Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

1. ЛЕТОПИСЬ БАРГУЗИНСКИХ БУРЯТ 1887 г.

/л. 1 (156)а/   Перевод: выписки с монгольского.

Летопись: о Баргузинских бурятах

“Баргузинские буряты перешли в Баргузин из Иркутской губернии Верхоленского округа 1 с урочища Анги в 1740 годах; очем имеются официальные сведения отом, что: селенгинский воевода бригадир Якобий 2 18 апреля 1745 года 3 предписал указом ея императорского величества в Баргузин прикасщику дворянину Федору Ловцеву, чтоб указать под владения вновь перешедшим бурятам в Баргузине земли”.

“Первоначально сии буряты с Верхоленска перешли, как говорят предания, около 100 семейств воглаве своего родового старшего Андрея из рода Шевшеевых. 4 Сей последний принадлежал к Икиритскому роду Бурскому поколению. 5 Этот народ принесли с собою следующее предание: Буряты обитающие по р. Лене в подданство белому царю были приведены в местности “Куленга”, находящейся ныне в Иркутской губернии Верхоленского округа; а о самом подданстве предание говорит также следующее: “Когда явились на р. Лену посланные от русского белого царя для покорения пародов (табун-зун-улячин) так называли буряты завоевателей Сибири, что означает попереводу порусскии 500; крищачия: (крикуны) это название вероятно данно им, вследствие пения ими разгульных казацких песен; 6 и тогда по явке сих завоевателей, после некоторой защиты своей свободы, буряты собрали общий сход накотором попредсказанию Опохой-бо (бо — шаман) и по совету Олонгой Цысына (Цысын — умный) решились принять подданство /л. 1 (156) б/ к русскому белому царю, и изъявили покорность и в знак своего верноподданства поднесли покорителям шкурку горностая и хорка, сняв таковые с костюма своего шамана, и просили передать ее белому царю! 7 “Говоря, что” эта наша первый алба (ясак). “Во время Куленгского покорения [29] предание говорит о убиении бурятского правителя (князца) Шевшея” жившего недалеко от Куленги по р. Анге 8 он принадлежал как сказано выше к Икиритскому роду 9 к поколению Бурскому. 10

История: О покорении Сибири издания Иогана Фишера 11 убиенный князец Шившей назван Шившиней 12 (см. 5 часть 30 ст. этой книги) 13 потомки князца 14 Шевшея находятся в Баргузинском ведомстве прозываются по бурятскому обычаю по отце Андреевыми, по имени как выше сказано выкочевавшего из Анги в Баргузин в 1740 годах. В Баргузине был главным тайшой старший сын Андрея Боскол, от него до настоящего главного тайши Цыдэб Джаб Сахарова происходящих от рода Андрея Шавшеева наследственно управляют родами — уже в шестом колене; 15

И так буряты сии по переходе в Баргузин нашли здесь местных жителей тунгусов, которые смотрели на новых пришельцев ненавистно, старались — как-нибудь стеснять их, и были частые между ними стычки и споры насчет поземельного владения; 16 так как тунгусы имели в то время преимущество — как многочисленностью, так и по праву местных жителей, первенство, (Тунгусов было душ 5 и 6 тысяч) поэтому тунгусы заставили бурят, чтобы они указанные им места /л. 2 (157) a/ загородили толстыми листвяничными косяками под названием Ута Хуре (длинная городьба), (Почти верст на 60) что действительно было исполнено со стороны бурят; 17 Несмотря на это тунгусы нарочито из городьбы поскотины перегоняли бурятский скот, таким образом отзываясь, что бурятский скот, перешли на тунгускую землю, захватывали таковых в пользу своего общества, главною долиею грабежа пользовался их начальник, под названием Зугей; почему буряты эти события называли Зугейским грабежем! 18 До перехода сюда бурят, как говорит предание: являлись откуда неизвестно русские люди, и искали удобные и свободные места для населения в Баргузинской местности, почему тунгусы говорят и их истребляли т.е. убили; Некоторых как говорит предание: “приперев к р. Баргузину” а “некоторых к Южной горе”. Изустные сказания говорят, что русских было много! Таковые поступки чуть непроисходили и с бурятами, но буряты имели законный переход на перекочевку о чем было известно даже правительству! но буряты будучи неоднократно стесняемы тунгусами, в одно время говорят поговаривали уходить в Монголию и даже как говорит предание запасались хорошими луками и стрелами и тогдашними ружьями, но до исполнения своих намерений отправили сперва двух бурят, при одном переводчике (достав последнего из Иркутска) с жалобой на тунгусов селенгинскому [30] воеводе! результатом которого были, то, что: за допущение беспорядков в крае приказано было управляющего в то время Баргузинским краем чиновника [л. 2 (157) б] устранив от должности, отправили в Иркутск, а некоторых служивых казаков продали суду. Длинная городьба под названием Ута Хурей была сломана! Таким образом, буряты справедливо удовлетворенные распоряжением умного воеводы, оставили свои мысли и намерения укочевать в Монголию за Хорчинами; 19 после сего довольно в долгом времени в промежутках, при главном тайше Цапкир Андрееве буряты с тунгусами заключили обоюдное миролюбивое условие — владеть землями без раздельно и кочевать на общих дачах без спорно навсегда. Каковые условия их были засвидетельствованы в Баргузинском нижнем Земском Суде в 1802 году”. 20

