Комментарии

590. Г. ссылается на сочинение Меховского, которое именуется правильно лишь в НГ.

591-591. Говорят.. войска русских — это краткое описание сражения на Калке и легендарные сведения о происхождении монголов соответствуют тексту Ермолинской и модных летописей, который читается под 6732/1224 годом. У Г. ошибка в дате (ПСРЛ. — Т. 23. — С. 69—71; Т. 28. — С. 49—50, 206—208). Б. К.

592. Суффикс -ск- характерен для антропонимов Белоруссии и Польши, а не Руси.

593-593. “Татарский царь.. убил его” — описание Батыева нашествия более подробно читается в Ермолинской и других летописях. Имя Василька Константиновича Г. передает как Василий. Б. К.

594. Г. ошибается, говоря о полном повиновении русских князей ордынским правителям вплоть до Василия III. (ср. коммент. 96).

595. Легенда об убиении Батыя занесена в летописи во второй половине XV в.: в Московский свод 1479 г. под 6755 г. и в кратком виде в Ермолинскую и сходные под 6754 г. Ошибочная дата Г. возникла в результате перестановки буквенных цифр даты 6754 в летописи типа Ермолинской. Б. К.

596-596. Батыю наследовал.. сын его Шадибек. — Перечисление ордынских ханов в общем соответствует тексту Ермолинской и сходных летописей. Но группу летописных источников, отражающих компиляцию 1477 г., следует при этом исключить: в рассказе о взятии Москвы Токтамышем в 1382 г. Прилуцкая, Уваровская и летописец Лихачева приводят неправильную дату — 16 августа (вместо 26). У Г. ошибка: Узбек умер не в 6834 г., а в 6849 г. (т. е. в 1341 г., см. коммент. 118). После него кратковременно ханом был Тинибек (1341), лишь затем престол захватил Джанибек (ср. коммент. 101). С приходом к власти Бердибека (1357—1359) в Орде начинается известная “тронная чехарда” (“замятия великая”), когда в течение каких-либо 20 лет на троне побывало около 25 ханов. У Г. эти события изложены фрагментарно и неточно (Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. — М.; Л., 1950.— С. 271—289; Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. — М,, 1973. — С. 150—151). Ср. коммент. 102. Б. К., М. У.

Темир-Кутлуг (1395—1401). Дата начала его царствования у Г. — 6906 г. (1398) относится не к его провозглашению, а к окончательному разгрому и вытеснению Токтамыша из Орды. Б. К., М. У.

597-597. После него Темирассак.. победителем в 6909 году. — В рассказе о приходе на Русь Тимура использована повесть, включавшая сведения о происхождении “Железного хромца”. Известны два типа летописей, содержавших такую повесть: Львовская и Софийская 2-я (т. е. свод 1518 г.) и Типографская. Но в Типографской неправильно дана дата сретенья иконы Владимирской богоматери — 2 февраля (вместо 26 августа). Следовательно, Г. использовал свод 1518 г. или его основной источник (летопись типа Ермолинской с различными добавлениями). Б. К.

Темир-Аксак (так в русских летописях, по-тюркски также и Аксак-Тимир — “Железный хромец”) — Тимур, Тимурленг, Тамерлан (1336—1405), среднеазиатский правитель, полководец, покорил Иран, Закавказье, совершил грабительские походы в Индию и Китай, разгромил Золотую Орду.

Сретенье — в НГ слово передано в северно-русской форме (Даль. — Т. IV. — С. 337—338) — церковный праздник, отмечавшийся 26 августа в честь “сретенья” (торжественной встречи) иконы Владимирской богоматери, будто бы спасшей Русь от нашествия войск Темир-Аксака в 1395 г. (в латинском тексте в дате опечатка: 9903 вместо 6903). На месте встречи был выстроен Сретенский монастырь, от которого получила название улица Сретенка в Москве.

Татары не пошли дальше Рязани — имеются в виду не ордынцы, а войска Тимура. Б. К., М. У., А. X.

598. Излагаемая Г. этимология тюркского слова “Орда” верна; в русском же языке оно означало сначала “шатер”, “ставка хана”, “центр улуса”, а затем центр всего государства — улуса Джучи (Богатова Г. А. Золотая Орда // Русская речь. — 1970. — № 4. — С. 70—77; Федоров-Давыдов Г. А. Кочевая орда в улусе Джучи. // Вести. Моск. ун-та. Сер. 9, История. — 1970. — № 5. — С. 75—86). М. У., А. X.

599. Заволжская орда (термин, употреблявшийся в ВКЛ) — это Большая орда русских источников. Перекопские татары — крымские, т. е. татары, жившие за Перекопом — рвом на Крымском перешейке. Это наименование крымцев, распространенное в ВКЛ; на Руси их звали крымскими. Ногайская орда располагалась к востоку от Нижней Волги. Все три государства образовались в XV в. М. У., А. X.

