СМБАТ СПАРАПЕТ

СУДЕБНИК

ПРАВО ЗАВЕЩАНИЯ

144

О ЗАКОННОСТИ ЗАВЕЩАНИЯ (БОЛЬНОГО)

Теперь приступим к вопросу о завещании. Если кто хочет получить совет относительно [130] законности завещания, пусть знает, что это происходит так: пока больной еще в полном сознании, пусть позовет своих близких (людей!) и нотариуса, а если дело происходит в деревне, то сельского священника, и при трех свидетелях велит описать свое имущество, и установить лицо (на кого распространится завещание) и своих наследников согласно своей воле: тогда это приемлемо. А если больной вновь поправится, то он этим не связан, ибо согласно апостолу, только после смерти завещание приобретает юридическую силу. Если встанет, сам выполнит обещание, а если умрет, то выполнят душеприказчики согласно тому, что записано в завещании, и завещание не может быть урезано, ибо дай обет перед богом.

145

ОБ ОБЩЕМ ВЛАДЕНИИ СУПРУГОВ

Если муж и жена сообща владеют состоянием и все их неделенное имущество перемешано, то супруг вправе завещать и из смешанного общего (имущества), чтобы (молились) за упокой души. Если, напротив, имеется разделение имущества и принадлежащее жене четко отделено, то ее наследники получают из ее части. Если же не имеется детей от этого брака и они долго жили вместе в качестве супругов, то нужно в [131] в завещании зафиксировать (в пользу мужа), часть, причитающуюся на упокой жениной души, а все, что сюда не входит, остается наследникам жены.

Более того, если супруги жили вместе лишь недолго и не имеется ребенка, все аннулируется, и муж в таком случае не получает части. Но если у них имеется ребенок, то жив ли еще ребенок или нет, все состояние принадлежит мужу; и муж должен давать за упокой ее души. И это является справедливым, утвержденным старыми законами и обязательным как в случае первого брака, так и для последующих браков. Если же умрет муж, то по закону его духовная часть выделяется из его состояния; подобно этому и часть жены из ее собственного, т. е. из состояния жены, а если жив ребенок, то он наследник обоих. Если же смерть (одного из супругов) наступит неожиданно, до начала действительной супружеской жизни, то ни имущество жены не станет собственностью мужа, ни его имущество — собственностью жены. Что же касается одеяний и платья, употреблявшихся обеими сторонами, то это не подлежит возмещению. Л если имеется ребенок, то он является наследником обоих, а если ребенок умер, имущество не должно возвращаться жене, а достается мужу; а на отца возлагается забота об упокое душ матери и ребенка.

Если же действительно случается возврат имущества, то свадебные издержки все же не следует возвращать и их не следует упоминать вовсе. [132]

Между тем судьи обязаны должным образом учитывать условия и обычаи страны и в соответствии с этим дополнить недостатки.

ПРАВО РАБОВЛАДЕНИЯ

146

О РАБЕ И О ТОМ, ТЧО НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА СДЕЛАТЬ РАБА НАСЛЕДНИКОМ

В отношении рабов мы уже в законе для царей написали, а нижеследующее совпадет с ним. Посему никто не может сделать своего раба наследником, разве только с разрешения парона и церкви. Не разрешено делать его и священником.

Если кто из христиан купит раба из неверных, то последний должен прослужить купившему семь лет, после чего, уплатив свою цену, может освободиться от него и если он приобретен с женой, то отпускается с женой и детьми;, а если нет, то один, как был куплен. А если купивший женит его, и у него будут дети, то они принадлежат купившему. А если раб пожалеет о договоре и вновь вернется к хозяину и скажет: «Отдай мне жену и детей!», то (хозяин) может при помощи церковного подтверждения взять его рабом на вечные времена до смерти.

А если кто купит раба-мусульманина, и он захочет стать христианином, его хозяин не может [133] помешать ему, однако он и после крещения останется рабом, не имея права расстаться с ним (с хозяином). Но если он соберет сумму своей покупной цены и вручит ее хозяину, тот должен во имя христианства принять сумму и отпустить его; а если он не примет и не освободит его (раба), то правосудие освободит его, однако только тогда, когда он прослужит (хозяину) и отработает свою цену.

147

О ТЕХ, КТО ИЗ-ЗА БЕДНОСТИ ПРОДАЕТ СВОЮ ДОЧЬ

Если кто по бедности продаст свою дочь христианину, тот вправе обращаться с ней, как с рабыней, лишь продавать ее неверным нельзя, и как только ее родители или родственники смогут уплатить долг, она свободна. Он может жениться на ней, если захочет, а если намеревается отдать ее в жены своему сыну или родственнику, или крепостному, то и это допустимо, и пусть он даст ей приданое по своему состоянию. А если нет, то она должна служить до тех пор, пока не отработает свою цену, после чего она свободна.

148

ОБ УБИЙСТВЕ РАБА

Если кто ударит раба и убьет его, тот должен внести цену крови в казну; ибо убийство и наказание [134] является делом паронов. Но если он не сразу умрет от этого удара, а проживет еще два дня и после этого умрет, то он (парон) не должен платить денежного штрафа, ибо он — его раб.

Если кто-либо выколет или повредит глаз рабу-христианину или выбьет зуб, то он должен освободить раба, ибо получил свою цену. Если он является мусульманином и говорит: «Продай меня», то он (хозяин), получая стоимость раба, может его освободить. Но если он не принесет (свою) стоимость, то остается у него (своего хозяина).

А если раб убежит от мусульман, его не следует выдавать, а нужно дать ему приют и пищу, чтобы он освободился от рабства.

149

О БЕГСТВЕ ПАРИКОСА

Закон повелевает, что если парикос 40 (крепостной) сбежит от своего парома, тот имеет право вернуть его в течение всей жизни парикоса, а если он умрет вне (его владений), то его детей парон не может насильственно вернуть, разве только они явятся по собственному желанию. [135]

ПРАВИЛА ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА И ПОВРЕЖДЕНИЙ

150

ОБ УЩЕРБЕ, НАНЕСЕННОМ СКОТОМ ЧУЖОЙ НИВЕ

Если кто выпустит скот пастись на чужую ниву или в фруктовый сад, то пусть веревкой измерят потраву и пусть тот соответственно возместит из собственного (поля или фруктового сада), а если у него нет таковых, пусть возместит ущерб наличными деньгами.

