Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

Скоро после наивного купчины, верящего в 40 мучеников, Дербент посетил знаменитый ученый путешественник Адам Олиарий, оставивший описание города, а также давший его вид, послужившее источниками почти для всех позднейших писателей, говорящих о Дербенте. Герцог Шлезвиг-Голштинский, Фридрих, желая, завести прямую сухопутную торговлю с Персией, особенно шелком, отправил в 1633 г. послов, при которых Олеарий был секретарем, к царю Михаилу для испрошения разрешения на это. Посольство вернулось в Готторп в 1635 .г. Тогда Фридрих отправил второе посольство в Москву и Персию, в котором Олеарий был не только секретарем, но и советником. Посольство, вступив 15 октября 1636 г. в Каспийское море, должно было вследствие бури миновать Дербент, плыть далее вдоль персидского [62] берега и искать пристанища в 10 милях за Дербентом у персидской деревни Ниазабат, которую «у нас» называли Низовой. Здесь корабль посольства бросил якорь 13 ноября. Против Дербента и за ним более чем на 6 миль тянется исключительно скалистый грунт, так что нельзя бросить якорь; и у самого Дербента нет безопасной гавани, где бы можно было пристать и оставаться на долгое время в безопасности. 15 ноября произошло крушение корабля посольства, которое должно было продолжать путь в Шемаху сухим путем. «Та местность, где мы выбросились на берег, называлась Мюскюр; это была область и часть провиннии Ширвана или Старой Мидии. Она простирается от Дербента вдоль Каспийского моря до Гиляна, заключает в себе 200 деревень и находится под управлением дербентского султана или наместника Шахеверди-султана. В Шемахе жил хан или генерал-губернатор всей ширванской провинции». 22 декабря двинулись из Ниазабата. В Персии посольство оставалось до конца 1637 г.; 20 декабря с. г. оно покинуло Испагань и чрез Шемаху прибыло в Дербент 7 апреля 1638 г. Здесь несколько кизылбашей выехали к посольству на встречу и приняли его. Наместник Шахеверди султан не явился с ними, так как, по их словам, из за несогласия, возникшего между ним и солдатами, он не смел выехать из замка. Описанию Дербента Олеарий посвящает гл. 10 книги VI: «О городе Дербенте и о том, что здесь можно видеть достопримечательного. Что касается города Дербента, то персы полагают его под 85° долготы; ширину я определил здесь в 41° 50. Он тянется своими постройками в длину с З. на В. на полмили, а в ширину с С. к Ю. от одних ворот до других всего на 450 шагов. Он простирается от гор до моря, так что волны иногда быот еысоко о стены, а то и ударяют в них сверху. Город этот таким образом замыкает путь, идущий между морем и непроходимыми горами, и является здесь как бы ключем и железными воротами персидского царства. Никто не может пройти в этой местности, не заходя в тот город. Как не только о том сообщают все писатели, но как жители и теперь еще сообщают, город построен Искандером или Александром Великим. Им воздвигнуты, однако, лишь замок и одна стена, а именно южная, между тем как другая по сю сторону, к северу, была, по словам жителей, построена их древним достохвальным царем Науширваном. Обе стены одинаково высоки и широки и сложены из мощных квадратных камней, объемом в 4 и 6 кубических футов. На стене Александра над воротами на длинном камне были высечены 3 строки по сирийски, а в другом месте была арабская надпись и еще чуждые письмена,, довольно неясные вследствие древности. Я весьма точно срисовал город, чтобы его здесь воспроизвести. В нем различаются три части. Высшая из них, — это — замок на горе. Здесь живет наместник; эта часть была вооружена пушками и 500 солдат из двух племен: аюрумлу и койдурша. Средняя часть населена персами; позади она сильно опустошена, а именно собственным же их царем Эмир-Хемзе, сыном Худабенда, когда он вновь отнял ее у турки Мустафы, которому жители добровольно передались. Нижняя часть, длиною в 2000 простых шагов, совершенно лишена домов и имеет лишь не много садов и пашен. Как они говорят, она была населена греками, вследствие чего и по сию пору именуется Шахер-Юнан — городом греков. Обе стены стоят на скалах, так как и все побережье у