шаввале (январь 1283 г.). Миссия была секретной и послание ильхана Ахмада, принявшего ислам, было выдержано в миролюбивом тоне (см.: ал-Макризи. ас-Сулук, т. I, ч. 3, стр. 707-708; текст послания ильхана см. там же, с. 977-980; текст ответа султана Кала'уна см. на с. 980-984). В следующем, 682 г.х. в Сирию было отправлено второе посольство ильхана Ахмада во главе с шейхом Абд ар-Рахманом. По прибытии в Дамаск шейх и его спутники были помещены в крепость, где они пробыли год, ожидая прибытия в Дамаск султана Кала'уна. Послы привезли с собой богатые дары ильхана султану (60 ожерелий из крупных жемчужин, желтый яхонт весом около 200 мискалей (приблизительно 960 гр.), красный яхонт (рубины) весом 22 дирхема (74 гр.) и др. драгоценности. Приняв послание ильхана, султан снова отправил их в крепость. В это время пришло известие об убийстве 26 джумада I (10. VIII 1284 г.) ильхана Ахмада. Узнав об этом, шейх Абд ар-Рахман решил присвоить его дары султану. После этого шейх Абд ар-Рахман был заточен в тюрьму, где и умер 18 рамазана (29. XII 1284 г.). См.: ал-Макризи, с. 717-723).

37. У Рашид ад-Дина имя третьего сына Нокачир. (Рашид ад-Дин. Джами ат-таварих, т. III, Баку 1957, с. 100).

38. Алинак был грузином и зятем ильхана Ахмада Тегюдера.

39. Царевич Конгкуртай был казнен 18. I. 1284 г.

40. Сражение произошло 4. V 1284 г.

41. Аргун-хан стал ильханом 26 джумада I 683 г.х. (10. VIII 1284 г.).

42. Рашид ад-Дин имя четвертого сына дает как Хитай Огул и отмечает что его называли также Сенгиргес (Рашид ад-Дин, т. III, с. 115).

43. Эмир Бука был сторонником Аргуна во время его выступления против ильхана Ахмада. Он вызволил Аргуна из заточения. В 1284 г. ильхан Аргун назначил его везиром. Обвиненный в заговоре против Аргуна, Бука был казнен 16. I 1289 г.

44. Тамгачи - налоговый и пошлинный инспектор (О тамге см.: А.А. Али-заде. УК. раб., с. 216).

45. Мустауфи - казначей.

46. Туман - денежная единица.

47. Са'д ад-Даула Абхари - врач-иудей, везир Аргуна; был самым влиятельным иудеем не только в Азербайджане, но и во всем Иране и играл одну из главных ролей при дворе ильхана Аргуна. Знал несколько языков, в том числе и монгольский, чем снискал уважение и доверие ильхана. Са'д ад-Даула смертельно ненавидел мусульман, тайно подрывал экономику и хозяйство государства ильханов, действовал через своих людей, которых он назначал на самые высокие государственные посты. Казнен в 1291 г.

48. Рази ад-Дин Баба Казвини - один из поэтов XIII в. Во времена Абака-хана он короткое время был правителем Дийарбакра. (См.: Али Акбар Деххода. Лугатнаме, Тегеран, 1347, с. 502).

49. В рук. союргал, ТШУ, с. 139.

50. Токта (1291-1312) - восьмой золотоордынский хан.

51. Аргун-хан похоронен на горе Суджас, близ одноименного населенного пункта, расположенного в 5 переходах от Султании.

52. Казнь перечисленных лиц совершена 5. III. 1291 г.

53. Речь идет о мамлюкском султане ал-Малике ал-Ашрафе Салах ад-Дине Халиле ибн Кала'уне (1290-1293 г.).

Крепость Кал'ат ар-Рум находилась на правом берегу Евфрата, напротив города Вира (совр. Биреджик на юге Турции). Крепость была взята мамлюками 11 раджаба 691 г.х. (28. VI 1292 г.), после месячной осады.

54. Числовое значение ха и сад таково: ха - 600, сад - 90. Их сумма составляет 690 г.х.