“До тунгусов в Баргузине по преданию, жили монголы под названием аба хорчины, а по некоторым сказаниям монголы баргуты. 21 Каковой народ как говорят предвидя, что рано или поздно, этою страною завладеют Русь! ушли внутри Китая, где и по сие время говорят существуют там под названием “хорчинских 20 хочунов” (занимаются огромными хлебопашествами). 22 Памятников от сих народов на земле ничего не осталось; вероятно они как кочевники жившие в войлочных юртах ушли бесследно; в настоящее время все старые овраги водопроводных канав с горных речек и когда-то возделанные под пашни а ныне заросшие земли; и также находимые иногда из под земли чугунные заступа 23 /л. 3 (158) а/ и оконечности железных стрел и т.п. бурятами называются абохорчппскими. 24 В 1861 году в полянках при подошве горы было найдено, один медный вызолоченый образок с китайскою надписью по сторонам, который ныне главным тайшею Цыдэб Джаб Сахаровым в 1876 году был послан с братом его тогдашним главным тайшею Цырен Джаб Сахаровым в С. Петербург, ехавшему тогда по приглашению в собрании ориенталистов 25 (и в то время удостоившему представления государю императору!). Каковой образок ученые ориенталисты 26 называли “Пусою” китайским талисманом? Таковой образок был оставлен в С. Петербурге на выставке 27 бывшей там в 1876 году.

“В Баргузине также найдено было в 1840 годах на стене одно медное толи (зеркало) она на лицевой стороне имела изображение птицы журавля, а на оборотной стороне изображались колосья хлебного растения? Каковая находка, была отдана в 1844 году главным тайшею Хамнаевым, — чиновнику из Петербурга Карлу Варанту. Этот найденный толи, неизвестно какими учеными или знатоками был признаваем за значок военного японского знамени. [31]

По преданиям бурят говорят также, что Чингис Хан был в этих странах; буряты повествуют также что “далеко” “далеко” за многие лета, не было нынешнего моря “Байкала” на месте его говорят была земля и горы, последняя говорят была огнедышащая. (Слова Байкал) предполагают может быть были переделаны от /л. 3 (158) б/ слова Бай-гал, что означает по-бурятски стоящий огонь.

Также предполагают предание: что таковая гора, от времени провалилась, и из под земли вышла вода и образовалось море “Байкал”. 28 К подтверждению этого предания в 1854 году ученый ориенталист буддийской веры, окончивший курс в Казанском университете кандидатом — Доржи Банзаров сказывал бывшему тайше Сахару Хамнаеву, что он читал описание в китайских и манджурских историях что за 1000 лет, китайские войска проходили вниз по р. Селенге, и устьею ее перешли р. Ангару; но в настоящее время устье р. Селенги вливается в Байкальское море, а Ангара в раздвоенном виде находится на обе стороны Байкала. Поэтому Банзаров также предполагал, что за 1000 лет на месте нынешнего Байкала была земля?

Предание или повествование бурят также говорит, что родина Чингис Хана была Забайкалье в пределах Онона и Кэрелуна. А затем на сплошной территории [!] нынешней Иркутской губернии, Забайкальской и Амурской области, жили разного поколения монгольские народы, в последствии вероятно эти то народы раздвоенные с появлением менаду Иркутским и Забайкальем) [!] настоящего моря Байкала, стали уже довольно резко отделяться от своих братьев монголо-бурят (а еще — тем более у них т.е. у иркутских бурят нет своя монголо-бурятская грамота и также буддийской веры. Кроме Аларских и Тункинских). Вот почему ныне будто находят между этими народами разницу и в разные эпохи будто бы переходившихся между Монголией, Манджуриею и Россиею! Между тем настоящие буряты жили и живут /л. 4 (159) а/ как старые первобытные аборигены на своих местах; затем монголы от разных причин и обстоятельств потеряли свое монгольское царство и ими завладели манджуры а затем в Сибири появились и русские завоеватели! которым буряты изъявили покорность и сделались счастливыми 29 подданными великого русского белого царя! не укочевав внутрь Китая, как або-хорчины зная, что, они никогда не будут стесняемы против свободы их образа жизни и веры обычаев.