Дербента исключительно скалистое, так что корабельщикам здесь останавливаться неудобно и опасно. Повыше города чрез горы, лесистые здесь, построена была стена толщиною в три фута, которая, как говорят, тянулась на 50 миль в сторону Понта. В иных местах она вся была срыта, в других стояли еще остатки ее высотою с колено или даже в рост человека. Нужно удивляться, сколько труда пошло на обработку камней и на складывание этой стены, а также городских стен, которые столь широки, что по ним можно ехать в телеге. Помимо стен в верхней части города были устроены на холмах еще многие внешние оплоты и особые укрепления Из них два ближайшие к [63] городу еще сохранили тот вид, в котором они построены, и заняты гарнизонов из солдат; они возведены в виде четырехугольников, с очень высокими стенами. Кроме того вокруг города на холмах расположены построенные из дерева и досок сторожевые дома или караулки. С них можно наблюдать окрестность и издали заметить подходящего врага; в данное время они были заняты стражею. В городе Дербенте нет, как утверждают некоторые писатели, христиан, здесь живут лишь магометане и иудеи, писавшие себя из колена Вениаминова. Здесь нет особой торговой деятельности, если не считать того, что татары доставляют сюда много краденых детей, а также взрослых турок и русских для продажи; их затем перепродают в Персию. Солдаты в городе, а также и некоторые из горожан, были люди отчаянные и дерзкие, о которых нельзя сказать доброго слова. Казалось, как будто они нарочно хотели нас ввязать в драку точно все еще со времен Ниазабата у них сохранилась злоба. По этому 8 с. м. послы после богослужения. произнесли след?ющее увещание к свите: «необходимо тихо и мирно оставаться в своих помещениях и под страхом строжайшего наказания не вдаваться в ссоры с кизылбашами или горожанами, а еще того менее оскорблять их. Если же, против ожидания, окажется, что кто либо завяжет ссору с персом, то пусть другие ему не помогают. Лучше пусть пострадает один, чем подвергнется опасности вся свита, как это было с индийцами при прибытии нашем в Испагань. На здешних жителей, как указал мехмандар и как и сами в достаточной мере могли заметить, нельзя было положиться». Среди, остальных достопримечательностей этого места по ту сторону города расположено было место погребения Джюмджума, о котором персы рассказывали след. истинную басню, записанную поэтом Фезули. Рассказывают, что Исса (так персы и турки называют Господа Христа), проходя однажды этим местом, увидел здесь череп мертвеца. Так как он желал узнать, что это был за человек, то он попросил Бога оживить его. Бог услышал молитву Иссы (он много значил у Бога) и оживил человека. Исса спросил, кто он такой. Тот отвечалъ: «Я был Джюмджуме, богатый царь этих земель. У меня был пышный двор и всего было вволю; соли ежедневно уходило в пищу — груз сорока верблюдов, У меня было 40000 поваров, 40000 музыкантов, 40000 мальчиков с жемчужинами в ушах, и столько же других слуг». (Когда мусульмане желают назвать большую цыфру, они, по примеру своего Магомета, обыкновенно пользуются цыфрой 40). Потом Джюмджуме спросил: А ты кто и какова твоя вера? Христос отвечал: «Я Исса и владею единою спасающею религиею». Джюмджуме сказал: «В таком случае и я приму твою религию». Но в тоже время он попросил Иссу, что бы тот снова позволил ему умереть, так как, оставшись без страны и людей, как того легко было ожидать, он не хотел более жить. После этого Исса вновь позволил ему умереть, и он здесь похоронен. На этой гробнице, недалеко от стены, стоит большое старое дерево и сложена из камня в 5 локтей вышиною и в 8 локтей диаметром площадка, в роде сцены, к которой ведут ступени. По сю сторону Дербента мы застали чрезвычайно много надгробных и могильных плит; их было несколько тысячь штук; они были длиною более человеческого роста, закруглены в роде полуцилиндров, и выдолблены, так что можно было лежать в них; на них были высечены арабские и сирийские письмена. Об этих могилах жители рассказывали след. историю. Жил будто бы в древние времена, однако уже после Магомета, в Индии царь по имени Кассан, по происхождению из нации «Окус», живущей за Эльбурсом в Табессерани, где теперь много иудеев. У него была ожесточенная .