Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

Словарь терминов

Ага (тур. «старший брат») – 1) звание, почетный титул, широко использовавшийся в военной и гражданской бюрократии Османской империи и Крымского ханства, 2) начальник янычарского корпуса или его подразделений; 3) почтительное обращение к знатному или пожилому человеку.

Азаб (араб. «холостяк») – первоначально (в XIV-XV вв.) азабами назывались воины провинциального ополчения. В XVI-XVII вв. они несли гарнизонную службу в крепостях (кале азаплары) или принимали участие в морских десантах (дениз азаплары), использовались как стрелки во время боев на море. В середине XVII в. как солдаты постоянного войска, рядовые азабы получали от 4 до 7 акче жалованья в день или часть дохода от тимаров.

Азиз (араб. «святой») – титул суфийского шейха, обращение в суфийской среде.

Акче (тюрк. «белая») – турецкая серебряная монета. Стала чеканиться в Бурсе в 1328 г. Орхан-беем (1326-1359). В истории денежного обращения Турции XVII век является периодом катастрофического падения веса акче и ухудшения качества монеты. При Орхане акче весила 6 каратов (1,54 г) при высшей пробе серебра. Ко времени, о котором повествует здесь Эвлия Челеби, вес акче снизился до одного карата, а проба – до 50%. К концу XVII в вес акче снизился в десять раз против первоначального, а металл, из которого она чеканилась, почти не отличался от меди за один алтун давали тогда 300-400 акче. Порча монеты неоднократно приводила к возмущениям и волнениям торговцев, ремесленников и бедного люда. В 1687 г. акче официально была заменена гурушем, но продолжала оставаться в ходу при расчетах в частной жизни.

Алтун (тур. «золотой») – турецкая золотая монета, чеканившаяся со времени захвата Константинополя турками (1453 г.). По весу равнялся европейским дукатам (около 3,5 г). Во второй половине XVII в за него давали 300-400 акче.

Аршин – наиболее распространенная до 1931 г. мера длины в Турции, торговый аршин для измерения шелковых тканей равнялся 60 см, для прочих тканей – 68 см, строительный аршин – 75,77 см.

Аталык (тюрк.) – названный отец, воспитатель, «дядька». Практика воспитания юноши и обучения его воинскому искусству в дружественном роду или племени, вдали от семьи (аталычество), была широко распространена в Крыму, сохранилась на Кавказе до последнего времени.

Аяк (тюрк. «ступня») – мера длины, равная половине строительного аршина, т. е. около 38 см.

Аят (араб. «откровение») – стих в Коране.

Баба (тюрк. «отец») – почтительное обращение к старшему, а также титул суфийских шейхов.

Бал-емез (искаженное итал. ballo mezzo, в турецком языке переосмысленное в «меда не ест») – средняя дальнобойная пушка, использовавшаяся и на суше, и на море, стрелявшая ядрами до 50 кг, применялась также для разрушения крепостных стен.

Бан (слав.) – титул правителей военных округов в некоторых районах Словении, Сербии и Венгрии.

Безестан (перс.) – большой крытый рынок, состоящий из торговых рядов и ремесленных лавок-мастерских. Также рынок особо ценных товаров, драгоценных тканей, ювелирных изделий и т. п.

Бей (староосманское и общетюркское – бек, крымскотатарское – бий – «господин») – титул военачальников или правителей различных рангов у османцев (алайбей, санджакбей и др.) и ряда других тюркских народов; также глава племени. В Крыму – титул предводителей знатных родов, а также военачальников (напр. «ор-бей» – начальник крепости Ор). Титул часто заменяли арабским «эмир».

Бейлербей (тюрк. «бей над беями») – официальный титул правителя эйялета, командующий войсками провинции; нередко сочетался с титулом везиря.

Бейлик (тюрк.) – область, владение бея, который имел право на сбор налогов с приписанного к этому владению податного населения.

Бейт (араб. «дом») – двустишие, основная форма стихосложения в классической литературе Ближнего Востока.

Буза (боза) – освежающий напиток, приготовленный из проращённых зёрен пшеницы, кукурузы или пшена; на его основе со специальной закваской приготавливался также крепкий алкогольный напиток.

Бузаджи – торговец или производитель бузы.

Буза-хане – пивная, торгующая бузой.