55. Инак означает "собеседник", "друг" (Абулкасим Кашани. Тарих-и Улджайту. Тегеран, 1348, с. 253). Инаки участвовали в системе управления государства Хулагуидов в качестве советников. Они считались высшими государственными чиновниками и в иерархической лестнице знати занимали третью ступеньку вслед за везирами и эмирами. (Мухаммад ибн Хиндушах Нахчивани,

Дастур ал-катиб фи та'йин ал-маратиб. Критический текст, предисловие и указатели А.А. Али-заде, т. II, с. 37, 62-67; 75; 78; 85-89).

56. У Рашид ад-Дина Садр ад-Дин Зенджани. (Рашид ад-Дин т. III, с. 136).

57. Чау (Чао) - мелкая денежная единица, впервые выпущенная в обращение в Китае. Чау имели прямоугольную форму и изготовлялись из бумаги, на обеих сторонах которой была указана стоимость от полдирхема до 10 дирхемов. По истечении некоторого времени чау приходили в негодность, рвались; их собирали, сжигали, а взамен выпускали новые. Использование бумажных денег предотвращали падение стоимости золотых и серебряных денег, и способствовало накоплению золота в государственной казне.

В соответствии с денежной реформой Гейхату-хана, в 1294 г. в Иране, Азербайджане и других местах были принудительно введены в обращение чау, для того чтобы избавить государство Хулагуидов от экономического кризиса. Однако цель не была достигнута и через 2 месяца чау были изъяты из обращения. (См.: Али Акбар Деххода. Лугатнаме. Тегеран, 1338, с. 77; В. В. Бартольд. Соч., т. VII, М., 1971, с. 496-497). Везир Садр ад-Дин Зенджани был одним из инициаторов выпуска чау.

58 Шихна - должность, соответствующая коменданту города, стоявшему во главе гарнизона (шихна - ар. "гарнизон"). Лицо, занимавшее эту должность, несло ответственность за безопасность и порядок в городе. Шихна принимал также участие и в судопроизводстве наряду с судьей, следователем и др., следил за [140] приведением в исполнение приговора.

59. Река Чагату (совр. Заринеруд) впадает в оз. Урмия.

60. Гейхату был казнен 26. III. 1295 г.

61. Курбан Шире (монг. "Три трона") - местность в окрестностях Согурлука - зимовка монголов близ Шиза (Тахт-и Сулейман).

62. Как видно, эмир Новруз нашел выход из положения, остроумно использовав слово газан, которое в переводе означает "котел".

63. Речь идет о крепости Ларджан, расположенной между Реем и Амулем в горах Эльбурса. Церемония принятия ислама происходила 1 ша'бана 694 г.х. (16. VI 1295 г.). Газан принял мусульманское имя Махмуд.

64. Садр ад-Дин Ибрагим Хамави (1246-1322) был крупнейшим теологом и мистиком своего времени.

65. В рук. пропуск. ТШУ, с. 144. Рашид ад-Дин пишет, что Байду вывезли из Табриза и прикончили в Баг-и Нейкеш. (См.: Рашид ад-Дин, т. III, с. 168). Байду был казнен 4. X. 1295 г.

66. Бакрабад - село в Карабаге, в двух фарсахах от берега Куры. Газан-хан воссел на престол 3.XI.1295 г.

67. В рук. пропуск, ТШУ, с. 144.

68. Ала ад-Дин Кайсар был слугой одного купца из Багдада и часто ездил по делам в Египет. Как оказалось, он являлся связным эмира Новруза. 13. III. 1297 г. он был арестован и Садр ад-Дин подсунул ему подложное письмо на имя египетского султана. Падишахом (султаном) Египта в это время был ал-Малик ал-Мансур Хусам ад-Дин Лачин ал-Мансури (1296-1298).

69. Кутлуг-шах - один из полководцев Газан-хана.

70. Правителем Герата в это время был Фахр ад-Дин Карт (1285-1307).

71. Ал-тамга - государственная печать.

72. Садр ад-Дин Зенджани был казнен 4. V. 1298 г. на берегу Далан На'ура за присвоение государственных средств.

73. Этот поход происходил во время второго правления мамлюкского султана ал-Малика ан-Насира Мухаммеда ибн Кала'уна (1298-1308).

74. Сирийское войско подошло к месту сражения 17 раби I 699 г.х. (12. XII. 1299 г.). (См.: ал-Макризи, т. I, ч. 3, с. 886).

75. Сражение между войсками Газан-хана и мамлюками произошло 27 раби I 699 г.х. (22. XII. 1299 г.) в местности Вади ал-Хазнадар, у городка Салмия близ Хомса. (См.: Ибн Тагриберди ан-Нуджум аз-захира, т. VIII, с. 121).