600. Нежелание именоваться турками могло быть связано с претензиями и попытками Османского султаната покорить все земли Причерноморья и Прикаспия. М. У.

601. Бесермены — мусульмане, т. е. последователи ислама, а не оформившаяся позднее под названием “бесермян” группа удмуртов. Последняя в прошлом, видимо, в какой-то степени была связана с исламом, но впоследствии отпала от него. В средневековых русских источниках эти понятия путались, хотя чаще всего имелись в виду мусульмане — бусурмане (слово известно с XIV в. Сл. РЯ XI—XVII. — М., 1975. — Вып. 1. — С. 150), что значит безбожники, антихристы. Форма “бусурман” восходит к татарскому простонародному произношению “мусурман” (Будагов Л. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. — Спб., 1871. — Т. II. — С. 231—232). О бесермянах-удмуртах см.: Тепляшина Т. И. Язык бесермян. — М., 1970. М. У.

602. Обычай ношения кос — признак сохранения среди кочевых феодалов пережитков языческих (точнее доисламских) обычаев, как об этом свидетельствуют древне-тюркские каменные изваяния. Мужчин с косами в 1476 г. встречал и А. Контарини вовремя путешествия в южных степях (Барбаро и Контарини. — С. 223). М. У.

603. “Железный кол” — калька тюркского “тимир казык” — обычного у тюркских народов наименования Полярной звезды. М. У.

604. Бахмат — порода длинногривых твердокопытных лошадей.

605. То же у Меховского (Меховский. — С. 59).

606. Правосудия у них нет никакого — противоречивость информации Г. (ср. далее: “татары не воруют” и т. д.) свидетельствует о том, что Г. рассказывали о правопорядках кочевой, мало затронутой исламом части населения Орды, где действовало обычное право кочевников с практикой “барымты” (баранты), т. е. захвата, угона скота как “возмездия за обиду, за материальный ущерб, в чем своеобразно выражался “узаконенный” самосуд в форме “экономический мести” (Будагов Л. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. — Спб., 1869. — Т. I. — С. 224). М. У.

607. О работорговле в Крыму см.: Хорошкевич. — С. 30—31.

608. В этой фразе латинского текста “Quod si quid pecuniae ex rebus venditis vicini corraserint” скорее всего опечатка: vicini вместо vicinis, т. е. “если они выручат сколько-нибудь денег от продажи вещей соседям”. Таким образом, НГ предлагает правильное чтение (Lеitsсh. Op. cit. — S. 190). A. H.

609. Шейбанские и кайсацкие татары — тюркоязычное население западной части Средней Азии (в государстве Шейбапидов) и казахских орд, активно утверждавших свою независимость. Этноним “татары” носит собирательный характер. М. У.

610. В объяснении этимологии слова “Казань” Г. следует народному преданию (Борынгы татар эд эбияты. — Казань. — 1963. — С. 346), связывая это слово с вошедшим в русский язык обозначением большого котла (Сл. РЯ XI—XVII. — Вып. 7. — С. 16), хотя, очевидно, само оно произошло от гидронима р. Казан'у (Казанки), преобразовавшегося в Казан'а, и восходит к дотюркскому языку субстрата угро-финского происхождения (АхметьяновА. О топониме Казань // Вопросы историографии и источниковедения. — Казань, 1975. — С. 131—133; Сатаров Г. Ф. Происхождение полисонима “Казань” // Советская тюркология. — 1985. — № 5. — С. 34—43). А. Н., М. У.

611. Халилек (т. е. Халил) — казанский хан (1464—1467), сын хана Махмуда (Махмутека). Окончание -ек в конце имени двух татарских ханов является, видимо, уменьшительным суффиксом; в средневековых татарских именах встречаются и другие подобные примеры — Ахметек, Даулетек и др. (Сб. РИО. — Т. 41. — № 86. — С. 434, 442; Вельяминов-Зернов. — Ч. I. — С. 96—97 и др.). М. У.

Hyp-султан (Нурсалтан) — влиятельная казанская и крымская царица (род. около 1447 — ум. около 1520), дочь бека Тимура из ордынского рода Мангыт, жена казанского хана Халиля; с 1467 г., после смерти первого мужа, жена хана Ибрагима (см. с. 170 наст, изд.), родила от него двух сыновей — будущих казанских ханов Мухаммед-Аминя и Абдул-Латифа; в конце 1487 г. вступила в брак с крымским ханом Менгли-Гиреем I, от которого родила также двух сыновей — будущих ханов: крымского Мухаммед-Гирея I и казанского Сахиб-Гирея, который в 1532—1551 гг. занимал крымский престол. Женитьба Ибрагима в 1467 г. на невестке Hyp-султан была совершена по праву левирата, т. е. обычаю, согласно которому вдова была обязана (или имела право) выйти замуж за брата своего умершего мужа, что у многих народов считалось целесообразным в интересах воспитания сирот и сохранения имущественного единства рода, фамилии. В среде же восточных монархов, в том числе и казанских ханов, обычай левирата давал возможность обеспечить преемственность после умершего (или свергнутого) брата или укрепить политический союз между родственными династиями, к чему, видимо, стремился Менгли-Гирей, женившись на Hyp-султан. Сама же Нурсултан ради старших сыновей, оказавшихся на Руси, причем в зависимости от великого князя, проявляла активную заинтересованность в налаживании мирных отношений с Русским государством, переписывалась с Иваном III и Василием III (Сб. РИО. — Т. 41. — № 20, 28, 32, 35, 39, 48, 58 и др.; Бережков М. Нур-салтан, царица крымская (историко-биографический очерк) // Известия Таврической ученой архивной комиссии. — Симферополь. 1897. — № 27. — С. 1—17). М. У.