Бунчук – древко с золочёным шаром и пучком волос из конского хвоста. Знак отличия достоинства паши: однобунчужного (мирлива), двухбунчужного (мирмиран), трёхбунчужного (везирь или бейлербей).

Вакуф (ед. ч. вакф, араб.) – движимое или недвижимое имущество, доходы с которого предназначались на религиозные или благотворительные цели. Создавались за счёт пожертвований государства и отдельных лиц. Поскольку вакуфы освобождались от государственных податей и налогов и были защищены от посягательств светских властей, а определённая доля с пожертвованного имущества регулярно поступала жертвователю или его наследникам, пожертвования в вакф были весьма распространённым явлением. Поэтому мусульманскому духовенству принадлежали огромные земельные владения и много другого движимого и недвижимого имущества

Вали (араб.) – управитель вилайета, эйялета; часто синоним бейлербея.

Везирь (араб.) – министр, сановник в Османской империи. Везири входили в султанский совет – диван, назначались на пост бейлербея. Великий везирь, или садразам, – глава всей администрации империи и главнокомандующий турецкой армией – высший правительственный сановник в Османской империи и ряде других стран Востока. Титул везиря имели также паши высшего ранга – трёхбунчужные. В Крымском ханстве поста великого везиря не существовало, везирь был первым лицом в правительстве.

Вилайет (араб.) – провинция, то же, что эйялет. Эвлия Челеби часто использует этот термин в значении «страна», «государство».

Воеводство (слав.-тюрк. войводалык) – административная единица, появившаяся на землях Османской империи сначала на Балканах, а затем и в Малой Азии; земли, подвластные воеводе, представителю крупного землевладельца или султана, которому поручалась организация сбора полагающихся владельцу земли налогов.

Газават (араб.) – священная война против неверных и язычников.

Гази, газий (араб.) – участник газавата; также почётный титул прославившегося в этой войне, в частности некоторых османских султанов.

Гулям (араб.) – 1) воин феодального ополчения в Турции и сефевидском Иране; 2) слуга, раб-мальчик.

Дервиш (перс.) – странствующий суфий, член мистико-аскетического братства.

Дефтердар (перс) – чиновник государственного казначейства, ведавший султанскими финансами или финансами целой области, города; дефтердары эйялетов входили в диваны пашей. В XV в. всеми финансовыми делами государства руководил один баш дефтердар (министр финансов), но к XVII в. управление финансовыми делами невероятно усложнилось и бюрократизировалось, что в условиях общего хозяйственного расстройства в империи способствовало росту различных злоупотреблений в финансовом аппарате государства. Аналогичные функции имел дефтердар и в Крымском ханстве.

Дёнюм (тур.) – мера площади, равная 40 квадратным аршинам; 919,3 кв. км.

Джихад (араб. «усердие») – усердие в богоугодных делах. Часто термин сводился к более узкому понятию – священной войне (газават).

Диван (перс.) – 1) совет и канцелярия при султане, везире, паше. В Османской империи Диван великого везиря исполнял также функции верховного суда. Собирался в особом зале – диванхане. Канцелярии высокопоставленных сановников также называли диванами. 2) Собрание стихов.

Диван-хане (перс.) – см. диван.

Диван-эфенди (перс.-тур.) – делопроизводитель при диване.

Дирхем (от греч. «драхма») – 1) мера веса, в Турции официально приравненная к 1/400 окка (3,21 г.); 2) старинная серебряная монета, в XVI в. равная 4 акче (вес – 1,4-1,7 г.).

Заим (араб.) – владелец пожалования, называемого зеаметом. Заимы вместе с тимари-отами составляли категорию тимарных сипахиев и были обязаны участвовать в походе со своими джебели (конными воинами-латниками).

Зеамет (араб.) – ленное пожалование с зарегистрированным годовым доходом от 20 тыс. до 100 тыс. акче.

Зикр (араб. «поминание») – поминание имён Бога, основной ритуал суфийских братств, радение. Каждое братство имеет свои особые формы зикра, техника которых передаётся по цепи преемственности (шейх-мюрид, учитель-ученик).

Зиярет (араб. «посещение») – здесь: место поклонения, паломничества.

Иль (тюрк.) – многозначный термин. В Крыму – область, административно-территориальная единица.

