Комментарии

1 В гл. 11 ан-Насави пишет, что наубу Зу-л-Карнайна отбивало 27 человек. А перечень их имен, следующий далее, наводит на мысль об ошибке в тексте. Вместо «двенадцать» следует, как видно, читать «двадцать два».

1 Ранее (см. примеч. 81 к гл. 11) речь шла об одном сыне.

3 См. примеч. 84 к гл. 11.

4 См. примеч. 83 к гл. 11.

5 Сугнак (Сыгнак) — город на берегу Сырдарьи. Развалины находятся в 18 км к северу от станции Тюмень-Арык (Казахстан).

6 О садрах из рода Бурхан см. примеч. 90 к гл. 11. Об умерщвлении перечисленных лиц см. также: ал-Джувайни, 2, с. 466; Ибн Халдун, с. 240.

7 Бартольд. Сочинения, 3, с. 131: «На полпути между Ашхабадом и Кызыл-Арватом лежат руины города Дуруна, который в начале XIII в. получил имя Языр от живущих там туркменских племен». Развалины находятся близ станции Бахарден.

8 Вместе с Теркен-хатун из Хорезма выехал ее вазир Низам ал-Мулк Насир ад-Дин Мухаммад ибн Салих (ал-Джувайни, 2, с. 466). См. примеч. 87 к гл. 11.

9 Крепость Илал была расположена в верховьях р. Сари (Теджен) в области Дуданга в Табаристане. См.: Hudud, с. 77. По ал-Джувайни (2, с. 466), Теркен-хатун отправила часть семьи султана и сокровища в крепость Лариджан (ок. 80 км к с-в от Тегерана, в горах Демавенда).

10 Согласно Ибн ал-Асиру (9, с. 335), Теркен-хатун была взята в плен в 617 г. х. (1220 г. ). Вместе со всей свитой она была отправлена к Чингиз-хану в Талакан. Когда они предстали перед Чингиз-ханом, то вазир Насир ад-Дин был подвергнут пытке, а все дети хорезмшаха были умерщвлены. См.: ал-Джувайни, 2, С. 467—468; ср.: Бартольд. Сочинения, 1, с. 497—498; Kafesoglu, c. 270—271. Чингиз-хан, отправляясь в Монголию, остановился на несколько дней в Самарканде. Выезжая оттуда, «он приказал Теркен-хатун, матери султана Мухаммада, и его женам выйти вперед и громко оплакивать государство [хорезмшахов], пока монгольские войска не пройдут перед ними» (Рашид ад-Дин, пер., 1/2, с. 226). Теркен-хатун была привезена в Каракорум, где умерла в 630 г. х. О ее положении в монгольской столице см. также: ал-Джувайни, 2, с. 468; Ибн Халдун, c. 240.

11 Сарханг (перс. ) — воинский чин командира крупного отряда (в несколько сот человек). В армии хорезмшахов — командир отряда в 500 всадников.

12 По ал-Джувайни, две дочери хорезмшаха были отданы Джагатаю. Одну из них он сделал своей наложницей, а другую отдал своему вазиру Кутб ад-Дину Хабашу. Из доставшихся Огедею и Толи дочерей султана одна была отдана хаджибу ал-'Амиду.

13 Хан-Султан, дочь хорезмшаха, была выдана замуж за правителя Самарканда султана 'Усмана весной 597 г. х. О ней см. также гл. 85.

14 По другому сообщению (ал-Джувайни, 1, с. 126), Хан-Султан была отдана красильщику в Имиле (средневековый город в бассейне р. Или, близ совр. Чугучака). Красильщик женился на ней и прожил с ней до самой смерти.

15 При изучении истории государства Хорезмшахов периода правления султана Мухаммада отчетливо видна главенствующая роль его матери Теркен-хатун, чьи распоряжения и советы Мухаммад выполнял беспрекословно. В государстве сложилась своего рода диархия — абсолютным владыкой считался Мухаммад — хорезмшах и султан, но в действительности он был в полном подчинении своей матери. Наличие у нее собственного дивана ал-инша' говорит о ее независимом положении в решении вопросов государственного характера. После неудачного похода на Багдад хорезмшах обосновался в Самарканде, куда перенес свою резиденцию, а в столице государства — Гургандже — осталась Теркен-хатун со своим двором. Она имела также собственные владения икта'. См.: ал-Джувайни, 2, с. 466; Буниятов. Хорезмшахи, с. 87.