612. “..некий Абра-эмин” — искаженное от “Ибрагим”. Казанский хан Ибрагим (1467—1478). М. У.

613. Абдул-Латиф (ум. 1517 г.) — казанский хан (1496—1502), сын казанского хана Ибрагима, воспитывался в Крыму. С 1493 по 1496 и с 1502 по 1517 г. находился на Руси.

В 1508 г. с ним была заключена шерть, определявшая статус татарских служилых царевичей на Руси. М. У., А. X.

614. Батмасса-султан (правильнее Фатима-султан; у Г. искаженное написание имени с окончанием -сса может быть результатом дублирования начала титула султан, т. е. “салтан” в русском произношении) — первая жена хана Ибрагима. Произношение арабского по происхождению имени Фатима в виде Патима, Батима, Батма было до недавнего времени широко распространенным среди татар, поэтому можно допустить, что информаторами Г. были татары, находившиеся в Москве. М. У.

615. Ильгам — казанский хан (1478 — 1487), сын Ибрагима, свергнут с престола и пленен великим князем Иваном III. M. У.

616. Мать же его и братья.. были удалены на Белоозеро — у Г. контаминация реалий и событий, так как Мухаммед-Амин был после свержения Ильгама в 1487 г. посажен на ханство в Казани. До этого принимал участие в походе русских на Казань (см.: Вельяминов-Зернов. — Ч. I. — С. 165 — 174), а его младший брат Абдул-Латиф не позднее 1486 г. был уже вместе с матерью в Крыму и лишь в начале января 1493 г прибыл из Крыма в Москву (Сб. РИО. — Т. 41. — № 38. — С. 169— 170). Ссылка Абдул-Латифа на Белоозеро относится к 1502 — 1517 гг. Поэтому в цитированном выше высказывании Г. имеет в виду Фатиму-султан и царевичей Худайкула, Мелик-Тагира (Менгли-Тагира), т. е. мать и единоутробных братьев свергнутого хана Ильгама, которым Иван III противопоставлял их сводного брата Мухаммед-Амина. М. У.

617. Худайкул, казанский царевич, сын Ибрагима и Фатимы-султан, единоутробный брат Ильгама. Пленен Иваном III в 1487 г. В дек. 1505 т. крестился в православную веру, получив при этом имя Петра; в янв. 1606 г. Василий III женил его на своей сестре Евдокии и, возможно, прочил в наследники престола (ПСРЛ. — Т. 13. — С. 2 — 3; Зимин А. А. Иван Грозный и Симеон Бекбулатович в 1575 г. // Из истории Татарии. — Казань, 1970 г. — Сб. IV. — С. 145—147). Петр умер в 1523 г. (Вельяминов-Зернов. — Ч. I. — С. 145 — 147). Мениктаир — брат Худайкула, до смерти оставался в мусульманстве, крещение приняли его дети, в том числе и Федор, упомянутый Г.

В русских источниках имя Мениктаир пишется по-разному: Мелендар, Милиндар, Милехдаир, Мелехдаир и т. д., по предположению В. В. Вельяминова-Зернова, его правильное имя — Мелик-Тагир (Malik-Tahir). M. У.

618. Федор Мелехдаирович, Василий Мелехдаирович — племянники Петра, служилые царевичи, участники похода на Смоленск в 1513 г. Василий умер до 1520 г. (Зимин А. А. Иван Грозный и Симеон Бекбулатович в 1575 г. — С. 148).

619. У Г. перепутана последовательность событий: казанцы “отложились” от русского государя в 1505 г. (см. коммент. 122), а путешествие царицы Hyp-султан состоялось не в 1504, а в 1510 г. Царица ездила навестить своих детей Мухаммед-Амина и Абдул-Латифа (см.: ПСРЛ. — Т. 13. — С. 13—14). Б. К.

620. Варфоломей — итальянский архитектор и артиллерист на русской службе. В 1509 г. строил деревянную крепость в Дорогобуже (РК. — С. 43).

621. Шах-Али — касимовский царевич, казанский хан, утвердившийся на престоле в 1619 г. с русской помощью, в 1521 г. свергнут. О длительности правления хана Г. приводит неверные данные. Б. К.

