ОБ АЛЬБОМЕ ОЛЕАРИУСА.

В первой апрельской книжке. «Москвитянина», вы первый известили нашу публику о существовании альбома Олеариуса. Я вспомнил при этом, что уже прежде читал об этом альбоме, в отчетах «Германского Восточного Общества». В надежде отыскать подробные сведения об этой достопримечательности, столько же Интересной для нас, как и для соотечественников Олеария, — я отыскал статейку, но — увы! — она еще короче вашей. Вот слово в слово, что в ней сказано (Протокол заседания Общества, октября 1845 г.; Jahresbericht der deutsch, morgenlaend. Gesell. 1845, c. 70.).

«Профессор Гасслер (Hassler) показал собранию Альбом знаменитого немецкого путешественника Адама Олеариуса, доставшийся ему по счастливому случаю (durch einen guenstigen Zufall), и привел из «Альбома несколько образчиков. Многие высокие лица, знаменитые и «заслуженные современники путешественника, — в том числе Персияне. Арабы, Турки, Татары и другие азиятцы (в число «Asiaten» Немецкие ученые включили и Москвитян!) — выписали на намять Олеарию изречения и стихи, и сделали его Альбом истинною полиглоттою дружбы. Это один из благороднейших литературных памятников, можно даже сказать, исторический клейнод Немецкого народа, который следовало бы приобрести для одной из больших публичных библиотек нашего отечества. И профессор Гасслер наверное не уступит этой книги иностранным любителям редкостей, и обеспечит дальнейшую судьбу ее».

Каким образом из рук Гасслера альбом достался Саратовскому доктору, неизвестно. Знаем только, что Гасслер, не смотря на просьбы членов Немецкого Восточного Общества сообщить для помещения в журнале этого Общества отрывки из Альбома, и на [380] данные им обещания, никакого известия об этой рукописи не хотел написать, — рассчитывая, вероятно, этот «исторический клейнод немецкого народа и сбыть повыгоднее тем «иностранным любителям редкостей», против которых так вооружились бескорыстные сочлены его, напоминая ему оффициально о полиглотте дружбы».

У нас теперь не мало собирателей редкостей и древностей, и весьма желательно, чтобы кто-нибудь из них приобрел альбом путешественника, описавшего так занимательно быт Руси времен Михаила Феодоровича и Алексея Михаиловича. Если же, в самом деле, обладатели Альбома решились не отдавать его в чужие руки; то все-таки следует воспользоваться вторичным пребыванием этой рукописи в России и снять с него точный снимок для одного из русских музеев….

Текст воспроизведен по изданию: Об альбоме Олеариуса // Москвитянин, № 22. 1851

© текст - Погодин М. П. 1851
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Андреев-Попович И. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Москвитянин. 1851