151

О ПОДЖОГЕ И ПОЖАРЕ

Если кто сделает поджог и вызовет пожар, то нужно точно выяснить причину его поступка, совершен ли он из вражды или по каким-нибудь другим причинам, преднамеренно или случайно.

Если поступок совершен преднамеренно и по злому умыслу, то пусть он возместит ущерб или пусть сожгут его самого; если же невольно, т. е., если огонь занесен издалека ветром, следует внести половину, а если сблизи, возместить в размере ущерба. И по тому, как они оценят случившееся, в зависимости от этого выносится соответствующий приговор. [136]

152

ОБ ОТДАЧЕ ВЕЩИ НА ХРАНЕНИЕ

Если кто даст человеку вещь на сохранение и ее украдут, то нужно расследовать, украли ли одновременно и из вещей хранителя, и это нужно выяснить путем клятвы под присягой; а если были украдены и вещи того человека, обоим следует производить розыски похитителя, пока они его не найдут. Но если украли только вещь (отданную на хранение), то этот случай подозрителен; следовательно, пусть он ему даст срок для нахождения вора, а если он не будет найден, то дело нужно вести под присягой, уплатой половины стоимости вещи или таким решением, которое примет судья на основании фактов, выясненных путем допроса обеих сторон, свидетелей и соседей, по справедливости и беспристрастно.

153

О БРЫКЛИВЫХ ЖИВОТНЫХ

Если у кого есть вьючное животное или корова, и животное брыкливо (или бодливо), а хозяину скажут: «Убери отсюда животное!», но он его не уберет и оно ударит и убьет человека, то его вместе с хозяином следует побить камнями или же хозяин должен выкупить себя на [137] суде; но если животное только ударило, но не убило никого, то побивают только животное. Также, когда животные убивают друг друга, если было предупреждение: «Удержи свое животное, оно брыкливо», и он его не удержал, то животное отдается хозяину убитого, и он владеет им в качестве пены за свое собственное; а если не было предупреждения, то пусть продадут брыкливое животное и поделят цену поровну между обоими (хозяевами).

154

О НЕПРИКРЫТОМ КОЛОДЦЕ, КУДА МОЖЕТ УПАСТЬ ЖИВОТНОЕ

Если кто оставит свой колодец неприкрытым и в него упадет животное, то пусть владелец колодца возьмет разбившееся животное и возместит за него в прежнем целом неповрежденном виде либо скотом, либо деньгами. А если (в неприкрытый колодец упадет и) убьется человек, то владелец должен уплатить цену крови, или пусть его самого убьют в возмещение за того, но если это произошло днем, то он платит только половину. Это относится также к тому человеку, который упадет в колодец в пьяном виде. [138]

155

О ПОГИБШЕМ ВЬЮЧНОМ ЖИВОТНОМ

Если кто погубит чье-нибудь вьючное животное, он должен возместить ущерб: а именно, если он загнал его, выполняя поручение, — в однократном размере, а если без поручения — в двойном.

Далее относительно брыкливости: если хозяин (заранее) заявит, что животное брыкается, то он должен возместить половину в случае убиения, а при ранении он должен возмещать расходы на лечение вплоть до исцеления.

А если оно убьет кого-нибудь из его близких, азата или слугу, он должен искупить свою вину в соответствии с каноническим наказанием, налагаемым на него вардапетом или епископом.

156

О КРАЖЕ ХРИСТИАНИНА И ПРОДАЖЕ ЕГО НЕВЕРНЫМ

Тот, кто украдет христианина, уведет его и продаст неверным, тому по старому закону невозможно оставаться в живых. Но можно оказать ему снисхождение, если он сможет освободить и вернуть раба, выкрав или выкупив его, после чего он сам наказывается тюрьмой до самой смерти. Это пусть решает судья по своему усмотрению, и если он велит ослепить его на оба глаза, то он достоин этого. [139]

157

ОБ УБИЙСТВЕ ЧЕЛОВЕКА НА ГОРЕ ИЛИ В ПОЛЕ

Если где-нибудь убьют человека — на горе или в поле, то пусть сначала выступят присутствовавшие в том месте люди и соберут добродетельных мужчин других поселений и отмерят, к какой местности ближе лежит убитый; и после этого жители той местности, близ которой он лежит, должны купить саван и восковые свечи и устроить похороны, если он был христианином. И если не явится хозяин убитого, то не последует денежного возмещения. Но если явится хозяин, то пусть эта деревня, близ которой он лежит, платит цену крови.

А в случае, если дети во время игры убьют друг друга, требуется принять во внимание возраст убийцы: а именно, если ему больше двенадцати лет, его наказывают как убийцу, но если ему только одиннадцать лет, его приговаривают к половине наказания, а если ему еще меньше, то денежный штраф будет соответственно ниже.

158

О НАНЕСЕННОМ УЩЕРБЕ ИЛИ РАНЕНИИ РЕБЕНКОМ ДРУГОГО РЕБЕНКА

Если ребенок нанесет ущерб другому, поранив его или причинив перелом, то следует в равной мере [140] принять во внимание возраст и ранение, и соответственно возлагать расходы на лекарства.

Если один при купании, ныряя, потопит другого, следует принять во внимание его возраст и физические свойства, и приговор выносят такой же, какой изложен выше.

159

О РЕБЯЧЕСТВЕ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО НАСТУПАЕТ СМЕРТЬ

Если дети играют и на спор прыгают вниз с высокого места, и от этого последует смерть, то надо учесть возраст и соотношение роста детей, как и в вышеописанном случае. Если они в ребяческом возрасте, то половина возмещения или денежного штрафа ложится на того, кто побудил своего товарища держать пари; а в случае ранения, расходы на лекарство налагаются в зависимости от возраста ребенка. Но если дети находятся в более зрелом возрасте, тогда применяется половина наказания за убийство.

160

О ДЕТЯХ, ПОДНИМАЮЩИХ НА СПОР ТЯЖЕСТИ

Если они (дети) на спор подымают тяжести или испытывают силу, как принято у детей во время игры, то тот, кто [141] побуждает другого на подобное и по его побуждению пострадает товарищ, он точно так же должен отвечать за половину ущерба, как написано выше.

161

О ПЬЯНИЦАХ, ВЫЗЫВАЮЩИХ СКАНДАЛ И УЩЕРБ

Закон требует судить подобных людей двояко: во-первых, за пьянство, ибо показывает его лицо, поскольку он из-за своего неумеренного питья вызвал скандал (драку), вследствие чего потом возник ущерб, во-вторых, за причиненный им ущерб и стоимость ущерба.