16 См. примеч. 141, 156 и 157 к гл. 16.

17 Келиф — город, расположенный на обоих берегах Амударьи. См.: ал-Козвини. Нузхат, С. 153; Бартольд. Сочинения, 1, с. 130—131. В списках Сират название города передается как Кутлуф. В каирском издании сочинения Х. Хамди в примечании к названию пишет: «Кутлуф — городок в Хорасане, между городами Балх и Мерв» (ан-Насави, Хамди, с. 100).

18 «Купол ислама в Восточных странах и Город мира (т. е. Багдад) этих стран» — Бухара, по ал-Джувайни (1, с. 102) и Рашид ад-Дину (пер., 1/2, с. 205), была осаждена монголами «в первых числах мухаррама 617 г. х. » (первая половина марта 1220 г. ). См.: Бар Эбрей, 2, с. 505: «в первом месяце 617 года арабов». Однако современники событий — Ибн ал-Асир (9, с. 332) и ал-Джузджани (1, с. 274; 2, с. 976) —дают более точную дату начала осады Бухары — месяц зу-л-хиджжа 616 г. х. (февраль 1220 г. ).

По сообщению источников, военачальники, бывшие в Бухаре (примеч. 144 к гл. 16), после трех дней осады приняли решение покинуть город и, прорвав кольцо монгольских войск, уйти в Хорасан. Однако монголы быстро настигли отступающие в беспорядке войска бухарского гарнизона и перебили большую часть их. Спасся только Инандж-хан, который успел переправиться через Аму-дарью. Оставшиеся без защитников горожане решили сдать город монголам. К Чингиз-хану была послана делегация во главе с кади Бадр ад-Дином Кади-ханом, и во вторник 4 зу-л-хиджжа 616 г. х. (10 февраля 1220 г. ) город был захвачен монголами. См.: Ибн ал-Асир, 9, с. 332. По ал-Джузджани (1, с. 274), Бухара была взята 10 зу-л-хиджжа (16 февраля). Согласно данным Юань ши, Бухара была взята монголами в третью луну года гян-гэна (5. IV—3. V 1220 г. ). См.: Мункуев, с. 99, примеч. 59.

Часть горожан и войск (по Ибн ал-Асиру — 400 воинов) укрылась в цитадели и сопротивлялась еще 12 дней. Город был разрушен и сожжен, часть жителей была перебита, а часть угнана к Самарканду и другим городам Хорезма, где монголы использовали их при осаде. Чингиз-хан назначил правителем захваченной Бухары баскака Таушу.

Подробно об осаде Бухары и действиях монголов в городе см.: Ибн ал-Асир, 9, С. 332—333; ал-Джувайни, 1, с. 97—109; Бар Эбрей, 2, с. 505—506; Рашид ад-Дин, пер., 1/2, С. 203—206; ср.: Бартольд. Сочинения, 1, с. 476—478; Kafesoglu, с. 261—264.

19 Баб ал-Абваб (Дербенд) — совр. Дербент.

20 Море Кулзум — Каспийское море.

21 Му'тозилиты — теологическое направление в исламе, связанное с умозрительной философией, в том числе атомистическим учением.

22 Покинув берега Амударьи, хорезмшах Мухаммад направился в Ирак. По пути его пытались убить его спутники — родственники Теркен-хатун из племени Уран. Однако он был предупрежден и бежал в Нишапур с несколькими телохранителями (Ибн ал-Асир, 9, с. 334; ал-Джувайни, 2, с. 109; ал-Джузджани, 1, с. 277; Рашид ад-Дин, пер., 1/2, с. 209—210). По пути в Нишапур хорезмшах остановился в крепости Калат, в округе Туса, но вскоре покинул ее и 12 сафара 617 г. х. (18. IV 1220 г. ) прибыл в Нишапур (см.: ал-Джувайни, 1, с. 171; 2, С. 379). По ал-Джувайни (2, с. 381), хорезмшах находился в Нишапуре до четверга 7 раби' I 617 г. х. (12. V 1220 г. ).