76. Когда монгольские войска подошли к Дамаску, из города вышла представительная делегация и предложила Газан-хану занять город без боя. Газан-хан даровал жителям аман. 8. I 1300 г. в городе была зачитана хутба с именем Газан-хана.

77. Отвоеван Дамаск мамлюками в раджабе 699 г.х. (апрель 1300 г.).

78. Рашид ад-Дин Фазлаллах Хамадани (1247-1318) - знаменитый историк периода правления ильханов; высокообразованный человек, врач по специальности он был везиром нескольких ильханов.

79. Рашид ад-Дин указывает, что у него было три сына: Хусейн, Мусаил и Удунчи. (Рашид ад-Дин. Джами ат-таварих, т. I, М., 1965, с. 138).

80. Матерью Газана была Култак, дочь Кяхтера битикчи из тюркского рода дурбан. (Рашид ад-Дин, т. III, с. 140).

81. Тадж ад-Дин Али-шах был везиром ильхана Олджейту, а при ильхане Абу Са'иде управлял везиратом совместно с Рашид ад-Дином.

82. Речь идет об округе Пушкил Дара, расположенном к востоку от Казвина.

83. Газан-хан умер 11. V. 1304 г., на 33 году жизни.

84. Речь идет о восьмом золотоордынском хане Токта, умершем в 1312 г.

85. Узбек (1313-1341) - девятый золотоордынский хан.

85а. В рук. Нокай, ТШУ, с. 147.

86. Имя шестого сына Мухаммада Ходабанда было Абулхейр. (См.: Абулкасим Кашани, с. 7).

87. В рук. пропущен год, ТШУ, с. 148.

88. День ашура в 710 г.х. падает на вторник 9 мухаррама.

89. В августе 1312 г. на сторону ильхана Олджейту перешли сирийские эмиры Кара Сункур (правитель Дамаска) и Ак-Куш Афрам (правитель Триполи). Ильхан выделил Кара Сункуру в качестве икта Марагу, а Ак Кушу - Хамадан. После этого в октябре 1312 г. состоялся первый и единственный поход Олджейту на мамлюкские владения. Захватив Мосул, 23. XII 1312 г. монгольские войска подошли к Рахбе. Гарнизон города и его жители оказали монголам упорное сопротивление и 26. I. 1313 г. Олджейту снял осаду и ушел из Сирии. (См.: ал-Макризи, т. II ч 1, с. 115, 119).

90. Са'д ад-Дин Саваджи и другие были казнены 19. II. 1312 г.

91. Гавбари - равнина, часть Муганской степи, примыкающей к Каспийскому морю. Здесь, рядом с караванным путем был расположен город Махмудабад, построенный Газан-ханом (См.: Хамдаллах Казвини. Нузхат ал-кулуб, с. 104).

92. Эмир Севиндж (умер зимой 1317 г.) был атабеком принца A6у Са'ида.

Бахши - так называли людей, которые составляли важные государственные документы для монгольских и тюркских племен, используя уйгурское письмо. Применение уйгурского письма отличало их от обычных писцов ( и битикчи). Главный бахши государства назначался по приказу падишаха. Бахчи отвечали за правильное и аккуратное написание государственных документ тов. (См.: Мухаммад Нахчивани, т. II, с. 33-46).

93. Махмуд Табризи был современником Рашид ад-Дина Фазлаллаха. Он сочинял хорошие стихи, из которых осталось лишь незначительное количество. (См.: Мухаммад Машкур. Тарих-и Табриз та пайан-и карн-и нухум-и хиджри. Тегеран, 1352, с. 857).

94. Абу Са'ид (1317-1335) - девятый ильхан.

95. Йаргу - государственный судебный орган, в задачу которого входило разрешение конфликтов и спорных вопросов, возникавших среди монгольских племен и в армии. Судопроизводство велось на основе йаргунаме. Государственный эмир йаргу назначался по приказу падишаха. В армии существовали соответствующие органы йаргу, которые управлялись эмирами йаргу. (См.: Мухаммад Нахчивани, т. II, с. 29-35; В. В Бартольд Соч., т. V, с. 367).

96. В рук. пропуск, ТШУ, с. 150.