Если налицо смерть, то следует узнать, на чьей стороне вина. Если виноват тот, кто убит, то за него следует внести цену крови; а если виноват убийца, то его следует судить как убийцу соответственно тому, как написано многократно.

А если имеется смертельное ранение, то тот, кто совершил его, должен платить расходы на лечение пострадавшего, а его держат в тюрьме в зависимости от тяжести побоев и требуют возмещения ущерба, нанесенного тому его поступком. Закон разрешает за совершенное убийство отрубить руку, но судья имеет право по своему усмотрению, из милостивого сочувствия, сохранить ему руку и заменить более мягким наказанием. [142]

162

О ПЬЯНСТВЕ ЦЕРКОВНИКОВ

О пьянстве церковников закон гласит, что пища и питье служат единственно для той цели, чтобы плоть была наполнена и насыщена, а что сверх того употребляется, то это и есть причина бесчестия, подлости, жадности и всякого зла. И вообще человеку неприлично делать такие вещи, в особенности для священника или церковнослужителя; кто это делает, тому нельзя в божьем храме совершать ни богослужений, ни литургии, пока он не перенесет такого канонического наказания от епископа и вардапета, которое по заслугам налагается на него.

163

О НЕВОЛЬНОМ УБИЙСТВЕ

Закон повелевает: если кто идет своей дорогой, которая занята разбойниками для убийствам грабежа, и прохожий даст отпор и убьет занявших дорогу, то он не отвечает за кровь, а скорее достоин похвалы и награды.

Однако во имя покорности церкви, он обязан с раскаянием признаться в своей вине [143] исповеднику и получить отпущение, если он христианин.

Но он не должен нести никакого наказания, а также денежного штрафа перед судом за убийство.

А если убийцей разбойника явится священник, за то, что он предвосхитил и убил того, кто намеревался убить как его, так и других, он не должен потерять своего сана, но пусть во имя послушания он исповедается своему епископу и попросит отпущения грехов; и он может дальше служить священником; епископ должен подчиниться этому закону и дать ему отпущение грехов.

164

ОБ УДУШЕНИИ РЕБЕНКА РАДИ РАЗВРАТА

Если кто задушит или убьет ребенка ради разврата или другого позорного действия, закон повелевает, что так же, как он не может вновь оживить его, так и поступок не может быть искуплен, т. е. он должен умереть такой же смертью, как и тот ребенок, будь то мужчина или женщина, или оба. Однако при случайном несчастном случае вступает в силу наказание в зависимости от того, что ему назначат епископ и вардапет. [144]

165

О БЕЗБОЖНИКАХ, ГРАБЯЩИХ МЕРТВЕЦОВ

Относительно тех безбожных людей, которые грабят трупы, закон повелевает, что если его застигнут на месте, и он сразу признает себя виновным, то не должен умереть. Но если не признает, то для такого не существует ни искупления, ни снисхождения, ни перед церковью, ни перед судом, разве только он лично откупится, согласно предписания о цене за кровь. И его предупреждают: если он снова сделает, то должен умереть или будет заживо похоронен, или будет брошен в тюрьму, пока не умрет.

166

О НАКАЗАНИИ ЗА ПОБОИ И РАНЕНИЕ

В случае, если человек побьет и поранит другого, закон повелевает, чтобы было око за око, зуб за зуб, рука за руку, рана за рану, ибо старый закон гласит так: «Что плохо тебе, того не делай и ближнему!» Но Христос изменил старое на новое: «Никому не воздавайте злом за зло!»

А если кто совершит это, то, собственно, по закону судьи должны дать ему испробовать то же [145] наказание. А если судьи с согласия побитого снизят наказание до платы за возмещение и если имеется перелом (любой части тела) или выбит зуб, то цена искупления должна составить 26 мсхалов золотых декан чистого золота. Если кого-нибудь побили, и побои тяжелые, но потом видели, что побитый расхаживал, если он умрет лишь потом, то это освобождает побившего от вины в его смерти перед мирским судом, и он предстает перед церковным судом для искупления через покаяние. Но за побои мирской суд может взимать денежный штраф, и сумма обращается либо на лекарство и расходы по лечению родственникам (умершего от ран), либо за упокой его души.

Но относительно менее опасных побоев, за синяки 41, пощечины или сильный толчок закон повелевает наказывать за это избиением и поркой так, чтобы удовлетворить судью и чтобы провинившийся после наказания больше не ввязывался в драку.

167

О ПРИТЕСНЕНИИ БЕДНЫХ

Закон повелевает, что если кто притесняет бедных и не уплачивает ему (положенную) плату в назначенный срок или урежет ее, и бедняк пойдет в суд с жалобой, [146] то суд должен заставить обидчика платить и наложить на него, кроме того, денежный штраф в том же размере в пользу казны.

168

О СМЕРТИ ПРЕСТУПНИКА ДО НАКАЗАНИЯ

Если кто за преступление приговорен к смерти и в случае, если он (до исполнения приговора) умрет естественной смертью, то неправильно на основании того, что он умер, считать его свободным, а он должен быть повешен, это будет законно. Но его не следует оставлять дольше одного дня на виселице, после чего надо его убрать и похоронить, дабы таким образом исполнилось проклятие, довлеющее над повешенным, как если бы он на самом деле умер той же смертью.

169

О РЕМЕСЛЕННИКАХ

Ремесленник, который берется за плату изготовить для кого-нибудь вещь или же произвести работу аккордным путем и выполняет обязательство не так, как было условлено, и не удовлетворяет заказчика, то он или должен снова изготовить заказ, удовлетворяющий (клиента), или же полностью вернуть плату и материал, полученные им; в противном случае он должен вернуть стоимость материала по решению суда. [147]

А если он украл что-нибудь из материала, то должен вернуть его; и он осуждается законом, установленным для воров; а если потеряет его, то должен заплатить за него. А если порученный ему материал вследствие задержки (производства) был изъеден молью или другими насекомыми, то закон предписывает платить возмещение, как положено, ибо он был передан ему не для порчи, а для переработки. А если его украдет вор, и хранивший приведет доказательства, что вор украл и его личное имущество, то хранивший не отвечает и не должен возмещать. А если пропала только вещь (работодателя), а вещи хранившего остались, судья должен назначить детальное обследование и выяснить действительное положение дел, честен ли хранивший; тогда он должен платить только половину возмещения; или же не дал ли он своей беспечностью повода для кражи, и тогда он должен платить полностью за ущерб.