Имам (араб.) – 1) предстоятель на соборной молитве мусульман; 2) титул основателей четырёх суннитских мазхабов; 3) духовный глава всех мусульман (то же, что халиф); 4) у шиитов – титул халифа Али и его потомков по прямой линии. Эвлия Челеби использует в основном первое значение термина.

Кадий (кади, араб.) – мусульманский судья, осуществляющий судопроизводство на основе шариата (мусульманского права) или адата (обычного права). Обычно глава административно-судебного округа, называвшегося каза. Его ранг определялся размером ежедневного жалованья в акче. В зависимости от ранга кадии имели различное жалованье. При Мехмеде II Фатихе главный стамбульский кадий получал 500 акче в день, кадий высшего ранга – 300 акче, среднего – 150 акче, низшего – 60-70 акче. В соответствии с этим определялся и ранг кадилика («трёхсотакчёвый кадилик» и т. д.). Наряду с государственным содержанием кадии взимали в свою пользу сборы за совершение различных юридических актов и подписание бумаг. Кадии высшего ранга могли выполнять обязанности дефтердаров (см.) в провинциях.

Кадиаскер (араб. «воинский судья») – высшая судебная должность. В Османской империи их имелось два – анатолийский и румелийский. В Крымском ханстве имелся собственный кадиаскер.

Каза, кадилик (араб., араб.-тур.) – административно-судебный округ, подвластный кадию, часть санджака.

Казак-султан (тюрк.-араб.) – царевич из рода Гераев, не имеющий реальных шансов на престол, «казакующий» на свой страх и риск. Казак – вольный человек, порвавший связи с родовой структурой.

Каймакам (араб.) – титул заместителя крупного сановника Высокой Порты или провинциальной администрации, например санджакбея.

Калга или калга-султан (татар.) – султан из рода Гераев, второе лицо в Крыму после хана. По идее должен был занимать трон после смерти или смещения хана, но таких примеров в истории Крыма крайне мало.

Кантар (араб.) – 1) мера веса, равная 44 окка, или 56,4 кг; 2) Весы для тяжёлых грузов и вещей.

Капудан (от лат. «капитан») – командир военного корабля или эскадры.

Капудан-паша – главнокомандующий османским флотом.

Капуджи (тур.) – привратник, служащий придворного подразделения, охранявшего султанский двор. Капуджи также сопровождали иностранных послов, исполняли обязанности курьеров и порученцев по важным делам.

Капуджи-баши (тур.) – один из сановников султанского двора, начальник дворцовых привратников. При Мехмеде II Фатихе был один капуджи-баши, в XVII в. число их колебалось от 12 до 21. В их подчинении находилось от 500 до 2000 капуджи. Капуджи-баши были обязаны обеспечивать охрану дверей султанского дворца, представляли дивану и падишаху иностранных послов, в случае необходимости они посылались с важными тайными сообщениями к правителям эйялетов. Капуджибаши использовались также для расправы с неугодными султану правителями эйялетов или другими важными государственными сановниками.

Капу-кулу (тюрк. букв. «рабы врат») – общее название всех воинов регулярного войска на жалованье. К этому войску относились: янычары и придворные части конников (улуфели сипахилер), пушкари (топчу), оружейники (джебеджи), бомбардиры (хумбараджи), водовозы (сака) и транспортно-артиллерийские части (топ арабаджи). Сюда входил также корпус аджеми огланов, где осуществлялась подготовка христианских мальчиков к службе в янычарском войске.

Карачи (от монг. харачу – «чёрная кость») – четыре знатных рода, занимавших особое положение в Крымском ханстве. Состав карачи менялся в зависимости от силы и влияния тех или иных родов.

Касаба (араб.) – местечко, городок или большое село с мечетью и постоялым двором, обычно резиденция кадия. Эвлия Челеби не проводит строгой разницы между касаба и селом или деревней (кёй, карие), часто употребляя оба эти термина по отношению к одному и тому же населённому пункту.

Кенгеш (татар.) – общий совет Крымского ханства, на котором обсуждались важнейшие государственные вопросы.

Кёрюнюш (татар.) – дворец, место заседаний дивана – государственного совета Крымского ханства.

Киле (араб.) – мера сыпучих тел. Размер её был различен в разных областях; стамбульский киле в зависимости от рода зерна составлял 18-20 окка, т. е. около 25 кг.