97. Яса или ясак - сборник правил и изречений Чингиз-хана, служивший для монголов кодексом законов. (См.: также Б. Шпулер. Тарих-и могул дар Иран. Тегеран, 1351, с. 376-377).

98. Эмир Иренджин был смещен Чобаном с поста правителя Дийарбакра.

99. Это сражение произошло в июне 1319 г. на реке Занджан-руд, близ Мийане.

100. Ильхан после этого сражения стал величаться "справедливый султан" (султан ал-адил) Абу Са'ид Бахадур-хан.

101. Дата пропущена, но Я. Б. ван Лоон восстанавливает ее по Хамдаллаху Казвини и Мирхонду, ТШУ. с. 53.

102. Рашид ад-Дин был казнен 17. VII. 1318 г.

103. Речь идет о знаменитой мечети Aрг, построенной везиром Али-шахом в 1310-1320 гг. в Табризе.

104. Наместник ильхана в Руме Дамир-Таш отложился от центральной власти в 1322 г.; начал чеканить монету и оглашать хутбу со своим именем. Он объявил себя махди (мессией) и призывал мамлюков начать вместе с ним поход для завоевания Ирана.

105. Я. Б. ван Лоон, ссылаясь на Хафиза Абру и Мирхонда, пишет: "После смерти Тадж ад-Дина Али-шаха везират был отдан двум его сыновьям, которые вскоре потеряли его. Затем везиром стал Рукн ад-Дин, который получил титул "малик Нусрат (Насир) ад-Дин Адил". Его дедом был Зия ал-Мулк Мухаммад ибн Маудуд" (ТШУ, с. 54).

106. Кааном был в это время Тоган-Темур (1332-1370).

107. Эмират - так называлась в средние века на Востоке организация, которая включала в себя все военные и административные органы государства. В каждом улусе монгольской империи был ”эмир улуса” ("главный эмир", "эмир эмиров"). Он назначался падишахом; в его ведении находился эмират улуса. В эмират улуса входили эмират страны, эмират туманов, тысяч и сотен, судебный эмират, эмират ночной охраны (асас), эмират предводителей караванов (карвансалар) и др. (Мухаммад Нахчивани, т. II с. 9-35; 157-158; 172-173).

108. Это предложение Я. Б. ван Лоон перевел так: "Говорят, оттуда он поднял все войско Кардартана" (ТШУ, с. 55). В сноске он отметил, что значение слова "Кардартан" ему неясно и возможно, это название места. Но в данном случае такое положение ошибочно и явилось следствием неправильного чтения выражения. Читать следовало "...кард ва тан...". Это заметил еще В. Г. Тизенгаузен. В переведенных им отдельных выдержках из сочинения есть и это предложение. Верно прочтя злополучное "...кард ва тан...", он тем не менее не понял в целом смысла предложения. В.Г. Тизенгаузен счел, что это поговорка и написал так: "Отсюда появилась поговорка: "он все обратил в войско и тело держал над сердцем (?)". Вторая часть предложения совершенно непонятна. Видно и сам В. Г. Тизенгаузен сомневался в правильности перевода, поэтому и поставил в конце вопросительный знак. В рукописи предложение выглядит так: ”маджмуэ лашкар кард ва тан бар дашт”, т.е. "собрал войско и снялся с места", (букв, поднял тело).

109. Саве - городок к юго-западу от Рея.

110. Абхар - городок, расположенный между Казенном и Зенджаном.

111. Речь идет о владетеле Герата Гийас ад-Дине Карте (1307-1328).

112. Я. Б. ван Лоон это предложение не перевел (ТШУ, с. 56).

113. Узнав о смерти отца (эмира Чобана), Дамир-Таш отправился в Египет. Султан ан-Насир принял его с большой пышностью и обеспечил всем на уровне высших чинов своего государства. Однако жалобы его вассалов в Анатолии, чьих родных и близких казнил Дамир-Таш, а также требования ильхана Абу Са'ида вынудили султана ан-Насира казнить Дамир-Таша 4 шавваля 728 г.х. (12. VIII. 1328 г.). Голова его была отправлена Абу Са'иду. Подробно см.: ал-Макризи, т. II, ч. 1. с. 292-299).

114. Мятеж наместника ильхана в Хорасане Нарин Тагая и его последователя эмира Таш-Темура был подавлен в сентябре 1329 г. Оба они были казнены. Это было последнее сопротивление знати государства Абу Са'иду.

