Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

Обучение промышленному альпинизму и ремонт фасада телефон

обучение промышленному альпинизму и ремонт фасада телефон

www.alptech.ru

ДАМБА-ДАРЖАЙ ЗАЯЕВ

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

МОНГОЛОЯЗЫЧНЫЕ БИОГРАФИИ БУРЯТСКИХ ЛАМ

Жизнеописания буддийских монахов являются одним из наиболее распространенных жанров центральноазиатской литературы. Если жития монгольских монахов относительно изучены 1, то биографии бурятских лам только становятся объектами исследований 2. Они, как и жизнеописания монгольских лам, составлялись как на тибетском, так и монгольском языках. Пока еще не установлен весь корпус биографий бурятских лам, но определенно можно сказать, что их количество невелико. На примере биографий двух буддистских деятелей, наиболее ярких представителей бурятского ламства, сыгравших значительную роль в жизни бурятского общества, - биографии первого бурятского хамбо-ламы Дамба-Даржай Заяева и автобиографии Агвана Доржиева можно проследить становление и развитие этого жанра литературы от простого, безыскусного повествования до поэтического шедевра.

Хамбо-лама Дамба-Даржай Заяев (1711-1776) - первый бурятский хамбо-лама, известен не только как религиозный и общественный деятель, но и как автор первого бурятского географического сочинения - описания своего путешествия в Тибет, написанного в 1768 г. 3

В фондах отдела памятников письменности Востока БИОНа СО РАН хранится небольшая рукопись, содержащая биографические сведения о Заяеве 4. Это небольшое по объему сочинение занимает шесть из десяти сшитых вместе листов, размером в 1/2

В этом небольшом по размеру произведении содержатся краткие, но ценные сведения по истории Бурятии, истории бурятской [34]

Этим указам впервые был утвержден штат буддийского духовенства Бурятии - 150 лам, которые освобождались от выплаты налогов и других повинностей, получали разрешение проповедовать буддизм среди верующих. Цонгольский, или Хилгантуйский, дацан был признан главным среди действовавших тогда одиннадцати дацанов, а его первым настоятелем был утвержден лама из тибетского монастыря Чжонэ - Агван-Пунцок. В 1764 г. главный лама Цонгольского дацана Дамба-Даржай был утвержден в звании пандита хамбо-ламы. Это событие имело большое политическое значение для бурятского общества, так как этим актом было положено начало объединения верующих буддистов в единую систему церковной организации и созданы предпосылки для преодоления разобщенности между различными этническими группами бурят и формирования целостной этноконфессиональной общности.

Л. И. Востриков 5 упоминает о существовании краткой биографии Д.-Д. Заяева на тибетском языке, составленной бурятским ламой Лобсан-Чжамцо Базароном в 1891 г. в Лавране, копия с авторской рукописи которой была снята Б. Барадиным и привезена им в Санкт-Петербург, а также об автобиографическом рассказе самого Дамба-Даржай о строительстве Цонгольского (В работе А. И. Вострикова назван Цугольский дацан, который был построен намного позднее, в 1831 г., в строительстве которого Д.-Д. Заяев не мог принимать участия) дацана. К сожалению, мы не имеем возможности указать точно, сохранился ли текст автобиографии хамбо-ламы Заяева, но можно утверждать, что Очиров, автор сочинения, хранящегося в нашем институте, при написании использовал эти сочинения.

Биографические сочинения, написанные бурятскими ламами, отличаются по форме от монгольских намтаров. Их можно уже назвать биографиями в современном понимании этого слова. Они конкретно излагают действительные события жизни, в них отсутствуют такие характерные для житий элементы, как описания всевозможных чудес, предсказания и сообщения о сверхъестественных способностях буддистских монахов.

Биографии бурятских лам являются неотъемлемой частью культурного наследия монголоязычных народов, и они еще ждут своих исследователей. Их изучение становится особенно актуальным сейчас, когда перед учеными как никогда остро стоят проблемы устранения такого явления, как анонимность истории, поэтому введение в научный оборот биографий бурятских лам, деятелей и их источниковедческое изучение помогут создать своеобразную галерею [35]


Комментарии

1. Бадмаев А. В. Зая-пандита. Списки калмыцкой рукописи "Биографии Зая-пандиты". Элиста, 1968; Бадмаев А. В. Роль Зая-пандиты в истории духовной культуры калмыцкого народа. Элиста, 1968; Дамдинсурэн Ц. Монголын уран зохиолын тойм. Б. 2. Улаанбаатар, 1976; Пурбуева Ц. П. "Биография Нейджи-тойна" - источник по истории буддизма в Монголии. Новосибирск, 1984; Bawden Ch. Jebtsundamba khutuktus of Urga. Text, transl. and notes // Asiatische Forschungen. Wiesbaden, 1961. Bd. 9; Heissig W. Neyici toyin. Das Leben eines lamaistischen Monches (1557-1653) // Sinologica. 1953, 1954; Heissig W. Mongolian source to the lamaist suppression of shamanism in the 17th century // Anthropos. 1953. Vol. 48; Heissig W. Toyin guosi guisi alias Toyin Coytu guisi: Versuch einer Identifizierung // Zentral Asiatische Studien. 1975. № 9; Nag dban blo bzan c'os ldan (1642-1714). Leben und historische Bedeutung des 1. (Pekinger) Lcan skya Khutukhtu. Dargestellt an Hand seiner mongolischen Biographie Subud Erike und anderer Quellen / Vorg. von K. Sagaster. Bonn, 1960.

2. Агван Лхарамба (Агван Доржиев). Дэлхийг эргэж бядсан домог сонирхлын бичиг тодий хэмээх / Пер. на современный монгольский язык Р. Отгонбаатара // Алтан хурд. Улаанбаатар, 1992. X. 103-128; Национальная интеллигенция и духовенство: история и современность // Тез. и мат-лы докл. республиканской научно-практической конференции. Улан-Удэ, 1994; "Предание о кругосветном путешествии", или повествование о жизни Агвана Доржиева / Пер. и сост. X. Ж. Гармаева, П. П. Пурбуева, Д. И. Бураев. Улан-Удэ, 1994; Страницы из жизни Агвана Доржиева: архивные материалы. Улан-Удэ, 1993; Agvan Dorjiev. Memoires of a Tibetan diplomat / Transl. and ed. by Thubden Jigme Norbu. Б/м. изд., 1990.

3. Дугар-Нимаев Ц.-А. О жанре хождений в бурятской литературе XIX века // Проблемы алтаистики и монголоведения. Вып. 1: Серия литературы, фольклора и истории. Элиста, 1974; Позднеев А. М. Монгольская хрестоматия для первоначального преподавания. Спб., 1900. С. 34-37; Сазыкин А. Г. Описание Тибета, составленное в XVIII в. бурятским паломником Дамба-Доржи Заяевым // Страны и народы Востока. Вып. 26. М., 1986. С. 117-125; Фонд рукописей и ксилографов отдела памятников письменности Востока БИОНа СО РАН, инв. №21.

4. Фонд рукописей и ксилографов ОППВ, инв. № Ml 19.

5. Востриков А. И. Тибетская историческая литература. М., 1962.

Текст воспроизведен по изданию: Средневековая культура Центральной Азии: письменные источники. Российская Академия Наук. Улан-Удэ. 1995

© текст - Ванчикова Ц. П. 1995
© сетевая версия - Тhietmar. 2005
© OCR - Казаров А. 2005
© дизайн - Войтехович А. 2001
© РАН. 1995