Если враг произведет пожар или разбой и унесет вещь, то ему (ремесленнику) не нужно возмещать. А если пропадет вещь, которая была дана под залог, то он должен возмещать.

Но если произойдет поджог со стороны недоброжелателя (заказчика) или огонь перекинется от (другого) большого пожара и вещь сгорит, то он не должен возмещать (ущерба). А если поджог совершит хранящий вещь, то он обязан возместить владельцу. [148]

170

О НАЕМНЫХ РАБОТНИКАХ

Наемный работник, который во время работы на хозяина сломает инструмент, не должен возмещать; но если он причинит ущерб преднамеренно, то должен возместить.

Наемному работнику, приходящему с собственным инструментом, получающему жалованье и работающему, хозяин не должен давать возмещения (за возможную поломку инструмента).

Кроме того, если он сломает хозяйский инструмент во время частной работы па себя, он не платит возмещения; но если он взял его без разрешения хозяина и испортил, тогда он должен платить.

И на основании этого закон повелевает, что если кто противится и желает преднамеренно вредить, он должен уплатить из своего кошелька.

171

О МНОГИХ РАЗНЫХ ЛЮДЯХ И РЫЦАРЯХ

Закон гласит, что род человеческий распадается на много классов: ибо есть азаты и рыцари и те, кто не таков и имеет иные занятия.

А если служивый человек умирает при исполнении своего дела, хозяева за него не отвечают, особенно тот хозяин, который принял все меры предосторожности и предупреждал работников и крепостных об осторожности. [149]

Но если хозяин пошлет слугу на такую работу, которая не является его делом и которому он не обучен, в результате чего тот понесет ущерб, то он (хозяин) несет ответственность и отвечает за его смерть.

Также если кто, не заботясь об опасности, пошлет слугу (за чем-нибудь) и тот умрет, то он также отвечает за его смерть.

172

О НАПАДЕНИИ И ГРАБЕЖЕ СОСЕДНЕЙ СТРАНЫ

Закон повелевает, что если кто-либо из христиан произведет налет и грабеж в стране своего соседа (христианина) и явится причиной смерти и разрушения, особенно с помощью неверных, пусть его проклянут и лишат отцовского наследства; и это предписание устами Моисея изрек бог. Далее закон повелевает, что лучше такого схватить и изгнать, чем допустить присягу на кресте и евангелии. Ибо хотя Моисей изрек: «Присягни клятвенно против такового и уничтожь его!», но нам Христос велел «не клянись». Если все же дело дойдет до клятвы и решение примут таким путем, то он должен претерпеть наказание и покаяние.

173

О ГРАНИЦАХ

Далее Моисей повелевает: «Не отодвигай границ твоих соседей, [150] установленных праотцами». Но охраняй их по справедливости, по праву таким образом, чтобы если их отодвинут, возврат имущества происходил бы законно, а не насильственно. В противном же случае он должен быть наказан судом и законом.

174

О (СЛУЧАЙНОМ) УБИЙСТВЕ ТОВАРИЩА НА ВОЙНЕ

Тот, кто по неведению убьет своего товарища на войне в сумятице или во время сечи, по закону не несет за это ответственности. Однако его следует для полного очищения на три года отлучить от общины, он должен давать милостыню, чтобы каяться по совести.

За этим должны следить судьи, чтобы воздерживались от (пролития) невинной крови.

175

О ПРИСВОЕНИИ ЧУЖОГО ДОБРА

Если кто присвоит чужое добро, то пусть возместит в четырехкратном размере и будет наказан. В противном случае пусть отдаст бедным, и это приемлемо.

Также и ремесленник, укравший чью-нибудь вещь, должен возместить хозяину в четырехкратном размере. В противном случае он должен отдать ее бедным, после чего получает наказание. [151]

176

О ПОСТРОЙКЕ НОВОЙ ДЕРЕВНИ

Если кто строит новую деревню, то не должен сразу производить размежевание участков, пока не прибудут все и не займут своих мест, так как его могут притеснить, затем отнять у одних и разделить между другими.

А если село разрушено и вновь строится, то они должны сохранить старое, еще распознаваемое деление; или же повое деление следует произвести так, чтобы это не влияло на других лиц, пока поселок не будет заселен, а когда он наполнен, лишь тогда нужно предпринять правильное, окончательное размежевание. Но им следует прежде всего выделить долю церковного владения, затем участок старшин того поселения, а потом участки остальных.

177

О ЧЕЛОВЕКЕ, ПОСЫЛАЮЩЕМ СВОЕГО РАБОТНИКА В ОПАСНОЕ МЕСТО

Если кто пошлет человека на работу в опасное место и там его убьют, тот отвечает за кровь.

Однако надо учитывать, как он был послан: пошел ли он охотно или был послан насильно. [152]

Если он шел охотно и получал плату за ту работу, то нет вины, а в противном случае вина налицо.

Также если кто работает за плату и что-нибудь делает, а парон напоминает ему об осторожности, говоря: «Остерегайся того-то и того-то», и он этого не делает и в результате получает повреждение, тогда тот не отвечает.

Но в противном случае, если он его беспечно послал на опасное дело, то отвечает за это.

178

О ВОЗМЕЩЕНИИ УЩЕРБА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДЫ

Если кто по арыку отводит воду для своих нужд и после использования выпускает воду, так что она наносит вред другим, то, если он раньше предупреждал того, кто потерпел ущерб, он должен возместить половину ущерба, а в противном случае, если он без предупреждения выпустил воду и беспечно дал ей утечь, то должен возместить сполна, особенно если действовал злоумышленно. Но следует подробно исследовать причину, не произошло ли это ночью неожиданно, произведено ли это работником, или по какой-либо еще другой причине, и соответственно этому следует возмещать ущерб; таков сей закон.

Точно так же, если кто заставит человека взобраться на дерево или скалу или на необузданного скакуна, и человек погибнет, то [153] он виновен в его крови. А если тот взобрался по своей воле или же за плату, то он не виновен. В каждом из обоих этих случаев речь идет о преднамеренном или невольном поступке.