Баргузинские буряты самих себя перечисляют к Монгольскому Зунгарскому Олютскому роду; из Зун-гару Монголии были говорят выходцы в Баргузин человек 6 или 7 и которые по преданиям водворились и между [32] здешними бурятами, да и самые названия монгольских Олютских родов и баргузинских бурят, и также заморских сходствуют между собою как то например, Икирит, Булгат, Бурут, Галзут и проч.

Баргузинские буряты подражая старые военные времена Чингис-Хана, годов за 50 в Баргузине говорят делывали, чрез каждые 3 года облавы, на всяких зверей, вовремя таковых выезжали изо всех родов могущие владеть луком и стрелою мужщины; и в одну таковую облаву говорят попадались несметные числа разных зверей, волков и проч. Таковые старинные обычаи, ныне по усилившимся работам у бурят по хозяйству, мало практикуются подобными затеями, но все же таки есть между народные обычаи для сохране/л. 4 (159) бия некоторой памяти не оставлять таковых. 30

“В Баргузине в прежние времена как говорят существовал уездный город, вовремя которого Хоринского ведомства (буряты) были зависимы от сего Баргузинского округа. 31

Первоначальное оспопрививание между баргузинскими бурятами было введено в 1770 годах, сперва буряты не давали прививать детям оспы, тогда главный тайша их Баскол Андреев для примера дал привить оспенную материю своему сыну, что послужило хорошим примером — после чего буряты стали послушнее.

В 1800 годах баргузинские буряты доставали из бурят Хоринского ведомства знающих монгольскую грамоту людей, которые и были первоначальными учителями нынешних поколений баргузинских бурят.

“В 1811 году главный тайша Цанкир 32 Андреев, ходатайствовал пред начальством об учреждении между бурятами так называемую бурятскую контору и тогда же при конторе учреждена в декабре месяце и впредь навсегда первая бурятская ярмарка; в последствии так называемая бурятская контора по Уставу о инородцах высочайше утвержденному императором Александром 1-м была переименована в 1822 г. в Степную Думу. 33

“В 1812 году по распоряжению губернатора Трескина, 34 были введены между бурятами экономические хлебные магазины.

“В 1812 году при главном тайше Цапкир Андрееве из баргузинских инородцев Сындыльдурского рода, Хонхоевского поколения буряты пригласили в Баргузин /л. 5 (160) a/ Хоринского ведомства Ходонского дацана Ширетуя Ламу, 35 который в Баргузине первый поставил буддийскую часовню, (бумхан) в местности Жаргалантае; и в это же время того же Сындыльдурского рода Номольского поколения инородец Суван Арашкиев пригласил из Селенгинского ведомства, Цонгольского дацана ламу Немайлана, и целым [33] обществом слушали проповедь буддийского учения и с этих времен между баргузинскими бурятами начал просвящаться луч буддийского учения!

В 1812 году Сындыльдурского же рода Екуйского поколения бурятский сын Дансаран 36 Ситнаев поехал в Хоринское бурятское ведомство в Эгутуевский дацан, где принял посвящение в ламское звание после обучения там нескольких годов тибетской грамоте возвратился в Баргузин, это был первый лама и из баргузинских бурят; он Ситнаев от имени всего Баргузинского бурятского ведомства! впоследствии был отправлен в Селенгинское бурятское ведомство в Цонгольский дацан откуда пригласил ламу Султум 37 Арзанова в Баргузин для обучения бурятских детей тибетской и монгольской грамоте, от сего времени в Баргузине довольно много было знающих вышесказанную грамоту.

“В 1814 году хоринский главный тайша Галсан Мардаев, 38 пригласил в свое ведомство баргузинского главного тайшу Цинкир [!] Андреева и 2-го тайшу Танха Эмышкиева для совещания по делам бурят по части религиозной и кстати на церемониальное [!] освящение вновь построенного ими Анинского каменного дацана. 39

/л. 5 (160) б/ “В 1817 году главный тайша Цанкир Андреев отправил в г. Кяхту (снабдив собственными деньгами) ламу Арзанова и Ситнаева для покупки тибетских и китайских лекарств и медикаментов чрез пограничные таможни, по возвращении которых тайша Цанкир Андреев приказал бурятам прилежно и старательно обучаться к тибецкой медицине, и успешным кандидатам даром раздавывал лекарства и медикаменты. А также по его инциативе [!] обучались ботанике и собирались лекарственные местные травы и коренья.