115. Шейх Хасан Бузург был вначале заточен в крепость Камах (совр. Кемах в Турции), затем был прощен и в 1333 г. направился в Рум в качестве наместника султана. Здесь он и начал борьбу за независимость сразу же после смерти Абу Са'ида.

116. Тини-бек (1341) - десятый золотоордынский хан.

117. Артана или Аратна (Эретна) ибн Джа'фар в период правления ильхана Олджейту играл вторые роли. После того, как его сестра стала женой наместника ильхана в Руме Дамир-Таша ибн Чобана, Аратна выдвинулся, а когда Дамир-Таш бежал в Египет, остался наместником. Затем он подчинился шейху Хасану Бузургу, назначенному Абу Са'идом наместником в Рум. После смерти Абу Са'ида, когда шейх Хасан Бузург включился в династическую борьбу претендентов на господство в Иране, Азербайджане и Ираке, Аратна вновь сделался наместником в Руме.

В 739 г.х. (1338 г.) Аратна признал над собой власть мамлюкского султана ал-Малика ан-Насира и стал читать хутбу и чеканить монеты с его именем. Султан в своих указах стал именовать Аратну "наместником благородного султана в стране ар-Рум" (на'иб ас-салтана аш-шарифа би-билад ар-Румия).

В 742 г.х. (1341 г.), воспользовавшись сложившейся обстановкой, Аратна объявил себя независимым и начал чеканить монеты под именем султана Ала ад-Дина. В 744 г.х. (1343 г.) Аратна отклонил требование шейха Хасана Кючюка о признании вассалитета и разбил войска посланного против него Сулейман-хана. Авторитет Аратны возрос. Когда был убит шейх Хасан Кючюк и чобанидов возглавил его брат Малик Ашраф, то Аратна снова отклонил домогательства чобанидов.

В состав государства Аратны входили Сивас, Кайсария, Нигде, Токат, Амасия Эрзинджан, восточный Кара Хисар, Никсар, Джаник и Девели Кара Хисар. Столицей государства был Сивас, а затем Кайсария.

Аратна умер в Кайсарии в 753 г.х. (1352 г.). С ним встречался путешественник Ибн Баттута, который отмечал ученость Аратны и его жены Тога-хатун. После смерти Аратны эмиры государства возвели на престол его младшего сына Гийас ад-Дина Мухаммада. Старший сын Джа'фар в борьбе за престол был побежден и бежал в Египет. Государство Аратны просуществовало до 1381 г. (Подробно см.: H. Uzuncarsili. Anadolu Beylikleri, Ankara, 1969, с. 155-161)

118. Я. Б. ван Лоон подразумевает под эмиром Гийас ад-Дина и переводит предложение так: "Эмир (Гийас ад-Дин) отправил человека, прося кровь Артаны у султана, который (все же) простил его, и он пошел с эмиром в Рум" (ТШУ, с. 58). Выражение беду бахшид Я. Б. ван Лоон переводит как "простил его". Однако точный перевод - "подарил (отдал) ему". Но если бы Артана был отдан Гийас ад-Дину, то он уже не смог бы пойти в Рум, потому что Гийас ад-Дин просто прикончил бы его. Противоречие снимается, если под эмиром подразумевать шейха Хасана.

119. Поход золотоордынских войск во владения ильханов состоялся летом 1335 г.

120. Источники приводят разные сведения о смерти султана Абу Са'ида. В некоторых из них сообщается, что он был отравлен Багдад-хатун. (См.: Ибн Баттута. Сийахатнаме, Стамбул, 1333. с. 251), что вполне вероятно. Багдад-хатун не могла испытывать особой любви к человеку, который насильно развел ее с мужем, убил отца (эмира Чобана), четырех родных братьев (Хасана, Дамир-Таша, Димашк-ходжу и Махмуда), рассеял чобанидов и разграбил их имущество. Наш автор отмечает, что она переписывалась с Узбек-ханом и призывала его в Иран. Логично предположить, что она, занимая враждебную по отношению к Абу Са'иду позицию отравила султана перед вторжением Узбек-хана.

Ильхан Абу Са'ид умер 30. XI 1335 г.

121. Полное имя Арпа-хана было Арпа ибн Сёсе ибн Мингкан ибн Мелик-Темур ибн Арпа Беке ибн Толи ибн Чингиз-хан.