23 Тадж ад-Дин 'Умар ал-Бистами — один из шести назначенных хорезмшахом вакилдаров. См. примеч. 128 к гл. 13.

24 Бистам — город у отрогов Эльбурса. См.: Йакут, 2, с. 180—181.

25 Ардахн (Ардахин, Ардахан) — крепость в горах между Демавендом и Мазандараном, в трех днях пути от Рея. См.: Йакут, 1, с. 189; Бартольд. Сочинения, 1, с. 489.

26 После Нишапура хорезмшах, преследуемый отрядами Джэбэ-нойана и Сюбете-Бахадура, метался от одного города к другому и от одной крепости к другой, но везде встречал холодный прием у местных правителей, которых предостерегал письмами Чингиз-хан. Близ крепости Фарразин хорезмшах встретил сына Рукн ад-Дина с 30-тысячным отрядом войск. Отсюда они направились к крепости Карун (на одноименной горе между Реем и Табаристаном), где он оставил часть своего гарема. Отсюда он добрался до крепости Сарджахан (в Гиляне; см.: Йакут, 5, с. 64), где оставался в течение семи дней, после чего отправился к Исфизару (или Устундару; см.: Йакут, 1, с. 231), а затем у Амуля вышел к Каспийскому морю. См.: ал-Джувайни, 2, с. 381—385; ал-Джузджани, 1, с. 276—277; Рашид ад-Дин, пер., 1/2, с. 210—213; ср.: Бартольд. Сочинения, 1, с. 489 и сл. ; Kafesoglu, c. 279 и сл. Как видно из текста Сират, ан-Насави дает иное описание бегства хорезмшаха.

27 Даулатабад — селение в округе Рея.

27а Джил — совр. Гилян.

28 Мазандаран (совр. Мазендеран) — историческая область, более известна под названием Табаристан. В настоящее время одна из прикаспийских провинций в Северном Иране. См.: Бартольд. Сочинения, 7, с. 215—225.

29 Вероятно, это было село Дабуйе (или Дабуйи), близ Амуля. См.: ал-Джувайни, 2, с. 385.

30 Рукн ад-Дин Кабуд-Джама — правитель одноименного округа. См. примеч. 22 к гл. При монголах Рукн ад-Дин и его сын 'Имад ад-Даула Нусрат ад-Дин продолжали оставаться испахбадами округа Кабуд-Джама. См.: ал-Джувайни, l, C. 338, 351; 2, с. 486, 487, 542.

31 В. В. Бартольд (Сочинения, 1, с. 493) предполагает, что это был остров Ашур-Адэ (совр. Ашурада), расположенный близ города и гавани Абескуна (Абаскуна), у устья р. Горган. Ибн ал-Асир по этому поводу пишет (9, с. 334): «Он (хорезмшах) достиг гавани моря Табаристана, известной по имени Бар Сакун. У него там была крепость в море. Едва он и его спутники поднялись на корабли, появились татары, но они успели выйти в море». См. также: Ибн Халдун, с. 385.

32 Тадж ад-Дин ал-Хасан — мукта' Астрабада, второго по величине города области Джурджан, в 30 км к ю-в от Каспийского моря. См.: Йакут, 1, с. 224.

33 По ал-Джувайни (1, с. 279), хорезмшах Мухаммад умер в 617 г. х. Раверти же (см.: ал-Джузджани, 1, с. 277—279, примеч. 5) без указания источника датирует его смерть шаввалем 617 г. х. (29. XI—27. XII 1220 г. ). Очевидно, эта дата все же вероятна, ибо в «Стеле» Сун Цзы-чжэня и в «Биографии Елюй Чуцая» в Юань ши («История династии Юань» — официальной истории монголов, составленной в 1369 г., — Бартольд. Сочинения, 1, с. 93) говорится: «Когда зимой в году гян-гэн (6. II 1220—24. I 1221) раздался раскат грома и его величество [Чингиз-хан] спросил об этом [явлении], его превосходительство [Елюй Чуцай] сказал [ему]: “Со-ли-тань (т. е. султан Мухаммад) умрет в дикой местности!” Впоследствии действительно случилось так». См.: Мункуев, с. 70, 99, 186. Ибн ал-Асир (9, С. 334) говорит только, что хорезмшах умер в крепости на этом острове. Бар Эбрей пишет (2, с. 516): «В 620 году арабов (4. II 1223—23. I 1224) султан 'Ала' ад-Дин заперся в укрепленной крепости на берегу Гирканского моря и отдал душу всевышнему».