622. Латинский текст fratris uxoris auxilio допускает и другое понимание: жены брата. А. Н.

623. Сагиб-Гирей (Сахиб-Гирей, Саип-Гирей) — казанский (1521—1524) и крымский (1532 — 1551) хан. Сын хана Менгли-Гирея I и бывшей казанской царицы Нурсултан, единоутробный брат хана Мухаммед-Амина, после смерти которого в 1518 г. в Казани пресекся род Улуг-Мухаммеда, основоположника местной династии; бежал из Казани в 1524 г., оставив трон своему племяннику Сафа-Гирею, убит в 1551 г. Даулят-Гиреем I (Вельяминов-Зернов. — Ч. I. — С. 256—265; Тихомиров М. Н. Русское летописание. — М., 1979. — С. 160 — 163; История Татарской АССР. — Казань, 1965. — С. 88). М. У.

624. Мухаммед-Гирей — крымский хан (1515—1523), сын Менгли-Гирея, родной брат Сахиб-Гирея; убит ногайцами. М. У.

625. Петр — царевич Худайкул (ср. коммент. 617). М. У.

626. Литовское посольство во главе с Богушом Войтковым находилось в Москве с 29 авг. по 4 сент. 1521 г. (Сб. РИО. — Т. 35. — № 90. — С. 605—607).

627. Латинский и немецкий тексты содержат разноречивые сведения: в первом говорится о “начальнике”, т. е., видимо, царевиче Петре, во втором — о казначее Ю. Д. Траханиоте.

628. Евстахий Дашкович (Евстафий, Остафий, Остап Дашкевич) (ок. 1470 — до 25.11 1536) — киевский боярин, наместник кричевский до 1501 г., когда он поступил на службу к Ивану III, наместник каневский и черкасский после возвращения в ВКЛ в 1508 г. Активно участвовал в обороне Литовского княжества в качестве воеводы, вел переговоры с Крымским ханством в 1521 г. накануне похода Мухаммед-Гирея на Русь (Любавский. Сейм. — С. 224; Любавский. Областное деление. — С 242; Бучинський Б. Початки полiтичноi кapiepи Остафiя Дашковича // Зап. наук, товариства iм. Шевченка. — Т. 113. — Кн. 1. — Львiв, 1913. — С. 23—43; Pulaski К. Szkice i poszukiwania historyczne. — Krakow, 1887. S. 239—256).

629. Иван Хабар — Иван Васильевич Образцов Хабар (ум. после января 1533) — из рода Добрынских, талантливый военачальник, воевода в Нижнем Новгороде в 1505 г., воевода в походах на Литву в 1507 и 1508 гг., окольничий с 1509 г., в 1514, 1519, 1517 гг. оборонял западные и юго-западные границы, с 1519/20 г. — наместник в Перевитске и затем в Рязани, в 1522 и 1523 гг. — воевода на южных границах, в декабре 1525 — феврале 1527 г. — наместник в Новгороде, в 1528 г. впервые упоминается в чине боярина (Зимин. 1988. — С. 220—221). Б. К., А. X.

630. Федор Лопата — Федор Васильевич Большой Телепнев Оболенский (ум. 1530) — князь, воевода в походе на ВКЛ в 1517 г., когда вместе с И. В. Ляцким разбил войско Сигизмунда I, и в 1519 г. Будучи вторым воеводой в Кашире в 1521 г., попал в плен, но был выкуплен. Сообщение о его выкупе около Рязани за 700 руб. читается, кроме “Записок”, и в списках Вологодско-Пермской летописи редакции 30-х годов XVI в. (ПСРЛ. — Т. 26. — С. 311). Присутствовал на свадьбе Василия III с Еленой Глинской в 1526 г., позднее участвовал в обороне от крымцев южной окраины государства, погиб в походе на Казань (Зимин. 1988. — С. 50—52). Б.К., А X.

631-631. Отсюда он отправил в Таврику.. выше и ниже Казани (С. 176—179). — Рассказ о казанском походе 1524 г. во многом основан на устных источниках. “Участники этой войны, люди, достойные доверия, рассказывали нам..”, — по-видимому, наемники из немцев и литовцев, которые изображены Г. храбрецами, постоянно стремившимися атаковать казанскую крепость, меткими стрелками, поражавшими лошадей противника и убившими единственного казанского артиллериста. Литовцы, которым было поручено руководство артиллерией, — это Якуб Ивашенцов и Михаил Зверь, первый из них появился на Руси в 1508 г. В их глазах, равно как и в глазах И. В. Ляцкого, вместе с С. Ф. Курбским возглавлявшего передовой полк, М. Ю. Захарьин, который был обязан “надзирати у всего наряду” (РК. — С. 70), не только малодушный трус, но и взяточник, склонившийся к переговорам с казанцами из-за даров, полученных от осажденных. По мнению Б. М. Клосса, в распоряжении Г., несомненно, были и письменные материалы (указаны точные даты прибытия русского войска на Гостиный остров, начала общего штурма Казани и др.). Более вероятно, по мнению А. Л. Хорошкевич, что три даты, приведенные в рассказе о казанском походе, запечатлелись в памяти участников войска М. Ю. Захарьина и И. Ф. Палецкого, поскольку были связаны с поворотными событиями похода, с получением жалованья за этот поход, и фигурировали на переговорах, которые велись в Москве с представителями казанцев в 1526 г. в бытность там Г. Разбор источников о походе см.: Зимин. 1972. — С. 261—265. Б. К., А. X.