Климаты (тур. иклим) – здесь: пояса, на которые делили известную им часть земли древние и более поздние средневековые учёные Востока и Запада. Эвлия Челеби оперирует как птолемеевским понятием «настоящего», или «действительного», климата (иклим-и хакики), так и таблицами деления земли на географические или «природные» области (иклим-и табии), которые ввёл арабский историк и географ Абу-ль-Фида (1273-1331). Древние греки делили населённую часть земли на семь климатов, начинающихся примерно от экватора и расположенных один за другим к северу, «до края земли». Ширину климатических зон определяли сравнительная длина дня и ночи или угол склонения солнца к экватору. Абу-ль-Фида выделил на известной арабам XIV в. поверхности Земли 28 географических областей, которые он тоже назвал климатами.

Коджалык – см. аталык.

Кош (татар.) – 1) Стан кочевников; 2) Временный казачий военный лагерь, обоз, казачий табор. Кошем называли также Запорожскую Сечь – постоянное местопребывание запорожских казаков.

Кошелёк (тур. кесе, или кисе; отсюда рус. кисет) – обычно кожаный кошелёк для хранения золотых и серебряных денег и в то же время определённая их сумма. В 1660-1661 гг. в одном кошельке было 40 тыс. акче, в 1688 г. – 50 тыс. Курушей в одном кошельке в 1660-1661 гг. было 500. В финансовых операциях имели хождение три кошелька: румелийский кошелёк (кесе-и руми), равный 500 курушам, или 40 тыс. акче; кошелек дивани (дивани кесе) 416 курушей, или 33 120 акче, и египетский кошелёк (мысыр кесеси) 600 курушей, или 48 тыс. акче. Последний обращался только в Египте, а наиболее распространённой расчётной единицей был румелийский кошелёк. Европейцы имели дело только с ним, почему во всех европейских словарях размер кесе определяется всего в 500 курушей, или пиастров.

Куладж (тюрк.) – мера длины, маховая сажень (расстояние между средними пальцами вытянутых в стороны рук взрослого человека, примерно 1,95 м), применялась при определении глубины. На куладжи меряли также бязь и ткань на халат.

Кумыс, кымыз (тюрк.) – напиток из кислого кобыльего молока.

Курт (тюрк.) – сухой сыр из овечьего молока.

Куруш, гуруш (от славянск. грош) – общее название различных европейских серебряных монет, имевших хождение в Османской империи. В разные времена курс их был различный, но всё время падал. Так же называлась турецкая серебряная монета, которая начала чеканиться в 1512 г. и первоначально стоила 40 акче. С 1687 г. – основная турецкая серебряная монета (первоначальный вес – 19,24 г.) номинальным достоинством 120 акче.

Кыбла (араб.) – сторона, куда мусульмане обращаются лицом во время молитвы, направление на Мекку. Для Крыма кыбла – юг.

Ляхше, лякче (татар.) – похлёбка из нарезанного теста, лапша.

Мазхаб (араб.) – философско-правовой толк, школа в суннизме.

Маликиты – последователи философско-правовой школы, основанной Маликом ибн Анасом (ум. 795 г.).

Медресе (араб.) – мусульманская религиозная школа, где изучали преимущественно Коран, богословие, шариат. Из выпускников медресе формировались кадры административно-судебного аппарата и служителей культа. Учреждались обычно при мечетях.

Минбар (араб.) – высокая (с лестницей) кафедра в мечети, откуда читалась проповедь.

Михраб (араб.) – ниша в мечети, обычно украшенная, ориентированная на кыблу; употребляется как единица счёта мечетей.

Муджахид (араб.) – мусульманин, занимающийся джихадом – усердствующий за веру. В более узком значении – то же, что газий, воитель за веру.

Мулла (араб.) – главный кадий, старший богослов-законовед области или города.

Мурза (от араб.-перс. эмир-заде, «сын эмира»): звание члена владетельной феодальной семьи в Крымском ханстве, на Кавказе, у ногаев и некоторых других народов.

Муфтий (араб.) – представитель высшего мусульманского духовенства, богослов-правовед, имевший право выдавать письменное заключение – фетву по особо трудным юридическим вопросам, когда компетентности кадия было недостаточно.

Мухтесиб (араб.) – лицо, обязанное смотреть за ценами, по которым ремесленники и торговцы продавали свои товары, за правильностью мер и весов. Имел право наказывать тех, кто мошенничал в торговых делах, применяя неправильные меры веса или длины.