34 Чавуш — вестовой, младший воинский чин, выполняющий различные поручения (см.: ДТС, с. 142).

35 Ас-Суйути (с. 113) упоминает, что хорезмшах был завернут в саван слугой по имени Шаш ал-Фарраш. Это Мукарраб ад-Дин, о котором см. примеч. 14 к гл. 85.

36 Шихаб ад-Дин Абу Са'д ибн 'Имран ал-Хиваки — один из выдающихся деятелей государства Хорезмшахов — «столп веры и твердыня царства» (см.: ал-Козвини Закарийа', с. 529; ал-Джувайни, 1, с. 322). Когда в рамадане 600 г. х. (3. V—1. VI 1204 г. ) владетель Гура Шихаб ад-Дин Мухаммад ал-Гури (1203—1206) осадил столицу хорезмшахов Гургандж, имам Шихаб ад-Дин ал-Хиваки призвал жителей на защиту города. В 617 г. х., когда хорезмшах Мухаммад после убийства монгольских купцов созвал в Самарканде военный совет, то Шихаб ад-Дин ал-Хиваки, с мнением которого хорезмшах считался, предложил ему собрать все свои войска и напасть на уставших монголов, но Мухаммад, как мы видели, отклонил этот полезный совет. См.: Ибн ал-Асир, 9, с. 331.

37 Население Хивы, откуда происходил Шихаб ад-Дин ал-Хиваки, придерживалось шафиитского мазхаба ислама, тогда как жители других городов государства Хорезмшахов были ханафитами.

Имам Абу 'Абдаллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи'и (ум. в 820 г. ) — основатель мазхаба шафиитов.

38 'Имад ад-Дин Мухаммад ибн 'Умар ибн Хамза ан-Насави — один из представителей семейства ра'исов, правивших городом Наса (ум. в 1201 г. ). См.: ал-Казвини Закарийа', с. 465.

Другим представителем этого рода является сын упомянутого — Насир ад-Дин Са'ид. Упоминаемый в главах 28, 30, 31 Ихтийар ад-Дин Занги ибн Мухаммад ибн 'Умар ибн Хамза — второй сын 'Имад ад-Дина. В главах 29 и 45 говорится о Нусрат ад-Дине Хамзе ибн Мухаммаде ибн 'Умаре ибн Хамзе — двоюродном брате Ихтийар ад-Дина. См.: Ибн Халдун, с. 251.

39 Гиштасп (Гистасп, Виштасп) — в данном тексте правитель персов Дарий I (522—486 до н. э. ).

40 Тогачар-нойан — зять (кюреген) Чингиз-хана. В. В. Бартольд идентифицирует его с Токучаром (или Токочаром) из «Сокровенного сказания» (§ 257) и Рашид ад-Дина (пер., 1/2, с. 220). См.: Бартольд. Сочинения, 1, с. 491. Подробности см. у Дж. А. Бойля (ал-Джувайни, 1, с. 174—175, примеч. 11).

41 Берке-нойана В. В. Бартольд (Сочинения, 1, с. 491, примеч. 6) идентифицирует с Берке из племени джалаиров, который, по Рашид ад-Дину, сопровождал Джэбэ и Сюбете в их большом походе, но умер «на том берегу реки», т. е. на восточном берегу Амударьи. См.: Рашид ад-Дин, Березин, 7, с. 52.

42 Устува (Усту) — один из округов Хорасана с главным городом Хабушан (совр. Кучан). См.: Йакут, 1, с. 225; 3, с. 398.

43 Монголы перед Нишапуром в первый раз появились в ноябре 1220 г. Однако город оказал сопротивление, и монголы отступили. В сражении был убит Тогачар-нойан. Второй штурм Нишапура монголы начали в среду 7 апреля 1221 г., стены города были пробиты в пятницу 9-го, и в субботу 10 апреля город был взят. Подробности сражения за Нишапур см.: ал-Джувайни, 1, с. 169 и сл. Дата окружения Нишапура монголами, приводимая ан-Насави (конец 618 г. х., т. е. приблизительно декабрь 1221 — январь 1222 г. ), слишком далека от событий.