632. Речь идет о построении в устье р. Суры Васильграда, впоследствии названного Васильсурском.

633. Михаил Георгиевич — Михаил Юрьевич Захарьин — дворецкий на Вошане в 1516—1517 гг., тверской дворецкий в 1521—1522 гг., дружка Василия III на свадьбе с Еленой Глинской. В 1526 г. активный участник всех военных начинаний 1506— 1524 гг., между маем 1531 и январем 1533 г. был пожалован боярством (Зимин. 1972. — С. 37, 50, 56, 60, 67 и др.). Хотя он назван “предводителем войска”, на самом деле главным воеводой был И. Ф. Бельский. Б. К., А. П., А. X.

634. “..племянника со стороны брата, царя Таврики”, т. е. Сафа-Гирея, сына Махмуд-Гирея-султана, однако последний не был ханом (см. коммент. 290). М. У.

635. Гостиный остров позднее исчез (Замысловский. — С. 203).

636. “..сеид, верховный жрец татар” — сеидами (сайидами) назывались потомки пророка Мухаммеда от Хусаина, сына Али и Фатимы, дочери Мухаммеда. В татарских ханствах: Астраханском, Казанском, Крымском, а также в Касимовском “царстве” — представители сеидов (в Касимове — из фамилии Шакуловых) считались главами мусульманской церкви и, пользуясь огромным авторитетом, активно вмешивались в политику, принимая участие в заговорах, дворцовых переворотах и т. д. О положении сеидов в Касимове см.: Вельяминов-Зернов. — Ч. I. — С. 60 и далее; Атласов X. Казанское ханство. — С. 135, 183—184. М. У.

637. Иван Федорович Палецкий (ум. 1532) принадлежал к роду князей Стародубских. Известна его военная деятельность в конце 10-х — начале 20-х годов (в 1517 г. воевода на Вошане, в 1519 г. — в Стародубе, в 1523 г. — под Опочкой, в 1524 г.— под Казанью). В марте 1525 г. — рязанский дворецкий, в 1526 г. — один из поручителей по кн. М. Л. Глинском (Зимин. 1988. — С. 43).

638. Число участников битв с казанцами, равно как и пленных (800 тысяч, 180 тысяч), явное преувеличение. Общая численность населения Русского государства, по подсчетам Я. Е. Водарского, не превышала в середине XVI в. 6,5 млн. человек (Водарский Я. Е. Население России за 400 лет: XVI — начало XX в. — М. 1973. — С. 27; Горшкова В. Н. Демографические данные о Русском государстве. Теория и практика исследования народонаселения. — М., 1979. — С. 59—68; Goehrkе С. Zum Problem von Bevoelkerungsziffer und Bevoelkerungsdichte des Moskauer Reiсhes im 16. Jh. // Forschungen zur osteuropaeischen Geschichte. — 1978. — Bd 4 — S. 65—85).

639. Ногаи — тюркоязычная народность, относящаяся к кыпчакской группе, сложившаяся в XIV—XV вв. в результате смешения различных тюркских племен (половцев и преимущественно мангытов и кунгратов) на южной части Орды, на территории бывшего владения темника Ногая (ум. 1300), к имени которого и восходит данный этноним. Если средневековые западные, русские и другие европейские источники четко отличали казанских татар от ногаев, но чрезмерно расширяли содержание самого термина-этнонима “татары” вообще, то тюркоязычное население Казахстана и Средней Азии в свою очередь намного шире понимало содержание этнонима “ногаи”, отнеся к ним, кроме собственных ногаев, и казанских, и астраханских, и сибирских татар. Это связано, видимо, с тем, что позднее, в XV—XVI вв., значительная часть этно-племенного конгломерата ногаев в результате длительной инфильтрации влилась в состав не только казахов и башкир, не и татар — крымских, казанских, астраханских, сибирских, касимовских, сохранив лишь незначительные самостоятельные этнические группы на Северном Кавказе и т. д. М. У.

Ногайская орда, феодальное государство кочевников, занимало территорию от Сев. Прикаспия и Приаралья до Туры и Камы и от Волги до Иртыша. Центр Орды— г. Сарайчик в низовье р. Яик (Поноженко Е. А. Общественно-политический строй. Ногайской орды в XV — середине XVII в. — М., 1977).