179

О ВРАЧЕВАНИИ

Великое дело — врачебное искусство, необходимое для исцеления людей, однако множество убийств происходит вследствие ошибочного его применения. Происходит это иногда преднамеренно, иногда бывает оттого, что врач несведущ и не узнает болезнь, вследствие чего убивает больного, или он завидует коллеге и поэтому (вызывает смерть); или же это происходит потому, что врачи выпускают своих учеников преждевременно, еще незрелыми и дают им полномочия. Очень часто причиной (смерти) является то, что (врачи) путают одни болезни с другими; и все подобные случаи перед законом считаются преднамеренным убийством.

Частично же вина — на стороне больного: либо вследствие непослушания больного, или от питания, или от работы, или от прочих подобных причин, или она происходит от нерасторопности служителей (больницы).

Далее может еще случиться, что врач очень занят и, совершая (непоправимую) ошибку, не пойдет к больному, или же даст лекарство для облегчения, а оно вызовет ухудшение; то же самое может произойти и от вскрытия, удаления, или прижигания раны.

[154] Все это надо расследовать и уточнить; если ошибка совершена преднамеренно или по небрежности, то сделавший ее должен поплатиться жизнью, как виновник смерти. Но если ошибка невольная, в чем сам он признается, то он подлежит покаянию. А если дело попадет в суд и будет доказано, что ошибка совершена не по умыслу и не случайно, но находится посредине, то его надо присудить к денежному штрафу и тюрьме по достоинству для устрашения и напоминания об осторожности другим.

180

О ПРЕДНАМЕРЕННОМ И НЕВОЛЬНОМ УБИЙСТВЕ

Если у кого-либо при рубке дров вывалится топор и попадет в человека и убьет его, или если катится дерево или камень и ударит и убьет (человека), или если он убьет при очищении пашни и садов от камней, или если при бросании камня на дерево он пролетит через (крону) и попадет и убьет, а также если он застрянет и лишь спустя некоторое время свалится и убьет человека; или если отец при наказании сына забьет насмерть, или же учитель своего ученика, или мать — свою дочь, или свекровь свою невестку, или парон своего слугу, или госпожа свою служанку, так что наступит каким-либо образом смерть, или если растопчут кого-то конем, или переедут насмерть телегой; или если охотник пустит стрелу во время охоты в воздух, а она настигнет и убьет (человека) [155] или еще другой вид убийства, если человек за спиной человека или брат за спиной брата вынет из ножен кинжал или саблю и устремится к нему, а тот в страхе повернется и убьет его, или если человек окажется среди убийц и они намереваются убить его, а он повернется и благодаря своей ловкости убьет их, разбойников, — в этих случаях поступок смешанный между преднамеренным и случайным (убийством).

181

О РАЗЛИЧНЫХ СЛУЧАЯХ УБИЙСТВА

Таков же и случай, имеющий двоякий характер (преднамеренность и случайность), если кто, думая, что убивает врага, попадет в товарища и убьет его.

А умышленным убийством считается, если кто-либо, ударив, сшибет другого колом и убьет или если ударит его камнем, а этот последний случай — тот же, как если бы его ударили мечом и убили.

Таких различных случаев убийства множество; но и по приведенным примерам можно судить и об остальных. Бывают также случаи, когда убивают ядом или вызывают смерть любовным напитком. Их тоже засчитывают в категорию виновников смерти (умышленное убийство), будь то мужчина или женщина, так что за это следует наказывать смертью.

Таковы преднамеренное и случайное (убийство) и те, что находятся между ними как смешанные. А [156] если дело дойдет до канона и церковной исповеди, то каноническое наказание и искупление для убивших зависит от вардапетов. Напротив, если дело попадет в суд, тогда процесс произойдет по порядку, установленному царями, а именно: если язычник или христианин убьет христианина, и он не раскается, а еще злорадствует по поводу убийства по какой бы то ни было причине, то это рассматривается как преднамереннее убийство, и закон об убийстве таков, что и он должен быть убит; также и в случае, когда совершивший невольное убийство и, не будучи его врагом, выразит радость (по поводу убийства), то и тогда оно рассматривается как преднамеренное, и если ему окажут исключительную милость (и только в этом случае), он наказывается вполовину, но если поступок безусловно невольный, то требуется половина (денег за ущерб); и также если поступок смешанный между преднамеренным и случайным, опять требуется половина штрафа. И пусть этого примера будет достаточно.

182

О НАКАЗАНИИ ЗА УБИЙСТВО

Если кто в возрасте полной зрелости из злобы убивает или вовлекает другого в дело, от которого тот гибнет, то он отвечает [157] за смерть; а если тот получит перелом или рану, то он должен дать на расходы врачу и за лекарства, за пищу и убыток, возникший вследствие этого.

А если он еще находится в половине зрелости, то должен платить половину денежного штрафа.

Если поступок совершен в шутку, закон один и тот же, а если допустят снисхождение за шутку, то вступает в силу половина или только треть (наказания).

Также обстоит и с церковным покаянием, если дело не доведут до мирского суда; а если его передадут (мирскому) судопроизводству, то действует то право, которое суд назначит.

Если виновный несовершеннолетний, то следует принять во внимание его возраст и поступать соответственно этому, как было указано выше для возраста от 12-ти до 15-ти лет; также нужно учитывать злостность, мстительность, преднамеренность или невольность, а далее откроется действительное положение вещей, согласно тому, будет ли виновный после убийства плакать и тосковать или же выражать душевную радость и смеяться. Также если присутствует мусульманин, и он осмелится радоваться по поводу гибели христианина, его нужно присудить к половине платы за кровь; ибо почему он осмелился издеваться?!

Если же (скакун) неожиданно сорвется, на быстром бегу (налетит) на человека и убьет или поранит, то тот, кто испугал (животное), должен платить штраф; неверный — [158] половину, а если это христианин — четверть. Также и за перелом и рану; в зависимости от ее тяжести должен быть и размер штрафа. И даже если ущерб произойдет от друзей, все же нельзя оставить это так, а нужно налагать какой-нибудь денежный штраф, чтобы люди были осторожны.

183

О ТЕХ, КТО СКУПИТСЯ ДАВАТЬ ПЛАТУ ТАРАПЯЛУ

Не скупись давать плату тарапялам (бедным) или то, что положено убогим (каротялам) или тем, кого ты для своих нужд вызываешь из городов. Ибо божье солнце светит над ним (наемным работником) гак же, как и над тобой, а это — его надежда и его жизнь.

Если ты удерживаешь его плату (или урезываешь), пусть он пожалуется Господу и Господь услышит его голос, а если он пожалуется в суд, то законно, чтобы ты ему уплатил требуемую сумму и сверх того суд взыскал бы с тебя еще такую же сумму.