44 Хорезмского авантюриста 'Али Кух-и Даругана В. В. Бартольд (Сочинения, 5, с. 500) и Дж. А. Бойль (ал-Джувайни, 1, с. 124, примеч. 6) отождествляют с сипахсаларом 'Али Дуругини. Однако поведение первого в Хорасане совсем не вяжется со званием сипахсалара, т. е. командующего войсками, по крайней мере в масштабе провинции. Это мог быть также вождь племенных войск (см., например: Horst, с. 23, 39, 42, 110, 113, 116, 117—118 и т. д. ). Возможно, здесь совпадение имен двух разных людей. Ср.: Kafesoglu, с. 271, примеч. 169.

О событиях в Хорезме в это время см.: ал-Джувайни, 1, с. 123 и сл. ; 2, с. 401.

45 Так переводим слово 'аййар — «проходимец», «баламут». Однако 'аййары городов Ирана и Средней Азии были организованы в своеобразные отряды или братства с особым кодексом чести и поведения. См.: Беленицкий, с. 331—346; Большаков, с. 283—286.

46 Мушриф (производное от ашрафа — «наблюдать», «надзирать») — чиновник, служивший в финансово-контрольном управлении (диван ал-ишраф). См.: Horst, C. 38—39, 51—53.

47 Прозвище Шараф ад-Дина — Кёпек (Пёс) имеет написание кбк только в рук. В. В рук. P вторая буква в слове точки не имеет; в издании О. Удаса — кйк. В. В. Бартольд (1, с. 499, примеч. 4) считает, что «слово искажено в тексте Насави», и полагает, что должно быть вакил. У И. Кафесоглу (с. 271, примеч. 166) — вакил-и дар. Чтение Кёпек допустимо, ибо у Ибн Биби (с. 134—135, 177, 188, 191—200) встречается имя Са'д ад-Дин Кёпек. Ср. Кётек — мукта' Симнана в гл. 33.

48 О заговоре против Джалал ад-Дина см.: ал-Джувайни, 2, с. 402—403; ал- Джузджани, 1, с. 286; Рашид ад-Дин, пер., 1/2, с. 214.

49 Сподвижник Джалал ад-Дина Манкбурны — Дамир-Малик — возглавлял оборону Ходженда против монголов. Не удержав города, Дамир-Малик с тысячью воинов укрепился на острове посреди Сырдарьи. Совершая смелые вылазки, Дамир-Малик (ал-Джувайни сравнивает его подвиги с подвигами героя Шах-наме Рустама) нанес монголам большой урон. Однако из-за отсутствия оружия и припасов Дамир-Малик был вынужден покинуть остров и на лодках уйти вниз по реке. Преследуемый монголами, Дамир-Малик потерял всех своих воинов, но сумел уйти и присоединиться к Джалал ад-Дину, с которым находился до его последних дней. Подробности осады Ходженда и дальнейшей судьбы Дамир-Малика см.: ал-Джувайни, 1, с. 91—95; Рашид ад-Дин, пер., 1/2, С. 201—203. См. также недавно вышедший исторический роман узбекского писателя Мирмухсина «Темур-Малик» (Таш., 1986).

50 Личность Низам ад-Дина ас-Сам'ани идентифицировать не удалось. Возможно, он происходил из семьи известных мервских ученых, носивших эту нисбу. См.: ас-Субки, 1, с. 56, 186.

51 Пословица, восходящая к бейту неизвестного поэта доисламского периода. См.: ал-Хамадани, с. 252.

52 Личность этого монгольского военачальника установить не удалось. Однако он может быть одним из нойанов отряда Тогачара, штурмовавшего Насу.

53 Шахристана — город, находившийся а одном фарсахе севернее Насы. См.: Йакут, 5, с. 315—316.

54 Фарава, упоминаемая арабскими географами, предположительно идентифицируется с совр. Кызыл-Арватом. См.: Hudud, с. 133: «Фарава — рабат, расположенный на границе между Хорасаном и Дихистаном, на краю пустыни. Это пограничный пост против гузов». См.: Йакут, б, с. 325—326.