640. Шидак — ногайский мурза, бек. В русских источниках он назван Шыйдяк. По мнению В. В. Вельяминова-Зернова, искаженное от имени Сейдяк, т. е. Сеид-Ахмед (Вельяминов-Зерно в. — Ч. I. — С. 287), у Кадыр-Али-бека — Шейдак (Шай-дак). См.: Усманов М. А. Татарские исторические источники XVII—XVIII вв. — Казань. 1972. — С. 83. М. У.

641. Коссум — в русских источниках: Кошум. М. У.

642. Ших-Мамай — ногайский мурза. Говоря о семантике этого имени, Г. раскрывает содержание его первого компонента — “шейх (шайх)”, который в быту означает также: старец, уважаемый человек, наставник суфиев, глава дервишского ордена. М. У.

643. Дмитрий Данилович — это Дмитрий Данилович Иванов (ум. 1542/43), постельничий Ивана III в походе на Новгород, пристав у литовских послов в 1504 г., участник похода на Смоленск в 1513 г., в 1534 г. находился на р. Угре (РК. — С. 26, 52, 84, 87; Сб. РИО. — Т. 35. — № 78. — С. 463). Его отец Данило Иванов (ум. 1501) — с 1477 по 1494 (?) г. служил Федору Волоцкому, в 1500 г. был окольничим Софьи на свадьбе вел. княжны Федосьи с кн. В. Д. Холмским (РК. — С. 16; Веселовский. Исследования. — С. 452—453). Потомки Александра Нетши (соответственно внук и правнук), родственники влиятельных при Иване III Мамоновых, Ивановы были близки не только к Мамоновым (Гр. Андр. Мамона — двоюродный брат Данилы), но и удельным князьям. Двоюродный брат Данилы Владимир Давидович Красный был казнен в 1462 г. за попытку освобождения серпуховско-боровского князя Василия Ярославича, двоюродные братья Дмитрия — Михаил, Петр и Иван Дмитриевичи служили у Василия Верейского, Василия Шемячича и Дмитрия Ивановича Жилки. Первый из них покинул Русь со своим князем в 1483 г. (РИИР. — С. 158).

644. ..баранец.. его с жадностью ищут волки и прочие хищные звери.. — у Г. здесь и ниже смешаны атрибуты и описания среднеазиатских бахчевых культур (арбуза, дыни) и каракулевых барашков, их шкурок-мерлушек. Во время массового заготовления каракулевых шкурок и мерлушек тушки только что рожденных или же преждевременно добытых из утробы овцы барашков выбрасывали (кочевники-тюрки не употребляли в пищу мясо недоношенных и неподросших животных), что и привлекало диких хищников. От Г., которого снабдил этими сведениями Дмитрий Данилович, со слов своего отца Данилы Иванова, фантастическое описание “баранца” перешло к другим европейским информаторам о “татарах”, в частности к Олеарию (Исаченко II. — С. 506). Смешению способствовало, вероятно, сходство терминов для обозначения арбуза и шкурки. “Баранец” служит обозначением и молодого барана (и в русском, и в словацком), и растений (плауна, чабреца, богородской травы). (Даль.— Т. I. С. 48; Трубачев. — Вып. I. — С. 258). Возможно, во времена Г. и арбуз носил название “баранца”. М. У., А. X.

645. Постелл Вильгельм (Гииом) (1510—1581) — французский философ-мистик, предтеча деистов XVII—XVIII вв., предшественник Кампанеллы, лингвист, правовед, математик. Совершил путешествие по Малой Азии и Сирии, в 1539 г. был назначен профессором математики в Коллеж де Франс, но подвергся преследованию иезуитов, бежал в Рим, а потом в 1547 г. в Венецию, где снова был обвинен в ереси, но в 1559 г. оправдан как душевнобольной, деятельность которого не опасна для церкви. После второй поездки в Стамбул в 1554 г. у И. Опорина, позднейшего издателя “Записок” Г., опубликовал свой основной труд “De orbis terrae concordiae libri quatuor”. По-видимому, к этому времени и относится знакомство Г. со знаменитым философом, который вплоть до 1562 г., пользуясь поддержкой европейских государей, скитался по Центральной Европе. В 1554—1555 гг. находился в Вене. На это время приходится вторая возможность его встреч с Г. Постелл поддерживал активные связи с крупнейшими мыслителями своего времени — Ф. Меланхтоном, протестантским богословом, с фламандским картографом А. Ортелием и др. В 80-е годы призывал к объединению католической и протестантской церквей. В 1562 г. вернулся в Париж и остаток жизни провел в заточении в монастыре Сен-Мартен сюр-Шамп (Des Billons P. Nouveaux eclairsissement sur la vie et les ouvrages de Guillaume Postel. — Paris, 1773; Bouchitte H. Postel Guillaume // Dictionnaire des sciences philosophiques. — Paris, 1851. — T. V. — P. 182—187; Kvacala J. Postelliana. Urkundliche Beitraege zur Geschichte der Mystik im Reformationszeitalter. // Учeн. зап. имп. Юрьевского ун-та. — 1915. — Год 23. — № 9; Lefrancs A. La detention de Guillaume Postel au prieurede Saint-Martin — des Champs // Annuaire bulletin de la Societe de l'histoire de France. — 1891; Weill G. De Gulielmi Postelli vita et indole. — Paris, 1892). Михаил, вероятно, один из представителей многочисленного венецианского рода Михиэль, представители которого в первую треть XVI в., судя по “Дневникам” М. Сануто, активно участвовали в проведении восточной политики Венеции. С кем именно встречался Постелл в начале 40-х годов, не ясно.

