Комментарии

75. Цанкир Андреев — отец Хамная Цанкирова, дед Сахара Хамнаева. Упоминается в указе Баргузинского нижнего земского суда от 14 августа 1791 года, как “подгородных братских родов главный зайсан Цонжир (описка вместо Цанкир) Андреев”. Таким образом, Цанкир Андреев в качестве главного зайсана управлял баргузинскими бурятами уже в 1791 году. Приведенное в тексте статьи Н. Ц.-Ж. Сахарова сообщение о том, что тайша Ц. Андреев вступил в управление бурятами в 1794 году, если оно не является простой опиской [50] (1794 вместо 1791), можно понимать в том смысле, что в 1794 году Ц. Андреев стал тайшой, а до тех пор имел только звание главного зайсана.

76. В тексте перечислено поименно только 5 родов, вместо 6. Возможно, что опущен так называемый “Сборный род”. См. выше прим. 5.

77. На десятиверстной карте, изданной в 1924 году Управлением землеустройства и мелиорации Нар. ком. земледелия БМАССР, это озеро названо “Балянтумур”.

78. Собственно “Улюн” с притоком “Улугна”. См. указ. карту.

79. На карте “Аллау” и “Далсо”.

80. На карте “Курумкан”. Ср. выше, текст стр. 35.

81. На карте “Галгатай”.

82. На карте “Джирга”.

83. На карте “Гарга”, “Аргода”, “Улан-Бурга”.

84. На карте — “Ина” (бур. оп'o).

85. Вероятно опечатка вм. “Бодон” см. указ. карту.

86. Должно быть “Ярикта”.

87. Должно быть “Каскул”.

88. На карте “Саган-Нур”.

89. По буддийскому учению сознание, оставляя тело в момент его смерти, сразу же принимает телесную форму особого мельчайшего и тончайшего “промежуточного” живого существа так наз. Бардова (тиб. ***). Это существо живет будто бы не более 7 дней, в течение которых оно ожидает для себя того или иного земного воплощения, точнее — в течение этих семи дней совершается определяемый “кармой” (собственно — волей сознания) процесс группирования вокруг сознания различных элементов бытия (дхарм), составляющих по буддийскому учению живую личность со всем ее внутренним и внешним миром. Если в течение 7 дней этот процесс не совершится, Бардова, как и всякое другое существо, исчерпав сроки своей жизни, умирает, и сознание облекается в новую форму Бардова и так до 7 раз. В течение 49 дней, как учат буддисты, процесс формирования нового воплощения, вернее новой личности, непременно заканчивается.

90. Белый месяц — название первого месяца года у монголов, который приходится, на февраль—март нашего счисления.

91. Согласно “Ведомости о числе инородцев, обитающих Иркутской губернии в Верхнеудинском уезде 1824 года” по сведениям 1823 г. числилось “баргузинских подострожных родов”:

Боликагирский 65 душ
Намясинский 4 ”
Шамагирский 47 ”
Кандигирский 38 ”
Чилчагирский 62 ”
Баргузинский из мунгальских выходцев 126 ”
Лимагирский 92 ”
Верхнеангарский чилчагирский 164 ”
Нижнеангарский ” 293 ”

Итого

881 душ

92. По той же ведомости — “Баунтовского острога роды”:

1-й Чилчагирский 191 душ
2-й Чилчагирский 93 ”
Кандигирский 115 ”

Итого

399 душ

93. На карте “Ципикан”.

94. На карте “Кудалда” и “Черемшанка”.

95. Гучитские тунгусы согласно вышеуказанной “Ведомости”:

Кундагирский род 19 душ
Вейдгейский род 40 ”

Итого

69 душ