Муэззин (араб.) – служитель мечети, сзывающий верующих на молитву.

Наиб (араб.) – судья шариатского суда, заместитель кадия. Наибами назывались также заместители румелийского и анатолийского кадиаскеров. Здесь имеются в виду судейские чиновники, заместители кадия.

Намаз (араб.) – мусульманский молитвенный ритуал, совершаемый пять раз в день.

Нахие (араб. «окрестность») – самая мелкая судебно-административная единица Османской империи и Крымского ханства, часть каза. Во главе нахие стоял наиб.

Нуреддин, нуреддахр (араб.) – султан из рода Гераев, третье лицо в иерархии Крымского ханства.

Ода (тур. «комната») – казарма капу-кулу, постоянного войска Османской империи; подразделение капу-кулу (янычаров, пушкарей, оружейников).

Окка (араб.) – мера веса; стамбульская окка равнялась 1282 г. В одной окка 400 дирхемов.

Оружейники (перс.-тур. джебеджи) – военизированная хозяйственная организация, созданная в Османской империи в XIV в. Часть оружейников занималась изготовлением оружия, боеприпасов и снаряжения. Другие джебеджи обязаны были охранять это оружие, распределять его по воинским частям, доставлять его на поле боя, собирать брошенное оружие, ремонтировать его. Основные мастерские и склады корпуса джебеджи находились в Стамбуле, но, кроме того, они имелись во многих крепостях, особенно в пограничных. Оружейники имели свою цеховую организацию. В начале XVII в. корпус джебеджи насчитывал 5 730 человек, а годовое содержание их составляло около 9,5 млн. акче. Из них более 20 тыс. акче шло на содержание старшего начальника корпуса, джебеджи-баши.

От-ага (тюрк.) – 1) В войсках крымских татар – начальники колонн конницы (число колонн отличалось в зависимости от того, кто вёл войско в поход – хан, калга, нуреддин, везирь). В каждой колонне было до шести-восьми тысяч всадников. 2) По-видимому, так назывались ещё начальники небольших конных отрядов в войсках провинций.

Паша (тур.) – титул или воинское звание высших военных и гражданских сановников в Османской империи. Появился в XIII в., вероятно, сокращённое «падишах». В Османском государстве первоначально давался крупным военачальникам и первым везирям. В дальнейшем титул паши имели государственные сановники в ранге везиря, а также некоторые другие высшие военные и гражданские должностные лица, обладавшие высокими чинами.

Пушкари (тур. топчу) – род состоявшего на государственном содержании постоянного войска. Делились на две независимые друг от друга категории: 1) тех, кто отливал пушки (главный литейный двор – топхане – находился в Стамбуле); 2) собственно артиллеристов, которые участвовали в боях. Корпус пушкарей начал создаваться вместе с янычарами, причём литейное дело организовывалось не турками, а пленными христианами или европейцами, перешедшими на службу к турецкому султану и зачастую принявшими мусульманскую веру. В первой половине XVI в. в корпусе топчу было записано 1 204 человека, в середине XVII в. – 2 026, в конце XVII в. – 5 084. При Сулеймане Кануни (1520-1566) рядовые топчу получали 6-8 акче в день, а командир корпуса (топчу-баши) 60 акче.

Ракат (араб.) – мусульманский молитвенный ритуал, включающий ряд телодвижений (поклоны, коленопреклонения и др.). Намаз состоит из нескольких ракатов.

Санджак (тур. «знамя») – 1) знамя воинской части, флаг государства. 2) военно-административная единица, подчиненная эйялету. Во главе стоял мутасаррыф, он же санджакбей, или мирлива. В описываемую эпоху в Очаковском или Силистровском эйялете было 11 санджаков.

Сахаб (араб.) – сподвижник пророка Мухаммеда.

Секбаны (перс. «ловчие», «псари») – одна из трёх основных частей, на которые делился янычарский корпус. В начале XVII в. секбанов в корпусе было 34 орта (из 196). Секбаны представляли собой в основном пешее войско, и лишь незначительная часть их была всадниками. Рядовые секбаны получали жалованья по 6-8 акче в день, чавуши – по 10 акче, более высокое содержание получали секбаны 33-го орта, который находился на привилегированном положении, туда записывали только детей высоких сановников: обычно с ними в горах Истранджа охотился султан. Кроме того, были секбаны, нёсшие пограничную службу. Они также получали содержание из государственной казны. Были ещё секбаны, состоявшие на жалованье у эйялетов и санджаков и находившиеся под командованием наместников провинций. В мирное время эти секбаны использовались для поддержания порядка в провинциях и для охраны крепостей. В Крыму – подразделение постоянного войска ханов, вооружённое огнестрельным оружием.