646. Самарканд — город в долине р. Зеравшан, впервые упомянут в 329 г. до н. э. под названием Мараканда. В 1500 г. завоеван узбеками во главе с Шейбани-ханом, с середины XVI в. — столица государства Шейбанидов.

647. Халибонтида — местность, населенная халибами, древними племенами, обитавшими на побережье Черного моря у границ Армении и Месопотамии. В VI в. входила в состав Колхидского царства (Лордкипанидзе О. Д. Античный мир и древняя Колхида. — Тбилиси, 1966. — С. 35).

Однако, как видно из текста, эта традиционная локализация не совсем совпадает с описанием Г. А. Н., А. X.

648. Юргенцы — жители Ургенча, столицы Хорезма X—XIV вв. Ныне развалины города находятся около пос. Куня-Ургенч Туркменской ССР.

649. Барак-султан — шейбанидский султан (принц) и хан Науруз-Ахмед, сын Суй-унч-Ходжи-хана, известен как Барак-хан (ум. 1556). М. У.

650. Бебеид-хан, хан китайский по другим источникам неизвестен. Около 1511—— 1533 гг. ханом Моголистана — государства, образовавшегося в середине XIV в. на восточной части Чагатайского ханства от Китайского Туркестана до Балхаша, был султан Саид-хан, имевший племянника Бала-хана (Бартольд В. В. Сочинения. — М., 1963. — Т. II. — Ч. I. — С. 511—515).

651. Цитрахань — искаженное от татарского топонима Хаджтархан, Хачтархан, происходит от Хаджи-Тархан, первоначального названия современного города Астрахани. М. У.

652. “..татары, зовущиеся тюменскими” — тюркоязычное население Западной Сибири, входившей тогда в Сибирское ханство. М. У. Ср. примеч. 608.

653. Калмуки — тюркский вариант названия ойротов, джунгаров, чахаров и других монголоязычных народностей; этноним “калмыки” закрепился за населением Калмыцкой АССР. Средневековая территория расселения указана Г. правильно — далеко к востоку от Волги. М. У.

654. Шемаха — один из древних городов Азербайджана, резиденция ширван-шахов (1027—1382 — династия Кесранидов; 1382—1538 — династия Дербенди); в 1538 г. с усилением государства Сефевидов власть ширван-шахов была уничтожена и Шемаха стала центром Ширванской провинции державы Сефевидов. Сообщение об этом занесено в “Записки” в 40-е годы.

655. Абхазы правильно определены как жители бассейна верхней Кубани, ошибка же в названии реки объясняется, вероятно, близостью истоков Кубани и Кубы, притока Терека. “Болота” — Азовское море.

656. Мерула — вероятно, р. Меркула, впадающая в Черное море в 50 км южнее Сухуми.

657. Черкесы (цики, самоназвание — адыге) в начале XVI в. вели ожесточенную борьбу за независимость против Османского султаната и его вассала — Крымского ханства (Некрасов А. М. Западный Кавказ в системе международных отношений последней четверти XV — первой половины XVI в. — М., 1983. — С. 17). Об их религии см.: Гарданов Б. А. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв. — Нальчик, 1974. — С. 32—33). Ср. коммент. 43.

658. Мингрелия — Мегрелия, область в Западной Грузии. Р. Ераклея — р. Ингури (Замысловский. — С. 178).

659. Котатида — древнегреческое название Западной Грузии, где в VI в. до н. э. возникли греческие колонии Фасис и Диоскуриада. Колхида — область на юго-восточном берегу Черного моря к югу от р. Риони в бассейне р. Чорох.

660. Фасис — древнегреческое наименование р. Риони, главной реки Колхиды, восходящее к местному общекартвельскому или грузино-зандскому “Рати” (Доватур А. И., Каллистова Д. П., Шишова А. И. Народы нашей страны в “Истории” Геродота. — М., 1982. — С. 168). Это же название в древности прилагалось и к рекам Чорох и Араке. Ясон — герой греческого мифа, фессалийский царевич, предводитель аргонавтов, отправившихся в Колхиду за золотым руном.

661. Речь идет о Керченском проливе.