184

О ПОРЯДКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОГО ДОМА

Закон повелевает: если кто строит новый дом, должен огородить крышу, чтобы никто не упал и не погиб. В противном случае он отвечает за кровь и должен платить всю цену (крови). [159]

185

О ПРЕДНАМЕРЕННОМ ПОДЖОГЕ ДОМА

Если человек преднамеренно совершает поджог, нужно исследовать, не произошло ли это, возможно, вследствие ошибки или в драке, или не был ли он пьян; в этом случае дело обстоит иначе, и виновного следует исправить тюрьмой, поркой и пыткой.

А если, напротив, поступок совершен по злобе, тот, кто осмелился на это, — нечестивец, и если его застанут при таком преступлении, его следует приговорить к сожжению и дать из его вещей возмещение в двойном размере за ущерб от пожара, каков бы он (ущерб) ни был.

186

ОБ АРЕНДЕ СОСУДА

Если кто возьмет в аренду у другого какой-либо сосуд для пользования, то должен дать ему как арендную плату, так и посуду, а если он ее потеряет или поломает, то должен либо найти (сосуд), либо уплатить его стоимость.

Но если враг произведет разбой и вместе с тем заодно утащит сосуд, то взявший (сосуд в аренду) не обязан возмещать. А если он (враг) заберет только взятый в пользование прибор, то возмещение должно последовать на основании проверки, если она производится по положенной форме, о которой мы уже писали. [160]

187

О СДАЧЕ ЖИВОТНОГО НА СОХРАНЕНИЕ СВОЕМУ БЛИЖНЕМУ

Если кто даст свое животное, какого бы вида оно ни было, своему ближнему на сохранение, и оно погибнет или получит перелом, или его украдут, или уведут при набеге, то он (хранитель) должен искренно поклясться, что оно не было ни подарено им в качестве взятки, ни убито с его согласия, и не произошло это от его беспечности; в этом случае он освобождается от возмещения.

А если оно станет жертвой хищника, и если это — домашнее животное, и оно было передано ему с условием, что он будет держать его в доме, а он выпустил его, почему оно и было съедено, в этом случае он должен возмещать ущерб.

А если оно убежало из стада, то пусть он принесет свидетельства из той деревни и доставит хозяину доказательства, тогда будет свободен.

Если же за хранение животного давали плату, то он тем белее обязан возмещать по закону, ибо плата давалась ему за то, чтобы он охранял животное, а не терял его. Это в том случае, если не найдут вора.

А если вора найдут, его наказывают, а если нет, то возмещение (за пропавшее животное) нужно определять по вышеописанному правилу, в зависимости от обычаев и правил каждого края и данной договоренности о взятии на хранение, соответственно этому должно приниматься судебное решение. [161]

188

О ТЕХ, КТО ДАЕТ ВЗАЙМЫ ПОД ПРОЦЕНТЫ

Если кто дает взаймы, то недопустимо, чтобы он брал проценты, ибо Господь запретил это в законе, в особенности с детей человека, взявшего сумму. Ибо если отец умер, дети совсем не обязаны платить проценты и нет такого закона.

189

ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ПЛОДОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ

Если кто в гневе пойдет и срежет у другого плодовое дерево, то закон повелевает, чтобы его заставили снова посадить дерево. Затем следует выяснить стоимость дерева и количество ежегодно получаемых с него плодов, и тот должен ежегодно возмещать хозяину дерева его урожай, пока вновь посаженное дерево не станет давать урожая в размере того (срубленного) дерева.

190

О (РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ ЗАКОНАМИ) СУДЕБНЫМИ И КАНОНИЧЕСКИМИ

Каноны и суды отличаются следующим образом:

Каноны — это крепость, и как только грешник своими устами признает свой грех, то они налагают на него искупление покаянием, и как только он войдет в крепость, он избавляется от смерти.

Суд же не дает грешнику ни искупления ни прощения. [162]

Дело в том, что грешить по своей воле — присуще человеку, презирающему закон божий и судейский и забывающему страх перед законом, который он выкинул из головы; вследствие этого нарушитель обманывает своего ближнего, наносит убыток, грабит и вредит ему, от чего затем возникает еще большее зло: подкуп, лжесвидетельство и еще многие другие преступления.

А если нарушитель, раскаявшись, ищет убежища в церкви и канонах, то они милосердно обязуют его возвратить краденое и искупить свою вину. В противном случае, если нарушитель попадет в суд, закон потребует от него возвратить то, что захвачено, и к тому же лично испить ту чащу, которую он дал выпить своему ближнему; закон спросит с него столько же, сколько этого заслуживает совершеннее им насилие.

Так, например, закон повелевает, если кто бьет животное, узнать действительные причины избиения: если это делалось из ненависти к мстительности, причем животное ему не причинило никакого вреда, то нужно дать истязателю те же удары, какие он давал невинному животному, а если (животное) получило повреждение, то нужно судом установить взимаемую за это сумму с учетом причиненных животному истязаний и соответственным вычетом их; но если он его не бил, а терпел и подает жалобу, то должен получить вознаграждение (от хозяина животного) за причиненный ему ущерб полностью. [163]

Закон не дозволяет доверять высказыванию одного единственного свидетеля против кого-либо, а требует установления положения дел при помощи двух или трех свидетелей. А если против кого-нибудь выступит лжесвидетель, на этот случай закон повелевает налагать на лжесвидетеля такого рода наказание, которое должен был претерпеть невиновный на основании лжесвидетельства, будь то смерть или телесное наказание, или денежный штраф. Но если виновный пойдет исповедаться, то каноны повелевают, чтобы он в течение пяти лет не переступал порога церкви, а молился бы вне ее и давал бедным подаяние, после чего опять получит право войти в общину. Между тем на него налагается покаяние в соответствии с его поступком.

191

О ПОМОЩИ ЗАПУТАВШЕМУСЯ НА ПРИВЯЗИ ЖИВОТНОМУ

Если кто увидит животное другого человека запутавшимся на привязи или где-нибудь запертым, или упавшим и разбившимся, то он должен пожалеть и освободить его, как свое собственное. Также если кто повстречает сбежавшего скакуна, то следует поймать его и не брать за это платы. Ибо если ты сегодня сделал это для своего ближнего, то завтра он сделает это для тебя: так велел Господь Моисею. А если ты об этом не заботишься и животное погибнет, то знай, что тот, кто взирал на это и не принял мер, должен заплатить. [164]

192

О ПТЕНЦАХ И ГНЕЗДАХ

Закон повелевает, что если ты найдешь гнездо с птенцами и на них или на яйцах самку, то не вреди матери! Пусть нашедший довольствуется птенцами и яйцами. В противном случае да будет на нем проклятие за то, что вредил матери.