Сикка (араб.) – монета, монетная чеканка. Монетная регалия и хутба – символы легитимности власти на Ближнем Востоке.

Сипахи (перс.) – владельцы условных пожалований, тимаров или зеаметов, были обязаны являться на войну и приводить с собой положенное число вооружённых и снаряжённых воинов. Сипахиями назывались также конные гвардейцы, состоявшие на жаловании.

Субаши (тур.) – 1) чиновник, исполнявший обязанности начальника полиции в городе, подчинялся санджакбею (алайбею) или кадию; 2) субаши тимарный (тимар субашысы) ленник из числа провинциальной знати. Обычно находился в касаба и в крепостях. В мирное время он был их правителем, в военное – выступал в поход в качестве военачальника отряда сипахиев численностью в 250-300 всадников. Подчинялся алайбею.

Султан (араб.) – 1) самодержец Османской империи, падишах; 2) принц крови, правитель, почетный титул при обращении к высокопоставленному лицу. Султаном называлось также украшение из перьев или конского волоса на головном уборе высокопоставленного лица.

Суннит (араб.) – приверженец наиболее крупного направления в исламе – суннизма, основанного на признании авторитета четырёх праведных халифов.

Сура (араб.) – глава в Коране.

Суфий (араб.) – приверженец мистико-аскетического течения в исламе – суфизма (та-саввуф), член одного из братств.

Талкан (татар.) – пережаренное пшено, удобный в походных условиях вид продовольствия, широко использовавшийся татарами.

Тарих (араб.) – 1) дата; 2) хронограмма; 3) история. Эвлия использует термин в основном во втором значении: словосочетание, прозаическое или стихотворное, в котором с помощью цифрового значения арабских букв (абджеда) раскрывается дата какого-либо события.

Текке (араб.) – обитель того или иного суфийского братства.

Тимар (перс.) – первоначально так назывались любые ленные пожалования, предоставлявшиеся военно-феодальной знати. Затем тимарами стали называть те военные лены, которые приносили от 1 тыс до 20 тыс. акче дохода в год. Лены, приносившие доход от 20 до 100 тыс. акче в год, были названы зеаметами, а те, которые приносили свыше 100 тыс. дохода ежегодно, назывались хассами.

Тюрбе (араб.) – гробница мусульманского святого, часто служившая местом паломничества; часто имела своего смотрителя – тюрбедара.

Улан (монг., тюрк., «юноша») – в разные эпохи термин обозначал разные подразделения кочевой знати. В Крыму уланы – представители знатных родов.

Факир (араб. «бедняк») – нищенствующий суфий.

Фарсах (перс.) – путевая мера, равная 12 тысячам шагов взрослого мужчины (6-7 км).

Фатиха (араб.) – первая сура Корана, наиболее популярная среди мусульман молитва.

Фетва (араб.) – письменное юридическое заключение муфтия о допустимости того или иного действия с точки зрения ислама.

Франки, или ференги – собирательное у мусульман название христиан Западной и Центральной Европы.

Хаджж (араб.) – паломничество в Мекку к главной святыне мусульман – Каабе; один из пяти столпов ислама; совершается в последний месяц мусульманского лунного календаря – зу-ль-хиджа.

Хадис (араб. «событие») – рассказ о том или ином поступке или изречении пророка Мухаммеда, один из важнейших источников права у суннитов.

Халиф (араб. «заместитель») – у суннитов титул наместника пророка Мухаммеда после его смерти, глава мусульманской общины.

Хакан (тюрк.-монг.) – древний титул монарха у монгольско-тюркских народов, употреблялся османскими султанами и крымскими ханами.

Хан (тюрк.-монг) – титул монарха у монгольско-тюркских народов, один из титулов турецкого султана, титул монарха крымских татар; персидское слово хан означает «постоялый двор».

Ханбалиты – последователи суннитского толка (мазхаба), созданного имамом Ибн Ханбалом. Мазхаб распространён преимущественно в Аравии.