122. В рук. пропуск, ТШУ, с. 158.

123. Али Падишах был правителем Багдада.

124. Муса был внуком шестого ильхана Байду.

125. Это сражение произошло 29. IV. 1336 г.

126. Юртчи - лицо, отвечавшее за устройство юрта. (О юрте см. ниже).

127. Арпа-хан был убит 15. V. 1336 г.

128. Хана звали Мухаммад ибн Йол-Котлуг ибн Исан-Темур ибн Анбарчи ибн Менгю-Темур ибн Хулагу.

129. Сражение произошло 24. VI 1336 г.

130. Тюркское племя ойратов переселилось в Иран в 1295 г., после прихода к власти Газан-хана. Ойраты поселились в окрестностях Мосула и Багдада. В правление султана Абу Са'ида их влияние весьма возросло. Их вождь Али Падишах ибн Чичек (дядя по матери Абу Са'ида) был при Абу Са'иде наместником в Ираке арабском. Багдад находился во власти ойратов.

131. Потомок брата Чингиз-хана Тогай-Темур был провозглашен ханом в Хорасане в 1337 г. (был убит сербедарами в 1353 г.).

132. Я. Б. ван Лоон уточняет, что Йусуф-шах был зятем шейха Хасана (ТШУ, с. 64).

133. Йедди тепе - местность на левом берегу реки Тертер, по дороге Барда - Мир-Башир (Аз. ССР) (см. также ТШУ, с. 65).

134. Юрт - название места, которое отводилось правителям, государственным сановникам, воинским частям на летовках, зимовках, в охотничьих угодьях. В юрте сначала определялось место для царского шатра, справа от него располагались царевичи, слева - везиры и сахиб-диваны. Инакам отводилось место вокруг царского шатра; государственные сановники, происходившие из тюрок, устраивались вместе с эмирами, прочие сановники - с везирами. Соборная мечеть возводилась около царского шатра (См.: Мухаммад Нахчивани. т. II, с. 62-67).

135. Речь идет о восточном Кара Хисаре, расположенном в северной Анатолии.

136. То есть от жен требовалось, чтобы в новоявленном Дамир-Таше они признали своего мужа.

137 Сражение между Хасаном Бузургом и Хасаном Кючюком произошло в местности Ноушахр в Аладаге 16. VII. 1338 г.

138. Я. Б. ван Лоон считает, что Аштар относится к имени Кара Хасана и называет его как Аштар Кара Хасан (ТШУ, с. 66). Однако речь здесь идет об одном из братьев Малика Ашрафа - Малике Аштаре.

139. Варзукан - городок близ Ахара в Южном Азербайджане.

140. Согласно ал-Ахари, на трон были возведены сразу двое – Сати-бек и мать Абу Са'ида Хаджи-хатун. (Султан Абу Са'ид и Сати-бек были родными братом и сестрой по отцу). Другие источники сообщают, что на трон была возведена только Сати-бек. (См.: Хамдаллах Казвини, Зайл, л.447. О Сати-бек см. также Бахрие Учок. Женщины-правительницы в мусульманских государствах. Пер. с турецкого 3.М. Буниятова. М., 1982, с. 94-101),

141. Дих-Харакан (Дих-Хваркан) - городок у отрогов горы Саханд близ Табриза.

142. В течение этих событий (1334-1340 гг.) Хасан Бузург объявил правителем государства Джахан-Темура, сына Алафранга и внука Гейхату. Хасан Кючюк же, сместив Сати-бек, посадил на трон другого потомка Хулагу - Сулеймана, выдав за него Сати-бек. В июне 1340 г. на реке Чагату произошло сражение между двумя Хасанами; Хасан Бузург был разбит и бежал в Багдад, где устранил Джахан-Темура и объявил правителем себя, положив тем самым начало династии Джелаиридов.

143 Сулейман-хан правил в 1340-1344 гг.

144. В рук. пропуск, ТШУ, с. 167.

145. В данном случае, очевидно, речь идет о возведенном на площади Кохан в Табризе по приказу шейха Хасана ибн Дамир-Таша внушительном сооружении, включающем мечеть, медресе, дервишские ханаки и др. Хамдаллах Казвини сообщает, что в Табризе не было постройки более величественной, чем эта (Хамдаллах Казвини. Зайл, л. 462-463).