193

ОБ ОСТОРОЖНОСТИ ПРИ ЖАТВЕ

Когда ты жнешь, то будь осторожен, дабы не собрать чего-нибудь и с поля твоего соседа; в этом случае это нечестно нажитое добро; и он возьмет за него твое; так повелел Господь.

194

О ТОМ, КТО ВХОДИТ В ВИНОГРАДНИК

Если ты войдешь в виноградник, который тебе не принадлежит, то можешь есть в свое удовольствие до насыщения; это тебе дозволено. Если же унесешь с собой от плодов, то это нечестно нажитое добро.

195

О ПЕРЕДАЧЕ ЛОШАДИ ИЛИ ДРУГОГО ВЬЮЧНОГО ЖИВОТНОГО

Если кто передаст человеку для выполнения работы лошадь или другое вьючное животное и [165] пошлет его куда-нибудь на работу, а он поведет его в воду или запутает в петле, или свалит в яму, или еще куда-нибудь, где оно повреждается или гибнет, то нужно подробно разузнать факт передачи и отсылки, каким образом это совершено, под влиянием ли спешки или способа верховой езды и управления, при какой скорости или каким образом произошли вред или гибель. А если это случилось потому, что пославший торопил непомерно, то тот, кто заездил животное, не несет вины; а если это вызвано намеренно, то от судьи зависит приговорить к денежному штрафу виновного в зависимости от тяжести проступка, особенно если хозяин заранее предупреждал нанимателя и давал ему перед происшествием указания, а тот поступал иначе, в этом случае он определенно обязан возместить, также в случае, если тот предупреждал: «Не бей», а он бил животное, вследствие чего оно помчалось, разбилось или погибло, тогда погубивший, если он совершеннолетний, должен за него заплатить.

Если же наниматель после предупреждения умрет, то хозяин вьючного животного не отвечает.

В противном случае он отвечает за случившееся, в особенности, если пострадавший ребенок или несведущий, и он обязан оплатить расходы на врача и за лекарства. Если же пострадает вьючное животное, то действует вышесказанное: если это вызвано работодателем, говорящим: «Хлестай!» или «Погоняй!» и тот выполнит приказ, [166] вследствие чего животное погибнет, то он (наниматель или наездник) не виновен; напротив, в случае, если он переступил приказ и стал причиной несчастного случая, поехав не той дорогой, которую указал хозяин, то он обязан возмещать сполна.

Однако в каждом отдельном случае от судебного расследования зависит приговор: наказание или оправдание.

196

ОБ УБИЙСТВЕ ЧЕЛОВЕКА ОДЕРЖИМЫМ

Если невменяемый по одержимости дьяволом и с его помощью убет человека, то следует точно установить: обстоит дело именно так и не было ли мести, после чего за него отвечает церковь и его не приговаривают судом, а в случае его исцеления налагается каноническое наказание той или иной силы, ибо действие произошло не от него, а от дьявола. Также все дела, которые, несомненно, являются дьявольскими, подлежат церкви, а не (мирским) судам.

197

О ЖИВОТНОМ, ОДЕРЖИМЫМ ДЬЯВОЛОМ

Если чье-нибудь животное одержимо дьяволом, то пусть его владельцы знают, что причиной этому — их грехи, а не грехи животного, причем Господь через [167] животных упрекает хозяина, пусть он посему остерегается, чтобы Господь не допустил перехода на него или на его ближних этой напасти.

Пусть он велит читать евангелие, содержит (животное) еще 40 дней, а потом заколет его и продаст неверным или раздаст.

А если оно исцелится, то это твое. Но если ты продашь его и напасть появится у него вновь в доме купившего, то он по праву может вернуть тебе, хозяину, и взять обратно покупную цену, если узнает, что напасть уже была у тебя (в доме).

198

О ПОВРЕЖДЕНИИ ВИНОГРАДНИКА ИЛИ ПОЛЯ СКОТОМ

Если скот пробирается в виноградник или сад, или поле, гумно, или в другие места и наносит вред, то для рогатого и мелкого скота должно быть устроено ограждение для удержания их, как и всякого вьючного животного; только для свиней не существует ограждения, которое бы задержало их; и при исчислении ущерба другими животными следует учесть и пастбище, а также пастуха и избиение, и убийство животных; и на этом основании должен быть установлен ущерб, а платить его должен пастух. Если же пастуха не было, а животное просто сбежало и так причинило повреждение, в этом случае хозяин животного должен платить за ущерб, а также пятину в казну. [168]

В этом отношении казна должна действовать решительно, ибо имеет долю (возмещение) ущерба, а крестьяне обычно быстро договариваются (чтобы обойти закон, и не платить штрафа (в казну), ибо они взаимно производят потравы и их животные при этом пасутся; собственно, убыток терпит парон. Посему положено, чтобы и возмещение совершалось по решению суда; а также, если потерпевший велит убить животных, решение должно приниматься согласно мнению суда и также за избиение и убийство животных или возмещать за это так, чтобы парон получил свою пятину платежа в возмещение. Ибо если парикос (крепостной) осмелится договориться с тем, кто нанесет ущерб, без суда, то он — вор и на него следует наложить двойной денежный штраф в виде возмещения в пользу казны.

Ущерб устанавливается по правилам, согласно которым для использования пастбища должен быть поставлен платный пастух, дабы не происходило ни вредительства, ни убийства.

Если же по скупости пастух не назначается, независимо от того ограждено ли поле, а хозяин поля, а затем суд трижды добром предупреждают хозяина скота, то, если он (хозяин поля) убьет скотину, это будет уместно. Если же он убьет (животное) без этого условия, то хозяин животного должен платить за ущерб (причиненный полю), а хозяин поля — за (повреждение (животного); а если он (хозяин поля) ударит или ранит [169] (животное), но не смертельно, то он должен возместить (лишь) за потерю работоспособности животного, но если рана неисцелима, а животное съедобно, то пусть он уплатит его стоимость и возьмет его себе; а если не съедобно, то же самое; а если он потеряет его, то обязан уплатить хозяину штраф в четверть всей стоимости животного, то же самое, если он отрежет ему хвост.