Ханифиты – последователи суннитского толка (мазхаба), созданного имамом Абу Ханифой. Этот мазхаб имел значение государственного в Османской империи и в Крымском ханстве (при свободе личного выбора мазхаба любым кадием или муфтием).

Харадж (перс.) – налог, которым в мусульманских странах облагалось немусульманское сельское население. В Османской империи и в Крыму нередко смешивался с понятием джизье – подушной податью с немусульман. Харадж существовал в двух видах: 1) харадж с урожая, который определялся ежегодно в зависимости от видов на урожай специальными чиновниками; размеры его были от 1/10 до ½ доли всего сбора; 2) харадж с участка земли, взимавшийся с пригодной для обработки земли с учётом её качества. К XVII в. оба вида налога взимались через откупщиков, что намного увеличивало тяжесть налога.

Хасс (араб.) – крупное земельное пожалование, предоставлявшееся в условное владение крупным государственным сановникам (везирям, бейлербеям, санджак-беям и т. п.), не обязательно связанное с несением военной службы, дававшее доход свыше 100 тыс. акче. в год. Особую категорию хассов представляли собой кормления, выдававшиеся особам женского пола из приближённых ко двору. Размер доходов, получаемых с хассов, часто намного превышал минимальную норму. Так, хассы пашей эйялетов приносили дохода до 1,5 млн. акче в год, санджак-беев – до 500 тысяч, янычарский ага получал со своего арпалыка 500 тысяч, главный дефтердар – 450 тысяч, главный султанский конюший – 400 тысяч, чашнигирбаши (чашник) – 350 тысяч, младший султанский конюший – 330 тысяч акче и т. д.

Хафиз (араб.) – мусульманин, выучивший Коран наизусть.

Хиджра (араб.) – переселение пророка Мухаммеда со сторонниками из Мекки в г. Ясриб (позже – Медина). Это событие, произошедшее в 622 г., послужило началом мусульманской эры.

Ходжа (перс. «хозяин») – учитель, духовный наставник; уважительное обращение.

Хутба (араб.) – пятничная соборная молитва за правителя данной страны. В мусульманских странах хутба – важнейший атрибут легитимности власти правителя государства (наряду с сиккой – монетной чеканкой).

Чавуш (перс.) – член корпуса постоянного войска Османской империи, в обязанности которого входила охрана порядка и эскорт султана во время празднеств. Использовались также как посланники, развозившие письма султана и великого везиря к наместникам провинций и иностранным государям.

Чифтлик (перс.-тур.) – крестьянский надел, который можно обработать парой (чифт) волов, основная единица землепользования в Османской империи. Эвлия Челеби говорит, по-видимому, о «чифтлик-и хасс», безусловных земельных пожалованиях, распространившихся с начала XVII в. и имевших выраженную товарную направленность хозяйства.

Шариат (араб.) – комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, религиозной жизни и поступков мусульманина.

Шафииты – последователи суннитского толка (мазхаба), созданного имамом Аш-Шафи.

Шах (перс.) – титул самодержавного правителя.

Шахзаде (перс.) – принц крови.

Шахи (перс.) – вид дальнобойной осадной полевой и крепостной пушки. Делились на крупные (шахане), средние (миане) и малые (кючюк).

Шахиншах (перс. «шах шахов») – титул самодержавного правителя.

Шейх (араб.) – изначально у арабов – глава рода, племени. Позднее во всём мусульманском мире – наставник в вопросах веры, глава суфийской обители или братства.

Шейх-уль-ислам (араб.) – в Османской империи – почётный титул наиболее крупных учёных-богословов, позднее – главного муфтия, члена султанского дивана.

Шерифы (араб.) – роды, ведущие происхождение от пророка Мухаммеда.

Шехид (араб.) – мусульманин, погибший на поле брани в борьбе с внешними врагами или с мятежниками, либо при исполнении служебных обязанностей в мирное время.

Эйялет (араб.) – наиболее крупная административная единица, на которые делилась Османская империя до создания вилайетов. Эйялеты находились под управлением бейлербеев или везирей, имевших титул паши. Эйялеты делились на санджаки. В XVII в. было более двадцати эйялетов.