борьба с дагестанскими татарами, которых они зовут лезги, в этом самом месте. Он победил их, убив несколько тысяч человек; могилы наиболее знаменитых из убитых он велел выложить могильными плитами такого рода и такой формы. Среди других мест погребения еще [64] особое, окруженное стеною, находилось в сторону моря. Здесь лежали рядом сорок подобных огромных надгробных плит и были водружены многие флаги. Персы называют это место погребения — джилтенан, а турки и татары — керхлер. Здесь, как говорят, погребены 40 князей, святых мужей, погибших в той же битве; персы и татары ежедневно приходят сюда молиться. Прежде здесь учреждена была выдача богатой милостыни. Теперь же это место стережется лишь одним стариком, живущим здесь; он сам живет милостынею от тех, кто приходит для посещения могил. Царь Кассан, умерший позже своею смертью, похоронен у Тавриза при р. Аджи («горькая вода»). Там и теперь можно видеть его гробницу. Место погребения его супруги царицы Бурлэ показывают у крепости Уруми. Говорят, что могила в 40 фут длиною. Жители утверждают, что. эта прежняя нация отличалась людьми гораздо более высокими и сильными, чем нынешние. 13 апреля сюда прибыли 50 татар, мужчин и женщин. Нa следующий день, 10 зилходжз, когда праздновалось жертвоприношение Авраама, они пришли к керхлеру, чтобы по своему обычаю принести жертву. Они шли друг за другом, целовали надгробные плиты, держали руки над ними и молились». 12 апреля посольство, которому султан ничего не доставлял, собралось в путь, но 13-го, когда хотело уходить, султан велел запереть пред ним ворота и объяснил, что он не может выпустить их без конвоя, ибо узнал, что Осмин (уцмий) хочет напасть на посольство, конвой же в этот день не не может быть, снаряжен. По просьбе посольства, султан разрешил им выйти из города, когда оно обещалось подождать вне города до следующаго дня, когда конвой будет готов. После этого ворота отворили, посольство прошло четверть мили за городом и расположилось рядом с виноградником, где небольшая река образует границу между персидскими и дагестанскими татарами. «Здесь мы встретили гробницы еще двух мусульманских святых: одна из них — Пир-Мухара — была в поле, другая — Имам-Курхуда в горе. Про Курхуда говорят, что он был другом Магомета, всегда держался у ног его, учился;у него и прожил после его смерти еще 300 лет. Он направился, как говорят, к царю Кассану, играл перед ним на лютне и пел песни, в которых убеждал царя к войне с лезгинами. Когда он предпринял обращение лезгин или дагестанских татар, бывших язычниками, и открыто стал среди них проповедовать, они убили его. Его могила представляет большую пещеру, высеченную в скалистой горе. Гроб его был сколочен из 4 досок; далеко назади, в отверстии, поднимавшемся на 2 локтя от земли, он представлял весьма бедное зрелище и был виден для каждого. В предыдущей день я заходил туда, тщательно осмотрел все и не нашел никаких украшений. В качестве хранительницы гроба сидела старуха. Но на этот день, когда происходило паломничество для принесения жертвы, почва была выложена цыновками, а перед отверстием, где находился гроб, повесили кусок золотой парчи. Из города издалека пришли многие женщины и девушки, прошли босиком в пещеру, целовали гроб и садились на земь, чтобы помолиться о том, чего каждая из них желала. После молитвы, оне жертвовали кое-что старухе, которая также считается святою и днем и ночью у гроба поддерживает горящую лампаду. Жертвы состояли в сыре, масле, молоко, хлебе, деньгах, вине и т. п. В течение всей следующей ночи мы в нашем лагере слышали, как у этого места погребения, а также у места погребения сорока святых, раздавался сильный крик, как бы от лиц, которыя веселились, плясали, а то и выли. Получалосьвпечатление чего то языческого и варварского. 14 апреля посольство, все таки без конвоя, оставило персидскую границу.

(пер. ??)
Текст воспроизведен по изданию: История города Дербента. Темир-Хан-Шура. 1906

© текст - Козубский Е. И. 1906
© сетевая версия - Тhietmar. 2003
© дизайн - Войтехович А. 2001