55 Двустишие из поминальных стихов Абу Таммама (ок. 805—846), посвященных одному из военачальников халифата, Мухаммаду ибн Хумайду ат-Туси, погибшему в 829 г. в войне с Бабеком (см.: Абу Таммам, с. 320).

56 По ал-Джувайни (2, с. 402—403), Узлаг-шах и Ак-шах были взяты монголами в плен и казнены через два дня. Рашид aд-Дин, пер., 1/2, с. 214: «Монголы, не зная, что это царевичи, перебили их со всеми людьми, которые были с ними».

57 Хасан (ок. 624—669) и Хусайн (убит в 680 г. ) — сыновья четвертого праведного халифа 'Али ибн Абу Талиба (656—661).

57а См. примеч. 38 к гл. 22.

58 Мискал — 24 карата — 4,68 г (Хинц, с. 13). Судя по цене, камни весили не три или четыре мискаля, а во много раз больше. У М. Минуви (ан-Hacaвu, Минуви, с. 90): «. . . вес каждого из них — три тысячи мискалей стоимостью тридцать динаров или меньше», что маловероятно.

59 Согласно ал-Джувайни (2, с. 403), Джалал ад-Дин оставался в пригороде Нишапура Шадйахе два или три дня и выехал в Газну 15 зу-л-хиджжа 617 г. х. (10. II 1221 г. ). Рашид ад-Дин (пер., 1/2, с. 214) сообщает, что Джалал ад-Дин пробыл в Шадйахе три дня, занимаясь приготовлениями к пути.

60 О деятельности Му'аййид ал-Мулка Кавам ад-Дина см. гл. 12.

61 Ал-Фаркадан — букв. «два теленка», две звезды в созвездии Малой Медведицы; ал-Джауза' — созвездие Близнецов.

62 По ал-Джувайни (2, с. 404), Джалал ад-Дин ушел из Заузана из-за враждебной встречи жителями, которые заявили, что если монголы нападут на него с одной стороны, то они, в свою очередь, забросают его камнями со стен крепости. Ср.: «И когда пришли к жителям селения, то попросили пищи, но те отказались принять их в гости» (Коран XVIII, 76).

63 Существовало три Талакана: Талакан (совр. Таликан) в Бадахшане; второй Талакан, разрушенный Чингиз-ханом, находился между Балхом и Мерв ар-Рудом (см.: ал-Джувайни, 1, с. 132); третий Талакан был близ Казвина. Здесь речь идет о Талакане бадахшанском.

64 Двоюродный брат Джалал ад-Дина, вали Герата Амин-Малик (у Ибн ал-Асира — Малик-хан; ал-Джузджани — «Малик-хан, который ранее носил имя Амин-и хаджиб»; в «Сокровенном сказании» и у Рашид ад-Дина — Хан-Мелик; ал-Джувайни — Амин-Малик, Йамин-Малик и Йамин ал-Мулк) был главой тюрок Канглы. Его дочь была замужем за Джалал ад-Дином.

Во время бегства хорезмшаха 'Ала' ад-Дина Мухаммада Амин-Малик, видя гибель государства, подчинился Чингиз-хану и получил от него ярлык. Вторгнувшиеся в Хорасан отряды Джэбэ и Сюбете получили приказ не грабить владения Амин-Малика. Однако двигавшиеся следом за основными силами монголов отряды Тогачар-нойана, нарушив запрет, занялись мародерством и встретили упорное сопротивление. Хотя Амин-Малик и сообщил Чингиз-хану о происшедшем, все же он, боясь гнева Чингиз-хана, ушел со своим 10-тысячным отрядом к Газне, тем более что к этому моменту он узнал о прибытии туда Джалал ад-Дина (см.: ал-Джувайни, 1, с. 287; Сокровенное сказание, § 257; Рашид ад-Дин, пер., 1/2, С. 220—221).

Герат — один из главных городов средневекового Хорасана, ныне в Афганистане. В 1221 г. был разрушен монголами, восстановлен в 1236 г.

65 Систан (Сиджистан, Сеистан) — в средние века обширная область на территории Ирана и Афганистана. Совр. Сеистан — пограничная с Пакистаном область на ю-в Ирана в составе провинции Керман. Подробнее см.: Бартольд. Сочинения, 7, с. 83—101.