“В 1818 40 году пожеланию всего Баргузинского бурятского общества, был построен первый молитвенный дом под названием Хурден Сума он был освящен ламами в 1819 году; в этом же году тайша Цанкир Андреев вторично послал в Кяхту ламу Хайдуб Зоноева 41 для приобретения и покупки некоторых священных тибетских и монгольских книг и также медикаментов.

“В 1824 году при главном тайше Цанкир Андрееве был первоначальный шаг к обучению к русской грамоте, сын его Хамнай Цанкиров отправил в г. Баргузин третьего своего сына Сахара Хамнаева для обучения к русской грамоте частному учителю это был в Баргузине первый из бурят учившийся к русской граммоте [!].

“В 1828 г. баргузинские буряты построили новый деревянный дацан и в этом же году таковой освятили лама Селенгинского ведомства [34] Цонгольского дацана, Немайлан. Новый дацан был освя/л. 6 (161) а/щен при великой радости всех бурят и при многочисленном собрании народа, пускались скачки (бег) до 100 лошадей, была стрельба, борьба 42 и проч. увеселения.

“В 1829 г. при главном тайше Хамнае Цанкирове по просьбе сдешних инородцев, был назначен (Хамбой ламою) 43 Ширетуем Баргузинского дацана — лама Селенгинского бурятского ведомства из Цонгольского дацана Султум Арзанов (который раньше того был учителем в Баргузине) 44 он помер здесь в 1836 году 45;

В этом же году приезжал в Баргузин из Селенгинского города английский подданный, миссионер Юлий 46, который переночевав в Бурятской Думе 2 ночи как говорили очевидцы буряты: сресовав [!] карандашей на бумаге вид северной горы уехал обратно в г. Селенгинск; в Баргузине он заходил в юрту тунгусов и по разговору их он признавал их за манджуров;

В этом же году в Баргузине родился хлеб отличном виде, так, что цена была 25 коп. ассигнациями за 1 пуд (нынешних 8 коп.).

“В 1832 году сын главного тайши Хамнай Цанкирова Сахар Хамнаев по высочайшему повелению для представления его величеству был вызван в С. Петербург, где и удостоился представиться государю императору Николаю 1-му и был награжден серебрянным кортиком. 47 Он выехал из дому 2 сентября 1832 года, а приехал домой 11 мая 1833 года.

В этом же году главный лама 48 Бандида Хамба Восточной Сибири предложил Баргузинскому дацану выбрать из среды баргузинских лам 5 непременных членов по дацану по правилам буддийской религии вследствие чего /л. 6 (161) б/ по дацанскому совету и с согласия всего бурятского общества был избран 1, Цоржею: лама Сыньдыльдурского рода Данцаран Ситнаев, 2, Шид-Заде: лама Ченаевского рода Хайдуб Зоноев, 3, Заяку: лама Сындыльдурского рода Султум Дылыков, 4, Да ламе: лама Бурского рода Дамго Тыбыженов и 5, Нанся Ламе: лама Бурского рода Цырен-дыдык Хамнаев. 49

“В 1844 году помощником тайшею Сахаром Хамнаевым был построен училищный дом для открытия в нем приходского училища для бурятских детей для обучения их русской и монгольской граммотам [!] и утвержден же был в том году.

“В 1854 г. приезжал в Баргузин Бандида Хамба, 50 для приведения в исполнение нового положения о ламах 51 высочайше утвержденного 15 мая 1853 года 52 по этому из 35 53 комплектных и около столькиже некомплектных лам, оставили при дацане только 8 лам, а остальным объявили, что они нештатные ламы, тогда как говорят очевидцы, что как ламы, так [35] вместе с ними и прихожане дацана навзрыд проголосно расплакались и выехали вон из дацана; оставив Хамбу ламу с 8 его штатными ламами в дацане; Хамба лама выбрал из 8 лам одного ширетуем именно Сындыльдурского рода ламу Санжи Чинтатова.

“В 1861 году по распоряжению генерал губернатора Баргузинский дацан был перенесен из Бургалтайского улуса в Цаган Норский улус. 54

“В 1864 году епископ Вениамин приезжал в Баргузин и в это же время водрузил в Улюнском улусе в близи Степной Думы деревянный крест на горе, затем тут же он выбрал место под миссионерский стан /л. 7 (162) a/ существующий сейчас.

“В 1866 году первым миссионером приезжал в Баргузинский Улюнский миссионерский стан монах Антоний.