146. Немари (означает "прибавка", "прибавление", "придача" "поддача") - налог, взимавшийся с населения в крайних случаях когда государство было вынуждено нести какие-либо дополнительные расходы или нуждалось в деньгах. Синонимами термина немари являются "завайид" и "тауфир". Размер немари не был постоянным. Среди других податей он выделялся тяжестью. С кочевников немари взимался иногда в размере 20% от общего количества скота. Источники называют этот налог "тяжелый немари" (Подробно см : В.В. Бартольд. Соч., т. IV, М., 1966, с. 334-335; А.А. Али-заде. УК. раб., с. 242-243).

147. Дочь хаджи Хабаша звали Иззат-Малак.

Хасан Кючюк был убит 27 раджаба 744 г.х. (16. XII. 1343 г.)

148. Я. Б. ван Лоон объединил две последние фразы и перевел: "Их обоих схватили в месте их брата", отметив при этом, что смысл предложения неясен. (ТШУ, с. 70). В таком виде смысл предложения действительно неясен. Как видно из нашего перевода, фразу следует разбить на 2 части. В этом случае все встает на свои места.

148а. Неясно, о каком месте идет речь.

149. Термин бёлюк употреблялся в значении уезда, волости, округа и других административно-территориальных единиц.

150. В рук. есть еще слова "в районе Хорасана" (ТШУ, с. 170), т. е. предложение должно выглядеть так: "...сможет захватить в районе Хорасана от ворот Табриза до Султании". Однако слове Хорасан нами опущено, т.к. географически Табриз и Султания не находились в Хорасане. Может, автор имел в виду в ”сторону Хорасана от Табриза и Султании”.

151. Название места в рукописи пропущено. Однако Зайн ад-Дин и Хафиз Абру пишут, что Малик Ашраф преследовал их до местечка Натил, расположенного в Шамхорской степи в Арране. Здесь обе стороны сразились. (Зайн ад-Дин, л. 473; Хафиз Абру, с. 176).

152. О происхождении Ануширвана источники приводят разные сведения. Некоторые причисляют его к кипчакам из рода кавийан (Зайн ад-Дин, л. 473; Хафиз Абру, с. 176).

Следует отметить, что Ануширван, очевидно, был выходцем из монголо-тюркских племен, к которым относился и род самого Хулагу-хана. Как известно, согласно ясе Чингиз-хана, власть могла переходить к царевичам только его рода. Такой порядок во времена Хулагуидов стал жестче и правом наследования власти стали облазь царевичи только из рода Хулагу-хана (См.: А.А. Али-заде. Ук. раб., с. 226). После смерти султана Абу Са'ида традиция приняла еще более строгую форму и превратилась в руках феодальных группировок, борющихся за власть, в своего рода оружие. Малик Ашраф сумел посадить на трон Ануширвана только благодаря тому, что тот был царевичем-хулагуидом. (Подробно см.: В.З. Пириев. Азербайджан в период падения государства хулагуидов, с. 5).

153. Хан Ануширван был правителем, начиная с 1344 г. Когда кончилось его правление - пока неизвестно. В.В. Бартольд отмечает, что монеты с именем Ануширвана доходят до 754 г.х. (1353 г.) (См: С. Лэн Пуль. Мусульманские династии. Пер., прим. доп. В.В. Бартольда. СПб, 1899. с 183. сн. 5)

154. Прочтение имени затруднительно, ТШУ, с. 171.

155. Речь идет о сыне Фазлаллаха Рашид ад-Дина – Маджд ад-Дине.

156. Тикла - крепость в Карабаге. (См.: ТШУ, с. 73).

157. Неясно, о каком месте идет речь.

158. Мухаммад ибн Музаффар Аташк (Мухаммад Йазди) был сыном основателя династии Музаффаридов Шараф ад-Дина ал-Музаффара. После смерти Абу Са'ида он расширил свои владения в Фарсе в результате продолжительной борьбы с Абу Исхаком Инджу. В 1356 г. он был уже неоспоримым владетелем Фарса и Ирака и решился на вторжение в Азербайджан. Он взял Табриз, однако удержать его не смог. (См.: К.Э. Босворт. Мусульманские династии. М., 1971, с. 214).

159. Сейид Джалал ад-Дин Мир Миран был валием Исфахана.