66 Кандахар (совр. Кандагар) — город в Афганистане. См.: Йакут, 7, с. 167—168 (Кундухар).

67 О сражении у Кандахара сведений в других источниках нет. Ибн ал-Асир (9, с. 343) отмечает победу мусульман над монголами в трехдневном сражении в местности Балк, в округе Газны.

68 Вероятно, имеется в виду сочинение Ибн Хордадбеха.

69 О событиях в Бухаре до и после ее взятия монголами см. примеч. 44 к гл. 16 и примеч. 18 к гл. 20.

70 Абивард (Бавард) был расположен близ современного села Абивард, в 8 км от станции Каахка (Туркмения). См.: Йакут, 1, с. 102.

71 Сабзавар — город в Хорасане, по дороге из Нишапура в Рей.

72 Илчи-Пахлаван — один из военачальников Джалал ад-Дина. О нем см. также: ал-Джувайни, 2, с. 421, 427; Рашид ад-Дин, пер., 1/2, с. 241, 243.

73 Мерв был взят монголами 1 мухаррама 618 г. х. (25. II 1221 г. ). Правителем города монголы назначили эмира Дийа' ад-Дина 'Али, а шихной — монгола Бармаса.

13 рамадана 618 г. х. (31. X 1221 г. ) жители Мерва восстали и изгнали Бармаса. Дийа' ад-Дин не принял сторону восставших, и, как только в город прибыл Куч-Тегин-Пахлаван, он ушел с монголами в крепость Мург. Куч-Тегин-Пахлаван восстановил стены Мерва и плотину на р. Мургаб, а затем ликвидировал Дийа' ад-Дина 'Али. Вскоре монголы подавили восстание, и Куч-Тегин-Пахлаван с тысячным отрядом покинул Мерв, но был настигнут монголами у села Сангбаст и разбит. Самому Куч-Тегину удалось спастись и бежать в Сабзавар. См.: ал-Джувайни, 1, с. 163—166. См. примеч. 36 к гл. 61, а также гл. 73.

74 Чтение имени сына Илчи-Пахлавана условно. У ал-Джувайни (1, с. 158, 164, 167) вместо Илчи-Пахлавана и его сына фигурируют Пахлаван Абу Бакр Дивана и его сын Шамс ад-Дин. В остальном изложение событий у нашего автора совпадает с рассказом о событиях у ал-Джувайни. Только вместо Сабзавара у ал-Джувайни Сарахс.

75 Не является ли этот Саркангу тем же лицом, что и Йекенгу, т. е. сыном Илчи-Пахлавана?

76 О правителях округа Кабуд-Джама см. гл. 7 и 21.

77 Малик ал-умара' Джамал ад-Дин Улуг Бар-бек Аи-Аба ал-Фарразини был мудаббиром последнего атабека Азербайджана — Узбека (1210-11—1225). Джамал ад-Дин Мухаммад ибн Аи-Аба ал-Фарразини, о котором идет речь, является его сыном.

78 Рукн ад-Дин Мас'уд ибн Са'ид ибн Мухаммад ибн 'Абд ар-Рахман был наследственным кади Исфахана. Его отец, Са'ид ибн Мухаммад, был известным ханафитским факихом (Ибн ал-Джаузи, 9, с. 160).

Наследственными ра'исами Исфахана были и представители рода ал-Худжанди. Между двумя этими родами существовала постоянная вражда и борьба за господствующее положение среди городского населения. Этим обстоятельством всегда пользовались династы или завоеватели, которые, исподволь разжигая эту вражду, довольно легко овладевали Исфаханом. О борьбе этих родов существует множество сообщений в сочинениях средневековых авторов. См.: ар-Раванди, 1, с. 155; 2, С. 399; ал-Исфахани 'Имад ад-Дин, с. 142—143, 219—221, 243—244, 252; ал-Казвини Закарийа', с. 198, 301; 'Ауфи, 1, с. 266—268, 354—356; ал-Джувайни, 2, с. 475. См. также гл. 33, 42 и 59.

79 О должности эмира знамени см.: ал-Калкашанди, 4, с. 8.

