Комментарии
94. Возможно, Эвлия передаёт местные предания о Тохтамыш Герае, предположительно отце основателя династии Гераев — Хаджи Герая. Но, скорее всего, для автора Тохтамыш — последний хан единой Золотой Орды, правивший в 1377-1395 гг.
95. Гедик Ахмед-паша — государственный деятель Османской империи времен султана Мехмеда Фатиха (1454-1481), великий везирь. Командовал турецкими войсками во время похода на генуэзские крепости Северного Причерноморья и княжество Мангуп в 1475 г. Эти события произошли не при Баезиде Вели, а при его отце Мехмеде Фатихе.
96. Янболи (Ямбол) — город в Болгарии. Он и его окрестности были во владении рода Гераев.
97. В другом месте «Книги путешествия» (т. V, с. 192) Эвлия сообщает, что крепость Гёзлёв построил Маджар Али-паша.
98. Искеле-капу — ворота Пристани.
99. Одун-базар-капу — ворота Дровяного базара.
100. Паланка — деревянное укрепление, обнесённое рвом, земляным валом и бревенчатым частоколом.
101. Топрак-капу — Земляные ворота.
102. Ак-монла-капу — ворота Белого муллы, Ат-капу — Лошадиные ворота.
103. Бехадыр Герай — крымский хан 1637-1641 гг.
104. Кыбловые двери — центральный вход в мечеть. Кыбловые двери являются михрабом для непоместившихся в мечети прихожан, молящихся во внешнем хараме (см. прим. 106).
105. Коджа Мимар Синан ибн Абд ал-Маннан — знаменитый турецкий архитектор (1498-1578 гг.).
106. Исламбул — Стамбул.
107. Внешний харам — огороженная площадка вокруг мечети, где располагаются не поместившиеся в храме прихожане.
108. Ислам Герай — крымский хан 1644-1654 гг. Эвлия был знаком с Ислам Гераем.
109. Джеври — псевдоним поэта Ибрахима Челеби, с которым был дружен Ислам Герай-хан.
110. 1062 г. X. = 1651/52 г.
111. Тарих даёт дату 1043 г. X. (1633/34), когда в Крыму правил Джанибек Герай-хан. Вероятно, постоялый двор был построен в 1067 г. X. (1656/57), так как эта дата получается при несложном изменении в тарихе. Постоялый двор на османском и крымскотатарском — слово персидского происхождения «хан», омоним монаршего титула. Вокруг этой игры слов часто вращается смысл тарихов крымских постоялых дворов.
112. Харемные комнаты предназначались для путешествующих с семьёй.
113. В ближневосточной литературной традиции печень играет роль средоточия духовности человека (ср. «сердце» в европейской литературе).
114. Халифе (араб. «заместитель») — в суфийской организации наместник главы братства в определённой области.
115. Турецкий издатель «Книги путешествия Эвлии Челеби» Килисли Рифат нашел в диване Джеври следующий тарих:
Великий хан — светило — Ислам Герай,
Газий — лев газавата,
Посмотрел на Гёзлёв взором милосердия,
И построил этот источник сей муж благодеяний,
Прекрасный источник и чистый.
Его вода и камни — [подобны тем, что] в райских источниках.
Сказал дату его построения Джеври:
Прекрасный родник — источник жизни.
116. 1061 г. X. = 1650/51 г.
117. Шехиды Кербельской степи — сын халифа Али Хуссейн и его сподвижники, перед мученической смертью страдавшие от жажды около г. Кербела, в совр. Ираке.
118. Тузлы — селение в 20 км на восток от Гёзлёва.
119. Алмалы — селение в 30 км к югу от Тузлы на реке Альма.
120. Качи — селение, впоследствии известное как Эфенди-кёй. Ныне с. Айвовое.
121. Ашик (араб. «влюбленный») — одна из степеней суфийского посвящения.
122. Татский иль — область в районе горы Чатыр-даг, входившая в состав Кефинского эйялета. О нем см. ниже.
123. Крепость Тат — по-видимому, имеется в виду «Татский иль», о нём см. ниже.
124. Крепость Анапа находилась на Кавказском побережье Чёрного моря (совр. г. Анапа). Эвлия называет её среди крымских крепостей, поскольку Анапа входила в Кефинский эйялет.
125. Сар-керман — развалины древнего Херсонеса, описание их см. ниже.
126. Бисутун (староперс. Багастана, «место Бога») — гора в Иране, известная староперсидскими изваяниями и надписями, воспетая мусульманами как одно из чудес света. Эвлия этимологизирует название от арабского би-сутун, что означает «без колонн».
127. 929 г. X. = 1522/23 г.
128. Фархад — герой многочисленных поэтических произведений. Для того, чтобы встретиться с возлюбленной, он прорубил скалу.
129. Возможно, имеется в виду гора Ай-Петри либо плато Айяна, давшее название Аянскому водохранилищу. Казаклы-озен — р. Чёрная.
130. Каймак — густые сливки; нам не удалось понять, какие кушанья обозначены названиями кулемез, хошмурум, агыз, катык, сыр тильме, кесмек.
131. Сар-керман — речь идёт о каких-то развалинах на современной Северной стороне г. Севастополя.
132. Салсал — легендарный персонаж, который известен как покровитель цеха производителей бузы — бузаджи. По данным Эвлии, великан Салсал отобрал крепость Ак-керман у джиннов. Затем он был убит сподвижником пророка Мухаммеда Маликом Аштером. Его огромные кости украшали стены Ак-кермана. Подробнее об этом см. ниже. Салсал-оглу — сын Салсала.
133. Салуния — развалины древнего Херсонеса и средневекового Херсона, во времена Эвлии лежавшего в развалинах.