160. Руб-и Рашиди - квартал, расположенный на холме в восточной части Табриза; (См.: В.В. Бартольд, Соч. т. VII, М. 1973, с. 295).

161. В рук. пропуск, ТШУ, с. 17S.

162. В рук. пропущен год (ТШУ, с. 176). Я. Б. ван Лоон приводит неверную дату - 753 г.х. В источниках, в частности у Зайн ад-Дина (Зайл., л. 480), приведен 758 г.х.; кроме того, выше сообщается, что Мухаммад Йазди овладел Фарсом в 758 г.х.

163. Шираз был взят 3 шавваля 758 г.х. (19. IX 1357 г.).

164. ал-Му'тадид I (1352-1362) - фатимидский халиф.

165. Перевод этой фразы у Я. Б. ван Лоона - "Он положил конец жадности в Иране" (ТШУ, с. 76) - сомнителен, так как Джани-бек только собирался захватить Иран, в подтверждение чего приведены стихи, в которых указывается на жадность правителя.

166. Стихи из "Гулистана" Са'ди. (См.: Са'ди. Гулистан. Крит, текст, М., 1959, с. 40).

167. Смысла этого полустишия Я. Б. ван Лоон не понял, на что указал и сам в сноске на стр. 76. По-персидски эта фраза звучит так: "хамченан дар банде иклиме дигар". Я. Б. вам Лоон же прочел "дарбанде", без изафета, как название города Дербенд, и перевел: "Он взял Дербенд, другой иклим, таким же путем", что выглядит довольно странно.

168. На самом деле Малик Ашраф был внуком Чобана.

169. Я. Б. ван Лоон объединил это предложение с предыдущим и перевод у него получился таким: "...он не соглашался и в конце концов (сам) довел себя до уничтожения". (ТШУ, с. 77). Непонятно, почему сделан такой перевод. Возможно, Я. Б. ван Лоон неверно прочел выражение "бе агдам расид", а может быть и не знал о существовании в Азербайджане города под названием Агдам.

170. Имеется в виду Шам-и Газан - пригород Табриза.

171. В рук. пропуск (ТШУ, с. 178).

172. Шарабийан лежит примерно в 30 км к западу от Сараба, а Ивах в 5 км к востоку от Шарабийана. (См.: ТШУ, с. 77).

173. Стихи из "Бустана" Са'ди. (См.: Са'ди. Куллийат. Тегеран, 1336 г., с. 245).

174. Согласно Хамдаллаху Казвини, Кубду (или Куйту) – название места в районе Мараги. (Хамдаллах Казвини. Зайл-и тарих-и гузида, лл. 444; 459).

175. Кавус (1345-1372/3) - тридцать второй ширваншах.

176. Мани было расположено на берегу Аракса. Локализовать его не удалось, прочтение также не совсем ясно. Название этого места встречается у Зайн ад-Дина и у Хафиза Абру, однако и в этих сочинениях прочтение его затруднительно. (См.: Зайн ад-Дин. л. 437; Хафиз Абру, с. 176).

177. Сухайл - звезда Канопус.

178. В рук. пропуск (ТШУ, с. 181).

179. Дата пропущена, однако Я. Б. ван Лоон восстанавливает ее, основываясь на сообщении Хафиза Абру (ТШУ. с. 80).

180. Название места пропущено (ТШУ, с. 181). Я. Б. ван Лоон отмечает, что, согласно Мирхонду, это столкновение произошло недалеко от горы Сина (ТШУ, с. 80).

181. В рук. пропуск (ТШУ, с. 182). Я. Б. ван Лоон отмечает, что это предложение написано другим почерком и переводит его так: "(Продолжалось) 18 лет". Следует указать, что шейх Увейс действительно правил 18 лет и, возможно, Я. Б. ван Лоон, учитывая этот факт, и проставил цифру 18. Однако в тексте написано "хашт дах сал...". Это именно 8-10 лет, а не 18. Кроме того, сомнительно, что цифра 18 стала бы передаваться таким образом.

182. В рук. пропущен год (ТШУ, с. 183). Я. Б. ван Лоон считает, что речь может идти только о 760 г.х. (ТШУ, с. 82), что вполне приемлемо.

183. В рук. пропуск (ТШУ, с. 183).

184. В рук. пропуск (ТШУ, с. 184).

185. На этом текст рукописи обрывается.