80 Рукн ад-Дин Гурсанджти, по ал-Джувайни, находился в Рее два месяца, а по Рашид ад-Дину — «некоторое время».

81 По ал-Джувайни и Рашид ад-Дину, Рукн ад-Дин укрылся в крепости Фирузкух, которая также считалась неприступной.

82 Двустишие поэта ал-Мутанабби (915—965). См.: ал-Мутанабби, с. 384. Приводится также в гл. 106.

83 Крепость Устунаванд осаждалась монголами шесть месяцев. Монголами командовали нойаны Таймас и Тайнал. После падения крепости Рукн ад-Дин вместе с оставшимися в живых защитниками был доставлен к монголам, которые предложили ему преклонить перед ними колена. После отказа Рукн ад-Дин и его сподвижники были убиты. Был убит также атабек и вазир Рукн ад-Дина — 'Имад ал-Мулк Мухаммад ас-Сави. См.: ал-Джувайни, 2, с. 436, 475—476.

84 Стих Абу Таммама. См.: Абу Таммам, с. 320.

85 Ра'ис Хамадана 'Ала' ад-Даула аш-Шариф ал-'Алави подчинился подошедшим к городу монголам и послал им коней, одежду, пищу, скот и вино. Монголы назначили его шихной города, однако Джамал ад-Дин ибн Ай-Аба сместил его и захватил власть в Хамадане. 'Ала' ад-Даула был заточен в крепость Гирит (Кал'а Гирит), которая находилась в Северном Луристане (к югу от совр. Хорремабада). См.: ал-Джувайни, 1, с. 147—148. 'Ала' ад-Даула был потомственным ра'исом Хамадана. Его дед Абу Хашим Зайд ибн ал-Хасан ал-Хусайни ал-'Алави был ра'исом города 47 лет (до марта 1108 г. ). Его же дед по матери ас-Сахиб Абу-л-Касим ибн 'Ибад владел огромными богатствами. Во время одной из конфискаций сельджукский султан Мухаммад (1105—1118) отобрал у него 700 тысяч динаров. См.: Ибн ал-Асир, 8, с. 258; Ибн ал-Джаузи, 9, с. 160.

86 См. примеч. 26 к гл. 21.

87 Бейт ал-Мутанабби из стихов, посвященных сестре правителя Халеба Сайф ад-Даула ал-Хамдани (944—967). См.: ал-Мутанабби, с. 386.

88 Йиган Таиси был дядей Гийас ад-Дина Пир-шаха по матери и его атабеком. Об их взаимоотношениях см. также: Ибн ал-Асир, 9, с. 351.

89 Крепость Сарджахан была расположена между Занджаном и Тарумом, по дороге в Гилян. См.: ал-Казвини. Нузхат, с. 69.

90 Саве — город между Реем и Хамаданом. Был разрушен монголами, которые перебили все его население. См.: Йакут, 5, с. 21—22; ал-Казвини Закарийа', С. 283—284, 386—389; ал-Казвини. Нузхат, с. 67—68.

91 Кашан—город между Кумом и Исфаханом. См.: Йакут, 7, с. 13; ал-Казвини Закарийа', с. 432—433; ал-Казвини. Нузхат, с. 71—72.

92 Карадж — город на полпути между Хамаданом и Исфаханом. См.: Йакут, 7, с. 230.

93 Установить личность Одек-хана не удалось. Однако далее ан-Насави говорит о нем как об одном из амир-ахуров хорезмшахов. См.: ал-Калкашанди, 5, С. 460—461.

94 Здесь имеется в виду кади Исфахана Рукн ад-Дин Мас'уд ибн Са'ид. См.: примеч. 78 к гл. 32.

95 См. примеч. 78 к гл. 32.

96 Абу Фирас ал-Хамдани (932—967) — двоюродный брат владетеля Халеба Сайф ад-Даула ал-Хамдани. Автор стихотворного дивана и известных касид ар-Румийат.

97 В рукописи ошибка: не Айдамир аш-Шами, а Айбек аш-Шами. Об этих событиях см.: Ибн ал-Асир, 9, с. 351.

98 Марага (совр. Мераге) — город в Южном Азербайджане.

99 Учан — город в Южном Азербайджане.