662. Город Крым — современный г. Старый Крым, административный центр Крымского тумена Джучиева улуса и первоначальная столица Крымского ханства. На этот раз Г. правильно называет крымского хана, исходя из русского обычая, а не ВКЛ. М. У.

663. Истм — Перекоп. Г. правильно объясняет этимологию этого слова (Срезневский. — Т. II. — Стб. 908; Сл. РЯ XI—XVII. — Вып. 7. — С. 293). Г. полемизирует с Меховским.

664. Каффа была взята в 1475 г., а Константинополь — 29 мая 1453 г. Столица Византийской империи, основанной в 330 г., постепенно, в результате трансформации прежнего названия города в соответствии с фонетическими нормами турецкого языка получила наименование Стамбул и вместо Эдирны стала столицей Османского султаната (Петросян Ю. А. Древний город на берегах Босфора. — М., 1986. — С. 133).

665-665. Г., подобно М. Меховскому, перелагает рассказ Ших-Ахмата о последних годах существования Большой орды, но с отличными от Меховского деталями: у Г. нет дат (в частности, 1500 г.), нет тех фантастических цифр войска и подданных (600 тыс. бойцов и 100 тыс. женщин и детей), с которыми Ших-Ахмат прибыл в ВКЛ. Г. ошибочно называет Мухаммед-Гирея крымским ханом, хотя он был лишь калгой — соправителем отца — Менгли-Гирея. Правильно известие о переходе в подданство крымскому хану значительного числа большеордынских улусов (Сб. РИО. — Т. 41, — № 83 — С. 417, 420).

666. Так в НГ; в латинском тексте неясное sexingentis. У Меховского (с. 65) — 300. А. Н., А. X.

667. У Меховского — Ковно.

668. Это ceйм в Бресте, где Александр находился с 8 февр. по 15 марта 1505 г. (Бережков Н. Г. Итинерарий великих князей литовских конца XV — начала XVI В. // АЕ за 1960 год. — М., 1961. — С. 191; Любавский. Сейм. — С. 145—146).

669. 30 декабря 1517 г.

670. Могущество астраханских ханов было лишь подорвано в начале XVI в.

671. О размерах нового платежа — серебщины см.: Довнар-Запольский М. В. Литовские упоминки татарским ордам. — Симферополь, 1898.

672. Имеется в виду отказ Василия III вернуть ВКЛ Смоленск.

673. Агиш, сын мурзы Ямгурчея, ногайский мурза, в 1509 г. участвовал в походе на Крым (Сб. РИО. — Т. 95. — № 4. — С. 70, 80; Посольская книга по связям России с Ногайской ордой 1489—1508 гг. — М, 1984. — С. 69).

674. Батыр-султан — Батыр-Гирей, сын хана Менгли-Гирея, брат Мухаммед-Гирея I (1514—1523), при котором был калгой-соправителем, следовательно, не сын ему, как утверждает Г. М. У.

675. После убийства Мухаммед-Гирея — Г. неточен: после гибели в сражении с ногайцами названного хана на престоле был Газы-Гирей I (1523—1524), и лишь потом престол занял Саадат-Гирей (1524—1532). Г. относительно преемников Саадат-Гирея также неточен: ими были не племянники, а родные братья — сначала кратковременно Ислам-Гирей I (1532), затем Сахиб-Гирей I (1532—1551). Новые данные по генеалогии и хронологии Гиреев см.: Inаlсik Н. Giray // Islam ansiklopedisi. — Istanbul, 1945. — С. 4; Le Khanat de Crimee dans les Archives du Musee du Palais de Topkapi.— Paris, 1978. — P. 315—370. М. У.

676. Г. передает общие сведения о социальных прослойках общества тюрко-татарских ханств, прежде всего Казанского, Крымского и Касимовского “царств”. Фонетическое оформление некоторых терминов, особенности содержания их свидетельствуют о том, что Г. пользовался устными сообщениями тех информаторов-татар, которые жили в Москве, в окружении великого князя, следовательно, хорошо разбирались в социальной иерархии тюрко-татарского мира, и эти данные не противоречат данным татарских источников (Усманов М. А. Татарские исторические источники. — С. 92— 95). Номенклатура Г. нуждается в некоторых фонетических уточнениях, например, вместо “кси” следует читать “кши”, человек (“кшилар” — люди, “кшиларимиз” — наши люди, наши слуги). Говоря о “четырех лицах” — советниках, Г. имеет в виду традиционных четырех Карачи, главных советников татарских ханов, которые представляли четыре рода-клана, а именно: Ширин, Барын, Аргын и Кыпчак (их названия несколько искажены у Г.). Об институте карачи см.: Вельяминов-Зернов. — Ч. 2. С. 411—437. Материалы аутентичных актовых документов о различных прослойках общества и чинах ханской администрации см.: Усманов М. А. Жалованные акты Джучиева улуса XIV-XVI вв. — Казань, 1979. — С. 197—198, 213—221, 267—270, 286. М. У.