Эмин (араб.) – титул или звание различных должностных лиц при султанском правительстве и в провинциях. Им поручались обычно гражданские и финансовые дела, в частности перепись населения и учёт доходов, контроль за управлением имуществом, отданным в аренду. Для ведения канцелярских дел при эмине состоял кятиб, а для исполнительских функций – чавуши.

Эмир (араб. «военачальник») – в Османской империи – высокопоставленное должностное лицо, назначавшееся в провинцию и облечённое военной властью (санджакбеи и бейлербеи). В Крымском ханстве – то же, что «бей» – глава племени.

Эфенди (от греч.) – приставка к имени или титулу служителя мусульманского культа в Османской империи и Крыму; обращение к грамотному человеку и к иностранцу.

Юк (тюрк.) – 1) кожаный мешок и определённая сумма денег в нём; в одном юке было 200 кошельков, или 100 тыс. акче. В середине XVII в. 32 или 33 юка составляли «повозку» (арба или хинто арба); 2) Мера зерновых от 2 до 10 киле; номинальный груз вьючного животного того же веса.

Юрт (тюрк.) – многозначный кочевнический термин – становище, область, родина. В Османской империи – личное или родовое (у кочевников) земельное владение в полной собственности или на условиях военно-ленной службы.

Янычарский ага – глава янычарского корпуса, его главнокомандующий. Он был главой янычарского дивана, который рассматривал все дела корпуса, жалобы и тяжбы, вопросы жалованья, повышения по службе и т. п. Дневное жалованье янычарского аги составляло 500 акче, годовой доход с пожалованного ему владения (см. хасс) – 500 тыс. акче. Янычарскими агами, или сердарами, называли также командиров янычарских отрядов, содержавшихся в крепостях для их охраны.

Янычары (тур.-перс. «новое войско») – основная категория постоянного пехотного войска Османской империи. Состояли на жалованье у государства. Начали создаваться в 1361 г. при султане Мураде I. Сначала янычары набирались из военнопленных, а затем кадры янычар пополнялись за счёт принудительно набираемых христианских мальчиков обычно в возрасте от 7 до 12 лет, которые сначала воспитывались в турецких крестьянских семьях (там же они обращались в ислам), а затем проходили специальную подготовку в учреждении, называемом аджеми огланлары («чужеземные мальчики»). Янычары были профессиональным кадровым войском, получившим хорошую военную подготовку, воспитанным в духе непримиримого мусульманского фанатизма. Первоначально они не имели права жениться, заниматься ремёслами или торговлей. Они представляли собой грозную военную и полицейскую силу, пока войны приносили казне большие прибыли, пока султаны могли платить им высокое жалованье и задабривать щедрыми подарками. Привилегированное положение янычар привело к превращению этой должности в наследственную. В 1639 г. система девширме (набор христианских мальчиков) была отменена, и национальный состав янычарского войска изменился: оно стало по преимуществу турецким. Общий экономический и социальный упадок Османской империи, кризис её военно-ленной системы, начало серьёзных поражений во внешних войнах привели к резкому падению боевых качеств янычар и к важным изменениям в социальном характере янычарского войска. Не получая постоянного жалованья из пустеющей казны, они стали заниматься торговлей, ремёслами и, в не меньшей степени, грабежами населения. Большинство их обзаводилось семьями. Не раз в истории янычары являлись инициаторами народных возмущений и смут. Недовольство янычар неоднократно использовалось также для проведения дворцовых переворотов. Некогда служившие главной опорой престола, янычары уже в XVIII в. превратились в силу, более опасную для центрального правительства, чем для его внешних и внутренних противников. В 1826 г. султан Махмуд II уничтожил янычарский корпус, частью истребив, частью расформировав его состав. В начале XVII в. общая численность янычарского корпуса, включая аджеми огланов, составляла более 48 тыс. человек. Корпус делился на 196 орта (рот), которые были сгруппированы в три основных соединения: 1) ага бёлюк-лери («главные бёлюки»), насчитывавшие 61 орта; 2) джемаат («общину»), состоявшую из 101 орта; 3) секбан бёлюклери («бёлюки секбанов»), в которых было 34 орта. Каждая орта располагалась в своей казарме (ода), имела свое название и порядковый номер.

Ярлык (тюрк.-монг.) – письменный приказ верховного правителя; общепринятое название грамот золотоордынских и крымских ханов; так же назывались их дипломатические письма иностранным государям, в частности, так назывались письма крымских ханов московским государям.