“В 1869 году приезжал в Баргузин епископ Мартимиан для освящения церкви Улюнского миссионерского стана. Святина была июня 9-го, a 11 числа был сильный снег и простоял дня 3.

“В 1872 году приезжал из г. Иркутска адьютант генерал губернатора Винников и объявляя распоряжение генерал губернатора велел уничтожить улусных бумханов (часовень).

“В 1876 году по докладу главного тайши Цырэн Джаб Сахарова Забайкальскому губернатору о ветхости Баргузинского дацана приказано было представить удостоверение о его ветхости и в последствии по перепискам в 1880 году был утвержден г. министром внутренних дел построить новый дацан на место старого.

“В 1876 55 году Баргузинский главный тайша Цырэн Джаб Сахаров по приглашению был в С. Петербурге на съезде в собрании Ориенталистов, где удостоился представиться к его императорскому величеству императору Александру II! 56

В 1879 году некоторые баргузинские буряты во главе тайджи [!] Цыдэб Джаб Сахарова, купили священную тибетскую книгу издания Данжура 57 225 томов и потом по усердию пожертвовали ее в свой Баргузинский дацан.

В 1880 году, как выше сказано был утвержден г. министром внутренних дел постройка нового /л. 7 (162) б/ дацана на место старого. Постройка нового дацана начата в 1882 году и окончена в 1883 году;

С 1883 года 58 и даже ранее того были многолетние переписки насчет не уступки бурятами земли под постройки еще другого миссионерского в Баргузине стана на Курамкане, но около 1884 годах построен в том улусе без согласия и уступки земли инородцами другой русский миссионерский стан с церковью. 59 [36]

В 1886 году новый дацан, построенный на место старого был освящен ширетуем ламой Гусиноозерского 60 дацана Гуры Дарма Циденпиловым при собрании до 5000 народу при великой радости всего Бурятского ведомства. 61

В настоящее время именно в 1887 году в Баргузинском инородческом ведомстве существует 6 родовых управлений, при 6-ти родовых головах, 23-х улусных старшинах, число душ всего в ведомстве мужского пола 5150 душ и женского 5472 души, а всего 10 622 душ, в том числе крещеных бурят мужского пола 179 душ, женского 107 душ, всего 286 душ. 62

Государственных податей и других повинностей и внутренних сборов 63 круглым счетом собирается с ревизской души в год 3 руб. 90 коп.

Все баргузинские буряты народ кочевой живут в летнее время в деревянных юртах шести угольных и восьми угольных; а зимою в домах 64. Эти инородцы состоят под управлением Баргузинской Степной Думы, 65 главного тайши и четырех заседателей Степной Думы. 66

У баргузинских бурят один дацан, 8 штатных лам; Баргузинские буряты почти все буддийской /л. 8 (163) а/ веры; Шаманистов нет, потому что при присягании наверно подданство всемилостивейшим государям императорам Александру II и Александру III, баргузинские буряты все до одного присягали по буддийскому обряду чрез ламу, поэтому полагательно, 67 что шаманствующих в Баргузине не существует; 68 по статистическим данным хотя и числится 69 сдесь до 300 душ шаманствующих о которых нет никаких имянных списков. 70

Всей земли принадлежащей бурятам по плану 230 192 десятины, в том числе пахотных 3390, сенокосных 3375, под выгонами и пастбищами 15 980, под лесом 16 618, под лесною заросчью [!] и кустарником 149 431, под усадебными строениями 840, болотами, песками, дорогами, каменистыми местами и прочей неудобной земли 40 588. 71 Из того числа отведенных по плану ламам 575 десятин, 72 под два миссионерских стана 110 десятин и крещеным инородцам 317 десятин 1729 сажен. 73

У баргузинских бурят при Степной Думе находится одно приходское училище, для преподавания русской и монгольской грамоты;

У сдешних бурят по сведениям Родовых Голов имеется разного рода скота до 130 тысяч, в том числе лошадей 20 000, рогатого 45 000, овец 60 000 и коз/яманов 5 000. У баргузинских бурят также имеется 5 экономических хлебных магазинов.

С Монголо-Бурятской летописи перевел на Русский язык Главный Тайша Баргузинских инородцев Цыдэб Джаб Сахаров. 74

(пер. Н. Н. Поппе и А. И. Вострикова)
Текст воспроизведен по изданию: Летопись баргузинских бурят // Труды Института Востоковедения. VIII. Материалы для истории бурят-монголов, I. М-Л. АН СССР. 1935

© текст - Поппе Н. Н., Востриков А. И. 1935
© сетевая версия - Тhietmar. 2006
© OCR - Карпов А. 2006
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН СССР. 1935