134. То есть около 312 г. до н. э.
135. Искендер Великий — Александр Македонский.
136. «Балыклагы» можно перевести с татарского как «рыбное место».
137. Красная скала — голая скала, без растительности.
138. Синоп — город на южном побережье Черного моря.
139. Румелия — балканские владения Османской империи.
140. То есть злосчастное.
141. «Ахрийан лаз» — возможны и другие переводы этого выражения.
142. Кады-кой — селение, располагавшееся недалеко от Балаклавы. Позже носила название Кадыковка, ныне в черте г. Балаклава.
143. Асаф — легендарный «везирь» Сулеймана — библейского царя Соломона, символ мудрости.
144. 1068 г. = 1657/58 г.
145. Камара — ныне с. Оборонное.
146. Чоргане или Чоргунь — совр с. Чернореченское.
147. Кахкаха — крепость в Персии. Название её можно перевести как «Ха-ха-ха!», «крепость, надсмехающаяся над врагом».
148. 1056 г. = 1646/47 г.
149. Кызылбаши (красноголовые) — шиитские секты, распространенные в Восточной Анатолии и в Азербайджане. При власти в Иране азербайджанской династии Сефевидов (XVI-XVII вв.) кызылбашами называли всех персов. Для Эвлии кызылбаши — отступники от правоверия (суннизма).
150. Муса — библейский Моисей.
151. Мардин, Шебин-Карахисар, Ван, Афьон-Карахисар — города в современной Турции. Умад, Дахле, Афри, Макуб, Зиндание, Макуб, Шакаф, Ашк — по-видимому, крепости в Персии. Тунис — совр. г. Тунис.
152. Силифке — санджак в Восточной Анатолии.
153. Коджа-сала — селение рядом с Мангупом, позже называвшееся Пятихаткой. Ныне снова получило название Коджа-сала.
154. Сюрен — селение к югу от Бахчисарая. Вероятно, совр. Танковое (Буюк Сюрен) либо Малосадовое (Кючук Сюрен).
155. Хавернак — дворец аббасидских халифов близ г. Куфы в совр. Ираке.
156. Гевхер-керман можно перевести как «крепость драгоценностей».
157. Не совсем ясная фраза. Кыбла — это направление на юг, а Полярная звезда — на север.
158. Чуфут-кале — «еврейская, жидовская крепость».
159. Хаджи Герай — первый крымский хан, основатель династии Гераев. Правил в 1430-1466 гг.
160. Эртогмаз-хан из других источников не известен. Так как в тарихе его называют дедом Хаджи Герай-хана, возможно, речь идёт о Таш-Тимуре.
161. 859 г. X. = 1454/55 г.
162. Темешвар — город в совр. Венгрии.
163. Янык — вариант названия крепости Янова (совр. г. Инэу в Румынии).
164. Шеремет-бан — русский боярин и воевода Василий Борисович Шереметев. Находился в плену в Чуфут-кале 20 лет (1661-1681 гг.). О сражении с войском под командованием Шереметева Эвлия подробно рассказывает в главе «Как мы разгромили воеводу Шеремет-бана» (см. Эвлия 1961, стр. 214-235).
165. Новгородская казна — по традиции на Ближнем Востоке русские драгоценности называли «новгородскими».
166. Неджати в переводе с арабского означает «спасённый».
167. Известное место поклонения Газы-Мансур находилось у подножия Чуфут-кале до начала XX века. «Согласно легенде сахаб Пророка Газы Мансур знал, что Крым будет заселён мусульманами и прибыл на «Зелёный остров» перед смертью. Его святую могилу обнаружили бухарские шейхи Рамазан и Халиль, видевшие Газы Мансура во сне несколько раз. Они основали здесь текие в 838 г. X. (=1434 г.)» — И. Гаспринский. Бухара и Бахчисарай // Терджиман. 31 января 1893 г.
168. Эски Саладжик — ныне пригород Бахчисарая Салачик.
169. Дата ошибочна. 956 г. X. = 1549 г., а Менгли Герай I умер в 1514 г. Речь идёт о Зинджирли-медресе, здание которого сохранилось до наших дней. Дата его построения известна — 906 г. X. = 1500 г.
170. Прибавление к имени Джучи родового имени Герай является анахронизмом.
171. Эзан (араб.) — призыв к молитве, обычно провозглашается особым служителем мечети — муэззином с минарета либо (при отсутствии минарета) с крыши мечети.
172. Так как хан Сахиб Герай I правил в 938-958 гг. X. (1532-1551 гг.), это строение, по-видимому, было закончено в 942 г. X. = 1535/36 г. При несоответствии дат в тексте тариха, где они написаны словами, и под тарихом, где стоят цифры, предпочтение следует отдавать первому варианту.
173. Рум — многозначный историко-географический термин, изначально — собственно Рим, далее Римская и Византийская империи, для Эвлии Челеби, по-видимому, равнозначно Румелии — европейским владениям Османской империи.
174. Истанкой — город в Турции.
175. Коран, 89, 6. Рассказ о «многоколонном городе — дворце Иреме» был популярен в мусульманской литературе. Легенда происходит из Южной Аравии и неоднократно упоминается в Коране. Ирем был построен царем Шаддадом, сыном Ада, в подражание райскому саду. Шаддад в гордыне не внял проповеди пророка Худа и был наказан Богом, так и не увидев своего творения — Ирема.
176. Сельсебиль — название одного из райских источников.
177. Джемшид — легендарный персидский мудрец и правитель.
178. 1049 г. X. = 1639/40 г.
179. 1052 г. X. = 1643/44 г.
180. 1055 г. X. = 1645/46 г.
181. 1056 г. X. = 1646/47 г.