Однако следует при помощи опроса свидетелей точно расследовать и установить, не указывал ли он повторно хозяину животного и не ходил ли в суд и заявлял; а если он ходил туда, предупреждал и заявлял, то он не должен платить возмещения, а если и обязан, то очень мало.

Однако есть и такие, кто не имеет пашни и вообще другого имущества, и живет кочевьем. Ущерб от этих людей — другого рода, а также и наказание, ибо не может вся страна жить исключительно скотоводством, как туркмены, и это губит страну. Их нужно запугивать побоями и штрафами, дабы они так оберегали свой скот, чтобы он не причинял ущерба; или же они могут поселиться в необитаемом месте, как установлено для них. Впрочем, во всех случаях надо принимать во внимание, что для свиней нет ограждений, могущих удержать их: нужно держать свинопасов или разрушить соответствующее близлежащее поселение, (если же последнее пригодно для обитания), их (т. е. кочевников) убивают или изгоняют из заселенных местностей. [170]

Здесь еще следует записать о лошадях, буйволах и овцах. И следует знать, что названные три вида (скота) находятся под охраной паронов и царей, более, чем заселенные деревни, ибо поселение живет за счет лугов (незаселенных местностей) и его существование и благополучие обусловлено следующими двумя обстоятельствами — тем, что не разрешено на любом пустом месте строить деревню, ибо тогда не могут существовать ни табуны лошадей, ни что-либо другое; если бы не было ни лошадей, ни мелкого рогатого скота, то и пограничные области не могли бы ни существовать, ни оставаться свободными, ни защищаться, а без мелкого рогатого скота страна не могла бы продержаться.

Мы с полным правом пишем относительно селений, которые возникли на пустующих землях; если на их полях или лугах пасутся табуны лошадей, стада буйволов или отары овец, то ни в коем случае не должно происходить возмещения ущерба согласно этому нашему закону.

199

О ГРАНИЦАХ

Обозначение границ гор и равнин, городов, крепостей и селений должно производиться пограничными знаками и закрепляться документами, и в них должны [171] охраняться как сильные, так и слабые селения согласно их величине; (пограничные знаки) воды и земли, кустарников и деревьев, плодовых садов и стены должны быть увеличены, хотя и прежде были установлены границы. Ограждения, стоящие посередине между двумя областями, принадлежат одновременно обоим; этим поселение свободно разделяется, и нельзя протестовать против их установки и даже нельзя запретить установку их, если участок не является виноградником; нельзя этого делать и относительно стен домов и т. п.

200

О МЕЛЬНИКАХ

Относительно мельников закон повелевает, что следует брать знающих и надежных людей ради всеобщего благополучия, дабы они не портили муку; а если они ее испортят, то суду надлежит наказать их и наложить на них возмещение в двойном размере за убыток бедных; этих последних нельзя облагать для покрытия аренды и прибыли.

Между тем в отношении плохого качества муки нужно учитывать, не является ли причиной сырость или иное качество зерна.

А если он (мельник) пропускает его через жернов, то он возмещает хозяину в однократном размере; а если украдет, то в четырехкратном, а если намелет слишком грубую или слишком мелкую муку, [172] то пусть себе возьмет испорченную, а из хорошей муки возместит хозяину.

Стоимость помола устанавливается по обычаям страны и степени мощности мельницы и воды; а если (мельник) берет дороже, то его следует лишить всего его имущества, бросить в тюрьму и наложить покаяние.

201

О ВИНОГРАДНИКАХ И ВИНОГРАДАРЯХ

Хотя обычаи в каждой области разные, но то, что мы смогли выяснить из законов, должно оставаться в силе, дабы люди не причиняли друг другу убытка, и каждый по праву получил свою долю, мирно и спокойно.

И закон повелевает, кто обманет товарища или ограбит его, то у него пусть возьмут в двойном размере и отдадут потерпевшему.

В этом деле мы поступаем снисходительно, беря возмещение в двойном размере, потому что (поступок) связан с его собственным трудом, в противном случае, если имели место иная кража и насилие, не связанные с его заработком и обработкой, то в таких случаях возмещение должно быть в четырехкратном размере.

Но по закону положено установить на месте состояние и возможности платы. Также и [173] (относительно) платы мшаков, которым следует установить тариф, в зависимости от дороговизны и урожайности года; ибо без надлежащего тарифа, когда в стране строят...

202

О ПАСТУХАХ И ПАХАРЯХ

Так обстоит и с пастухами, пахарями и садовниками и другими им подобными (работниками), для которых в различных областях и краях имеются различные обычаи и установления, и жалование им платят не по единой норме. И законно, чтобы им полностью давали назначенную плату. А они со своей стороны обязаны добросовестно и хорошо хранить довереннее им добро.

Но если добро было испорчено зверьми или грызунами, и если свидетели подтвердят, что случай не вызван по его (пастуха) вине, а произошел помимо его воли, то он ничего не должен.

А если ущерб произошел из-за его лени, тогда его судят, и он полностью расплачивается за свою вину. В зависимости от тяжести поступка полностью или в половину: полностью — в том случае, если он действовал с явной беспечностью, в половину — в том случае, если его действия находятся между бдительностью и беспечностью. Однако не разрешается высчитывать сумму возмещения из его жалованья; наоборот, ему следует выдавать жалованье, а он обязан тебе возместить за ущерб. За [174] краденое, побитое, убитое и поломаное он должен возместить тебе беспрекословно; то же самое за выкидыш у скота.

А если животные дерутся, убивают друг друга по вине пастуха, который не вмешивался или не разделил их, то по закону размер штрафа выясняется при допросе и это относится как к крупному рогатому скоту, так и к табуну (лошадей), стадам мелкого рогатого скота и вообще ко всем четвероногим.


Комментарии

40. Парикос *** (греч.). По мнению проф. И. Карста, «парикосы» (parikos) это рабы, которые были прикреплены к земле Grundskiaven. По тексту Смбата — это крепостные труженики.

41. Синяк ***, как телесное повреждение, нанесение которого наказуемо законом, встречается только в «Судебнике» Смбата.

(пер. А. Г. Галстяна)
Текст воспроизведен по изданию: Смбат Спарапет. Судебник. Ереван. Айпетрат. 1958

© текст - Галстян А. Г. 1958
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
© OCR - Николаева Е. В. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Айпетрат. 1958